Рабочая программа по " Физической географии материков и океанов"
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по курсу « Физическая география материков и океанов» для учащихся 7-х классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) .Рабочая программа разработана на основе авторской программы И. В. Душиной по географии материков и океанов. 7 класс, (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост.С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2016.), составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре рабочих программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog_7_kl_-_kopiya.docx | 70.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Физическая география материков и океанов» для учащихся 7-х классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) .Рабочая программа разработана на основе авторской программы И. В. Душиной по географии материков и океанов. 7 класс, (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост.С.В.Курчина.-М.:Дрофа,2016.), составленной в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре рабочих программ.
Распределение учебных часов
На изучение географии в 7 классе отводится 68 часов, т. е. 2 часа в неделю , из них 2 часа-резервное время. Практических работ-.26
Виды работ, используемых для текущего контроля знаний и умений учащихся , критерии оценивания работ.
Используются такие формы организации учебного процесса, как классно-урочные, групповые, индивидуальные, фронтальные, коллективные, самостоятельные.
Формы урока: урок новых знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, семинар, практическая работа, самостоятельная работа, беседа, дискуссия, диспут, рассказ, деловая игра,.
Устные : фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Письменные: практическая работа.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
1. Устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный.
Наличие неточностей в изложении географического материала. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений. Понимание основных географических взаимосвязей. Знание карты и умение ей пользоваться. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3"ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.). Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала. Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание: по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка качества выполнения практических работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
- Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
- При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
- Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
- Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
- Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
- Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
- Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
- Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
- При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
- Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Критерии оценивания работы на контурной карте
Отметка «5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение одного - трёх объектов.
Отметка «3» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Отметка» «2 выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (не наносите «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации
Критерии оценивания тестовой работы
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы; 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных
ответов.
Содержание учебного предмета
№ п./п. | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
Введение. | 2 | 1 | |
Главные особенности природы Земли | 12 | 6 | |
Океаны и материки | 50 | 17 | |
Географическая оболочка | 2 | 2 | |
Повторение по курсу (резервное время) | 2 | ||
ИТОГО | 68 | 26 |
Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов .
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Что изучают в курсе «География материков и океанов». Материки(континенты) и острова. Части света.
Как люди открывали и изучали землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.
Источники географической информации. Карта-особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта –особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.
Практическая работа. 1.Группировка карт учебника и атласа по разным признакам..
Раздел I Главные особенности природы Земли(9 ч)
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ-2ч.
Происхождение материков и океанов. Происхождение земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы.. Карта строения земной коры.. Сейсмические пояса земли.
Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил-основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли..
Практическая работа. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ-2ч.
Распределение температуры воздуха, поясов и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.
Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.
Практическая работа. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков ; оценка климатических условий материка для жизни населения.
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН-ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ-2ч.
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане.. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане.
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА-3ч.
Строение и свойства географической оболочки. Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.
Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.
Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.
Практическая работа. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.
Тема 5. Население Земли- 3ч.
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты.. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.
Практические работы.6 Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.
Раздел II Океаны и материки (50ч)
Океаны (2 ч).
Тема 1. ОКЕАНЫ: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый
Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Практические работы. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).
ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (1 ч)
Общие особенности природы южных материков.
Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.
АФРИКА (10 ч)
Географическое положение. Исследования Африки.
Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.
Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.
Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.
Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.
Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.
Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.
Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.
Практические работы. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11. Определение но картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (5 ч)
Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.
Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.
Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.
Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.
Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.
Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.
Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.
Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.
Практические работы. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.
АНТАРКТИДА (1 ч)
Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.
Практические работы. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.
СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ (1ч)
Общие особенности природы северных материков.
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.
Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.
Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.
Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.
Практические работы. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики.
ЕВРАЗИЯ (16 ч)
Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.
Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.
Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.
Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.
Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.
Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.
Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.
Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.
Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.
Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.
Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.
Практические работы. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.
- Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.
- Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.
Географическая оболочка — наш дом (2 ч)
Закономерности географической оболочки.' Закономерности географической оболочки; целостность, ритмичность, зональность.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Практические работы. 25. Моделирование на контурной карге размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры.
Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
Показывать материки и части света,
приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов,
давать характеристику карты,
читать и анализировать карту,
называть и показывать по карте крупные формы рельефа, объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры,
объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков,
называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики,
делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов,
показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод,
приводить примеры влияние Мирового океана на природу материков,
приводить примеры природных комплексов,
составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов,
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
читать комплексную карту;
показывать наиболее крупные страны мира,
показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
показывать наиболее крупные государства на материках;
уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека,
приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;
объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения
Тематическое планирование
по «Физической географии материков и океанов»
в 7 классе.
