Конспект урока географии 6 класса на тему "Озёра"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Конспект урока географии 6 класса на тему "Озёра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ozera.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии на тему: «Озера»
Пояснительная записка
Класс: 6
Программа: начальный курс географии.
Учебник Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова.
Тема 4 «Гидросфера – водная оболочка Земли»
Урок 4 «Озёра»
Цель: создание условий для усвоения понятия «озеро» как одного из видов внутренних вод.
Задачи
Образовательные: рассмотреть понятия: озеро, озёрная котловина, лимнология, изучить классификации озёр по типам озёрных котловин, водному балансу и химическому составу, определить значение озёр и обозначить меры по охране этих объектов.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы, умение составлять характеристику озера, определять физико-географическое положение озера, развивать коммуникативность, умение работать с картой.
Воспитывающие: воспитывать толерантность, патриотизм, самостоятельность, прививать умение занимать активную жизненную позицию, нести ответственность за воздействие на окружающую среду.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Применяемые технологии: информационная, проектная, технология проблемного обучения, игровая.
Оборудование: мультимедийное оборудование или интерактивная доска, карточки с таблицами № 1,2, карточки с проблемными вопросами.
На протяжении всего урока используется мультимедийная презентация с гиперссылками.
I Организационный момент.
II Мотивационная установка.
Сейчас я вам расскажу о природном объекте, а вы должны его назвать.
Когда-то здесь, поблизости от Омска, жил Петр Ершов - автор знаменитого «Конька-Горбунка». И, похоже, именно местные легенды стали основой его знаменитой сказки. Котлы с живой и мертвой водой, искупнувшись в которой люди возвращали свою молодость и здоровье?
В наши дни доказано, что эта легенда возникла не просто так. Здесь вода действительно обладают целительными свойствами. А количество местных чудес просто зашкаливает: НЛО, русалки, явления вроде массового гипноза, прочие необъяснимые вещи происходят здесь почти непрерывно.
Вода действительно отличается от обычной. Первое, на что обратили внимание ученые, - это ее активность: она повышает жизнеспособность клеток, устойчивость их к внешним воздействиям. И этим пользуются и местные, и приезжие. Причем те, кто добирался сюда за тысячи километров, подчас делают сразу годовой запас воды, зная, что весь год смогут пользоваться ею как средством от тысячи болезней. (Шайтан-озеро)
О чём идёт речь? Ответы детей.
III Изучение нового материала.
- Определение с помощью мотивационной установки темы урока./СЛАЙД 1/
Запись темы в тетрадь.
- Формулирование цели урока самими учащимися при помощи учителя.
Можно ли зная тему урока, определить его цель? Что конкретно вы можете узнать на уроке об озёрах?
- Вы определите, что такое озеро.
- Рассмотрите многообразие озёр.
- Их классификации.
- А ещё вы побываете в роли иностранцев и будите проектировщиками, но об этом позже.
- Итак, озёра. Наверно, большинство из вас видели озёра, давайте попробуем сформулировать, что же такое озеро. /СЛАЙД 2/
Ответы детей.
Запись определения в тетрадь после сравнения ответов учащихся с определением озера, предложенным автором учебника.
Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
- Чтобы до конца понять, что же такое озеро, сравните его с двумя природными объектами.
- Загадка:
В неё льется, из неё льется, сама по земле плетется. (Река).
/СЛАЙД 3/
Что объединяет эти два понятия? Ответы детей.
А чем они отличаются? Ответы детей.
- Загадка:
Кругом вода, а с питьем беда. (Море). /СЛАЙД 4/
Работаем по алгоритму. Какие вопросы были заданы относительно предыдущего понятия? Ответьте на них же относительно моря и озера.
Теперь сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
- А какие озёра вы знаете? Ответы детей.
Чем они отличаются? Ответы детей.
Среди озёр, как и среди рек, морей и других природных объектов, есть «самые, самые».
Перед вами таблица № 1(Приложение 1) /СЛАЙД 5/
В первой графе этой таблице дана характеристика некоторых из них, а во второй их названия. Вам нужно стрелками соотнести озёра с их характеристиками.
Проверяем. /СЛАЙДЫ 6,7,8/
- Найдите эти озёра на карте. Как они обозначаются? /СЛАЙД 9/
Обратим внимание на Каспийское море. Измерьте его протяжённость с севера на юг и с запада на восток.
- Следующий этап в изучении озёр – это их классификации. Мы с вами рассмотрим 3 из них. Во-первых, озёра делятся по происхождению озёрных котловин.
По происхождению озёрных котловин озёра бывают: ледниковые, тектонические , вулканические, остаточные, провальные, запрудные, озёра речных долин и морских побережий, смешанного типа.
