Природные зоны России. Лес и его значение
план-конспект урока по географии (8 класс)
Повторение особенностей природных зон России, установление взаимосвязи компанентов внутри ПЗ. Закрепление умения анализировать карты атласа, сопоставлять их и делать выводы по результатам анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geografii_prirodnaya_zona._les.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Природные зоны России.
Лес и его хозяйственное значение.
Тип урока: комбинированный
Цель деятельности учителя:
- Способствовать формированию образа природно-хозяйственной зоны леса России,
- знакомству с её природными ресурсами, путями рационального использования и проблемами;
- создать условия для совершенствования умения работать с различными источниками географической информации;
- способствовать формированию умения систематизировать, выбирать главное, подбирать дополнительный материал;
- развивать навыки общения, творческой активности с опорой на личный опыт и знания;
- развивать эстетические чувства, умение видеть прекрасное, связывать с жизнью и трудом человека;
- воспитывать экологическое сознание.
Задачи:
- повторить основные особенности природных зон;
- установить взаимосвязь компонентов природы внутри ПЗ;
- закрепить умение анализировать карты атласа, сопоставлять их и делать выводы по результатам анализа.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся устанавливать взаимосвязь компонентов внутри ПЗ Получат возможность научиться анализировать карты, делать выводы. Составлять логические схемы. | Познавательные: работать с текстом и картами, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, составлять таблицы Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности ,учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат | Определяют целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
Формы организации работы детей: индивидуальная, парная, групповые, фронтальная.
Формы организации работы учителя: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация), проблемный, проектный.
Технологическое обеспечение:
- Используемое оборудование: м/м проектор, компьютер.
- Используемые ресурсы: Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ № 109790,54358, 51805, 113312, 123270, 104240, 535515, 22615, 33898, 36051, 35993, 119548, 104483, 104510, 34530, 34348, 34297.
- Используемые ресурсы из других общедоступных источников: Сетевое сообщество “Архив учебных программ”, сеть творческих учителей, образовательные ресурсы Интернет школьникам. CD –диски: “География России 8 класс “Природа и население”; уроки географии Кирилла и Мефодия, 8 класс; энциклопедия “География России”
- Презентация.( слайд 1)
1 урок
- Актуализация опорных знаний. Вступительное слово учителя
- Презентация ( слайд 2)
- Почему изучение природных зон начинается с самой северной ( арктическая пустыня) и заканчивают самой южной (субтропики)? (Закономерности распределения солнечного тепла и света)
- В нашей стране лесная зона считается главной) Почему? (Леса занимают большую часть территории России; большая часть россиян проживает; в пределах этой зоны сформировался русский народ). ( Слайд 3)
- Изучение нового материала. (Строится на основе личных впечатлений и знаний учащихся)
- Вопрос: Почему леса бывают разные?). Вспомните названия лесов, в которых есть указания на породный состав деревьев.
- Записывают в столбик названия (березняки, осинники, ельники, кедрачи и т.д.), а затем размещают названия на контурной карте, в соответствии с районами произрастания пород. (слайд3)
- Беседа о породах деревьев.
- Устанавливают взаимосвязь:
ГП Климат Леса
(Слайды 4-6)
Распределите климатограммы на своих схемах и докажите, что существует зависимость между компонентами природы.
Вывод: На строение и особенности распространения деревьев влияет географическое положение и климат: количество тепла и увлажнение.
- Вопрос: Может ли лес влиять на климат?
Задание: Работа с гербарными материалами (работа в парах):
- Схематично зарисовать листовую пластинку.
- Написать особенности климата, повлиявшие на форму листа.
Вывод: Лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы (уменьшает скорость ветра, увеличивает испарение, сглаживает колебание температуры).
- Вопрос: Какую роль играет лес в жизни человека?
(Фронтальная беседа с учащимися).
