Открытый урок. Конкурс "Учитель года - 2015"
план-конспект урока по химии на тему

Химия: от теории к практике

Конкурсные уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте  ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Во-первых, потому что на уроке  много гостей, во- вторых этот урок химии веду я, меня зовут Л.И. учитель химии

Давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение! А теперь повторяйте за мной: «Я буду проявлять инициативу!», «Я готов к сотрудничеству», «Я буду самостоятельно принимать решения!» Молодцы!

Ребята, давайте с вами познакомимся.

Встаньте пожалуйста те,  у кого вызывает интерес предмет химии

Встаньте  пожалуйста те, кому интересно проводить опыты и исследования

Встаньте те, кто хочет связать свою будущую профессию с предметом химии. А вас я попрошу быть  моими помощниками.

Спасибо!

СЛАЙД №1 

Химия –это удивительная наука о веществах, их свойствах и превращениях. Это мир – полный загадок и тайн. И сегодня я приглашаю вас  в этот мир тайн. Но помните, что тайное может стать явным!

СЛАЙД №2 

СТРУКТУРА СИ ФИНК УАНДЭ. Итак, внимание на экран.

Что вы видите на экране? ( вещества, предметы)

О чем  эти предметы   заставляют вас задуматься? (Видимо что-то их объединяет)

Как эти предметы могут быть связаны с химией? (В составе всех этих предметов  есть вещества  металлы)

Как эти предметы могут быть связаны  с темой нашего урока? Значит на уроке мы будем говорить о металлах. Но у вас уже есть определенные знания по металлам. Ребята, как вы думаете, почему мы с вами еще раз обращаемся к этой теме? Какие у вас есть предположения? Для того , чтобы повторить и хорошо выполнить контрольную работу на следующем уроке.

Итак, как вы можете определить тему урока?

СЛАЙД №3  Повторение и обобщение по теме «Металлы и их соединения»

Тему мы с вами определили, исходя из темы урока, вы можете определить цель вашего пребывания на уроке? Какую цель сегодня на уроке вы поставите перед собой?

Повторить и обобщить. Давайте мы конкретизируем цель нашего урока. Что конкретно будем повторять и обобщать?

СЛАЙД №4 

Используя эти иллюстрации уточните цели урока.

СЛАЙД №5

 Цель: повторить  положение металлов в ПСХЭ,  физические и химические свойства  металлов, применение металлов в жизни.

Ребята, на уроке я попрошу вас быть внимательными. Итак, приступаем к работе.

Перед вами лежат утверждения о металлах. Выберите из них только те которые вы считаете правильными.

Утверждения

  1. Металлы  чаще встречаются в природе в составе соединений. (+)
  2. Алюминий получают электролизом раствора его оксида (+)
  3. Кальций входит в состав известняка(+)
  4. Железо получают из бокситов.(-)
  5. Рубин, сапфир, корунд  это соединения железа (-)

Итак, стол №4, какие утверждения вы выбрали, прочитайте.

СЛАЙД №6

Правильные ответы.

Ребята, еще раз прочитайте правильные ответы и подумайте

 какой вывод мы можем  сделать  о нахождении металла в природе?  

ВЫВОД:

металлы в основном находятся в природе в связанном виде, в составе соединений.

 Как вы думаете, почему?

Для того чтобы вспомнить ответ на этот вопрос, я вам предлагаю следующее задание.

На столах у вас есть карточки с названиями металлов. Каждый возьмите по одной карточке.

Теперь встаньте, задвиньте стулья и выйдите на середину класса.   Прочитайте названия металлов. По названиям металлов, которые написаны у вас на карточках, образуйте группы.

Итак, сколько групп у нас получилось? Четыре. Ребята, а по какому признаку вы объединились в группы? По положению металла в ПСХЭ, по строению атома.

Итак 1 группа

 ПЕРВАЯ ГРУППА - Натрий и калий, находятся в первой группе ПСХЭ, у них на внешнем слое по одному электрону, легко могут отдавать свой электрон в внешнего слоя, они очень активные,  а еще их называют щелочными металлами.

ВТОРАЯ ГРУППА – кальций и магний, находятся во второй группе ПСХЭ, у них по два электрона на внешнем слое,  также при образовании химических связей отдают свои два внешних электрона,являются поэтому менее активными, чем натрий и калий

ТРЕТЬЯ ГРУППА – алюминий, находится в третьей группе ПСХЭ, три электрона на внешнем слое,  также отдает три электрона с внешнего слоя, менее активный

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА – железо, металл побочной подгруппы

У вас получились новые группы.

Первая группа, у кого ме натрий и калий вы садитесь за первый стол….

Ребята как вы думаете, важно ли знать строение  атома?

ВЫВОД:

Именно строение атома объясняет нахождение металлов в природе в связанном виде.

 По строению атома мы можем определить и объяснить свойства веществ.

Ребята, для того чтобы вспомнить какие химические свойства  характерны для металлов я вам предлагаю следующее задание.

Итак вспомним химические свойства металлов.

Участники под номером  3  возьмите лист бумаги формата А3.  

Стол №1 вы осуществляете следующее превращение:

Na – Na2O2 – Na2O – NaOH – NaHCO3 

Стол №2  вы осуществляете следующее превращение:

Ca – CaO – Ca(OH)2 – CaCO3 – CaSO4

Стол №3  я вам предлагаю это превращение

Al –Al2O3 – AlCl3 – Al(OH)3 – NaAlO2

Стол №4 для вас я предлагаю вот это превращение

Fe –FeCl3  - Fe(OH)3 – Fe2O3 

На эту работу я вам даю 3 минуты. Если вы закончили работу, включите фонарик.

А теперь, ребята давайте посмотрим, что у вас получилось?

НАТРИЙ –Уравнения реакций:

Сильные восстановители

2Na +O2 =Na2O2 (пероксид натрия)

Na2O2 + 2Na = 2Na2O

Na2O + H2O =2 NaOH

NaOH + CO2(изб.) = NaHCO3

А теперь участники  №1 возьмите конверт, достаньте содержимое, разложите В повседневной жизни встречаемся ли мы с соединениями натрия? ОПРОС

Поваренная соль – хлорид натрия , применяем как приправу к пище.  

В прошлом из-за соли нередко возникали войны, народные волнения (соляные бунты), а в некоторых странах куски соли служили разменной монетой.. Но следует иметь в виду, что избыток соли в пище вреден.

В медицине 0,9% -ный раствор хлорида натрия – физиологический раствор, применяют при большой потере крови.

Теперь продолжаем работу. Какие химические реакции получились у группы, работавшей с кальцием?

КАЛЬЦИЙ–

 Ca – CaO – Ca(OH)2 – CaCO3 – CaSO4

Являются восстановителями.

