Рабочая программа по географии 6 класс ИЕ.М. Домогацких
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии 6 класс ИЕ.М. Домогацких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_geografii_6_klass_k_uchebniku_e.m._domogatskih.docx | 83.02 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО методическим советом школы протокол от ___________201___ г. №___ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от ______________ 201___ г. №_______ |
Рабочая программа
учебного предмета «География»
6 класс
(основного общее образование)
на 2018 -2019 учебный год
Составитель: Истомина С.А.
учитель биологии, географии.
с. Кулунда 20118г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010 №1897);
2. Федерального перечня учебников на 2014 – 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
3. Основной образовательной программой основного общего образования;
4. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 24.05.18 г. № 60/1 – О;
5. Программа курса «География»5-9 классы/ авт.- сост. Е.М. Домогацких . -М.: ОО «Русское слово-учебник», 2016.-120с.
6. Годового календарного графика на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора школы от 30.08.18 г
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту среднего общего образования по географии, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Задачи:
- овладениеучащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях, также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;
- формированиеумений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, карт и других источников географических знаний;
- развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;
- применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю. Данная программа предназначена для учащегося, находящегося на индивидуальном обучении. В связи с этим, согласно учебному плану на 2018-2019 учебный год, на изучение учебного курса географии отводится 0,25 в неделю,8,5 часов в год. Практических работ -8
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностномусамоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию рос- сийской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебнойдеятельностииорганизацииучебногосотрудничестваспедагогамиисверстниками,построение индивидуальной образовательнойтраектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных исоциально-про- ектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
должны отражать:
1) воспитаниероссийскойгражданскойидентичности:патриотизма,уважениякОтечеству,прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знаниеистории,языка,культурысвоегонарода,своегокрая,основкультурногонаследиянародовРоссиии человечества;усвоениегуманистических,демократическихитрадиционныхценностеймногонациональногороссийскогообщества;воспитаниечувстваответственностиидолгапередРодиной;
2) формированиеответственногоотношениякучению,готовностииспособностиобучающихсяксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построениюдальнейшейиндивидуальнойтраекторииобразованиянабазеориентировкивмирепрофессийипрофессиональныхпредпочтений,сучётомустойчивыхпознавательныхинтересов,атакженаосновеформированияуважительногоотношенияктруду,развитияопытаучастиявсоциальнозначимомтруде;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современногомира;
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, егомнению,мировоззрению,культуре,языку,вере,гражданскойпозиции,кистории,культуре,религии, традициям,языкам,ценностямнародовРоссииинародовмира;готовностииспособностивестидиалогс другимилюдьмиидостигатьвнёмвзаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественнойжизнивпределахвозрастныхкомпетенцийсучётомрегиональных,этнокультурных,социальных и экономическихособенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностноговыбора,формированиенравственныхчувствинравственногоповедения,осознанногоиответственного отношения к собственнымпоступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческойидругихвидовдеятельности;
8)формированиеценностиздоровогоибезопасногообразажизни;усвоениеправилиндивидуального иколлективногобезопасногоповедениявчрезвычайныхситуациях,угрожающихжизнииздоровьюлюдей,правилповедениянатранспортеинадорогах;
9)формированиеосновэкологическойкультуры,соответствующейсовременномууровнюэкологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненныхситуациях;
10)осознаниезначениясемьивжизничеловекаиобщества,принятиеценностисемейнойжизни,уважительноеизаботливоеотношениекчленамсвоейсемьи;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетическогохарактера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения,ставитьиформулироватьдлясебяновые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанновыбиратьнаиболееэффективныеспособырешенияучебныхипознавательныхзадач
- умениесоотноситьсвоидействияспланируемымирезультатами,осуществлятьконтрольсвоейдеятельностивпроцесседостижениярезультата,определятьспособыдействийврамкахпредложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответствиисизменяющейсяситуацией;
- умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственныевозможностиеёрешения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выборавучебнойипознавательнойдеятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательныхзадач;
- смысловоечтение;
- умениеорганизовыватьучебноесотрудничествоисовместнуюдеятельностьсучителемисверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозицийиучётаинтересов;формулировать,аргументироватьиотстаиватьсвоёмнение;
- умениеосознанноиспользоватьречевыесредствавсоответствиисзадачейкоммуникациидлявыражениясвоихчувств,мыслейипотребностей;планированияирегуляциисвоейдеятельности;владение устнойиписьменнойречью,монологическойконтекстнойречью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далееИКТ-компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
должны отражать:
- формированиепредставленийогеографии,еёроливосвоениипланетычеловеком,огеографическихзнанияхкаккомпонентенаучнойкартинымира,ихнеобходимостидлярешениясовременныхпрактическихзадаччеловечестваисвоейстраны,втомчислезадачиохраныокружающейсредыирациональногоприродопользования;
- формированиепервичныхкомпетенцийиспользованиятерриториальногоподходакакосновыгеографического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемсямиреиадекватнойориентациивнём;
- формированиепредставленийиосновополагающихтеоретическихзнанийоцелостностиинеоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,особенностяхприроды,жизни,культурыихозяйственнойдеятельностилюдей,экологических проблемахнаразныхматерикахивотдельныхстранах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментовдля определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, втом числе её экологическихпараметров;
- овладениеосновамикартографическойграмотностиииспользованиягеографическойкартыкакодного из языков международногообщения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасностиокружающейсреды,адаптациикусловиямтерриториипроживания,соблюдениямербезопасностивслучаеприродныхстихийныхбедствийитехногенныхкатастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитиюилирешениюэкологическихпроблемнаразличныхтерриторияхивакваториях;уменийинавыковбезопасногоиэкологическицелесообразногоповедениявокружающейсреде
Содержание тем учебного курса по географии 6 класс.
