Природные зоны России (урок-презентация).
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Природные зоны России» - 8 класс.
- Развить и углубить знания об одной из основных географических закономерностей – природной зональности.
- Познакомить с особенностями природных зон России, показать взаимосвязь компонентов природы различных региональных комплексов, связь природы и быта, хозяйственной деятельности населения.
- Повышение активности учебного процесса, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над полученными заданиями.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере различных природных зон России.
Средства обучения:
учебники географии 8 класс, атласы, карта природных зон России, компьютерные презентации или слайды природных зон, подборка книг и статей по данному вопросу.
Ход урока.
Уроки по теме проводятся с использованием групповой технологии (класс делится на группы на предыдущем уроке) в два этапа. Первый этап (урок) – постановка задач, объяснение заданий с чётким формированием итоговых результатов. Второй этап (урок) – отчёты учащихся о проделанной работе, представление особенностей природных зон на основе совместной работы в группах.
Введение:
- Что называют природным территориальным комплексом?
- Приведите примеры региональных ПТК. Какие факторы определяют их формирование?
- Какие природные зоны характерны для территории нашей страны? (по карте)
- Какие различия в их размещении вы заметили? Каковы их причины?
- Какая общая закономерность определяется в их размещении?
- Почему природную зональность называют всеобщим законом природы?
I этап.
Сегодня нам предстоит работа по характеристике природных зон территории нашей страны, для чего класс был разделён на группы. Каждая группа получает карточку-инструкцию для работы, где указан план характеристики природной зоны и возможные источники информации для выполнения заданий. В течение отведённого времени, вам предстоит изучить материал, описание природной зоны и письменно дать её характеристику в рабочей тетради, оформив материал в форме таблицы. Отчёт о работе группы будет заслушан на следующем уроке, при обязательном использовании географических карт, он может дополнительно иллюстрироваться презентацией или фотографиями, слайдами природных зон с использованием мультимедийного оборудования. В отчёте принимают участие все представители группы, они должны быть готовы и к возможным вопросам класса. Оценка работы будет зависеть от вклада каждого, его активности и участия.
(Исходя из объёма материала и сложности описания, а так же повышения познавательной активности учащихся, наиболее простые зоны – арктические пустыни и полупустыни, пустыни южных районов страны – предлагаю для работы менее подготовленных учащихся, объединяя их вместе в составе данных групп).
1 группа – арктические пустыни.
2 группа – тундра;
3 группа – тайга;
4 группа – смешанный и широколиственный лес;
5 группа – лесостепи и степи;
6 группа – полупустыни и пустыни.
План характеристики природной зоны.
- Географическое положение (в какой части страны расположена, её конфигурация).
- Типичный внешний облик природной зоны.
- Климатические условия:
А) климатический пояс, тип климата,
Б) количество солнечной радиации,
В) средние температуры зимы и лета,
Г) количество и режим выпадения осадков.
4. Почвы, их особенности.
5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям существования.
6. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможности использования её человеком.
7. Проблемы охраны природной зоны (особо охраняемые компоненты природы).
Самостоятельная работа учащихся. Роль учителя заключается в координации работы, помощи наиболее слабым обучающимся.
II этап.
Отчёт групп учащихся по плану, с обязательным показом на карте. Важно отразить взаимосвязь компонентов природы в составе каждой природной зоны, выделить их, дополнить . Оценивание работы группы с учётом предложений её участников (необходимо дать возможность обсудить вклад каждого в работу и предложить поставить оценки самостоятельно, проанализировав ход работы).
Итоги работы:
-Что называют природной зоной? Какой закон определяет их размещение?
- Причины закономерной смены природных зон на территории страны?
- Самая большая природная зона нашей страны?
- Самая маленькая природная зона России?
- Самое распространённое дерево нашей страны? Для какой зоны оно характерно?
- Самые безлесные зоны страны?
- Самые заболоченные природные зоны?
- Самые благоприятные для сельского хозяйства зоны?
- Самые важные для человека ресурсы зоны лесов?
- Самые уникальные ресурсы зоны степей?
- Самые распространённые представители животного мира зоны тундры?
- Самая южная зона России?
- Самая засушливая природная зона страны?
- Самая плодородная почва характерна для природной зоны?
- Самый короткий вегетационный период в зоне...?
- Самый продолжительный вегетационный период в зоне ..?
- Самые освоенные человеком природные зоны?
- Самые экологически уязвимые природные зоны России?
- Какая природная зона почти полностью исчезает в восточной части Русской равнины?
- Природная зона нашей местности, её экологические проблемы?
Определите природную зону по описанию:
- Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдуваемый ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.
- Огромные сосны и ели образовывали зелёный шатёр, а под ним заросли орешника, черёмухи, жимолости. Местами на опушках растут берёзы, осины, липы. Встречаются дубравы.
- Обширные безлесные пространства субарктического пояса с кустарниками, мхами, лишайниками.
- Заболоченные песчаные низины в смешанных лесах, поросшие соснами, оставшиеся после отступления ледника.
- Огромные пространства хвойных лесов умеренного пояса.
- Безлесные просторы в зонах недостаточного увлажнения с господством травянистой растительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» ...
Урок-ярмарка "Природные зоны России"
Урок в нетрадиционной форме для учащихся 8 классов, при изучении темы "Природные зоны России". Групповые формы работы...
Контрольная работа природные зоны России
Содержит вопросы по теме, географический диктант и ответы к заданиям....
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.
План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...
природные зоны России: зона тундры 7 класс
природные зоны России: зона тундры 7 класс...
Природные зоны России. Лесные зоны России
Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...