Методическая разработка урока по географии в 7 классе по теме "Тихий океан"
методическая разработка по географии (7 класс)

Васюкова Татьяна Альбертовна

В данном материале представлена методическая разработка урока географии в 7 классе по теме "Тихий океан". Тип урока: урок изучения новых знаний. Вид урока: урок – исследование   Форма урока: групповая работа.Содержание учебного материала урока: географическое положение, особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Тихого океана. Используемые образовательные технологии: игровая, групповая.Методы и приемы: исследовательский метод; приемы: тонкие и толстые вопросы, работа с картой, написание научного отчета, составление лоции, бортовой журнал, «самый, самый..» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Кировского района Санкт-Петербурга

Лицей №387 имени Белоусова Н.В.

198207, Санкт-Петербург,

улица Зины Портновой, дом 25, корпус 2, литер А.

Методическая разработка

урока географии

Тема: Тихий океан

7 класс

Васюкова Татьяна Альбертовна,

учитель географии

 моб. тел.  +79217939877; дом. 4502980

Рабочая программа «Линия «Сферы»,

 издательство «Просвещение»

Санкт-Петербург

2020

Тема урока: Тихий океан 

Место урока в учебном плане:  второй урок по теме «Океаны Земли»  

Цели: Личностные:

  1. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
  2. Развитие логического и критического мышления, культуры речи.
  3. Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
  4. Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные:

  1. Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
  2. Развитие представлений о географии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования на уроках географии

     Предметные:

  1. Изучение особенностей природы Тихого океана и составление лоции. Развитие представления о особенностях географического положения, природы, природных богатствах и хозяйственном использовании Тихого океана. Развитие знаний о географических понятиях: океан, море, залив, соленость, географические координаты точек, масштаб

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

  1. в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы;
  2. в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы);
  3. в предметном направлении: закрепление умения определять географические координаты, работать с таблицами, применять понятие масштаб; умение называть и показывать части Мирового океана; знать географическую номенклатуру по разделу, наносить географические объекты на контурную карту. Научиться оформлять графический конспект лоции Тихого океана.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: урок – исследование   Форма урока: групповая работа

Содержание учебного материала урока: географическое положение, особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Тихого океана.

Используемые образовательные технологии: игровая, групповая.

Методы и приемы: исследовательский метод; приемы: тонкие и толстые вопросы, работа с картой, написание научного отчета, составление лоции, бортовой журнал, «самый, самый..»

Оборудование урока:  физическая карта океанов, карта  «Строение земной коры», «Климатическая карта мира», карта «Географические пояса и природные зоны», презентация “Тихий океан”, учебник “География 7. Земля и люди” А.П. Кузнецова, атлас “География 7”, бортовой журнал, лоция Тихого океана, раздаточный материал, ноутбук; видеопроектор.

План-схема урока

№ п/п

этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1

Организационный

Объявление темы и цели. Постановка задач

Подготовка оборудования

Распределение ролей в группе

 Просмотр презентации

2 мин.

2

Вводный:

А) Мотивационный

Б). Актуализация знаний

А) просмотр видеофрагмента, эпиграф Озвучивание SOS

Б) Постановка вопросов в презентации

Задание 1. Название кораблей

Задание 2. Определение начальных координат экспедиции

Просмотр презентации, видеофрагмент.

Получение бортовых журналов и лоций

Ответы на вопросы

Определение координат точек и нанесение точек на карту на доске

8 мин

3

Изучения нового материала

Выдача задания 3.  для самостоятельной работы в группах (экспедициях): физико-географы, геоморфологи, климатологи, гидрологи, биоэкологи и эконом-географы

Выполнение заданий в группах

Выступление группы с научным докладом.

Фиксация информации в бортовом журнале (приложение 1), оформление  лоции (приложение 2)

22 мин

4

 Закрепление

Выдача задания «Самый…»  

Выполнение задания «Самый», запись в бортовой журнал

6 мин

5

Подведение итогов

Выставление оценок за работу в команде

Запись в дневники

(приложение 3)

3 мин

6

Рефлексия

Достигли цели или нет? В каком уголке Тихого океана захотелось побывать и почему?

Обмен мнениями

3 мин

7

Домашнее  задание

Выдача задания

Завершить оформление лоции

2 мин

Ход урока

1.Организационный.  Приветствие. Ребята сегодня у нас с вами необычный урок.  Мы познакомимся с природным комплексом Тихого океана.  Эпиграф.  Видеосюжет о Тихом океане «Прибой».                           Я люблю тебя, Тихий, за твою красоту,
                                  За твою необъятность, за твою глубину.
                                  Ты всегда непонятен: то молчишь, то ревешь
                                 Словно вечный источник, песню жизни поешь.

Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана и составление лоции.

Лоция – это информационная схема океана.

2. Вводный этап. Актуализация знаний. Что вы знаете о Тихом океане? Какой российский  мореплаватель  возглавлял первую  русскую кругосветную экспедицию в Тихом океане? Что означают эти цифры :  179 млн. км2          710 млн. км3    49%    3980 м    11022м

            Звучит тревожная музыка, на фоне которой раздаются тревожные сигналы (аудиозапись):  «SOS. Мы   попали в жесточайший шторм, помогите! На борту нашего исследовательского судна находился отчет многодневной экспедиции в Тихом океане, он смыт в океан.  Капитаны кораблей помогите, обнаружить потерянные материалы экспедиции! Помогите, кто может!»

Учитель:    Вы слышите эти тревожные сигналы? Команда  исследовательского судна просит помощи.  Вам  необходимо помочь команде  собрать потерянную информацию. Для этого вам необходимо провести  новые исследования  в акватории океана. У нас шесть команд  и каждая команда пойдет на своем корабле. На столах у вас лежат бортовые журналы  и лоции, в которые по ходу экспедиции вы будете заносить  информацию.  Собранные материалы просят доставить в порт  Гонолулу на Гавайских островах (210 с. ш 1580 з. д.). Нанесите точку встречи на лоцию.

Задание 1.  (слайд 4) Чтобы начать экспедиции сначала  нам необходимо заправить свои корабли знаниями и дать им названия. Вопросы для  команд

  1. Как назывался корабль,  на котором была организована первая британская экспедиция по изучению Мирового океана. «Челленджер»
  2. Как назывался древний океан, существовавший в эпоху мезозоя между древними континентами Гондвана и Лавразия.  Тетис
  3. Дайте местное название тропических циклонов штормовой и ураганной силы в Тихом Океане.  Тайфун
  4. Как называется одно из  теплых течений в  северной части Тихом  океане у берегов Японии. Куросио
  5. Как называется коралловый остров, имеющий вид сплошного или разрывного кольца, окружающего лагуну.  Атолл
  6. Как называется наливное судно, судно для транспортировки жидких грузов (нефти). Танкер

 Задание 2. (слайд 5)  А теперь определим начальные точки выхода ваших кораблей в научную экспедицию. Необходимо выполнить задание.  (Командам раздаются задания на обратной стороне парусов. Каждый парус имеет свой цвет).

 Челленджер (Оранжевый парус): Определите по картам атласа, как называется географический объект с координатами: ≈ 65° с. ш., 168° з.д. (Берингов пролив)

Тетис  (Красный парус): Определите название объекта, которые   имеют  координаты:8 ˚ ю. ш. 110° в. д. (о. Большие Зондские  – о. Ява)

Тайфун  (Голубой парус): Определите название объекта, имеющего координаты:  54 ° ю.ш., 70° з.д.  (Огненная Земля)

 Куросио  (Зеленый): Определите название объекта, имеющего координаты:37 ° с.ш., 140° в.д. (Японские острова)

 Атолл  (Желтый  парус): Определите название объекта, имеющего координаты: 42 ° ю.ш., 147° в.д. (о-в Тасмания)

 Танкер  (Фиолетовый): Определите название объекта, имеющего координаты:9° с.ш., 79° з.д. (Панамский пролив)

Учитель:  Капитаны, обозначьте свои объекты на нашей карте океанов и на ваших лоциях, проведите линии маршрутов до точки встречи.  Сейчас мы проведем границу наших исследований (на лоцию наносим  границы океана).

3.Изучение нового материала.  Основное задание экспедиции получить капитанам кораблей.

Задание физико-географам. Корабль «Челленджер»  «Описать ГП Тихого океана»

1.Заполните пропуски в тексте, используя §1 стр.5; §19 стр.60 и карту атласа стр.3.

Географическое положение Тихого океана.

