Разработки уроков (конкурс учитель года)
план-конспект урока по географии
Семантико – семиотическая интерпретация учебного текста на уроках географии как метод повышения мотивации обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра "Знатоки географии". 6-8 й класс
Цели и задачи: выявление и поддержка одаренных учащихся.
Образовательные:
- проверка и оценка знаний учащихся за курс “Физическая география” 6-8 класса
- повышение интереса учащихся к предмету “Физическая география”
Развивающие:
- развитие географического мышления,
Воспитательные:
- формирование умений работать в команде.
- воспитание культуры общения ..
- рост познавательной самостоятельности учащихся
Технические средства: Компьютер, проектор, электронная доска. Дидактические материалы: карточки-задания .
Продолжительность – 40 минут.
Ведущий:
Начинаем игру-викторину «Знатоки географии». В игре принимают участие 2 команды. В каждой команде по 4 участника – 2 ученика 6 класса, 1 ученик 7 класса и 1 ученик 8 класса.
Составы команд :
1 команда: 2 команда:
1 . __________ 8 кл 1 . __________ 8 кл
2 . __________ 7 кл 2 . __________ 7 кл
3 .___________ 6 кл 3 . __________ 6 кл
4. ______________6 кл 4. __________ 6 кл
Жюри: 1 . __________ 2 . __________
Игра состоит из 6 конкурсов.
Условия игры:
Дается задание команде. Если на данный вопрос команда не может ответить или дала неверный ответ, может ответить вторая команда. В конце игры подводятся итоги по набранным баллам, объявляется и награждается лучшая команда знатоков географии.
Выбрать капитана команды: 1_____________ 2___________________
Капитаны проводят жеребьёвку (Бросают кубик. У кого значение больше, тот первый начинает.)
1. задание Географическая разминка:
Начинает игру команда № ?.
Игроки по очереди подходят к карте и показывают географические объекты. На выполнение задания команде даётся 2 минуты.
За каждый правильный географический объект - 1 балл.
Географические объекты команде №1:
1. Индийский океан, . о. Мадагаскар
2. Курильские острова ,г. Джомолунгма
3. оз. Байкал, оз. Чад,
4. Альпы (горная система), о.Сахалин
Географические объекты команде №2:
1. Тихий океан, Тянь-Шань
2. река Амазонка, Евразия
3. оз. Гурон, река Миссисипи
4. Анды , Атлантический океан
2 задание: Блиц
Я читаю вопрос, за каждый правильный ответ - 1 балл
Вопросы команде №1:
1. Самая маленькая планета солнечной системы (Меркурий)
2. . Самый большой остров (Гренландия )
3. Самое глубокое озеро в России и мире (Байкал)
4. Самая высокая гора в России (Эльбрус).
Вопросы команде №2:
1. Самый холодный океан (СЛО)
2. Самый большой остров в России (Сахалин)
3. Самая большая возвышенная равнина в России (Средне-Сибирское плосогорье)
4. Самый крупный вулкан России (Ключевская сопка) .
3. задание Географические координаты.
Вопросы команде №1:
Определите объекты по географическим координатам:
1) 640 с.ш. 130 з.д. – ( влк. Гекла)
2) 790 ю.ш. 1690 в.д. – (влк.Эребус)
3) 500 ю.ш.700 в.д. – (о.Кергелен)
4) 190 с.ш. 980 з.д. – (влк.Попокатептель)
5) 190 с.ш. 1550 з.д. – (влн. Мауно-Лоа)
6)
Вопросы команде №2:
Определите географические координаты объектов:
1)г. Москва . – (560 с.ш. 380 в.д)
2) г. Каир - (310 с.ш. 320 в.д)
3) г.Лондон - (510 с.ш. 0,70 з.д)
4) влк. Фудзияма – (350 с.ш. 1350 в.д)
5) г.Кейптаун –(340 ю.ш. 190 з.д)
4 задание Конкурс картографов.
На карточках нанесены контуры географических объектов, которые
членам команды необходимо определить и показать на карте. На выполнение задания даётся три минуты. За каждый правильный объект – 1 балл.
Озеро 1. (Каспийское) Озеро2. (Ладожское)
ОзероЗ..(Телецкое) Озеро4. (Онежское)
Озеро 5. (Чудское) Озеро 6. (Таймыр)
Озеро 7. (Байкал) Озеро 8. ( Ханка)
5. Географические загадки. Составить самостоятельно, используя схемы
6. Географические ребусы
Ответы: 1.Австралия, 2.Волга, 3.Глобус, 4. Колумб, 5.Куба, 6.Ландшафт, 7.Панама, 8.Сахара, 9.Столица, 10. Токио.
Жюри озвучивает результаты игры. Подведение итогов, награждение
победителей.