Перед вами таблица № 2 (Приложение 2)Она содержит 3 графы, последнюю из которых нужно заполнить.
Во-первых, вы будете видеть озёра на слайдах, во-вторых, читать в таблице, как образуются озёра разных типов, особенности котловины, в-третьих, определите типы озёрных котловин и запишите их в третью колонку. /СЛАЙД 10//СЛАЙДЫ 11-20/
Проверяем.
Теперь найдите на карте крупные из упомянутых озёр, слушая мои указатели:
1)озеро Виктория находится в Восточной Африке,
2) озеро Селигер – на Волдайской возвышенности Русской равнины,
3) Сарезское озеро – на Памире в Центральной Азии,
4)Ладожское озеро – в северо- западной части Евразии. /СЛАЙД 21/
Что за указатели я вам давала? При помощи какой характеристики вы нашли эти озёра?
Ответы детей.
- Физкультминутка. Я буду читать стишок, а вы выполняйте за мной все действия, которые я буду показывать.
Изучали мы озёра /повороты головы влево, вправо, пожимание плечами/.
Плыли не рекой /махи руками брасом/,
Не морем /махи руками кролем/.
Чистый, светлый водоём /наклоны туловища вправо, влево, вперед/,
Поныряем нынче в нём! /приседание/
- Следующая классификация озёр касается их водного баланса.
Итак, по водному балансу озёра делятся на: сточные и бессточные.
Постройте схему:
Озёра
Сточные Бессточные /СЛАЙД 22/
Какой корень в этих словах? Ответы детей.
Следовательно, из одной группы озёр вытекают /что?/ реки, а из другой не вытекают.
Изобразите схематично эти озёра
За счёт чего происходит расход воды в бессточных озёрах? Ответы детей.
Как мы на карте определим, сточное озеро или бессточное? Ответы детей.
Приведите примеры. /СЛАЙД 23 - 24/
- Так вы сами самостоятельно уже обозначили третью классификацию. Какую? Ответы детей.
По химическому составу воды озёра делятся на: пресные и минеральные (солёные).
Составьте схему.
Озёра
Пресные Солёные /СЛАЙД 25/
Какие примеры озёр вы можете привести? Да те же самые, что и в предыдущем случае. Как на карте обозначения соленого озера отличается от пресного? Ответы детей.
- Как много мы сегодня с вами узнали об озёрах! Если вы сейчас вспомните все этапы изучения озёр на уроке, то получится план описания географического положения озера. Составьте его.
План описания географического положения озера. /СЛАЙД 26/
- На каком материке и в какой его части находится озеро?
- Протяжённость озера с севера на юг и с запада на восток.
- Тип озёрной котловины.
- Сточное или бессточное.
- А зачем ребята мы так много времени тратим на изучение озёр? Ответы детей.
О чём мы с вами сейчас говорили? Определим значение озёр. /СЛАЙД 27/
- Как человек влияет на озёра? /СЛАЙД 28/
- Все озёра вы находили на физической карте, а теперь откройте политическую. Найдите на ней озеро Байкал и Каспийское море, сравните их местоположение. /СЛАЙД 29/
Итак, озеро Байкал находится на территории одного государства – России, а Каспийское море – на территории 5 государств: России, Казахстана, Туркменистана, Ирана, Азербайджана.
Разделитесь на группы по 5 человек – представителей этих государств и составьте мини-проект по охране это величайшего озера нашей планеты.
Работа в группах. Защита мини-проектов.
IV Закрепление материала.
Теперь посмотрим, насколько хорошо вы запомнили географическое положение изученных озёр. На контурной карте я показываю озёра, а вы называете их. /СЛАЙД 30/
V Итог урока. Рефлексия.
Мы сегодня с вами на уроке прикоснулись к лимнологии – науке, изучающей озёра. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал… /СЛАЙД 31/
Мне было непонятно…
Меня заинтересовало…
Оценивание.
VI Домашнее задание: /СЛАЙД 32 - 34/
1)параграф по теме «Озёра»;
2)отметить на контурной карте все озёра, упоминающиеся в параграфе;
3) по желанию:
- приготовить сообщение об озёрах Забайкальского края,
- решить проблемные вопросы:
Инструкция: выскажите несколько идей по решению этих проблем, определите основную (Приложение 3)
Литература:
1.В.Г.Чернова География в таблицах и схемах, - СПб.: ОО «Виктория плюс», 2010
2 www.200stran.ru (Интернет-ресурс)
3. www.traveltours.ru(Интернет-ресурс)
4.www.teatral.org (Интернет-ресурс)
5. www.wikipedia.org(Интернет-ресурс)
6. www.yakhov.ru(Интернет-ресурс)
Приложения
Приложение 1
Таблица 1.«Самые,самые … озёра»
Характеристика озера | Название озера |
| Каспийское море |
| Мёртвое море |
| Озеро Байкал |
Приложение 2
Таблица 2
Происхождение озёрных котловин.