     Тихий океан расположен во всех полушариях Земли, между материками _______и ______ на западе,  материками _________и ________ на востоке  и  материком________на юге. Океан имеет овальное очертание, несколько вытянутое с северо-запада на юго-восток и наиболее широкое между тропиками. С севера на юг океан протягивается на_______ км, а с запада на восток более чем на ___  км.  Его береговая линия относительно __________у берегов Северной  и Южной  Америки и сильно ____________у берегов Евразии. В состав Тихого океана входит ряд окраинных морей Восточной и Юго-Восточной Азии:________________________; и у северо-восточных берегов Австралии: ___________моря. Тихий океан  лидирует  среди океанов по количеству островов, их более 10 тысяч. Наиболее крупные острова и архипелаги: ________________________. Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам мысов: __________между ______ океаном и___________,  мыс Южный  (Австралия) между  ____________и Тихим океанами, по _______ проливу проходит граница между  Тихим и Северным Ледовитым океанами.

2.Нанесите на лоцию крупные моря и острова Тихого океана. 3. Полученные данные доложите классу. Покажите указанные в тексте моря и острова на карте океанов у доски. 

Задание геоморфологам. Корабль «Тетис». «Изучите особенности рельефа дна Тихого океана»

1.Заполните пропуски в тексте, используя § 3 стр. 12  рис. 1.6;   §7 стр. 27 «Геофокус» и рис. 1.22; §19 стр.60 и  карты  атласа «Физическая карта мира» стр.2- 3, «Строение земной коры» стр.4-5  

Особенности рельефа дна океана.

        Тихий океан самый глубокий: средняя глубина составляет ______м. В Тихом океане расположено ____% глубоководных желобов и все желоба Земли глубиной ___ км. Самое глубокое место океана___________, ее  глубина достигает ____ м. Тихий океан - единственный, лежащий почти целиком в пределах самой древней  ____________океанической литосферной  плиты, которая взаимодействует с другими плитами: _________, __________, Антарктической,              и Южно-Американской.    К зонам взаимодействия плит   приурочены _____________и  зоны островных дуг.  Окраины материков, окружающих океан, отличаются вулканизмом  и  ___________.  Они образуют Тихоокеанское__________.   Сильные землетрясения способны вызывать разрушительные волны____________.  Рельеф его дна сложный.  Шельф занимает относительно небольшую площадь___%. Доля срединно-океанических хребтов составляет  __%, а  на ложе приходится ___%. В центральной части океана крупные поднятия, отдельные горы и хребты разделяют ложе океана на котловины: ____________и__________  котловину.  На Юге-востоке   океана расположено___________  поднятие.

2.Нанесите на лоцию Тихого океана среднюю глубину океана и глубочайшую впадину.  3. Полученные данные доложите классу. Покажите указанные в тексте глубочайшую впадину, котловины и поднятия на карте океанов

Задание климатологам.  Корабль «Тайфун». «Изучите особенности климата в Тихом океане»

1.Заполните пропуски в тексте, используя карты  атласа « Климатические пояса и области мира» стр.7 и «Климатическая карта мира»  стр.6;  § 7 стр. 28 рис.1.24 и стр.  29 рис. 1.27;  

Особенности климата в акватории Тихого океана.

         Тихий океан расположен почти во всех климатических поясах. Большая часть его находится в  _________, _________, ______ поясах. Температура воздуха в акватории между тропиками составляет весь год __0 С.  В умеренных широтах температура достигает   0 С. На севере  океана зимой она опускается до   0С.  Близ берегов Антарктиды такая температура держится и в летние месяцы. Максимальное количество осадков ___ мм выпадает в западной части экваториального пояса, минимальное - в восточных районах океана ___мм.

          В тропических широтах над океаном господствуют ветры  ________. В умеренных широтах над океаном преобладают  _________ ветры, а у восточных и юго-восточных берегов  Евразии формируются сезонные ветры - ________. Летом юго-восточный муссон несет влажный океанический воздух на прилегающие части материка _________и острова. Зимой с ______ дует холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана, часть которого покрывается льдом. Над океаном часто формируются  самые сильные ветры - штормы  __________. Океан считается самым неспокойным из-за частых тропических ураганов.

2.На лоцию  нанести с помощью значков    районы муссонов                тайфунов

3. Полученные данные доложите классу. Показать на карте океанов у доски районы муссонов, тайфунов с помощью значков. 

Задание гидрологам.  Корабль «Куросио».  «Изучите особенности свойств водных масс в Тихом океане»  1.Заполните пропуски в тексте, используя §19 стр.60;  § 7 стр. 28 рис  1.23 и рис.1.24. и карты атласа стр.34

Характеристика водных масс в  Тихом океане.              