2Ca + O2 = 2CaO

Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2 

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + H2O + CO2

Ребята, а с какими соединениями кальция мы встречаемся в жизни?

Мел, мрамор, известняк

Оксид кальция – негашеная известь, строительство

Гидроксид кальция – гашеная известь, строительство

Гипс – в медицине

Кальций основной элемент для построения скелета, зубов, скорлупы яиц. Ионы кальция ослабляют действие на организм токсинов, регулируют работу сердца.

 АЛЮМИНИЙ

Какие превращения вы сделали с алюминием?

Al – Al2O3  - AlCl3 – Al(OH)3 – NaAlO2

В химических реакциях является восстановителем.

4Al + 3O2 = 2Al2O3

Al2O3 +6 HCl = 2AlCl3 +3 H2O

AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl

Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O

Как вы думаете, чем отличается алюминий  от рассмотренных металлов?

Алюминий переходный элемент, для его соединений характерны амфотерные свойства. А что означает амфотерные свойства? Двойственность.

Правильно, проявляют свойства кислот и оснований.

Ребята мы с вами осуществляя превращения получили теоретически гидроксид алюминия. А теперь давайте пронаблюдаем как это происходит на практике.   Обратите внимание на химические реакции. Какие реактивы нам понадобятся для получения гидроксида алюминия? Хлорид алюминия и гидроксид аммония.

Вспомним правила по ТБ  

Прочитайте, посмотрите, все ли правила мы можем саблюдать, выберите из них только те,   которые нам нужны для проведения опыта.

Итак, приступаем к опыту. Ребята перед вами лежит инструкция к выполнению опыта. Каждый прочитайте, а теперь участники №4  за каждым столом  проговорите вслух порядок выполнения опыта.  А участники №2 выполните этот опыт, участники 3 и 4 наблюдают и делают выводы

                                 

Инструкция к опыту №1:

  1. Берем пробирку, наливаем 1-2см3 раствора  AlCl3
  2. Добавляем 1-2 см3 раствора NH3*H2O
  3. Делаем наблюдения и выводы.
  4. AlCl3 + 3NH3*H2O = Al(OH)3 +3NaCl

Кто закончил, нажмите на фонарик. Что вы наблюдали? Участник №3. Получили белый объемный осадок.

В чем особенность этого соединения? Является амфотерным, проявляет двойственные свойства. При помощи каких реактивов  мы можем это  доказать?  Соляная кислота и гидроксид натрия.

Прочитайте инструкцию к опыту №2, участники №3 выполняют этот опыт, а остальные наблюдают и  делают выводы.

Инструкция к опыту№2

  1. Полученный в предыдущем опыте осадок разделите на две части.
  2. К одной части приливаем соляную кислоту (HCl)
  3. Наблюдаем растворение осадка
  4. К другой части избыток раствора гидроксида натрия (NaOH)
  5. Наблюдаем растворение осадка.

Ребята, какие уравнения реакций в нашем превращении доказывают амфотерность гидроксида алюминия?  СЛАЙД

Al(OH)3 +3HCl = AlCl3 +3 H2O, Осадок растворяется, реагирует с кислотами

Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O, осадок растворяется, реагирует с основаниями

Ребята, а где мы в жизни встречаемся с алюминием и его соединениями? СЛАЙД

Посмотрите на слайд и определите применение соединений алюминия.

Сплавы алюминия применяют в самолетостроении,  чистый алюминий нетоксичен, он представляет собой идеальный материал для упаковки пищевых продуктов и изготовлении кулинарной фольги.

Алюминий + магний сплав – дюраль, алюминий +медь, желтая алюминиевая бронза, из которого чеканят мелкие монеты.

На реакции горения алюминия в кислороде основано применение алюминия для изготовления бенгальских огней и фейерерков.

Алюминий применяют также для изготовления алюминиевой посуды.

Ученые предполагают, что обладая такими свойствами как легкость и прочность за алюминием и его сплавами будущее нашей науки и техники.

ЖЕЛЕЗО

 Fe – FeCl3 – Fe(OH)3 – Fe2O3

 Элемент побочной подгруппы.  Эта особенность строения его атома влияет на его химические свойства.

Проявляет степени окисления +2 и +3. Переменная степень окисления характерна для металлов побочных подгрупп.

 Степень окисления +3 более устойчива.

СЛАЙД

Химические свойства

2Fe + 3Cl2 =2FeCl3

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl

2Fe(OH)3 = Fe2O3 +3 H2O

 Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

СЛАЙД  Удивительное сооружение человека  столб ИНДРЫ почти  из чистого железа волнует ученых уже много лет. Этот столб находится в Индии. Стоит он там уже на протяжении 16 веков.  Ребята, какой вопрос может возникнуть у любого человека? Почему этот столб до сих пор незаржавел, учитывая влажный климат Индии? Подумайте,   о каком свойстве железа  идет речь? Об этом знают все. О коррозии.

 Железо подвергается коррозии, ржавеет под действием воды, потому что  железо в основном бывает с примесями. Но вот загадка, над которой ученые ломают голову уже 16 веков.

Железо это металл, который является основой культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущим человечества.

Итак, ребята как вы думаете зачем необходимы нам знания о металлах?. Правильно, не только для того, чтобы хорошо написать контрольную работу по данной теме, а еще потому что, с металлами, их соединениями мы встречаемся в повседневной жизни.

Все что мы с вами сейчас повторили мы проверим  в тестовой работе.

У вас на столах лежат тестовые вопросы, возьмите участник 1 вариант1 ит.д  приступайте к работе. На это я вам даю 3мин

Теперь, обменяйтесь своими работами со своим соседом по плечу, проверьте работы друг друга, и поставьте оценку.

5 баллов –  отметка «5», 4 балла – отметка «4», 3 балла – отметка «3»

Ребята, у кого 4-5 баллов, включите фонарики.

А теперь оцените свою работу на уроке. Возьмите листы самооценки, ознакомьтесь и поставьте соответствующие баллы. Посчитайте, у кого более 3 баллов включите фонарик.

Домашнее задание.

Составить цепочку превращений, состоящей не менее из 7 уравнений реакций для калия и его соединений

Составить цепочку превращений, состоящей не менее из 7 уравнений реакций для магния и его соединений.

Ребята, если у вас остались вопросы по уроку или есть комментарии, вы можете их оставить на парковке.



Предварительный просмотр:

Гилаева Лилия Мударисовна

Урок химии в 9 классе

 Тема урока:   Обобщение и систематизация знаний по разделу «Металлы»

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Металлы».