Как образуются котловины. Примеры . | Особенности котловины. | Тип . | |
1 | В результате движений земной коры /в грабене (оз.Байкал) /в прогибе земной коры (оз.Виктория) | Глубокая, длинная, узкая, крутые склоны. Не очень глубокая, большая по площади, берега изрезаны. | |
2 | В кратерах потухших вулканов (Тана) | Чашеобразная. | |
3 | В результате деятельности рек (озёра Русской равнины) и морей (Венецианская) (озёра побережий Чёрного и Азовского морей) | Продолговатая, подковообразная. | |
4 | В результате деятельности ледника (Селигер) | Вытянута по направлению движения ледника, вдоль горной долины. | |
5 | В результате преграждения речного русла (Сарезское) | Наличие плотины естественного происхождения. | |
6 | В результате просадок и провалов при растворении горных пород (Европейская часть России), таянии многолетней мерзлоты (Западная и Восточная Сибирь) | Небольшие, неглубокие, воронкообразной или блюдцеобразной формы. | |
7 | На месте когда-то существовавшего моря (Каспийское море) | Разнообразная. | |
8 | В результате многих вышеизложенных процессов (Ладожское) | Разнообразная. |
По происхождению озёрных котловин озёра бывают: ледниковые, тектонические , вулканические, остаточные, провальные, запрудные, озёра речных долин и морских побережий, смешанного типа.
Приложение 3
Проблемные вопросы для домашнего задания.
1.В Алжире, неподалеку от города Сиди-бель-Аббес, находится природное озеро, наполненное чернилами. В озере нет ни рыб, ни растений, поскольку ядовитые темно-синие чернила пригодны только для того, чтобы ими писать! До недавнего времени люди не могли понять, каким образом в водоеме оказалось такое необычное вещество. Ученые, проведя соответствующие исследования и анализы, пришли к выводу…
Вопрос: к какому выводу пришли учёные?
/Ответ: все дело в составе воды двух маленьких речек, впадающих в это загадочное озеро. В одной из них содержится просто громадное количество растворенных солей железа, в другой - всевозможные органические соединения из расположенных в речной долине торфяных болот. Сливаясь вместе в озерный котлован, потоки взаимодействуют друг с другом, пополняя количество замечательных чернил. Местные жители относятся к этому чуду по-разному: одни считают его дьявольским наваждением; другие, наоборот, извлекают из него пользу. Чернила продаются не только в магазинах Алжира, но и в Африке, странах Средиземноморья, на Ближнем и Среднем Востоке. Чернильное озеро/
2.Остров Тринидат прославился лишь потому, что в его центральной части имеется настоящее асфальтовое озеро. Великолепный асфальт! В озеро, конечно, не зайдешь и не окунешься, а расположено оно в кратере бывшего грязевого вулкана, глубина его... 90 метров (!), а площадь - 46 га.
Вопрос: как это объяснить?
/Ответ: выходящая из недр земли через жерло вулкана залегающая на большой глубине нефть под воздействием испарения теряет все летучие вещества и превращается в асфальт. Каждый год из озера добывают до 150 тысяч тонн асфальта, идущего на строительные нужды. Основная его часть экспортируется в США, Англию и Китай. За время разработки озера добыто более 5 млн тонн асфальта, при этом уровень чудо-озера понизился всего на полметра! Любой предмет, попавший на поверхность озера, исчезает в черной бездне. Ученые, исследовавшие прибрежные глубины "водоема", обнаружили целое кладбище доисторических животных. В том числе скелеты мастодонтов, вымерших в ледниковый период, которые обитали в этом регионе. Асфальтовое озеро/
3. Вокруг этого озера все водоемы кишат рыбой и озерной дичью, а в нём - ни травинки, ни малька, ни птички на берегу, и это при том, что из рыбных озер вытекают речки, впадающие в него. Исследователи десятки раз пытались заселить таинственное озеро местной водяной фауной и флорой, отдавая предпочтение самым неприхотливым видам. Однако все эксперименты кончились одинаково: рыба и прочая живность, спустя день-другой, дохла, растительность сгнивала.
Вопрос: почему?
/Ответ: Тайна российского Пустого озера, расположенного на Алтае, не раскрыта до сих пор. Воду озера изучали эксперты из Германии, США,
Бельгии и Британии, и никто до сих пор не мог объяснить или хотя бы предложить правдоподобную гипотезу по поводу феномена этого удивительного водоема. Удастся ли в обозримом будущем разгадать эту тайну? Увы, специалисты неопределенно пожимают плечами./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...