6 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Земля во Вселенной | 5 | 1 | 0 |
2 | Географическая карта | 5 | 2 | 1 |
3 | Литосфера | 7 | 2 | 1 |
4 | Атмосфера | 8 | 1 | 1 |
5 | Гидросфера | 4 | 1 | 1 |
6 | Биосфера | 2 | 1 | 0 |
7 | Почва и геосфера | 4 | 2 | 1 |
Итого | 35 | 10 | 5 |
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Практические работы:
- Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
- Определение направлений и расстояний по карте.
- Составление простейшего плана местности.
- Чтение тематических карт.Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы:
- Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
- Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
- Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии:
Владимир Иванович Вернадский
Практическая работа:
1.Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии:
Василий Васильевич Докучаев
Практические работы:
- Описание природных зон Земли по географическим картам.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская.
Плоскогорья: Среднесибирское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал.
Формы организации работыобучающихся:
Индивидуальная; фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы;
Виды деятельности обучающихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
Формы контроля:
Тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ГЕОГРАФИИ
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, географических закономерностей, теорий,событий;
- построитполныйитематическиправильныйответ,опираясьнаранееизученныйматериал;
- выделяетсущественные признаки географических объектов и явлений;
- использует примеры для подтверждения теоретическихположений;
- аргументированноотстаиваетсвоюточкузрения,делаяанализ,формулируяобобщенияивыводы;
- устанавливаетмежпредметныеивнутрипредметныесвязимеждусобытиями,объектамииявлениями;
- применяетполученныезнаниявнезнакомойучебнойижизненнойситуации;
- обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя чёткие и однозначныеформулировки;
- строит логически связный ответ, используя принятую географическуютерминологию;
- делает обоснованныевыводы;
- формулирует точные определения терминов и даёт научное толкование основных понятий,законов;
- творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебнуюзадачу;
- излагает тематический материал литературнымязыком;
- отвечаетнадополнительныевопросыучителя,одноклассников,участвуявдиалогеилиполилоге;
- самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебныхцелей;
- применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в географии знаково-символьную систему условныхобозначений;
- при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений иопытов;
- самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;
- допускаетнеболееодногонедочёта,которыйлегкоисправляетпотребованиюучителя;
- владеет сформированными навыками работы сприборами;
- умеетпреобразовыватьтематическуюинформациюизодноговидавдругой;
- демонстрируетзнаниекартыииспользованиееёприрешенииучебнойзадачи;
- показываетсформированностьзнаний,предметныхиуниверсальныхучебныхдействий.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- демонстрирует знание изученного тематическогоматериала;
- даётсамостоятельный,полныйитематическиправильныйответ,приэтомдопускаетнезначительныеошибкиинедочётыпривоспроизведениитематическогоматериала;
- даётопределенияпонятийитерминов,допускаянебольшиенеточностивформулировкахиливыводахиобобщенияхнаосновепроведённыхнаблюденийиопытовилиприиспользованиивответенаучнойтерминологии;
- материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи другихобучающихся;
- подтверждает теоретические высказыванияпримерами;
- осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или другихобучающихся;
- умеетсамостоятельновыделятьосновныеположениявтематическомматериале;
- обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений иопытов;
- формулируетвыводы;
- устанавливает внутрипредметные и межпредметныесвязи;
- рименяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании географическогоматериала;
- соблюдает основные правила построения ответа, используя при этом литературнуюречь;
- составляет связное и логически последовательное высказывание, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путём ответов на наводящие вопросы учителя или другихобучающихся;
- имеетпредставленияобэлементарныхреальныхпонятиях;
- понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемыми объектами иявлениями;
- в основном знает содержание карты и умеет ею пользоваться при ответе на поставленныйвопрос;
- при решении географических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;
- восновномпоказываетсформированностьзнаний,предметныхиуниверсальныхучебныхдействий.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- усвоил основное тематическоесодержание;
- имеетпробелывусвоениипрограммногоматериала,невлияющиенадальнейшееусвоениетематическогосодержания;
- материализлагаетфрагментарно,отсутствуетлогикавизложении;
- показываетнедостаточнуюсформированностьзнаниятематическогоматериала,предметныхиуниверсальных учебныхдействий;
- допускаетошибки в формулировании выводов и обобщений;
- слабо аргументируетвысказывания;
- допускаетошибкиинеточностивиспользованиинаучнойтерминологии;
- определения понятий, терминов даёт недостаточно чёткие, путаясь вформулировках;
- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при ихтрактовке;
- имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретныхпримеров;
- отвечаетнеполнонанаводящиевопросыучителяилидругихобучающихсяилидаётрепродуктивный ответ,не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;