Задачи:

  • Образовательные:

- обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

-  закрепить материал по теме «Металлы», навыки решения задач

- выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

  • Развивающие:

      · Развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений

·      -развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы

      ·-развивать интерес к предмету

       -развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике)

       - развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление

  • Воспитательные:

- воспитывать коллективизм, умение работать в группах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Планируемые результаты:

урок должен помочь обучающимся  девятого  класса  сформировать следующие универсальные учебные действия:

      1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

      2)Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

      3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

     4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, ЭДЬЮМЭП, КОНЭРС, МИКС – ПЭА- ШЭА,

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование и реактивы: на столах учащихся задачи для конэрс, задания для поездов ( превращения), красные кружки, зелёные треугольники, аурики- кружочки золотистого цвета, задания для ЭДЬЮМЭП (разные на каждый стол),  задания для ответа на вопросы, задания по лабораторному опыту, смайлики, энциклопедии, электронные книги, пробирки, растворы  хлорида железа (2) и (3), роданида калия, материалы для проекта.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация знаний, умений, навыков.
  4. Обобщение и систематизация  понятий.
  5. Выставление оценок.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Рефлексия.
  8. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Целеполагание и мотивация

Добрый день ребята. Начинаем?  

Чтобы провести наш сегодняшний урок, я вас  должна распределить по группам, а для этого мы с вами решим задачи, которые у вас имеются на столах.

КОНЭРС. Для решения у вас будет время 1 минута. (РЕШАЮТ)

 Как вы видите, в углах есть цифры, которые являются ответами на ваши задачи. Найдите свои  ответы  и занимайте свои   углы. (Раздаю номера столов ).

А теперь занимайте те столы, номера которых я вам раздала.

Просмотр видео (1 мин.10с )

Ребята, о чём сегодня мы сегодня с вами будем говорить?  (о вещ)

Какие  вещества  Вы знаете?

Ребята,  а какие простые вещества  вы знаете?  

Итак, металл – всех недр земных владыка. Без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации. Из 114 хим. эл. - 92 металлы и каждый металл по своему интересен и удивителен.

Сегодня на уроке мы будем систематизировать знания о металлах, их свойствах,  их применении, и конечно же об их влиянии на наше здоровье.  

А для этого мы с вами  совершим  путешествие по теме «Металлы». 

Актуализация знаний, умений, навыков.

Путешествовать  мы с вами будем  по железной дороге.  В вашем распоряжении 2 поезда: скорый (его знак - красный кружок), пассажирский (его знак – зелёный треугольник).

Какой из поездов движется быстрее?

В зависимости от того, насколько вы уверены в своих знаниях по ранее изученным темам,  вы сейчас выберете удобный для себя поезд. Прочитайте внимательно выданные  вам задания, сделайте выбор и поднимите условные знаки выбранного вами поезда.

Задание №1.

Пассажирский поезд. Тестовые задания с выбором ответа.

Скорый поезд. Перед  вами ряды символов металлов. Найдите в каждом ряду один  металл, который обладает свойствами, отличающими его от остальных металлов. Укажите признак, по которому вы выделили этот металл из группы.

Оба задания содержат вопрос из области  литературы.

Выполняют 2 мин.

(Проверяю  используя сигнальные карточки  на слайде).

Ребята, у вас на столах  имеются  наградные  и  аурики,  которое  в переводе от латинского означает «золото» - показатель вашей активности на уроке, по количеству которых я вам поставлю оценку в конце урока.

За правильный ответ задания 1 если всё правильно – 3 аурика, одна ошибка -2 аурика,  за задание 2 (скорый поезд)  – 4 аурика,  одна ошибка – 3 аурика, приклейте  на наградные листы.

Подведём итог..

Какие физические свойства характерны для металлов? Показываю образцы металлов.

Проведём блицвикторину «Самый-самый металл»   (кто отвечает – по аурику каждому)

Обобщение и систематизация  понятий.

Чтобы  продолжить наше путешествие, нам,  ребята нужно вспомнить генетический  ряд  металлов.

Продолжаем наше путешествие, и вспомним характерные химические свойства металлов. Для этого мы с вами осуществим цепочку превращений, в которую включены все характерные химические свойства металлов. У вас на столах имеются задания, выберите удобный для себя поезд и поехали. В течение 5 минут осуществите выбранные вами превращения, запишите соответствующие уравнения химических реакций.

Эти задания я у вас соберу и это у вас будет  билетиком на выход. Оценки поставлю в электронный журнал.

Физминутка.  Ребята, а теперь мы с вами отдохнём.  Я буду называть утверждения, а вы, если согласны, встаёте, если не согласны, остаётесь на местах.

В состав хлорофилла входят ионы магния.

Куй феррум пока горячо.

Металлы являются только восстановителями.

Слово аргентум, а молчание аурум

В побочных подгруппах находятся только металлы.

Феррумный характер

Ребята, вы очень много слышали на уроках биологии, географии, в повседневной жизни о практической значимости  металлов. В крови у человека найдено 76 элементов, из них 62-металлы. Все металлы очень важны, проблемы со здоровьем возникают как при их недостатке, так и при их избытке в организме. Широкое применение находят,  какие металлы?

Исторические факты по открытию металлов, их применению в медицине, в повседневной жизни мы с вами вспомним отгадывая ребусы, которые у вас лежат на столах. В эти ребусы включены все знания, которые вы получили с начала учебного года. Каждая буква в названии зашифрованного слова  пронумерована, определив правильные ответы, вы определите нужные буквы и затем получите ответ слово, которое является ответом на поставленный вопрос.

 (2 мин).

За правильно отгаданные названия металлов – по 3 аурика

Отвечают ученики под номером 2 с каждого стола. Замечательно. АУРИКИ.

со стола № 1 – золото. Какие подсказки были кроме ребусов?

Стол №2 – ртуть.

Стол №3 – СВИНЕЦ. Про свинец ребята нужно запомнить то, что соли этого металла  оказывают на организм отравляющее действие, это есть и в заданиях ЕГЭ.  С учениками старших классов мы проводили   исследовательскую работу «Влияние тяжёлых металлов на организм человека», непосредственно изучали   спайку консервной банки  на примесь свинца.  На обработанную  и очищенную поверхность спайки консервной банки положили  комок   ваты, смоченный раствором йодида калия, так как ион иода является качественным реактивом на ионы свинца (2). Вата быстро желтеет из-за образовавшегося  йодида свинца(II), что указывает на наличие примеси свинца на спайке банки выше нормы, т.е. более 1 % (допустимая норма 0,04 %).

Спайка (шов) консервной банки представляет собой сплав олова и свинца, при ее разрушении, например при открывании банки, свинец может попасть в консервы. Поэтому консервы не подлежат долгому  хранению после их вскрытия и поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду.

