Методическая разработка урока по географии в 7 классе по теме "Тихий океан"
методическая разработка по географии (7 класс)
В данном материале представлена методическая разработка урока географии в 7 классе по теме "Тихий океан". Тип урока: урок изучения новых знаний. Вид урока: урок – исследование Форма урока: групповая работа.Содержание учебного материала урока: географическое положение, особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Тихого океана. Используемые образовательные технологии: игровая, групповая.Методы и приемы: исследовательский метод; приемы: тонкие и толстые вопросы, работа с картой, написание научного отчета, составление лоции, бортовой журнал, «самый, самый..»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока географии | 179.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
Кировского района Санкт-Петербурга
Лицей №387 имени Белоусова Н.В.
198207, Санкт-Петербург,
улица Зины Портновой, дом 25, корпус 2, литер А.
Методическая разработка
урока географии
Тема: Тихий океан
7 класс
Васюкова Татьяна Альбертовна,
учитель географии
моб. тел. +79217939877; дом. 4502980
Рабочая программа «Линия «Сферы»,
издательство «Просвещение»
Санкт-Петербург
2020
Тема урока: Тихий океан
Место урока в учебном плане: второй урок по теме «Океаны Земли»
Цели: Личностные:
- Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
- Развитие логического и критического мышления, культуры речи.
- Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
- Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные:
- Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
- Развитие представлений о географии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования на уроках географии
Предметные:
- Изучение особенностей природы Тихого океана и составление лоции. Развитие представления о особенностях географического положения, природы, природных богатствах и хозяйственном использовании Тихого океана. Развитие знаний о географических понятиях: океан, море, залив, соленость, географические координаты точек, масштаб
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы;
- в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы);
- в предметном направлении: закрепление умения определять географические координаты, работать с таблицами, применять понятие масштаб; умение называть и показывать части Мирового океана; знать географическую номенклатуру по разделу, наносить географические объекты на контурную карту. Научиться оформлять графический конспект лоции Тихого океана.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: урок – исследование Форма урока: групповая работа
Содержание учебного материала урока: географическое положение, особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Тихого океана.
Используемые образовательные технологии: игровая, групповая.
Методы и приемы: исследовательский метод; приемы: тонкие и толстые вопросы, работа с картой, написание научного отчета, составление лоции, бортовой журнал, «самый, самый..»
Оборудование урока: физическая карта океанов, карта «Строение земной коры», «Климатическая карта мира», карта «Географические пояса и природные зоны», презентация “Тихий океан”, учебник “География 7. Земля и люди” А.П. Кузнецова, атлас “География 7”, бортовой журнал, лоция Тихого океана, раздаточный материал, ноутбук; видеопроектор.
План-схема урока
№ п/п | этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | время |
1 | Организационный | Объявление темы и цели. Постановка задач | Подготовка оборудования Распределение ролей в группе Просмотр презентации | 2 мин. |
2 | Вводный: А) Мотивационный Б). Актуализация знаний | А) просмотр видеофрагмента, эпиграф Озвучивание SOS Б) Постановка вопросов в презентации Задание 1. Название кораблей Задание 2. Определение начальных координат экспедиции | Просмотр презентации, видеофрагмент. Получение бортовых журналов и лоций Ответы на вопросы Определение координат точек и нанесение точек на карту на доске | 8 мин |
3 | Изучения нового материала | Выдача задания 3. для самостоятельной работы в группах (экспедициях): физико-географы, геоморфологи, климатологи, гидрологи, биоэкологи и эконом-географы | Выполнение заданий в группах Выступление группы с научным докладом. Фиксация информации в бортовом журнале (приложение 1), оформление лоции (приложение 2) | 22 мин |
4 | Закрепление | Выдача задания «Самый…» | Выполнение задания «Самый», запись в бортовой журнал | 6 мин |
5 | Подведение итогов | Выставление оценок за работу в команде | Запись в дневники (приложение 3) | 3 мин |
6 | Рефлексия | Достигли цели или нет? В каком уголке Тихого океана захотелось побывать и почему? | Обмен мнениями | 3 мин |
7 | Домашнее задание | Выдача задания | Завершить оформление лоции | 2 мин |
Ход урока
1.Организационный. Приветствие. Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Мы познакомимся с природным комплексом Тихого океана. Эпиграф. Видеосюжет о Тихом океане «Прибой». Я люблю тебя, Тихий, за твою красоту,
За твою необъятность, за твою глубину.