- отвечаетнеполнонавопросыучителяилидругихобучающихся,допускаяодну-двегрубыеошибки в изложении программногоматериала;
- слабо знает географическуюноменклатуру;
- отсутствуютнавыки инструментального определения количественных показателей, характеризующих состояние объекта илиявления;
- имеетгеографическиепредставления,сформированныенабытовомуровне;
- используеткартунанедостаточномдлядемонстрациитеоретическихположенийответауровне;
- устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или другихобучающихся.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- неусвоилинераскрылосновноесодержаниетематическогоматериала;
- не сформулировалвыводы и не сделал обобщения;
- не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленныхвопросов;
- неимеетсформированныхпредметныхиуниверсальныхучебныхдействий;
- не умеет применять предметные и универсальные учебные действия к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемомуалгоритму;
- допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсужденияответа;
- допускает грубые ошибки при работе с картой;
- не владеет научнойтерминологией;
- не знает географическуюноменклатуру.
Отметка «1» ставится, если обучающийся:
- не может ответить ни на один из поставленныхвопросов;
- полностью не усвоил программныйматериал.
Рекомендации учителю:
- вопросдолженбытьсформулированнаосновеиспользуемойнаучнойтерминологии;
- необходимодатьанализответаобучающегосянаосновезаранееоговорённыхкритериев;
- отметка должна бытьобоснованной;
- в процесс обсуждения ответа могут быть вовлечены другиеобучающиеся.
Письменная работа Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- выполнилработубезошибокинедочётов;
- илидопустилвработенеболееодногонедочёта;
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному
ответу.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- выполнил работуполностью;
- или допустил в работе не более одной негрубой ошибки и одного недочёта или не более двух недочётов.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- правильновыполнилнеменееполовиныотполногообъёмаработы;
- илидопустилвработенеболеедвухгрубыхошибок,илинеболееоднойгрубойиоднойнегрубой ошибкииодногонедочёта,илинеболеедвух-трёхнегрубыхошибок,илиоднойнегрубойошибкиитрёх
недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- допустилколичествоошибоки(или)недочётов,превышающеенормудлявыставленияотметки«3»;
- илиеслиправильновыполнилменееполовиныобъёмаработы.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному
ответу.
Отметка «1» ставится, если обучающийся:
Тест
- не приступал к выполнениюработы;
Количество заданий | Время выпол- нения работы, минуты | Отметка на количество правильно выполненных заданий | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
10 | 10—15 | 9—10 | 7—8 | 5—6 | Менее 5 | Обучающийся не приступал к выпол- нению работы |
20 | 20—30 | 18—20 | 14—17 | 10—13 | Менее 10 | |
30 | 30—45 | 27—30 | 22—26 | 15—21 | Менее 15 |
- илиправильновыполнилменее10%объёмаработы.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Рекомендации учителю:
- отметки с анализом письменных работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее, чем через 3—4 дня или на следующемуроке;
- необходимопровестиработунадошибками,предусматривающуюустранениепробеловвтематическихзнаниях,навыкахпредметнойиуниверсальнойучебнойдеятельности.
Рекомендации учителю:
- отметки с анализом тестовых работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее,чем через 3—4 дня или на следующемуроке;
- необходимопровестиработунадошибками,предусматривающуюустранениепробеловвтематическихзнаниях,навыкахпредметнойиуниверсальнойучебнойдеятельности.
Практическая работа (в том числе на основе работы с картой) Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- выполнил работу в полном объёме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритмадеятельности;
- самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числеинструментальные;
- продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательногорезультата;
- аккуратно оформил результатыработы;
- выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- выполнил работу в полном объёме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритмадеятельности;
- допустилотклонениевпоследовательностивыполненияработы,неповлиявшеенарезультативность деятельности, то есть конечныйрезультат;
- использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числеинструментальные;
- продемонстрировал владения теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательногорезультата;
- аккуратно оформил результатыработы;
- допустил неточности или небрежности в оформлении результатов работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному
ответу.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- выполнил работу с помощью учителя или другихобучающихся;
- использовал предложенный учителем алгоритм выполненияработы;
- затратилбольше установленного времени на выполнение работы;
- показал знание теоретического материала, но имел затруднения в практическом егоприменении;
использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числеинструментальные. Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практи- ческойработы;
- не владеет теоретическими знаниями для проведенияработы;
- не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обуче- ния, необходимые для проведенияработы;
- не может использовать предложенный учителем или другими обучающимися алгоритм выполне- нияработы;
- выполнил менее 50% от объёмаработы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устномуответу.