Отвечают №3 со стола № 4. Прежде чем сказать ответ, прочитай, пожалуйста, вопрос, все наверно уже догадались, подтверди, пож, наши догадки.  Да, это железо. Ребята, вы очень много знаете про железо из курса биологии, из повседневной жизни. Давайте мы с вами вспомним,  какую же роль играет железо в жизнедеятельности организмов.

             2+  

Ионы  Fe           Повышают яркость зелёной окраски  растений

        

Входит в состав гемоглобина, содержание которого является важным показателем состояния крови (демонстрация мед бланка анализа крови) Если он низкий, то назначают лекарства или витамины, содержащие ионы железа (2)  (дем  витаминов и гематогена). Так же фрукты и овощи, ребята.  Подумаем, какие же фрукты и овощи зелёного цвета содержат ион железа (2).

   3+

Fe            красная окраска листьев, плодов: ягод и овощей.

( демонстрация банана, зелёного яблока и клубники). Какие ионы железа содержатся?

Теперь я хочу, чтобы вы почувствовали себя знатоками передачи «Что? Где? Когда?». К нам поступило видеописьмо. Итак, внимание на экран.

Просмотр видео.

Прежде чем дать  ответ на поставленную проблему, мы с вами проведём лабораторный опыт. Сначала, как всегда, вспомним ПТБ.

На слайд – схему проведения анализа.

Слайд…..    

Проведение качественного анализа

        Если цвет

На что стал похож раствор в пробирке №2?   А как вы думаете, где применяют такой раствор. Один эпизод из фильмов мы даже сейчас продемонстрируем.

Проект по теме: “К в организме и в  продуктах”.

Проект по теме: “Са в организме и в продуктах”.

Проект по теме: “Mg в организме и в продуктах”.

Проект по теме: “ Fe в организме и  в продуктах”.

Проект по теме: “ Zn в организме и  в  продуктах”.

Проект по теме: “ Cu в организме и  в продуктах”.

Какие же рекомендации вы можете дать? ЗАПИСАТЬ!!!!! И клеим на доску.

За проект по 3 аурика.  Клеят на доске №4.

Вот вы и достигли цели. Мы приедем  на конечную станцию, выполнив дом зад.

Домашнее задание:

Подготовить презентации по темам:

стол №1: «Редкие металлы»;

стол №2: «Роль чёрных металлов в экономике»;

стол №3: «Благородные металлы на службе у человека»;

стол №4: «Использование металлов в искусстве»;

стол №5: «Роль металлов в развитии цивилизации».

2. Подготовиться к контрольной работе по теме.

Кто-то приехал без поражений, кто-то с поражениями. Теперь ребята сосчитаем ваши аурики и получим оценки.

Выставление оценок.

Математика.

«5» - 5-6 ауриков, «4» - 3 - 4 аурика, «3»- 2 аурика.

МИКС ПЭА ШЭА

Спасибо вам ребята за плодотворную работу, и я хотела бы узнать ваше мнение об уроке.

Рефлексия  на доске. Смайлики с магнитом.

 

 



Предварительный просмотр:

Урок

Перед вами ребята  «Заколдованный замок или пока не пропоет петух» Сюжет основной игры является путешествие – триллер. За 15 минут вам необходимо пройти маршрут включающий не менее пяти препятствий и набрать при этом наибольшее количество баллов. За отличный ответ – орден, за хороший ответ- медаль, за удов ответ значок

Общий маршрут состоит из 6 препятствий столов на которых лежат «испытания» -задания.

 

Галерея каменных статуй.

Зазеркалье.

Комната-аквариум.

IV. Тронный зал.

Каморка алхимика.

Владения черного мага.

Выводы: Итак. Мы с вами обобщили полученные знания, повторили основные классы неорганических соединений, классификацию, основные свойства оксидов. кислот, оснований, солей. Повторили номенклатуру, неорганических веществ,  практические умения распознавать кислоты, основания, воду. т.е мы достигли поставленных целей.

Галерея каменных статуй.

Неумолимо преследуют ожившие каменные статуи всех, кто появится в Галерее. Статуи становятся неподвижными, если правильно набрать шифр Галереи и вслух его произнести.

Задание. Дана группа веществ - Н24 ,МgCI2, Са(ОН)2, СuSО4, Н2О, НСI, Fе2О3, NаОН, АI(ОН)3, Н2СО3, МgО, Н2S, Fе(ОН)3, ZпСI2. 

Из группы предложенных веществ выберите и назовите формулы соединений определенного класса. Это и есть шифр.

Карточки задания: Вариант 1. Выберите и назовите формулы кислот.

                                Вариант 2. Выберите и назовите формулы оксидов.

                                Вариант 3. Выберите и назовите формулы оснований.

Зазеркалье.

Здесь обитают обаятельные существа- липучки. Они возникают перед вами также быстро, как отражение в зеркале. Сладкая сиропообразная масса липучек охватывает входящего и тут же начинает переваривать его. Нейтрализовать липучку можно, если быстренько подсунуть ей вещество с противоположными свойствами.

Задание. На предложенной карточке закройте формулы веществ жетонами с формулами веществ, имеющих противоположные свойства.

Карточки- задания:

Вариант 1. Карточка - СаО, МgО, НNО3, NаОН, СО2, SО2, НСI.

Жетоны СаО, Р2О5, Н24, НСI, SiО2, КОН, Са(ОН)2, СuО, Н2СО3.

Вариант 2. Карточка ВаО, Аg2О, НNО3, КОН, СО2, Са(ОН)2, Н24.

Жетоны- 2О, ВаО, Н3РО4, НNО3, NаОН, КОН, СО2, Р2О5, Ва(ОН)2,

Вариант  3.  Карточка – СаО, Н3РО4, NаОН, Ва(ОН)2, НСI, SО3 СuО, СuО

Жетоны – СО2, Р2О5, КОН, Са(ОН)2, НNО3, Н24,МgО, ВаО, К2О.

Комната-аквариум.

Эту комнату можно перенырнуть, но есть опасность быть ужаленным блэмбиями - разноцветными сгустками, состоящими из смеси трех веществ. Свирепость блямбиям придает наличие в смеси вещества, принадлежащего другому классу. Уберите из блямбий инородный сгусток, и она станет кроткой, как ягненок.

ЗаданиеНа предложенной карточке в каждой строчке вычеркните формулу того вещества, которое принадлежит другому классу, чем остальные два.

Карточки – задания:

Вариант 1. А) ВаО, НNО3, , СО2,

                     Б) НСL, Н2О, Н24,

                     В)  Са(ОН)2, ВаСL2 АI(ОН)3,

                     Г) АI(NО3)3, Р2О5, SО2.