           Тихий океан самый теплый в поверхностном слое. Наиболее широкая  часть океана располагается в ____________поясе.   Поэтому средняя температура вод в поверхностном слое на    0 С выше, чем в Атлантическом и Индийском океане. Среднегодовая температура вод между тропиками составляет +190 C, близ экватора      0C, в умеренных широтах 0С, у Антарктиды она понижается до     0С. Средняя солёность поверхностных вод Тихого океана ____‰-  ниже, чем в других океанах, так как с_____________ и_______в него попадает   больше чем пресной воды, чем испаряется.  Самая высокая солёность в области тропиков____‰,  и уменьшается на экваторе до  __‰ и в умеренных широтах до____ ‰.  Так как океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные течения, вызванные действием ________ветров и _________.  В океане образуются два огромных кольца океанических течений. Северное кольцо включает теплые                   ,                    ,                         и Калифорнийское холодное течения; Южное - ___________, Восточно-Австралийское теплые течения и  ____________холодные течения. Одной из своеобразных особенностей Тихого океана являются самые высокие ветровые волны и  одиночные волны-_______.

 2.На лоцию  нанести показатели солености и температуры,  районы цунами и айсбергов.           3. Нанести на карту океанов на доске показатели солености и температуры, районы  цунами и айсбергов с помощью значков. 

Задание  для  биоэкологов.  Корабль «Атолл». « Изучите особенности биологических ресурсов»

1. Заполните пропуски в тексте, используя § 19 стр.61  §7 стр. 29 и карты  атласа стр.34

Особенности органического мира. Экологические проблемы.

            Тихий океан самый богатый по числу видов живых организмов и общей  их массе. Многие особенности фауны Тихого океана свидетельствуют о ее глубокой древности.  В целом в Тихом океане обитает _________видов животных, что в_____, чем в других океанах. Наиболее обильна жизнь в зоне________. Наиболее богат органический мир межостровных морей ______________островов, где насчитывается более _____ видов прибрежных водорослей и _______видов животных.  В мелководных зонах этого района, а также к северо-востоку от Австралии  широко распространены________. Они активно участвуют в формировании атоллов. Атоллы обычно образуются путём обрастания ____________острова_______ рифом.  Прибрежные воды богаты рыбой, там, где взаимодействуют ________и холодные течения или поднимаются к поверхности______________ воды.  В океане много млекопитающих (кашалоты________________) и беспозвоночных животных (__________________) . Экологические проблемы связаны с _______, а также с________________.  Наиболее загрязнены прибрежные районы, особенно в местах добычи______   и морских трасс. Для сохранения природы Тихого океана создаются прибрежные морские заповедники и парки. Самый большой охраняемый морской парк ______у берегов Австралии.

2. На лоцию  нанести  с помощью символа районы распространения: кораллов, крупнейший морской парк. 3.. Нанести эти районы на карту океанов на доске. 

Задание эконом - географам.  Корабль «Танкер»  « Хозяйственное освоение океана»

1.Заполните пропуски в тексте, используя §7 стр.29;    § 19 стр.61  и карты  атласа стр. 10-11 и стр.34

                                          Хозяйственное освоение Тихого океана.

            Побережье Тихого океана является самым густозаселенным.  Хозяйственное освоение океана активно ведут  страны, которые омываются его водами. Среди них, такие как ______________. К настоящему времени сформировалось огромное морское хозяйство, включающее рыболовство, _____________________и отдых, использования энергии приливов и отливов для производства электроэнергии.  В Тихом океане добывается почти половина______ всего мира. Один из самых рыбопродуктивных районов Мирового океана -  побережье _________________. Главная промысловая рыба здесь_______, обилие которого обеспечивает холодное __________ течение и подъем к поверхности холодных глубинных вод.  В прибрежных областях разрабатываются месторождения____________, в числе лидеров добычи   США, Австралии. Производится добыча из недр дна океана твердых полезных ископаемых: каменного угля (___________________). Через Тихий океан проходят___________,  связывающие четыре материка. Центрами пересечения морских трасс являются Таити и _________ острова.  На долю морских грузоперевозок приходится  _%.  Но любая  хозяйственная деятельность в Тихом океане должна проводиться с учетом сохранения уникальной природы этого  самого великого океана.

2.На лоцию  нанести  с помощью символов: районы вылова рыбы, районы добычи нефти           каменного угля, морские трассы.  3. Полученные данные доложите классу. Нанести эти районы (смотри задание 2) на карту океанов  на доске. 

 Первичное обобщение.   Учитель: Что же вы узнали о нем, выполняя свои задания. Давайте послушаем капитанов групп и их помощников и заполним лоцию. Выступление групп у доски.