Отметка «1» ставится, если обучающийся:
- не выполнил практическуюработу;
- выполнил менее 10% от объёмаработы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устномуответу.
Рекомендации учителю:
- отметкисанализомпрактическихработдоводятсядосведенияобучающихся,какправило,непозднее, чем через 3—4 дня или на следующемуроке;
- необходимопровестиработунадошибками,предусматривающуюустранениепробеловвтематическихзнаниях,навыкахпредметнойиуниверсальнойучебнойдеятельности.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Состав УМК
- Программа курса «География.5—9классы» /авт.-сост.Е.М.Домогацких.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 классаобщеобразовательныхучреждений.
- БолотниковаН.В.МетодическиерекомендациикучебникуЕ.М.Домогацких,Н.И.Алексеевского«География» 6 класс.
- РяховскийС.В.Текущийиитоговыйконтрольпокурсу«География».6класс: контрольно-измери- тельныематериалы.
- Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География». 6класс.
Свободные образовательные Интернет - ресурсы:
- http://pedsovet.su/ - сообщество взаимопомощи учителей
- https://www.google.ru
- http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования
- http://infourok.ru/geografija.html – библиотека методических материалов для учителя
- http://project.1september.ru/subjects/3 - фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
- http://interneturok.ru/ - видео уроки по предмету
- http://nsportal.ru/user/register - социальная сеть работников образования
- http://www.yandex.ru
Календарно - тематическое планирование.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение - 1 час | |||
1. | Что такое география? История географических открытий. | ||
Тема 1. Земля как планета - 5 часов. | |||
2. | Планеты солнечной системы. | ||
3. | Форма, размеры и движение Земли. | ||
4. | Система географических координат. | ||
5. | Времена года. | ||
6. | Пояса освещенности. | ||
Тема 2. Географическая карта - 5 часов. | |||
7. | Масштаб карты. | ||
8. | Виды условных знаков. | ||
9. | Стороны горизонта. | ||
10. | Изображение рельефа на карте (дается ознакомительно). | ||
11. | Итоговое занятие по теме "Географическая карта". | ||
Тема 3. Литосфера - 6 часов. | |||
12. | Строение земного шара. Горные породы. | ||
13. | Полезные ископаемые. | ||
14. | Движение земной коры. | ||
15. | Выветривание горных пород. | ||
16. | Рельеф суши и дна океана. | ||
17. | Обобщение и повторение по теме "Литосфера". | ||
Тема 4. Атмосфера - 8 часов. | |||
18. | Строение атмосферы. | ||
19. | Температура воздуха. | ||
20. | Атмосферное давление. | ||
21. | Движение воздуха. | ||
22. | Вода в атмосфере. | ||
23. | Погода. | ||
24. | Климат. | ||
25. | Повторение и обобщение по теме "Атмосфера" | ||
Тема 5. Гидросфера - 4 часа. | |||
26. | Единство гидросферы. Мировой океан. | ||
27. | Воды суши: реки и озера. | ||
28. | Воды суши: подземные воды и природные льды. | ||
29. | Повторение и обобщение по теме "Гидросфера". | ||
Тема 6. Почва и геосфера - 4 часа. | |||
30. | Царства живой природы. Биосфера: охрана природы. | ||
31. | Почва. | ||
32. | Природный комплекс. | ||
33. | Природные зоны. | ||
34 | Итоговое занятие. | ||
35. | Резервный урок. |
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела програм-мы | № | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практическая работа | Д/З | ||
Предметные | метапредметные | личностные | |||||||
Введение (1 час) | 1 | Что изучает география | Формирование представлений о географии как наука, предмете географии, источниках получения географических знаний, о развитии географических знаний человека о Земле. | Составление таблицы о науке географии. | Умение работать с картами атласа | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Понимание смысла собственной действительности: определять роль результатов выдающихся географических открытий | Стр. 6 №2 | |
Земля во вселен-ной (5час) | 2 | Земля и Вселенная | Формирование представлений о солнечной системе, планетах Солнечной системы, влияния космоса на Землю и жизнь людей. О форме, размерах и движениях Земли. | Ответы на вопросы учителя, определения расстояний. Определение методов изучения географии. Чтение задания, обсуждение, составление плана, докладывают о результатах исследования. | Приводить доказательства шарообразности Земли. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли» | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структуриро-вать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах, доклады- вать о результатах исследований, анализировать работу одноклас-сников и свой вклад в общую работу |
| Стр 11-20, ответить на вопросы стр 20 |
3 | Система географии-ческих координат | Формирование представлений о градусной сети, ее предназначении. О географической широте и долготе | Ответы на вопросы о главных источниках информации, чтение текста учебника и рисунки намечают план изучения новой темы. Работа в группах. Выполнение практической работы. | Давать определение понятиям: параллель и меридиан географическая широта и географическая долгота координаты и как их определять, выявлять чем отличается определение математических координат от определения географических координат, определять географические координаты | Слуховое восприятие текстов, умение выделять в них главное, оформлять конспект урока в тетради. Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | 1.Определение по карте географических координат различных географических объектов. | Стр 24 № Вопр№2,3 | |
4 | Времена года .РК. | Формирование представлений о суточном вращении Земли вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главных следствиях. О днях равноденствий и солнцестояний. О тропиках и полярных кругах. | Составляют и анализируют схему «Географическое вращение Земли». Объясняют смену времен года на основе анализа орбитального движения Земли | Объяснять как распределяется солнечный свет и тепло по поверхности Земли, выявлять зависимость формы Земли на распределение солнечного света и тепла. Объяснять влияние положения земной оси на смену времён года. Называть когда день равен ночи, объяснять везде ли одинаковые времена года. | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы; осознавать целостность природы, применять систему географических знаний в различных жизненных ситуациях. | Стр 29 №2 | ||