Вариант 2.   А) SО2, Н2S, СО2,

                       Б) СаСL2, СаSО4, Н24

                                  В) Ва(ОН)2, ВаSО4,Са(ОН)2,                  

                       Г) СuО, СuСL2, СаО.

Вариант 3.  А) 2О, СО2, НСL,

                      Б) NаСL, NаОН, NаОН,

                     В) Р2О5, SО3, КОН,

                     Г) Аg2О, NаНСО3,NаСL.

Тронный зал.

Владение короля Криглера – ледяного чудовища. Действует в зависимости от настроения: может заморозить на четверть , может – наполовину, а может – и до макушки. Любимое занятие – разбивать замороженные фигуры на кусочки и складывать мозаику. Единственная защита от Криглера – лесть - он от нее тает. Чем больше вы назовете владений, где Криглер является хозяином, тем выше ваши шансы.

Задание. Составьте формулы веществ различных классов, в состав которых входит определенный металл.

Карточки – задания: Составьте формулы веществ, в состав которых входит:

Вариант 1. Натрий

Вариант 2. Магний

Вариант 3. Алюминий

Каморка алхимика.

Совершенно безобидный на вид старик. Занимается тем, что пытается добыть золото из человеческой крови. Поэтому всех попадавших к нему пытается отравить. Дает выпить один из трех бокалов на ваше усмотрение – угадаете, где вода, - значит, вам повезло.

Задание. В трех неподписанных пробирках находятся вещества, одно из них – вода. Опытным путем определите, в какой из пробирок находится вода.

Карточки - заданияОпытным путем определите, под каким номером находится каждое из трех предложенных веществ.

Вариант 1. НСI, NаОН, Н2О  

Вариант 2. Са(ОН)2, НСI, Н2О

Вариант 3. Н2SО4, КОН, Н2О

Владения черного мага.

Злой волшебник. Владеет замком и наводит ужас на окрестности. Хитер и коварен, обладает всеми мыслимыми и немыслимыми знаниями. Его оружие- - молния. Одним ударом он может превратить вас в любое животное или растение. Спастись можно только в том случае, если докажете магу, что вы это тоже умеете.

Задание. Составьте уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

Карточки – задания.

Вариант 1.   С              СО2            Н2СО3         СаСО3

Вариант 2. Са           СаО          Са(ОН)2        СаСО3

Вариант 3. Р            Р2О5                   Н3РО4                Са(РО4  )2

Тема: Кристаллические решетки. 8 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – теоретического исследования и практическая работа.

Цель: Сформировать понимание и обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач;
  • способствовать актуализации и закреплению знаний учащихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода из одного состояния в другое;
  • обеспечить ознакомление с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявления зависимости свойств веществ от типов кристаллических решеток, химической связи и строения атомов;
  • создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и по ней физических свойств веществ;

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
  • развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
  • развивать коммуникативные навыки общения через работу в группах;

Воспитательные:

  • культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).

Методы и технологии обучения: информационно-коммуникационные технологии (видеосюжеты, презентация в программе PowerPoint), проблемное обучение, практическая работа, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: презентация «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода), образцы в лотках: пластмассы, стекла, пластилин, смолы, воск; компьютер, проектор, интерактивная доска, цифровой микроскоп. Менеджмет и номера столов.

Ход урока

1. Организационный момент урока. Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие всех необходимых учебных принадлежностей).

Учитель:

        Здравствуйте, друзья мои. Меня зовут Р.А.З  Сегодня работать на уроке мы будем вместе

Итак, начнем.

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

        В начале нашего урока я предлагаю вам посмотреть короткий видеосюжет.

О чем в нем идет речь? Вы скажите мне сами после просмотра, и обязательно прокомментируете условия его существования в природе.

Просмотр видеосюжета «Вода в природе. Три состояния воды».

Учитель: Замечательный сюжет. Итак, о чем этот видеосюжет?

Учащиеся:  _        Видеосюжет о воде,? о трех состояниях, в которых может находиться вода: твердое, жидкое, газообразное.

Учитель: Как вы думаете? Какие нужны условия чтобы вода была в виде пара, жидкости, твердого тела.

Учащиеся: Я думаю, что… .При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние-лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).

Учитель:  Есть ли другие варианты ответов? Я согласен с вами. Действительно, вода, без которой жизнь на Земле была бы невозможной, каждый из нас в жизни наблюдал и в виде газа, и как жидкость, и в виде твердого тела.

        Сделайте первые записи в рабочих тетрадях.

Работа с рабочими тетрадями.

Учащимся предлагается записать в рабочих тетрадях агрегатные состояния вещества.

Учитель:        Схема простая, я уверен, вы справились. Сравните с записью на доске. Спасибо.

3. Постановка темы урока, формулирование цели работы.

Учитель: Я думаю, что вы удивитесь.

Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде.

Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».

        При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –1940С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре     –218,80С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

        Но посмотрите на уже знакомую нам схему. Она изменилась. Значит, и твердые вещества тоже могут быть разными. Дополнение схемы

Возникает вопрос: Как объяснить что вещество в различных состояниях имеет  различные свойства?

Если вы правильно ответите на этот вопрос, узнаете тему урока.

Ответ: Объясняется строением кристаллической решетки вещества

         Да, секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока. Запишите её в рабочих тетрадях.

Учитель:   На этом уроке, нам предстоит получить сведения  о типах кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств вещества от их строения.

4. Основной этап урока. Теоретическое исследование и практическая работа.

Учитель: Обращаемся к схеме на доске. Сегодня мы будем говорить о твердом агрегатном состоянии вещества.

Твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Давайте вместе найдем ответ.

Учитель: На какие две группы делятся твердые вещества?

Практическая работа.

Учитель:  Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке.

Учащиеся:  Стекло, пластилин, поваренная соль (NaCl), сахар, леденец, жевательная резинка.

Учитель:   Подумайте, какие вещества кристаллические, а какие аморфные?

Учащиеся выдвигают предположения.

Учащиеся: Пластилин, стекло, леденец, жевательная резинка-аморфные вещества

Учитель:   _        Предположения различные. Для того чтобы правильно дать характеристику данному веществу, предлагаю изучить дополнительный материал по учебнику и заполняем схему «Классификация твердых веществ» и информационную таблицу.

Приложение 1.Текст «Кристаллические и аморфные вещества» и текст учебника.

1.Учебное исследование:  У меня на столе находятся различные вещества и цифровой микроскоп. Нам необходимо изучить свойства кристаллических и аморфных тел.

Для этого  положим на предметное стеклышко крупинки поваренной соли и рассмотрим их. Какие особенности  кристаллов подтверждается при наблюдении кристалликов соли?

 (Правильная форма в виде кубиков, видны плоские грани).