Лес сопровождает человека на протяжении всей жизни. В чем же его значение? (По ходу беседы составляют схему)
Лес – это древесина. Потребность в ней не уменьшается. Где же она используется? – Строительный материал, мебель, из неё производят бумагу. Современная физика и химия не в состоянии раскрыть секрет резонансной древесины, из которой изготавливают музыкальные инструменты. Из целлюлозы изготавливают небьющееся стекло, фотопленку, бездымный порох. (Демонстрация коллекции)
- Лес – источник питания. Ещё не умея использовать древесину, человек добывал дичь, собирал ягоды и грибы.
- Листья, хвоя, тонкие побеги деревьев – все это идет на корм скоту.
- Около половины всех лекарственных препаратов изготавливается на основе растений, растущих в лесу.
- Лес – защитник. Он сдерживает продвижения холодных воздушных масс в южные части страны.
- Лес – естественный фактор, сдерживающий заболачивание территории.
- Лес предохраняет почвы от эрозии, т. е. от разрушения.
- В лесу снег лежит толстым пуховым одеялом, которое защищает почву от промерзания, снег весной тает медленно и вода не стекает сразу, а медленно просачивается в почву, постепенно попадает в реки.
- Растущий вдоль берегов реки, лес защищает её воды от излишнего испарения, скрепляет берега корнями.
- Лесные полосы вдоль железных дорог предохраняют пути от снежных заносов, уменьшают воздушное сопротивление при движении поездов, а это экономит топливо.
- Проходя 1000км, автомобиль расходует годовую норму кислорода необходимого для жизни человека. Поэтому лес играет огромную роль в сохранении и производстве кислорода планеты. Их называют легкими нашей планеты.
- Воздух городов насыщен пылью и копотью. Древесная растительность задерживает огромное количество пыли, поэтому вокруг каждого города необходимо посадить сплошное “зеленое кольцо”. Лес – источник кислорода.
- Один из героев Чехова говорит: “Леса украшают Землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение”. Все мы наслаждаемся прохладой леса в жаркий день, любуемся его красками осенью.
- Лес –источник эстетического наслаждения, он вдохновлял поэтов, писателе, художников и музыкантов.
2 урок. Лесное хозяйство России.
Проблема: Рационально ли мы используем леса?
Нельзя изучать лес и не говорить о лесном хозяйстве. Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 44,7% площади России. Общий запас древесины в российских лесах составляет – 80,7 млрд.м или 1/5 мировых запасов древесины (в том числе ½ мировых запасов древесины хвойных (наиболее ценных!!!) пород
Человек за свою жизнь в среднем расходует 100м древесины. Много это или мало?
Вопрос: Можно ли терять леса, даже не вырубая их?
- Работа в группах: по ходу рассказа учителя заполняют таблицу:
Рациональное использование леса.
Что препятствует рациональному использованию лесов | Что нужно делать, чтобы лес использовался рационально | От кого зависит рациональное использование лесов |
|
|
|
Рассказ учителя о лесозаготовках, транспортировке леса, незаконной рубке, уничтожение подроста, недорубы. (Демонстрация фрагментов фильма « Дом» )
Защита составленных таблиц.
- Закрепление
Задание
Предложить наиболее оптимальные пути ведения лесного хозяйства с учетом географического положения Ленинградской области ( 60 с. ш.)
Варианты ответов: заповедник, исследовательская база, питомник для выращивания саженцев, район организации активных видов отдыха, район сбора лекарственных растений, хвои, живицы, музей деревянного зодчества, лесозаготовка, переработка лес
Домашнее задание: стр. 134- 137, составить презентацию о лесах своей местности ( по желанию)
Рефлексия
- Я узнал……..
- Мне понравилось…….
- Мне было сложно……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» ...
Урок-ярмарка "Природные зоны России"
Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...
Природные зоны России (урок-презентация).
Урок с применением групповой технологии....
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Природные зоны России. Лесные зоны России
Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...