Литература:
1. http://detsky-mir.com/blog/rebus/1774/rebusy_po_geografii
2. http://festival.1september.ru/articles/612396/
3.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009 г. – 173 с. – (Учение с увлечением).
4.География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.
5.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии
Предварительный просмотр:
Тема. Моря России.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей.
Задачи урока:
1. Предметная: изучить по физическим картам моря, проливы, заливы у берегов России;
2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, развивать коммуникативную культуру учащихся.
3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Материально-техническое обеспечение урока: Физическая карта России, мира. Атласы и контурные карты. Демонстрационные картины “Обитатели морей”, фотографии пейзажей морей и репродукции о море. Фрагменты из видеофильма “Богатства морей и океанов”. Презентация в программе PowerPoint.
Методы: частично - поисковый, исследовательский, проблемный, наглядные, диалог.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая. Опережающее задание: северный морской путь.
Тип урока: урок развития предметных компетенций.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоционально психологический настрой на активную поисковую работу.
– О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
2.Формулирование темы и цели урока.
Учитель обращается к слайдам презентации с фотографиями пейзажами морей, заранее подготовленными учащимися с отдыха. Сравните море на фотографиях, какое впечатление вызывают у вас эти фотографии.
Учащиеся должны назвать как можно больше эпитетов, характеризующих море.
Примерный вариант ответов - холодное.теплое, спокойное, штормовое, бушующее, зеленое, синее, голубое, прозрачное, чистое, угрожающее, сказочно - волшебное. золотистое и т.д.
Все эти фотографии, выполненные самими учащимися, имеют воспитательное значение: они должны вызвать у учащихся впечатления эстетического и морального порядка. Учащиеся заранее получили задание составить презентацию с фотографиями морей.
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока и задач, которые будут решаться на уроке.
Учащиеся заполняют таблицу.
Сейчас мы вспомним, что уже Вам известно о море.
-Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы. Затем заполняют вторую колонку.
Я знаю или предполагаю | Хочу знать | Узнал (а) новое |
(Ученики записывают, а затем называют известные им сведения, фронтальная беседа с классом).
3.Изучение новой темы.
Учитель. Вспомните, что мы называем мировым океаном? Моря, каких океанов омывают берега России.
Класс разбивается на группы. Учащиеся разбиваются на группы по 5 - 6 человек.
Группа №1.
Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, пользуясь учебником и атласом "Физическая карта России и мира".
Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Северного Ледовитого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды.
Алгоритм работы на уроке.
План.
- Назвать и показать на физической карте России моря Северного Ледовитого океана.
- Внутренние или окраинные моря?
- Материковая отмель (шельф)?
- Соленость морей?
- Климат морей?
- Природа морей Северного Ледовитого океан.
Сделайте вывод: все моря ______, кроме _______моря. Моря расположены на _______отмели. Соленость морей _______океанической. Климат _______, не замерзает только ____море, благодаря поступлению ______вод ________течения. Через моря Северного Ледовитого океана проходит _________. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда _______.
Учащиеся получают листы с вопросами игры "Верю не верю".
Докажите и аргументируйте ответ:
- В Баренцевом море обитает дельфин белуха.
- Баренцево море расположено за полярным кругом, но не замерзает?
- Карское море самое холодное в России.
- Самое глубокое море России - море Лаптевых.
- В Енисей из Карского моря заходят океанические суда?
Группа №2.
Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Атлантического океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природу.
Алгоритм работы на уроке.
План.
- Охарактеризуйте моря Атлантического океана и покажите их на карте.
- Внутренние или окраинные моря?
- Материковая отмель (шельф)?
- Соленость морей?
- Климат морей?
- Природа морей Атлантического океана.
Сделайте вывод:
Все моря _______, т.е. соединяются узкими проливами.Например, Черное море с Атлантическим океаном через пролив __________, Мраморное – через пролив ___. Самым глубоким является _________, а самым мелководным ________. Черное море расположено _________впадине.
Учащиеся получают листы с вопросами игры "Верю не верю".
Докажите и аргументируйте ответ:
- Азовское море славяне называли Сурожским морем, а греки - Меотийским болотом.
- Соленость в западной части Балтийского моря 11, в центральной - 6-8. Северо - восточная часть его замерзает.
- На глубине свыше 150 м вода Черного моря заражена сероводородом (на больших глубинах нет живых организмов).
Группа №3.
Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Тихого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природные явления.
Алгоритм работы на уроке.
План.
- Охарактеризуйте моря Тихого океана и покажите их на карте.
- Внутренние или окраинные моря?
- Материковая отмель (шельф)?
- Почему часты природные явления (цунами)?
- Соленость морей?
- Климат морей?
- Природа (флора и фауна) морей Тихого океана.