2. Учебное исследование. Рассмотрите в микроскоп кусочки леденца. Что можно сказать о форме крупинок, о наличии плоских граней, о повторяемости формы в разных крупинках?

(У крупинок леденца нет особенностей кристаллов).    

В отличие от кристаллов сахарный леденец может и раскалываться и размягчаться, постепенно переходя в жидкое состояние, при этом меняя форму. Все аморфные тела – это вещества, атомы которых расположены в относительном порядке, нет строгой повторяемости пространственной структуры

Интерактивная доска

Виды твердых веществ

Работа с рабочими тетрадями. Интерактивная доска

Учащиеся работают с текстом: читают, отбирают информацию для заполнения таблицы. Учащиеся заполняют таблицу и схему на интерактивной доске

Свойство

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Расположение частиц в пространстве

Регулярное.

Хаотичное.

Температура плавления

Плавятся при определённой температуре.

Не имеет определённой температуры плавления, а при нагревании размягчается.

Примеры

Поваренная соль, лед, железо.

Сливочное масло, стекло, пластилин.

Учитель: Какие группы твердых веществ вы выделили? В чём особенности каждой из них? Проверьте результаты своей работы по доске.

Заслушиваются ответы 1-2 учеников с разных столов. На слайде представлена таблица как ключ для проверки результатов.

Учащиеся:        Различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.

У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов

На слайде представлены примеры кристаллических решеток.

http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/TM/lection1/dalny_por.gif

а)        б)

Рис.1. Расположение атомов в кристаллическом (а) и аморфном (б) веществе

Физкультурная пауза: Выходим из-за парт и изображаем 1) кристаллическое вещество

                                                                                         2) аморфное вещество

Учитель: Друзья мои, садимся за столы.

 К какому выводу мы с Вами пришли?

Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами.

Внимание на экран.

Просмотр интерактивной таблицы. «Модели кристаллических решеток».

Учитель: Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные), в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные  кристаллические решётки.

Демонстрация.  Модели кристаллических решеток. (соли, алмаза. воды, иода )

Практическая работа: Из комплекта  которые у вас на столах составьте фрагменты модели кристаллической решетки соли, алмаза, модель молекулы воды, молекулы иода.

Отлично! Все справились с эти заданием

Учитель:  Для того чтобы понять,  на что влияет тип кристаллической решетки, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работу вы будете выполнять в группах, можно обсуждать, советоваться. У вас на столах задание на группу

1 группа- ионная кристаллическая решетка

2 группа- атомная кристаллическая решетка

3 группа – молекулярная кристаллическая решетка

Изучив предложенный текст, заполните таблицу.

Ученики работают в группе. Каждой группе предложено одно из 3-х веществ, указанных в сводной таблице. Изучив текст учебника и дополнительный материал, ученики заполняют таблицу. Затем каждая группа озвучивает результаты своей работы.

Для проверки: а) ученики выходят и на интерактивной доске записывают результаты своей работы. б) на доске показывается слайд с таблицей, содержание которой предъявляется последовательно;

Работа с интерактивной доской

Вещества

Характеристики кристаллической решётки

Физические свойства

Тип химической связи

Частицы в узлах кристаллической решётки

Тип кристаллической решётки

Хлорид натрия

Ионная – связь прочная

ионы

ионная

Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток.

Алмаз

1.Ковалентная неполярнаясвязь очень прочная.

атомы

атомная

Очень твердые, тугоплавкие, прочные, нелетучие, не растворимы в воде.

Вода

Между молекулами слабые силы межмолекулярногопритяжения, а вот внутри молекул - прочная ковалентная связь.

молекулы

молекулярная

Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость.

Учитель: Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем вывод: на что влияет тип кристаллической решетки?

Учащиеся:        От типа кристаллической решетки зависят физические свойства веществ.

Учащиеся могут с опорой на собственную таблицу дать более подробные объяснения.

Учитель:  Проверьте результаты своей работы. Оцените, насколько вы достигли поставленной в начале урока цели.

5. Первичное закрепление знаний. Применение теоретических знаний на практике.

Учитель: Мы рассмотрели кристаллические решётки, знаем отличие кристаллических и аморфных тел друг от друга, понимаем, как их свойства зависят от кристаллического строения

Думаю, вы готовы к тренировке практических умений определения типа кристаллической решетки и по ней свойств вещества.

Обменяйтесь кристаллическими решетками столами и предскажите свойства веществ

6. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке чему научились?

Какие ранее полученные знаний вы использовали сегодня.

Что для себя уяснили на этом уроке.

7. Закрепление практических навыков. Организация самостоятельной работы учащихся.

(за 5 минут до окончания урока) Организуется работа в группах.

Учитель: В качестве тренировки знаний и практических умений по теме «Кристаллические решетки» предлагаю практическую работу. Возьмите модели кристаллических решеток и расскажите о физических свойствах  веществ (

Билетик на выход:

Учащимся предлагается зачеркнуть по вертикали (горизонтали, диагонали) вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку. При выполнении пользуйтесь подсказками в своей таблице.

Карточки необходимо подписать  и оставить на столе при выходе!

Работа по карточкам.

NaCl

N2O

Mg(OH)2

СаCl2

H2O

Na

CO2

K2S

NH3

NaNO3

SO2

KOH

Cl2

O2

NaOH

K

Cl2

HCl

МgCl2

H2O

Na

МgCl2

H2O

Na

NaNO3

Ca

KOH

C

B

Si

K

Cl2

HCl

K

Cl2

HCl

8. Домашнее задание.

Домашнее задание § 22, смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала. В качестве творческого задания предлагается вырастить кристаллы. Для выполнения работы дается памятка (приложение 3).

NaCl

N2O

Mg(OH)2

СаCl2

H2O

Na

CO2

K2S

NH3

NaNO3

SO2

KOH

Cl2

O2

NaOH

K

Cl2

HCl

Ca

H2O

Na

МgCl2

H2O

Na

NaNO3

МgCl2

K2S

C

B

Si

K

Cl2

HCl

K

Cl2

HCl



Предварительный просмотр:

Тема: «Кристаллические решетки». 8 класс

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель: формирование умения работать с коллекцией веществ, находить среди них аморфные и кристаллические, среди кристаллических различать тип кристаллической решетки.

Цель урока: 1. Изучить типы кристаллических решеток и показать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

2. познакомить учащихся с понятием «кристаллическая решетка».

Формирование УУД:

          Познавательные действия: сформировать понятия о кристаллическом и аморфном строении твёрдых тел, ознакомить с типами кристаллических решёток.    

         Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

          Личностные действия: воспитание умения видеть прекрасное в окружающей нас природе.