5 | Пояса освещен-ности | Формирование представлений о неравномерности распределения солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли | Рассчитывают расстояние с помощью масштаба. Выявляют элементы градусной сетки. Определяют направления на карте. | Объяснять как связан уровень освещённость поверхности Земли и элементы градусной сетки. Давать определение понятиям: тропики и полярные круги. Объяснять почему тропики и полярные круги имеют определённое градусное значение географической широты. Называть пояса освещённости | Умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное | Осознание целостности природы Земли; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение работать в парах; овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | Стр 30-34, пересказ | ||
6 | Обобщаю-щее повторение по теме « Земля во вселенной» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Определение направлений по компасу, азимуту на объекты местности, умений пользования измерительными приборами. Составление описания маршрута. | Рассчитывать расстояния с помощью масштаба. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Понимание смысла собственной действительности: определять роль результатов выдающихся географических открытий; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | 2. Определение направлений и расстояний по карте | Стр 40 Задание №1-4- | |
Географичес-кая карта (4 часа) | 7 | Географи-ческая карта и ее масштаб | Формирование представлений о способах изображения местности, ориентировании на местности, определения направлений, способах определения расстояний на местности, их изображения, масштабе. | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Давать определение понятиям: масштаб, виды масштаба, переводить один вид масштаба в другой, использовать масштаб при чтении карты | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах | Стр. 41-46, перес-каз | |
8 | Виды условных знаков | Формирование представлений об условных знаках: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. | Ответы на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения. Обсуждение вариантов решения задачи. | Давать определение понятиям: условные знаки. Объяснять какая легенда бывает у карты, какие существуют способы изображения земной поверхности, составлять классификацию географических карт. | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. | Стр 53 №2-6 | |
9 | Ориентирование. | Формирование представлений об ориентировании на местности, определении направлений, азимуте, способах определения расстояний на местности и их изображении | Работа с контурными картами Определение по картам направлений. | Давать определение понятию азимут, расскажут, где и когда изобрели компас. С помощью компаса определят азимут | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | К.К №2задд Зад 4,5 | ||
10 | Изображение рельефа на карте | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Обозначение на контурной карте географичес-ких объектов | Давать определение понятиям: рельеф, относительная, абсолютная высота, шкала высот и глубин. Назовут относительно чего измеряют высоты неровностей земной поверхности, объяснят как изображаются неровности земной поверхности на географической карте. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям; | 4. Составление простейшего плана местности. | Знать определения, стр 55-59 | |
Литос-фера ( 7 час) | 11 | Строение Земного шара | Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора, о способах изучения земных недр. | Обозначение на контурной карте географических объектов. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов | Давать определение понятиям: литосфера, земная кора, ядро, мантия, расскажут о внутреннем строении земли, из чего состоит литосфера, какие науки занимаются изучением недр Земли, где расположена самая глубокая скважина в мире и зачем её пробурили. Объяснять особенности внутренних слоёв Земли. Объяснят как изучаются человеком земные недра. | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | Знать условные знаки. | |
12 | Виды горных пород | Формирование представлений о горных породах, слагающих земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. | Заполнение хронологической таблицы «Основные виды горных пород». Работа с контурными картами. | Дадут определение понятиям: горные породы, минералы. Объяснят отличие горных пород от минералов. | Умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах | Стр 64-69, пересказ | ||
13 | Полезные ископа-емые Р. К. | Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения | Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов | Дадут определение понятиям: полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, определять, где залегают разнообразные полезные ископаемые. Объяснять что такое разведка полезных ископаемых | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | Стр 73 №3-6 | ||
14 | Движения земной коры | Формирование представлений о медленных вертикальных и горизонтальных движениях, их роли в изменении поверхности Земли. Землетрясения и вулканизме, обеспечении безопасности населения | Вспоминают изученный ранее материал, показывают по карте, рассказывают о происхождение земной коры | Определят, какие бывают виды движения земной коры, оценят к каким последствиям приводит движение земной коры, назовут как называется прибор, регистрирующий колебания земной коры, опишут какие волны распространяются в земной коре, объяснят почему возникают вулканы. | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | Стр73 Зад 2 | ||
15 | Выветрива-ние горных пород | Формирование представлений о внешних силах, изменяющих поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека | Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов Ответы на вопросы после презентации, и участвуют в обмене мнениями. Работа с кроссвордами | Определят что такое выветривание, какие бывают виды выветривания. Выявят причины разрушения горных пород и минералов | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | Стр. 78-82, пересказ | ||