Ты всегда непонятен: то молчишь, то ревешь
Словно вечный источник, песню жизни поешь.
Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана и составление лоции.
Лоция – это информационная схема океана.
2. Вводный этап. Актуализация знаний. Что вы знаете о Тихом океане? Какой российский мореплаватель возглавлял первую русскую кругосветную экспедицию в Тихом океане? Что означают эти цифры : 179 млн. км2 710 млн. км3 49% 3980 м 11022м
Звучит тревожная музыка, на фоне которой раздаются тревожные сигналы (аудиозапись): «SOS. Мы попали в жесточайший шторм, помогите! На борту нашего исследовательского судна находился отчет многодневной экспедиции в Тихом океане, он смыт в океан. Капитаны кораблей помогите, обнаружить потерянные материалы экспедиции! Помогите, кто может!»
Учитель: Вы слышите эти тревожные сигналы? Команда исследовательского судна просит помощи. Вам необходимо помочь команде собрать потерянную информацию. Для этого вам необходимо провести новые исследования в акватории океана. У нас шесть команд и каждая команда пойдет на своем корабле. На столах у вас лежат бортовые журналы и лоции, в которые по ходу экспедиции вы будете заносить информацию. Собранные материалы просят доставить в порт Гонолулу на Гавайских островах (210 с. ш 1580 з. д.). Нанесите точку встречи на лоцию.
Задание 1. (слайд 4) Чтобы начать экспедиции сначала нам необходимо заправить свои корабли знаниями и дать им названия. Вопросы для команд
- Как назывался корабль, на котором была организована первая британская экспедиция по изучению Мирового океана. «Челленджер»
- Как назывался древний океан, существовавший в эпоху мезозоя между древними континентами Гондвана и Лавразия. Тетис
- Дайте местное название тропических циклонов штормовой и ураганной силы в Тихом Океане. Тайфун
- Как называется одно из теплых течений в северной части Тихом океане у берегов Японии. Куросио
- Как называется коралловый остров, имеющий вид сплошного или разрывного кольца, окружающего лагуну. Атолл
- Как называется наливное судно, судно для транспортировки жидких грузов (нефти). Танкер
Задание 2. (слайд 5) А теперь определим начальные точки выхода ваших кораблей в научную экспедицию. Необходимо выполнить задание. (Командам раздаются задания на обратной стороне парусов. Каждый парус имеет свой цвет).
Челленджер (Оранжевый парус): Определите по картам атласа, как называется географический объект с координатами: ≈ 65° с. ш., 168° з.д. (Берингов пролив)
Тетис (Красный парус): Определите название объекта, которые имеют координаты:8 ˚ ю. ш. 110° в. д. (о. Большие Зондские – о. Ява)
Тайфун (Голубой парус): Определите название объекта, имеющего координаты: 54 ° ю.ш., 70° з.д. (Огненная Земля)
Куросио (Зеленый): Определите название объекта, имеющего координаты:37 ° с.ш., 140° в.д. (Японские острова)
Атолл (Желтый парус): Определите название объекта, имеющего координаты: 42 ° ю.ш., 147° в.д. (о-в Тасмания)
Танкер (Фиолетовый): Определите название объекта, имеющего координаты:9° с.ш., 79° з.д. (Панамский пролив)
Учитель: Капитаны, обозначьте свои объекты на нашей карте океанов и на ваших лоциях, проведите линии маршрутов до точки встречи. Сейчас мы проведем границу наших исследований (на лоцию наносим границы океана).
3.Изучение нового материала. Основное задание экспедиции получить капитанам кораблей.
Задание физико-географам. Корабль «Челленджер» «Описать ГП Тихого океана»
1.Заполните пропуски в тексте, используя §1 стр.5; §19 стр.60 и карту атласа стр.3.
Географическое положение Тихого океана.
Тихий океан расположен во всех полушариях Земли, между материками _______и ______ на западе, материками _________и ________ на востоке и материком________на юге. Океан имеет овальное очертание, несколько вытянутое с северо-запада на юго-восток и наиболее широкое между тропиками. С севера на юг океан протягивается на_______ км, а с запада на восток более чем на ___ км. Его береговая линия относительно __________у берегов Северной и Южной Америки и сильно ____________у берегов Евразии. В состав Тихого океана входит ряд окраинных морей Восточной и Юго-Восточной Азии:________________________; и у северо-восточных берегов Австралии: ___________моря. Тихий океан лидирует среди океанов по количеству островов, их более 10 тысяч. Наиболее крупные острова и архипелаги: ________________________. Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: __________между ______ океаном и___________, мыс Южный (Австралия) между ____________и Тихим океанами, по _______ проливу проходит граница между Тихим и Северным Ледовитым океанами.