         Регулятивные действия: проследить взаимосвязи между типом кристаллической решётки и свойствами вещества, между пространственной формой кристаллической решётки и формой кристаллов.

Оборудование и реактивы: 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Этапы урока с использованием технологии проблемного обучения:

1.Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы.
5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.

Образовательные технологии:   технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, технология практико-ориентированного обучения.

                                                                 Эпиграф к уроку: «Познать сущее                        

                                                                нельзя извне, можно только изнутри»

                                                                                                                (Н.Бердяев)

1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

 Беседа учителя с учащимися      

- Здравствуйте ребята! Сегодня урок химии я хотела бы начать со слов русского философа Николая Александровича Бердяева. «Познать сущее                         нельзя извне, можно только изнутри». Это действительно так. (Слайд 1)

- Недавно я увидела 2, на мой взгляд, интересные работы: картину Валерия Ланского и фото Сергея Чубанова. Заинтересовали меня  эти работы как химика. Посмотрите внимательно на них и задайте мне 1 вопрос, который начинается со слова «Почему…?» (Слайд 2-4)

- Вы сможете объяснить?

То есть нам надо посмотреть на эти вещи изнутри. Тогда давайте я задам этот вопрос чуть позже.

-  Вы знаете ребята, мы не задумываемся о многих простых вещах, которые нас окружают. Например: «Почему жидкости текут и льются, а газы летают в пространстве?»  О каком состоянии веществ, идет речь?

- Назовите основные состояния веществ (газ, жидкость, твердое вещество).

- На слайде изображены вещества.  Это вещества, с которыми вы встречаетесь практически каждый день: в природе, в быту. Давайте охарактеризуем их.

- Начнем с воды.

- Первая группа, покажите формулу воды (выберете ее из формул на парте), вторая – агрегатное состояние воды, третья – химическая связь?

- Группа №2 – формулу поваренной соли, №3 – агрегатное состояние, №1 – химическую связь?

- Группа №3 – формулу кислорода, №1 – агрегатное состояние, №2 – химическая связь?

 (Слайд 5)

- А может ли одно вещество находится в разных агрегатных состояниях. Пример? От чего это зависит?

(от температуры: при обычных условиях – жидкая, при температуре 0 градусов – твердое, при температуре 100 градусов – газ) (Слайд 6)

-Как вы думаете, почему разные вещества при одинаковых условиях находятся в разных агрегатных состояниях? Наверное, это от чего то зависит? Для этого нужно заглянуть внутрь. Обратите внимание на внутренний каркас двух веществ. Чем они отличаются?    (Состав) (Действительно, внутреннее строение вещества, каркас.) Значит, что мы сегодня должны изучить?

Какие цели ставим? Изучить каркас веществ и влияние его на их агрегатное состояние.

Проведём опыт №1.

  - Обратите внимание теперь на вещества, лежащие на столе. Выберите из них те, которые изображены на слайде. (Слайд 7)

- Разломите кусочек пластилина, свечи и кусочек графита (грифеля). Сравните сколы (края).

 - Может быть, кто-нибудь знает, как называются бесформенные твердые вещества? (аморфными) Какие из этих веществ являются аморфными?

- Возьмите пластилин и помните его в руках. Вы согласны с тем, что чем выше температура пластилина, тем он пластичнее.  

- Опишите, что происходит с данными веществами при повышении температуры. (Слайд 8)

- Давайте сделаем вывод: Ребята, вы согласны с данными утверждениями? У кого есть другое мнение?

(Не имеют определенной температуры плавления. Они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относятся шоколад, жевательная резинка, пластмассы, смолы, пластилин, воск, стекло, резина и т.п.) (Слайд 8)

-  Могу ли я  назвать следующие вещества аморфными? (графит и алмаз) Сравните их.

 (Графит, алмаз – твердые, состоят из одного и того же элемента). В чем различие? (самый твердый и хрупкий) (Слайд 7)

      - А кто-нибудь из вас держал алмаз в руках, или пробовал, может разбить его молотком? Может это все миф? Помочь разобраться в этом нам помогут журналисты первого канала).

http://www.1tv.ru/sprojects_video/si33/p22760  (первые 30 сек.)

      -Ребята, я сейчас так задумалась, пока слушала этот видеоролик и вы знаете, я пришла к такому выводу, что мы можем сами сделать алмаз. А почему бы и нет? Может у нас получиться? Вот смотрите: с какими веществами алмаз схож по составу, на основании того что мы уже знаем? Все эти вещества состоят из одного и того же химического элемента, углерода. Можно взять графит или уголь и попробовать изготовить самое твердое вещество. Вы мои партнеры. Вы сегодня не просто партнеры, а ученые, занимающиеся исследовательской работой. Великие химики. Как вы думаете, что нам необходимо знать, чтобы осуществить эту идею?

 

2. Выдвижение   гипотез и их запись на доске.

На доске учащиеся записывают:

Знаем:

Гипотезы:

Что надо узнать:

Из углерода состоит


Итак, выдвигаем гипотезу: 

Получить на уроке алмаз из графита.  (1 ученик записывает на доске)

-Что для этого надо сделать?

 - Какие вопросы перед собой мы должны сегодня поставить, чтобы разобраться в этой проблеме? (Почему алмаз самый твердый? Причина кроется, скорее всего, в составе, но состав одинаковый, значит, что-то внутри есть такое, что изменяет эти вещества, каркас.)

1. Изучить каркас  графита и алмаза. (Записать на доске)

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к теории.

3. Исследование (теоретическое, практическое).

- Работаем по теоретическим карточкам в парах. На основе теоретического материала докажите возможность осуществления моей идеи, ну или опровергните ее. Свои идеи записываем коротко, буквально по одному слову или словосочетанию в столбик.

(От каждой пары отвечает по 1 человеку)

- Возьмите, пожалуйста, оценочный лист, запишите свою фамилию и имя, прочитайте первую строчку в таблице и поставьте себе соответствующий балл.

 -  Значит, моя мечта сделать великое открытие не сбудется сегодня на уроке.

- А вот интересно, все ли твердые вещества имеют такой каркас?

Гипотеза: все вещества имеют одинаковый каркас.     

 Что для этого необходимо знать?

-Изучить внутренние каркасы других веществ.

-Особенности их строения, тип связей.

-Агрегатное состояние.

- Физические свойства.

Исследование (теоретическое, практическое).

    За теоретическим материалом обратимся к специалисту:

Видео урок «Кристаллические решетки» https://youtu.be/p327xXxMKFU

       На парте лежат карточки с таблицами, в которые вы внесете все, что посчитаете нужным и узнаете из данного видеоролика. Пол минутки познакомится с таблицей, особенно с первым столбиком. (Работа по таблице и видеоурок) Начинать с 1:42, до 11:00

(По ходу просмотра видеоролика, задаются вопросы и дается время на заполнение).

