Рабочая программа кружка "Юный эколог" 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс)

к форме 6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина»

ПРОГРАММА КРУЖКА

 

в 6 классе

«Юный эколог»

Автор: Капризова Наталья Анатольевна,

учитель высшей категории

2016 год

г. РОСЛАВЛЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных классах,  свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальных классах единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная  необходимость гармонизации своего образа жизни с  окружающим социальным и природным миром,   необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной  педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.  Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.  Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

•  принцип единства сознания и деятельности; 

•  принцип наглядности; 

•  принцип личностной ориентации; 

•  принцип системности и целостности; 

•  принцип экологического гуманизма; 

• принцип практической направленности

Курс  включает и раскрывает основные содержательные линии:

•  Земля - единая экосистема. 

•  Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

•  Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. 

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игры, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог». 

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации экологических праздников.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Личностными   результатами   изучения  курса являются: 

  Показатели в личностной  сфере  ребёнка:

-   интерес к познанию мира природы; 

-   потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-   осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-   преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. 

Метапредметными   результатами   изучения  курса являются:

·     умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

·      освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (класс, школа, семья и др.);

·     способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира. 

Предметными    результатами   изучения  курса  являются:

·     овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;

·     усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности;

·     умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

·     владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; 

Учащиеся должны знать:

-   планета Земля - наш большой дом; 

-   Солнце - источник жизни на Земле; 

-   неживое и живое в природе; 

-   основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-   влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-   значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-   значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек  - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; 

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; 

- различия съедобных и несъедобных грибов;          

-   способы сохранения окружающей природы; 

-   что такое наблюдение и опыт; 

-   экология - наука об общем доме; 

-   экологически сообразные правила поведения в природе.  

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-   наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-   оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-   ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- оценивать  поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять  нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

 - выражать  свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления  сказок, мини-сочинений и т. п. 

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью диагностических методик: в конце обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа кружка рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Неживая природа

20

3

Живая природа

28

4

Мой дом

14

5

Обобщение

2

Итого

68 часов

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (4 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.

Неживая природа (20 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.

Проект: «Экологический календарь».

Живая природа (28 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и культурные растения . Хвойные и лиственные растения. Растения Ростовской области. Охрана растений. Экологические памятки для детей и взрослых . Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.  Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в природу («Животные Ростовской области»).

Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».

Мой дом (14 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего села.

Проект: «Огород на окошке»

Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы».  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Печатные  пособия

1.Словари, энциклопедии и справочники.

2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с  программой курса.

3.  Плакаты по основным темам.

Технические  средства  обучения

1.Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.Компьютер.

3.Мультимедийный проектор, экран.

Игры

Настольные развивающие  игры, экологическое   лото, викторины

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер

занятия

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  

1

 

2

Мы – жители планеты Земля. 

1

 

3

Что такое экология?

1

 

4

Экология и мы. 

1

 

5

Солнце - источник тепла и света. 

1

 

6-7

Вода, ее признаки и свойства.

1

1

8-9

Экскурсия на водоём. 

 

2

10

Берегите воду! 

1

 

11

Воздух и здоровье человека.

1

 

12-13

Почва. Состав и виды почвы. 

1

1

14

Охрана почвы. 

1

 

15

Погода, климат. 

1

 

16-17

Предсказания погоды по народным признакам. 

2

 

18-19

Времена года. 

2

 

20

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе.

 

1

21-24

Проект: «Экологический календарь».

1

3

25-26

Экологические связи неживой и живой природы.

1

1

27

Растение – живой организм. 

1

 

28

Вода и воздух в жизни растений. 

1

 

29

Разнообразие растений. 

1

 

30

Дикорастущие растения и культурные растения. 

1

 

31

Хвойные и лиственные растения. 

1

 

32

Растения Ростовской области. 

1

 

33

Охрана растений. 

1

 

34

Экологические памятки для детей и взрослых. 

 

1

35-36

Группы животных. 

2

 

37

Дикие и домашние животные. 

1

 

38-39

Экскурсия в природу. 

 

2

40-43

Проект «Животные нашего края».

1

3

44

Птицы нашего двора. 

1

 

45-46

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». 

 

2

47

Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений. 

1

 

48-50

Проект «Красная книга». 

1

2

51

Брейн-ринг «В мире животных». 

1

 

52

Агитбригада  «Береги живое!». 

1

 

53

Дом, где мы живем.

1

 

54

Гигиена моего дома. Уборка квартиры. 

1

 

55

Моя школа, мой класс. 

1

 

56

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». 

1

57

Комнатные растения. 

1

58

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». 

 

1

59-60

Проект: «Огород на окошке»

 

2

61

Посадка цветов на школьной клумбе.

1

62

Домашние животные, уход за ними.

1

 

62

«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. 

1

 

64

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? 

1

 

65-66

Экология моего села. Экологический десант. 

1

1

67

Итоговый тест. Анкетирование.

1

 

68

Поле чудес «Знатоки природы».

1

 

итого

43

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...