2.Нанесите на лоцию крупные моря и острова Тихого океана. 3. Полученные данные доложите классу. Покажите указанные в тексте моря и острова на карте океанов у доски.
Задание геоморфологам. Корабль «Тетис». «Изучите особенности рельефа дна Тихого океана»
1.Заполните пропуски в тексте, используя § 3 стр. 12 рис. 1.6; §7 стр. 27 «Геофокус» и рис. 1.22; §19 стр.60 и карты атласа «Физическая карта мира» стр.2- 3, «Строение земной коры» стр.4-5
Особенности рельефа дна океана.
Тихий океан самый глубокий: средняя глубина составляет ______м. В Тихом океане расположено ____% глубоководных желобов и все желоба Земли глубиной ___ км. Самое глубокое место океана___________, ее глубина достигает ____ м. Тихий океан - единственный, лежащий почти целиком в пределах самой древней ____________океанической литосферной плиты, которая взаимодействует с другими плитами: _________, __________, Антарктической, и Южно-Американской. К зонам взаимодействия плит приурочены _____________и зоны островных дуг. Окраины материков, окружающих океан, отличаются вулканизмом и ___________. Они образуют Тихоокеанское__________. Сильные землетрясения способны вызывать разрушительные волны____________. Рельеф его дна сложный. Шельф занимает относительно небольшую площадь___%. Доля срединно-океанических хребтов составляет __%, а на ложе приходится ___%. В центральной части океана крупные поднятия, отдельные горы и хребты разделяют ложе океана на котловины: ____________и__________ котловину. На Юге-востоке океана расположено___________ поднятие.
2.Нанесите на лоцию Тихого океана среднюю глубину океана и глубочайшую впадину. 3. Полученные данные доложите классу. Покажите указанные в тексте глубочайшую впадину, котловины и поднятия на карте океанов
Задание климатологам. Корабль «Тайфун». «Изучите особенности климата в Тихом океане»
1.Заполните пропуски в тексте, используя карты атласа « Климатические пояса и области мира» стр.7 и «Климатическая карта мира» стр.6; § 7 стр. 28 рис.1.24 и стр. 29 рис. 1.27;
Особенности климата в акватории Тихого океана.
Тихий океан расположен почти во всех климатических поясах. Большая часть его находится в _________, _________, ______ поясах. Температура воздуха в акватории между тропиками составляет весь год __0 С. В умеренных широтах температура достигает 0 С. На севере океана зимой она опускается до 0С. Близ берегов Антарктиды такая температура держится и в летние месяцы. Максимальное количество осадков ___ мм выпадает в западной части экваториального пояса, минимальное - в восточных районах океана ___мм.
В тропических широтах над океаном господствуют ветры ________. В умеренных широтах над океаном преобладают _________ ветры, а у восточных и юго-восточных берегов Евразии формируются сезонные ветры - ________. Летом юго-восточный муссон несет влажный океанический воздух на прилегающие части материка _________и острова. Зимой с ______ дует холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана, часть которого покрывается льдом. Над океаном часто формируются самые сильные ветры - штормы __________. Океан считается самым неспокойным из-за частых тропических ураганов.
2.На лоцию нанести с помощью значков районы муссонов тайфунов
3. Полученные данные доложите классу. Показать на карте океанов у доски районы муссонов, тайфунов с помощью значков.
Задание гидрологам. Корабль «Куросио». «Изучите особенности свойств водных масс в Тихом океане» 1.Заполните пропуски в тексте, используя §19 стр.60; § 7 стр. 28 рис 1.23 и рис.1.24. и карты атласа стр.34
Характеристика водных масс в Тихом океане.