Сделайте вывод: Все моря Тихого океана ________и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово __________-, Охотское_______, Японское________. У них почти отсутствует _______зона. Все моря имеют _________глубину. Природа Морей _____. Моря _______. Не замерзает только _________море. Все моря расположены в зоне _____________кольца, поэтому здесь часты _________, а по берегам ________.
Учащиеся получают листы с вопросами игры "Верю не верю".
Докажите и аргументируйте ответ:
- Самое большое море - Берингово.
- Наибольшая глубина - 9717 м в Курило - Камчатском глубоководном желобе.
- Самый высокий прилив в Охотском море.
- Самое глубокое - Берингово.
Группа №4.
Цель: пользуясь параграфом 3 охарактеризовать природные ресурсы (биологические, минерально - сырьевые, транспортные, рекреационные, энергию морских приливов и отливов).
Просмотреть фрагмент видеофильма «Богатства морей и океанов».
Алгоритм работы на уроке.
План.
- Какие моря богаты биологическими ресурсами и почему?
- В каких морях добывают минеральные ресурсы?
- какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? Назовите курортные города России?
- Опережающее задание. Северный морской путь –важнейшая транспортная магистраль России.
Вывод: промысловое значение океанов, какие полезные ископаемые добывают в морях, омывающих берега России.
Группа №5.
Цель: найдите пути улучшения экологической ситуации морей.
Алгоритм работы на уроке.
- Докажите фразу: в 20 веке обострилась экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Назовите причины?
- Какие моря наиболее загрязнены? Почему.
- Предложите свои пути улучшения экологической ситуации:
- использование безотходного производства на побережьях и берегах рек
- Строительство очистных сооружений
- Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей
- Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).
Вывод: учащиеся самостоятельно предлагают пути по улучшению экологической ситуации.
Группа№6.
Цель: изучить внутреннее море - озеро Каспийское.
Алгоритм работы на уроке.
- Рассмотреть Каспийское море на физической карте атласа и отметить в контурной карте;
- Почему данное море называется озером;
- Чем отличается море от озера?
- Какие природные богатства известны в Каспийском море;
- Какие проблемы возникают при добыче этих богатств;
- Известно, что на Каспийское море приходится 80% мировых запасов осетровых рыб, какие виды осетровых вам известны.
Включается музыка (тихо) « морской прибой».
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный
2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
4. Подведение итогов работы в группах.
Заслушивает отчеты учащихся по мини- проектам от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления.
5.Отгадать загадку:
Построить свою об одном из морей России, используя знаки кодировки.
6.Контроль и самопроверка знаний.
Россия – это морская страна. Ее омывают тринадцать морей трех океанов. Сегодня на уроке мы познакомились с природой этих морей и определили, чем отличаются моря, омывающие берега России.
Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.
Несомненно, Иван Константинович Айвазовский был и является одним из величайших художников-маринистов всех времён. Его картины просто зачаровывают. Зритель готов просто раствориться в морских пучинах. Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море» или яркое пятно заката на фоне грозных, бушующих волн на картине «Девятый Вал». На многих полотнах Айвазовский показал море как грозную стихию, с её огромными пенящимися волнами и бунтарским характером
6. Рефлексия.
Каждый ученик заполняет 3 колонку таблицы. (Анализ результатов своей деятельности на уроке).
7.Домашнее задание.
1.Параграф 3 прочитать ответить на вопросы к параграфу. Нанести на контурную карту моря омывающие берега России – низкий уровень.
2.Дополнительное задание (по желанию учащихся): разгадать чайнворд (приложение 3) – средний уровень.
3.Выполнить практическую работу: сравнить по плану два моря по картам атласа и таблице (Карское море – региональный компонент, второе море ученики выбирают самостоятельно или подготовить характеристикуодного из морей омывающих берега России – высокий уровень
План.
К бассейну какого океана относятся?
Окраинные или внутренние?
Береговая линия (изрезана или нет, заливы, полуострова).
Глубина, рельеф дна.
Соленость.
Температура воды.
Ресурсы.
Экологические проблемы.
Приложение № 1.
Моря, омывающие Россию.