4.Итоговое закрепление.   Пока вы проводили свои исследования, мы оказались в открытом океане.  Чтобы вернуться в порт  Гонолулу каждая команда, должна ответить на вопрос, используя полученные данные «Тихий океан -  самый». Заносим ответы в бортовой журнал

Варианты: Самый (большой) по площади. Самый (большое) число островов.  Самый (глубокий). Самый древний. Самый (изобилующий глубоководными впадинами). Самый теплый. Самые сильные (ветры). Самые разрушительные волны цунами. Самые высокие и длинные ветровые (волны).  Самый богатый по числу видов живых организмов и их биомассе. С самым (густонаселенным побережьем). Самый большой вылов рыбы.

5. Подведение итогов. Выставление   оценок (приложение 3)

6.Рефлексия: Что должны были узнать? Что узнали на уроке? Где хотели побывать и поясните почему?

Команды. Отдайте свое сердце тому уголку Тихого океана (сердечко прикрепляют к карте), который вам больше всего понравился

7. Домашнее задание. §19  тренажер стр.33 №1, стр.34 № 4; оформить лоцию.

приложение 1

Бортовой журнал корабля «                             »

Название океана___________, площадь ___________млн.км2;  объем воды  _________ млн.км3

Протяженность: с севера на юг__________км; с запада на восток___________ км

Крупнейшие моря______________________________________________________________

Крупнейшие острова____________________________________________________________

Средняя глубина океана____м. Глубочайшая впадина (название)_____ м

Средняя температура морской воды__   0С. Средняя соленость воды ________‰

 Крупнейшие течения___________________________________________________________

Представители органического мира вод океана_________________________________________ _____________________________________________________________________________

Опасные явления:______________________________________________________________

Выводы:  продолжите фразу «Тихий океан – самый…..»

приложение 2

Лоция Тихого океана. Корабль «                     »

                         Показатели температуры и солености воды                                            Глубочайшая впадина океана

                                Районы  действия тайфунов                                                ------  Морские трассы

                               Районы действия муссонов                                                           Районы распространения айсбергов

                                Районы распространения кораллов                                             Районы рыболовства

                               Крупнейший морской парк                                                               Районы добычи нефти

                                Районы  распространения цунами                                                            Районы добычи угля

приложение 3

Лист оценок рабочих групп по теме «Тихий океан»

Название команды

1. Челенджер

2.Тетис

3.Тайфун

4.Куросио

5. Атолл

6. Танкер

Состав группы

Проверка знаний -актуализация

Определение названия

корабля

Определение  точки по координатам

Показ  на карте

Выполнение основного задания

-заполнение текста

Выступление по теме:

А) массовость

Б) культура речи

В) умение работать с картой

Г) оформление лоции

Д) оформление бортового журнала

ФГП океана

Рельеф дна

Климат

Свойства воды

Биологи и экологи

Хозяйственное использование

Итоговые выводы

«Самый..»

Оценка итоговая

 

Литература

Основная:

1.Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География.Земля и люди: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений- М.: Просвещение 2018

2.Бахчиева О.А. География. Земля  и люди: 7класс. Методические рекомендации- М.: Просвещение 2018

3. Кузнецов А.П. . География.Земля и люди: 7 класс. Атлас- М.: Просвещение 2020

4. География.Земля и люди: Интерактивное картографическое пособие: 7 класс /под ред. Дронова  В.П.CD-ROM

Дополнительная:

1.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. – М. Дрофа, 2009

2. За страницами учебника географии. .-М. Дрофа, 2006

3. Уроки географии с применением информационных технологий 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. И.А. Кугут. - М. Глобус, 2010

4.ГубаревВ.К. География мира: справочник школьника и студента / В. К. Губарев. - Ростов н/Д : Феникс ; Донецк : Кредо, 2007

5.Коуп, Роберт. Материки и океаны: / [авт. Роберт Коуп ; пер. с англ. А. В. Тихонов]. - М. : Махаон, 2009

6. Справочник туриста: Тихий океан.  Документальный фильм  2000 г., 51 мин., Россия.

Кинокомпания «Русский репортаж»

7.Музыка для релаксации. Тайны океана.  Альбом CD-ROM  , 2006 г.

8. Школьник Ю. К.  Подводный мир. Полная энциклопедия:- Эксмо, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Разработка урока по географии 7 класс «Особенности отдельных океанов»

Разработка урока с презентацией для учащихся 7 класса по географии. учебник Домогацких и др....

Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"

Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...

методическая разработка урока по географии в 7 классе " Мировой океан"

Формирование у учащихся представления  о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах;  продолжить формиро...

Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....

Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

География . 10 класс.Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...