Тихий океан самый теплый в поверхностном слое. Наиболее широкая часть океана располагается в ____________поясе. Поэтому средняя температура вод в поверхностном слое на 0 С выше, чем в Атлантическом и Индийском океане. Среднегодовая температура вод между тропиками составляет +190 C, близ экватора 0C, в умеренных широтах 0С, у Антарктиды она понижается до 0С. Средняя солёность поверхностных вод Тихого океана ____‰- ниже, чем в других океанах, так как с_____________ и_______в него попадает больше чем пресной воды, чем испаряется. Самая высокая солёность в области тропиков____‰, и уменьшается на экваторе до __‰ и в умеренных широтах до____ ‰. Так как океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные течения, вызванные действием ________ветров и _________. В океане образуются два огромных кольца океанических течений. Северное кольцо включает теплые , , и Калифорнийское холодное течения; Южное - ___________, Восточно-Австралийское теплые течения и ____________холодные течения. Одной из своеобразных особенностей Тихого океана являются самые высокие ветровые волны и одиночные волны-_______.
2.На лоцию нанести показатели солености и температуры, районы цунами и айсбергов. 3. Нанести на карту океанов на доске показатели солености и температуры, районы цунами и айсбергов с помощью значков.
Задание для биоэкологов. Корабль «Атолл». « Изучите особенности биологических ресурсов»
1. Заполните пропуски в тексте, используя § 19 стр.61 §7 стр. 29 и карты атласа стр.34
Особенности органического мира. Экологические проблемы.
Тихий океан самый богатый по числу видов живых организмов и общей их массе. Многие особенности фауны Тихого океана свидетельствуют о ее глубокой древности. В целом в Тихом океане обитает _________видов животных, что в_____, чем в других океанах. Наиболее обильна жизнь в зоне________. Наиболее богат органический мир межостровных морей ______________островов, где насчитывается более _____ видов прибрежных водорослей и _______видов животных. В мелководных зонах этого района, а также к северо-востоку от Австралии широко распространены________. Они активно участвуют в формировании атоллов. Атоллы обычно образуются путём обрастания ____________острова_______ рифом. Прибрежные воды богаты рыбой, там, где взаимодействуют ________и холодные течения или поднимаются к поверхности______________ воды. В океане много млекопитающих (кашалоты________________) и беспозвоночных животных (__________________) . Экологические проблемы связаны с _______, а также с________________. Наиболее загрязнены прибрежные районы, особенно в местах добычи______ и морских трасс. Для сохранения природы Тихого океана создаются прибрежные морские заповедники и парки. Самый большой охраняемый морской парк ______у берегов Австралии.
2. На лоцию нанести с помощью символа районы распространения: кораллов, крупнейший морской парк. 3.. Нанести эти районы на карту океанов на доске.
Задание эконом - географам. Корабль «Танкер» « Хозяйственное освоение океана»
1.Заполните пропуски в тексте, используя §7 стр.29; § 19 стр.61 и карты атласа стр. 10-11 и стр.34
Хозяйственное освоение Тихого океана.
Побережье Тихого океана является самым густозаселенным. Хозяйственное освоение океана активно ведут страны, которые омываются его водами. Среди них, такие как ______________. К настоящему времени сформировалось огромное морское хозяйство, включающее рыболовство, _____________________и отдых, использования энергии приливов и отливов для производства электроэнергии. В Тихом океане добывается почти половина______ всего мира. Один из самых рыбопродуктивных районов Мирового океана - побережье _________________. Главная промысловая рыба здесь_______, обилие которого обеспечивает холодное __________ течение и подъем к поверхности холодных глубинных вод. В прибрежных областях разрабатываются месторождения____________, в числе лидеров добычи США, Австралии. Производится добыча из недр дна океана твердых полезных ископаемых: каменного угля (___________________). Через Тихий океан проходят___________, связывающие четыре материка. Центрами пересечения морских трасс являются Таити и _________ острова. На долю морских грузоперевозок приходится _%. Но любая хозяйственная деятельность в Тихом океане должна проводиться с учетом сохранения уникальной природы этого самого великого океана.
2.На лоцию нанести с помощью символов: районы вылова рыбы, районы добычи нефти каменного угля, морские трассы. 3. Полученные данные доложите классу. Нанести эти районы (смотри задание 2) на карту океанов на доске.
Первичное обобщение. Учитель: Что же вы узнали о нем, выполняя свои задания. Давайте послушаем капитанов групп и их помощников и заполним лоцию. Выступление групп у доски.