16 | Рельеф суши и дна Мирового океана Р.К. | Формирование представлений об основных формах рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельефе дна Мирового океана. | Обозначение на контурной карте географических объектов. | Дадут определение понятию рельеф. Классифицируют формы рельефа. Определят, чем формы рельефа отличаются друг от друга. Расскажут о формах рельефа - рекордсменах | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | 5. Определение по карте географичес-кого положения островов, полуостро-вов, гор, равнин, низменнос-тей. | Закончит схему « Горные породы» | |
17 | Обобщаю-щее повторение по теме «Литос-фера» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Осуществляют самопроверку и самооценку полученных результатов | объяснят: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. определят: существенные признаки признаков понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом; | 6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйствен-ной деятельности человека (на примере своей местности). | Стр.88-92 Пересказ | |
Атмос-фера ( 8 час) | 18 | Строение атмосферы | Формирование представлений об атмосфере: ее состав, строение и значение | Работая в группах, составляют план работы Составляют схему «Строение атмосферы» | объяснят: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; проанализируют вертикальное строение атмосферы, определят: существенные признаки понятия атмосфера | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, оформлять конспект урока в тетради. Освоение элементарных навыков исследовательской деятельности | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах, | Стр 83-88 Пересказ | |
19 | Температу-ра воздуха | Формирование представлений о нагревании земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. | Решение задач на изменение температуры с высотой, амплитуды, средней температуры | объяснят: изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени. Дадут определение понятию амплитуда. Рассчитают как определить среднее значение температуры. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям. | Стр 109 задание№2-6 | ||
20 | Атмосфер-ное давление | Формирование представлений об атмосферном давлении. | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | объяснят: изменение давления и температуры воздуха с высотой, определят: существенные признаки понятий | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради. Умение работать в группах | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах, | Выучить определения. Стр 109-116. | ||
21 | Движение воздуха | Формирование представлений о причинах образования ветра, бризе. | Заполнение контурной карты. Составление картосхемы « Воздушные течения Земли» | объяснят: причины возникновения ветра в атмосфере; определят: существенные признаки понятия ветер | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | 7. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | Стр 117- 121 Зад №3 | |
22 | Вода в атмосфере | Формирование представлений о влажности воздуха, тумане, облаках, атмосферных осадках | Составление схемы «Круговорот воды в природе». Распределение по картам крупнейших течений Земли. | Дадут определение понятиям: водяной пар, влажность воздуха. Объяснят что влияет на изменение агрегатного состояния воды, как называются процессы изменения агрегатного состояния воды. Определят как связаны между собой температура и содержание водяного пара в атмосфере. Объяснят чем отличаются разные виды влажности воздуха, как образуются облака. Расскажут, какие существуют виды осадков. | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов |
| Стр 121-123. пересказ | |
23 | Погода Р.К. | Формирование представлений о погоде, причинах ее изменения, о предсказании погоды. | Определение основных показателей погоды; определят связи воздушных масс и погоды. | Определят: существенные признаки понятия погода; классифицируют основные показатели погоды; определят связи воздушных масс и погоды. Расскажут как проводят наблюдения за погодой | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. | Задание №4 стр130 | ||
24 | Климат.Р.К. | Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах, зависимости климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря, адаптации человека к климатическим условиям. | Составление схемы «Климатообразующие факторы» | Дадут определение понятиям: климат, климатообразующий фактор Определят чем отличается погода от климата. Какие факторы влияют на формирование климата. Расскажут, что такое климатическая адаптация | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям. | Стр 130-134, выучить определения | ||
25 | Обобщающее повторение по теме «Атмос-фера» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Работа с текстовыми задачами. | объяснят: закономерностей географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов причины возникновения природных явлений в атмосфере; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности адаптации человека к климатическим условиям. Определят: существенные признаки понятий; основные показатели погоды | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Пробуждать интерес к науке, к исследовательской и творческой деятельности, развивать умение работать в группах. | Стр 139 №1-4 | ||
Гидрос-фера ( 3 час) | 26 | Единство гидрос-феры | Формирование представлений о гидросфере | Составление схемы «Круговорот воды в природе». Распределение по картам крупнейших течений Земли | Дадут определение понятию гидросфера. Определят из каких частей состоит гидросфера. Сделают вывод о единстве гидросферы. Выявят значение гидросферы для живых существ на Земле. Расскажут о мировом круговороте воды в природе | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. | Стр 140 подготовить вопросы по схеме | |
27 | Воды суши: реки и озера Р.К. | Формирование представлений о внутренних водах | Работа по контурным картам. Составление схемы «Типы озер» | Дадут определение понятиям: река, озеро. Сравнят, чем отличается горная река от равнинной, чем, отличается озеро от реки. Классифицируют типы озёра | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | 8. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы | Стр 148-153, пересказ | |