Название, бассейн океана | Площадь, тыс. км² | Макс. глуби-на, м | Соле-ность, ‰ | Температура воды, °С | Впадающие реки | Примечание | |
января | июля | ||||||
Моря Северного Ледовитого океана | Шельфовые моря | ||||||
Баренцево | 1424 | 600 | 32-35 | +5-1 | +12 | Печора | Теплое Северо-Атлантическое течение |
Белое (внутреннее) | 90 | 350 | 20-35 | -1,5 | +10 | Сев. Двина, Мезень, Онега | |
Карское | 883 | 600 | у берега: 7-33 | -1,5 | +30 | Обь, Енисей | |
Лаптевых | 662 | 3385 | 18-32 | -1-1,5 | +12-1 | Лена, Яна | |
Восточно-Сибирское | 913 | 915 | 20-30 | -1,5 | +1+4 | Индигирка, Колыма | |
Чукотское | 595 | 1256 | 24-32 | 0-2 | +7+3 | ||
Моря Тихого океана | |||||||
Берингово | 2312 | 5500 | 30-33 | +2-1 | +5+12 | Анадырь | Самое большое и глубокое у берегов России |
Охотское | 1603 | 3521 | 31-34 | -1+2 | Амур | Самые высокие приливы, до 13 м (Пенжинская губа) | |
Японское | 1062 | 3699 | 28-35 | +11-1 | +17+26 | Тумиин | Возможны цунами, тайфуны, штормы |
Моря Атлантического океана | |||||||
Балтийское | 419 | 470 | 3-6-11 | +1-0 | +18+17 | Нева, Зап. Двина | |
Черное | 422 | 2210 | 18-3 | -1+7 | +25 | Днепр, Днестр, Дунай | Самое теплое море России |
Азовское | 39 | 15 | 9-14 | 0 | +26 | Дон, Кубань | |
Море-озеро | |||||||
Каспийское | 368 | 1025 | 0,3-13 | 0+10 | +24 | Волга, Терек, Урал | Замкнутый водоем с колебаниями уровня воды |
Приложение2.
«Моря, омывающие берега России»
1.Нанести на контурную карту:
моря – Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское,
Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное,
Азовское, Каспийское;
заливы – Финский, Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа, Обская губа;
проливы – Карские Ворота, Лонга, Вилькицкого, Татарский;
острова – Новая Земля, Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новоси-
бирские острова, Анжу, Сахалин, Врангеля, Курильские
Приложение № 3.
Береговая линия России.
1 | Б | ||||||||||||||||||||||||
2 | Е | ||||||||||||||||||||||||
3 | Р | ||||||||||||||||||||||||
4 | Е | ||||||||||||||||||||||||
5 | Г | ||||||||||||||||||||||||
6 | О | ||||||||||||||||||||||||
7 | В | ||||||||||||||||||||||||
8 | А | ||||||||||||||||||||||||
9 | Я | ||||||||||||||||||||||||
10 | Л | ||||||||||||||||||||||||
11 | И | ||||||||||||||||||||||||
12 | Н | ||||||||||||||||||||||||
13 | И | ||||||||||||||||||||||||
14 | Я | - | |||||||||||||||||||||||
15 | Р | ||||||||||||||||||||||||
16 | О | ||||||||||||||||||||||||
17 | С | ||||||||||||||||||||||||
18 | С | - | |||||||||||||||||||||||
19 | И | ||||||||||||||||||||||||
20 | И |
- Острова, омываемые двумя морями, названными: в честь первооткрывателей и по географическому положению.
- Море, названное по роду хозяйственной деятельности человека.
- Море, названное в честь одного из первооткрывателей.
- Название моря дано по цветному признаку.
- Остров, отделяемый проливом Лонга.
- Полуостров на северо-востоке России.
- Море, омывающее север европейской части России.
- Крупный полуостров на севере Сибири.
- Архипелаг, названный по географическому положению.
- Остров, пересекаемый на востоке меридианом 50° в.д.
- Полуостров, имеющий почти одноименное название с мысом.
- Крупный остров, лежащий к северу от острова Хоккайдо.
- Пролив, имеющий одноименное название с морем.
- Архипелаг, в названии которого употребляется слово, дважды повторяющееся в названиях других архипелагов морей Северного Ледовитого океана.
- Море, которое «открывает» Карские Ворота.
- Море, омывающее юго-восток России.
- Крупный полуостров на северо-западе европейской части России.
- Море, название которому дано по географическому положению.
- Цепочка островов вулканического происхождения.
- Мыс, названный в честь знаменитого полярника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока районного конкурса "Учитель года-2013"
Ход урока1.Орг. момент. Здравствуйте, дорогие дамы и господа! Позвольте представиться, Я Высочина Е.Д. Работаю в Обливской средней школе№1. Рада, что именно с...
"Волшебство бывает не только в сказках?" разработка для конкурса " Учитель года"
Данная разработка может быть использована для классного часа, в разных возрастных группах. Материал включат готовый сценарий + ситуации для обсужденя, к сожалению из-за ограничений р...
Открытый урок. Конкурс "Учитель года - 2015"
Конкурсные уроки...
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...
Методическая разработка на конкурс учитель года 2018
Призентация по теме волейбол...
номинация "урок" конкурса "Учитель года"
Здесь представлены материалы для номинации "Урок" муниципального этапа конкурса "Учитель года 2019"...
Методическая разработка на конкурс "Учитель года" "Квест Заповедные уголки Архангельской области
В разделе ВИДЕО можно посмотреть видео проведения данного мероприятия.Приложение к методической разработке здесь https://disk.yandex.ru/d/Jt6Kcfovnpde3wЦель: популяризация деятельности особо охра...