4.Итоговое закрепление. Пока вы проводили свои исследования, мы оказались в открытом океане. Чтобы вернуться в порт Гонолулу каждая команда, должна ответить на вопрос, используя полученные данные «Тихий океан - самый». Заносим ответы в бортовой журнал
Варианты: Самый (большой) по площади. Самый (большое) число островов. Самый (глубокий). Самый древний. Самый (изобилующий глубоководными впадинами). Самый теплый. Самые сильные (ветры). Самые разрушительные волны цунами. Самые высокие и длинные ветровые (волны). Самый богатый по числу видов живых организмов и их биомассе. С самым (густонаселенным побережьем). Самый большой вылов рыбы.
5. Подведение итогов. Выставление оценок (приложение 3)
6.Рефлексия: Что должны были узнать? Что узнали на уроке? Где хотели побывать и поясните почему?
Команды. Отдайте свое сердце тому уголку Тихого океана (сердечко прикрепляют к карте), который вам больше всего понравился
7. Домашнее задание. §19 тренажер стр.33 №1, стр.34 № 4; оформить лоцию.
приложение 1
Бортовой журнал корабля « »
Название океана___________, площадь ___________млн.км2; объем воды _________ млн.км3
Протяженность: с севера на юг__________км; с запада на восток___________ км
Крупнейшие моря______________________________________________________________
Крупнейшие острова____________________________________________________________
Средняя глубина океана____м. Глубочайшая впадина (название)_____ м
Средняя температура морской воды__ 0С. Средняя соленость воды ________‰
Крупнейшие течения___________________________________________________________
Представители органического мира вод океана_________________________________________ _____________________________________________________________________________
Опасные явления:______________________________________________________________
Выводы: продолжите фразу «Тихий океан – самый…..»
приложение 2
Лоция Тихого океана. Корабль « »
Показатели температуры и солености воды Глубочайшая впадина океана
Районы действия тайфунов ------ Морские трассы
Районы действия муссонов Районы распространения айсбергов
Районы распространения кораллов Районы рыболовства
Крупнейший морской парк Районы добычи нефти
Районы распространения цунами Районы добычи угля
приложение 3
Лист оценок рабочих групп по теме «Тихий океан»
Название команды | 1. Челенджер | 2.Тетис | 3.Тайфун | 4.Куросио | 5. Атолл | 6. Танкер |
Состав группы | ||||||
Проверка знаний -актуализация | ||||||
Определение названия корабля | ||||||
Определение точки по координатам Показ на карте | ||||||
Выполнение основного задания -заполнение текста Выступление по теме: А) массовость Б) культура речи В) умение работать с картой Г) оформление лоции Д) оформление бортового журнала | ФГП океана | Рельеф дна | Климат | Свойства воды | Биологи и экологи | Хозяйственное использование |
Итоговые выводы «Самый..» | ||||||
Оценка итоговая
|
Литература
Основная:
1.Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География.Земля и люди: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений- М.: Просвещение 2018
2.Бахчиева О.А. География. Земля и люди: 7класс. Методические рекомендации- М.: Просвещение 2018
3. Кузнецов А.П. . География.Земля и люди: 7 класс. Атлас- М.: Просвещение 2020
4. География.Земля и люди: Интерактивное картографическое пособие: 7 класс /под ред. Дронова В.П.CD-ROM
Дополнительная:
1.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. – М. Дрофа, 2009
2. За страницами учебника географии. .-М. Дрофа, 2006
3. Уроки географии с применением информационных технологий 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. И.А. Кугут. - М. Глобус, 2010
4.ГубаревВ.К. География мира: справочник школьника и студента / В. К. Губарев. - Ростов н/Д : Феникс ; Донецк : Кредо, 2007
5.Коуп, Роберт. Материки и океаны: / [авт. Роберт Коуп ; пер. с англ. А. В. Тихонов]. - М. : Махаон, 2009
6. Справочник туриста: Тихий океан. Документальный фильм 2000 г., 51 мин., Россия.
Кинокомпания «Русский репортаж»
7.Музыка для релаксации. Тайны океана. Альбом CD-ROM , 2006 г.
8. Школьник Ю. К. Подводный мир. Полная энциклопедия:- Эксмо, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
Методическая разработка урока по географии 8 класс по теме"Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Вода-чудесный дар природы. Девиз урока...
Разработка урока по географии 7 класс «Особенности отдельных океанов»
Разработка урока с презентацией для учащихся 7 класса по географии. учебник Домогацких и др....
Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"
Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...
методическая разработка урока по географии в 7 классе " Мировой океан"
Формирование у учащихся представления о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формиро...
Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....
Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»
География . 10 класс.Тема урока «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...