28 | Воды суши: подземные воды и природные льды | Формирование представлений о водах суши: подземных водах и природных льдах | Составление схемы «Типы ледников» | Дадут определение понятию воды суши. Определят, как образуются подземные воды, какие воды называют артезианскими. Расскажут, как образуются ледники. Классифицирую виды ледников | Умение работать с текстом, воспринимать информацию на слух, оформлять конспект урока в тетради | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; | 9. Описание по карте географичес-кого положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использова-ние человеком. | Стр 153-159, задание №2 | |
Биосфера ( 2 час) | 29 | Царства живой природы | Формирование представлений о царствах живой природы | Обобщение, работы с различными контрольно-измерительными материалами, картами атласа, контурными картами. | Дадут определение существенным признакам понятий: царства живой природы; Определят сущность экологических проблем; причины разнообразия растений и животных; характер взаимного влияния живого и неживого мира. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | 10. Ознаком-ление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | Стр 160вопросы №4-6 |
30 | Биосфера и охрана природы | Формирование представлений о биосфере | Рассуждение и диалог, приводят примеры доказывающие реальность воплощенную в произведениях. Высказывают свою точку зрения. Составление схемы « Живая природа» | Дадут определение существенным признакам понятия биосфера. Определят границы распространения живых организмов. Выявят роль биосферы в жизни планеты. Задумаются о влиянии человека на биосферу. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. | Стр 160-163 Пересказ | ||
Почва и геосфе-ра (3 час) | 31 | Почва Р.К. | Формирование представлений о почве — особом природном образование, возникающим в результате взаимодействия всех природных оболочек. | Работа по учебнику. Ответы на вопросы Выявление особенностей взаимодействия оболочек Земли. | Дадут определение понятия почва, расскажут, как она образуется. Определят, что такое плодородие, какой слой почвы самый плодородный. Выявят, из чего и как образуется гумус. Задумаются, зачем нужна вода в почве. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом; | Задание по к.к №2 | |
32 | Природный комплекс | Формирование представлений о природном комплексе | Выявление доказательства закономерностей всех оболочек Земли, анализ тематических карт. | Дадут определение понятиям: природный комплекс, географическая оболочка . Определят какие компоненты природы входят в состав природного комплекса. Выявят, чем отличаются природные комплексы друг от друга. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом; | 11. Описание природных зон Земли по географическим картам | Выучить определения по теме | |
33 | Обобщающее повторение по теме « Биосфера и почвы» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Обобщение, работы с различными контрольно-измерительными материалами, картами в атласе, контурными картами. | объяснят: закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. определят: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли; | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. | 12. Описание изменений природы в результате хозяйствен-ной деятельности человека на примере своей местности | Стр 176-183, пересказ | |
34 | Обобщающее повторение по курсу «Введение в географию | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Составление обобщающих таблиц, работа с различными источниками информации. | Знать особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. определят: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли. | Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Умение готовить сообщения и презентации | Обучающиеся формируют личностное представление о целостности природы Земли и её оболочек; устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | Итог. Тест Стр 183 | ||
35 | Обобщающее повторение |
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Тема1. Земля как планета
(2 часа)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема2. Способы изображения земной поверхности
(3 часа)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
1. Определение направлений и расстояний по карте.
2. Определение географических координат.
3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
Тема3. Литосфера
(3 часа)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте
3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема4. Атмосфера
(3 часа)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.
2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема5. Гидросфера
(3 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.
4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема6. Биосфера
(1 час)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Практическая работа:
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и геосфера
(1 час)
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Практические работы:
1. Изучение строения почвы на местности.
2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Структура курса
Контроль уровня обучаемости.
Перечень практических работ
1
2
Практ. работа №2. Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдение за погодой, измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
1
3
Практ. работа №3. Топографический диктант.
1
4
Практ. работа №4. Ориентирование на местности.
1
5
Практ. работа №5. Определение объектов местности по плану, направлений и расстояний.
1
6
Практ. работа №6.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
1
Итого
6
7. Календарно - тематическое планирование
метапредметные
личностные
оборудование
Земля как планета (2 часа)
1
Введение
Земля и Вселенная
Умение объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли
Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно- следственные связи
Понимания влияния космоса на Землю
Учебник, карты атласа, таблица
П.1, в
2
Система географических координат.