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Вид проводимой на уроке работы(практическая) | Примечания |
Введение (2ч) | ||||
1 | Как люди открывали и изучали Землю. | 1 | ||
2 | Источники географической информации. Практическая работа 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. | 1 | 1.ПР. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. | |
Раздел I Главные особенности природы Земли(9 ч) Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ-2ч. | ||||
3 | Происхождение материков и океанов. | 1 | ||
4 | Рельеф Земли Практическая работа 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору). | 1 | 2.ПР. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору). | |
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ-2ч. | ||||
5 | Распределение температуры воздуха, поясов и осадков на Земле. Практическая работа 3. Характеристика климата по климатическим картам | 1 | 3.ПР. Характеристика климата по климатическим картам | |
6 | Климатические пояса Земли. Практическая работа 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков ; оценка климатических условий материка для жизни населения. | 1 | 4. ПР. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков ; оценка климатических условий материка для жизни населения | |
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН-ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ-2ч. | ||||
7 | Воды Мирового океана. | 1 | ||
8 | Жизнь в океане. | 1 | ||
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА-3ч. | ||||
9 | Строение и свойства географической оболочки | 1 | ||
10 | Природные комплексы суши и океана | 1 | ||
11 | Природная зональность. Практическая работа 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. | 1 | 5.ПР. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. | |
Тема 5. Население Земли- 3ч. | ||||
12 | Численность населения Земли. Практическая работа 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира | 1 | 6.ПР. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира | |
13 | Народы и религии мира. Практическая работа 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов | 1 | 7.ПР. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов | |
14 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население | 1 | ||
Раздел II Океаны и материки (50ч) Океаны (2 ч). | ||||
15 | Тихий, Индийский океаны. Практическая работа 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). | 1 | 8.ПР. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). | |
16 | Атлантический, Северный Ледовитый океаны. Практическая работа 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору). | 1 | 9.ПР. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору). | |
ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (1 ч) | ||||
17 | Общие особенности природы южных материков. АФРИКА (10 ч) | 1 | ||
18 | Географическое положение. Исследования Африки. | 1 | ||
19 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | ||
20 | Климат. Внутренние воды. | 1 | ||
21 | Природные зоны. | 1 | ||
22 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | 1 | ||
23 | Население. | 1 | ||
24 | Страны Северной Африки. Алжир. Практическая работа 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. | 1 | 12.ПР. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. | |
25 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Практическая работа 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. | 1 | 10.ПР. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. | |
26 | Страны Восточной Африки. Эфиопия. | 1 | ||
27 | Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Практическая работа 11. Определение но картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки | 1 | 11.ПР. Определение но картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. | |
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (5 ч) | ||||
28 | Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | ||
29 | Климат Австралии. Внутренние воды. | 1 | ||
30 | Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. | 1 | ||
31 | Австралийский Союз. Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору). | 1 | 13.ПР. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору). | |
32 | Океания. Природа, население и страны. | 1 | ||
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7 ч) | ||||
33 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | 1 | ||
34 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | ||
35 | Климат. Внутренние воды. | 1 | ||
36 | Природные зоны. | 1 | ||
37 | Население. | 1 | ||
38 | Страны Востока материка. Бразилия. Практическая работа 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины | 1 | 14.ПР. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины | |
39 | Страны Анд. Перу. Практическая работа 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. | 1 | 15.ПР. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. | |
АНТАРКТИДА (1 ч) | ||||
40 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Практическая работа 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем. | 1 | 16.ПР. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем. | |
СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ (1ч) | ||||
41 | Общие особенности природы северных материков. | 1 | ||
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч) | ||||
42 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | 1 | ||
43 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | ||
44 | Климат. Внутренние воды. | 1 | ||
45 | Природные зоны. Население. | 1 | ||
46 | Канада. | 1 | ||
47 | Соединенные Штаты Америки. Практическая работа 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. | 1 | 17.ПР. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. | |
48 | Средняя Америка. Мексика. Практическая работа 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. | 1 | 18.ПР. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. | |
ЕВРАЗИЯ (16 ч) | ||||
49 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии. | 1 | ||
50 | Особенности рельефа, его развитие. | 1 | ||
51 | Климат. Внутренние воды. | 1 | ||
52 | Природные зоны. | 1 | ||
53 | Народы и страны Евразии. Практическая работа 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. | 1 | 19.ПР. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. | |
54 | Страны Северной Европы. Практическая работа 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. | 1 | 20.ПР. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. | |
55 | Страны Западной Европы. Великобритания. | 1 | ||
56 | Страны Западной Европы. Франция. Германия. Практическая работа 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. | 1 | 21.ПР. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. | |
57 | Страны Восточной Европы. | 1 | ||
58 | Страны Южной Европы. Италия. | 1 | ||
59 | Страны Юго-Западной Азии. Практическая работа 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. | 1 | 22.ПР. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. | |
60 | Страны Центральной Азии. | 1 | ||
61 | Страны Восточной Азии. Китай. Практическая работа 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. | 1 | 23.ПР. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. | |
62 | Япония. | 1 | ||
63 | Страны Южной Азии. Индия. Практическая работа 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. | 1 | 24.ПР. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. | |
64 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 | ||
Географическая оболочка — наш дом (2 ч) | ||||
65 | Закономерности географической оболочки. Практическая работа 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. | 1 | 25.ПР. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. | |
66 | Взаимодействие природы и общества. Практическая работа 26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры | 1 | 26.ПР. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры | |
67 | Повторение. Главные особенности природы Земли. | 1 | ||
68 | Повторение. Океаны и материки. | 1 | ||
Итого | 68 | 26 |
Лист корректировки.
Дата и тема непроведенного урока | Причина, номер приказа | Способ корректировки | Дата и тема урока с учетом корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Курсу "География. Материки и Океаны" (7 класс)
Рабочая программа разработана на основании авторской программы Е.М. Домогацких....
Рабочая програма по курсу "География материков и океанов".
Рабочая программа по курсу "География материков и океанов"...
Географическая номенклатура по физической географии материков и океанов.
Данный материал содержит перечень географической номенклатуры по физической географии материков и океанов, именно в этом курсе географии учащиеся знакомятся с большим количеством географических объект...
Рабочая программа по курсу география материков и океанов 7 класс.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Примерной программой по географии классической линии учебно-методического к...
Физическая география материков и океанов. Африка. Часть 2. (Для учащихся с применением ДОТ)
В работе представлены материалы для узучения физической географии материков и океанов, раздел "Африка". В данной части представлена информация по описанию физико-географических особенностей континента...
Рабочая программа по курсу географии "Материки, океаны, народы и страны". 7 класс
Рабочая программа по курсу географии "Материки, океаны, народы и страны". 7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю...
КТП 7 класс "Физическая география материков и океанов"
Календарно-тематическое планирование 7 классФизическая география материков и океанов...