Пр. р. №1
Умение определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту объекта на карте.
Пр. р. умение определять местоположение объекта по географическим координатам.
Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Пр. р. умение ставить учебную задачу и планировать свою деятельность.
Понимание важности умения определять свои координаты.
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П.2, в
Географическая карта (3 часа)
3
Географическая карта и её масштаб
Пр.р №2
Умение объяснять свойства географической карты и плана местности, масштаб карты; отличия видов масштаба, существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; умение определять расстояния по карте
Составить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П. 5,к/к
4
Виды условных знаков.
Ориентирование
Пр.р №3
Умение объяснять условные знаки; определять азимут по карте и на местности
Составить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений
Понимание важности умений работы с планом и картой
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П. 6, таблица
5
Изображение рельефа на карте
Пр.р №4
Умение объяснять специфику способов картографического изображения; умение определять абсолютную и относительную высоты
Составить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя
Понимание важности умений работы с картой
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П. 8,в
Литосфера (3 часа)
6
Строение земного шара
Умение объяснять особенности внутреннего строения Земли ; умение определять отличие видов земной коры
Составить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя
Осознание важности исследований Земли
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П. 9,в
7
Виды горных пород и полезные ископаемые
Умение определять существенные признаки понятий, по заданным признакам определять горные породы и минералы; умение объяснять виды. размещение, применение полезных ископаемых
Уметь вести диалог, вырабатывать решение, выслушивать и объективно оценивать
Осознание важности полезных ископаемых для человека
Учебник, карты атласа, таблица, коллекция горных пород
П.10,в, к/к
8
Движения земной коры
Рельеф суши и дна Мирового океана
Пр.р. №5
Умение объяснять причины и следствия движения земной коры, умение определять районы землетрясений и вулканизма; умение объяснять особенности жизни и быта хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах, определять виды форм рельефа
Составить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно - следственные связи
Понимание влияния рельефа на особенности природы и жизни людей
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П.12,в
Атмосфера (3 часа)
9
Строение атмосферы
Умение объяснять вертикальное строение атмосферы, существенные признаки понятий
Составить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно - следственные связи
Осознание важности атмосферы жизни на Земле
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П.15,в
10
Температура воздуха
Атмосферное давление
Умение объяснять изменение температуры воздуха, средние температуры, амплитуду; атмосферное давление и его изменение
Составить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно - следственные связи
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П. 16-17,в
11
Движение воздуха
Погода
Климат
Умение объяснять причины возникновения ветра, умение определять направление ветра; объяснять причины изменения погоды, отличать погоду от климата. зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря
Выявлять причинно - следственные связи, уметь вести диалог. вырабатывать решения
Осознание важности метеорологических наблюдений. влияния климата на жизнь и здоровье человека
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П. 18-20, таблица
Гидросфера (3 часа)
12
Единство гидросферы
Умение объяснять состав и единство гидросферы, значение гидросферы в жизни планеты. выделение существенных признаков частей Мирового океана
Выявлять причинно - следственные связи, уметь вести диалог. вырабатывать решения
Осознание важности воды как основы жизни
Учебник, карты атласа, таблица, рабочая тетрадь
П.22,в
13
Воды суши: реки и озера
Умение объяснять строение рек т озёр, различия; определять вид рек, озёр, природных льдов, определять по карте крупнейшие реки и озёра
Определять критерии для сравнения фактов, явлений
Учебник, карты атласа, таблица
П. 23,в
14
Суши: подземные воды и природные льды
Пр.р. №6
Умение объяснять условия залегания и использования подземных во, условия образования природных льдов, умение определять их виды
Умение работать с различными контрольно - измерительными материалами
Учебник. рабочая тетрадь
П. 24,в
Биосфера (1 час)
15
Биосфера
Царства живой природы
Биосфера и охрана природы
Ставить и объяснять роль царств природы. определять причины разнообразия растений и животных, объяснять особенности приспособления организмов к среде обитания, необходимость охраны органического мира, определять сущность экологических проблем, характер влияния живого и неживого мира
Понимание учебных задач, планирование своей деятельности под руководством учителя. выявлять причинно-следственные связи
Учебник, атлас, рабочая тетрадь
П.25-26, сообщение
Почва и географическая оболочка (1 час)
16
Почва и природный комплекс
Умение объяснять закономерности образования почвы и её состав, объяснять особенности состава географической оболочки, законы развития гео. оболочки, взаимосвязь между всеми элементами
Выявлять причинно-следственные связи.
Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении природы Земли
Учебник, дополнительный материал
П. 27-28,в
17
Обобщающее повторение по курсу
См. разделы курса
Листвнесения изменений в рабочую программу.
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Обоснование проведения изменений | Основание внесения изменений |
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....
Рабочая программа география 7 класс (по по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского)
по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа "География 5 класс" Домогацких Е.М.
Рабочая программа по УМК Домогацких, КТП, поояснительная записка, критерии оценивания, тесты....
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...