- Так что такое каркас?

- А что такое сублимация? Вы встречались с этим явлением в жизни?

- А давайте вернемся к нашему вопросу, который был задан вначале урока. Почему белье сохнет на морозе? Значит, вода имеет, какую кристаллическую решетку?

- С чем это связано? (с внутренним строением воды).

- Поднимите все карточку с формулой воды.

- Назовите агрегатное состояние, химическую связь, кристаллическую решетку

4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы.

    - Обсудите теперь с товарищем по парте то, что вы успели записать и придите к общему мнению. (Дополните свои таблицы).

 

Физминутка

- Встаньте, пожалуйста, а теперь давайте проверим верхнюю точку вашей таблицы. Напишите глазами слово, которое находится в узлах ионной решетки. Какое слово пишем? (ионы).

- Напишите носиком слово, которое находится в узлах атомной кристаллической  решетки. Какое слово пишем? (атомы).

- Напишите локотками слово, которое находится в узлах молекулярной кристаллической  решетки. Какое слово пишем? (молекулы).

- Напишите коленями слово, которое находится в узлах металлической кристаллической  решетки. Какое слово пишем? (атомы и катионы).

- Остальное давайте проверим по таблице на слайде. (таблица)

Обменяйтесь с соседом по парте оценочными листами. Прочитайте 2 строку,  и поставьте друг другу баллы.

Практическая работа №2

- Следующая работа связана с коллекцией веществ в ваших коробочках. (слайд  ) (все вещества отражаются на экране.)

- Разделите их на 2 группы.  На какие группы? Из коллекции выберите знакомые вещества и определите у них кристаллическую решетку. Запишите несколько примеров в таблицу.

- В своем оценочном листе прочитайте 3 строку и поставьте за данную работу себе баллы.

5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
      - Давайте вернемся к нашим гипотезам, записанным на доске.

-Читаем первую.

-Верная?

-Почему?

-Что лежит в основе?

-Читаем вторую. Верная? Докажите.

- Докажите.

      Из того что мы узнали нового? (4 типа кристаллических решеток, в узлах которых находятся частицы: ионы, атомы, молекулы и разные типы химических связей. Агрегатное состояние)

     Обратите внимание на зависимость типа кристаллических решёток для простых веществ от положения химических элементов в ПСХЭ  Д. И. Менделеева (слайд…)

     Какой тип кристаллической решетки не встречается в таблице? Почему? (ионная связь - ионная кристаллическая решетка).

6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.

Задание:

Кристаллическая решетка твердого хлороводорода:

1 атомная

2 молекулярная

3 ионная

4 металлическая

Ребята, а мы ведь решили с вами задания ЕГЭ. ЕГЭ из  А6  (слайд…)


7. Рефлексия.

    Итак, ребята, мы узнали с вами сегодня нового? Что такое каркас? У всех веществ из-за кристаллической решетки зависят физические свойства.

    Оценочные листы: По формуле высчитайте свой средний балл и опираясь на шкалу, поставьте себе оценку и оставьте на столе.

    Ребята, вы очень хорошо поработали, спасибо вам, а теперь из коллекции аморфных веществ возьмите то вещество, которое вам можно употреблять в пищу.  

8. Домашнее задание.

 Как кристаллическая решетка связана с химической связью




 

 Повторяется для учащихся еще раз, что тип кристаллической решётки зависит от вида химической связи в веществе:

1)вещества с ионной связью имеют ионную кристаллическую решётку;

2)вещества с ковалентной связью имеют атомную или молекулярную кристаллическую решётку;

3)вещества с металлической связью имеют металлическую кристаллическую решётку. (слайд…)

     

     Обратите внимание на зависимость типа кристаллических решёток для простых веществ от положения химических элементов в ПСХЭ  Д. И. Менделеева (слайд…)

     Какой тип кристаллической решетки не встречается в таблице? Почему? (ионная связь - ионная кристаллическая решетка).



Предварительный просмотр:

Тема урока : «Кристаллические решетки»

8 класс

                                   Учитель химии первой квалификационной категории Фатхуллов Фаиль Замилевич

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – теоретического исследования и практическая работа.

Цель: Сформировать понимание и обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач;
  • способствовать актуализации и закреплению знаний учащихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода из одного состояния в другое;
  • обеспечить ознакомление с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявления зависимостисвойств веществ от типов кристаллических решеток, химической связи и строения атомов;
  • создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и по ней физических свойстввеществ;

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
  • развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
  • развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;

Воспитательные:

  • культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).

Методы и технологии обучения:информационно-коммуникационные технологии ( презентация в программе PowerPoint), проблемное обучение, практическая работа, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование:презентация «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), железо, пластилин, поваренная соль; компьютер, проектор, интерактивная доска.


Ход урока

1. Организационный момент урока. Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие всех необходимых учебных принадлежностей).

Учитель:

        Здравствуйте, уважаемые ребята. Меня зовут Фатхуллов Фаиль Замилевич. Сегодня у нас урок химии. Для успешного проведения сегодняшнего урока у вас на рабочих столах имеется все необходимое. Это рабочий лист, карточка №1 , таблица и вещества с лабораторным лотком. Проверьте пожалуйста все ли имеется у вас. Итак начнем.

2. Актуализация знаний.

        Прежде чем приступит к изучению нового материала давайте мы с вами вспомним, закрепим знания полученные на предыдущих уроках, которые нам сегодня пригодятся для изучения новой темы. Для этого  я предлагаю вам поработать над таблицей. Инструкция. Работая в группе вам предстоит сделать следующее: определяя виды химических связей по химическим формулам в таблице вам необходимо обвести буквы        .По обведенным буквам вы должны будете составить словосочетание. Готовы?

  Ученики заполняют и определяют словосочетание, которое является темой нашего урока.

 Итак тема нашего сегодняшнего урока: Кристаллические решетки. Записывайте сегодняшнее число и тему урока в тетради.

 Как вы думаете ребята какие цели вы поставите перед сегодняшним уроком? Какие цели вы поставили? Давайте обменяемся информацией.

 (Заслушиваются ответы учащихся. Учитель подмечает интересные моменты в целевых установках учеников.)

Учитель: Действительно, нам предстоит узнать что такое кристаллические решетки, сформировать представление о типах кристаллических решеток и не только это….

 Ребята внимание на экран! Что вы видите ? О чем вам говорят эти картинки?

Отвечают:  слайд о воде, о трех состояниях, в которых может находиться вода: твердое, жидкое, газообразное.

Учитель:

        Каковы условия перехода воды из одного состояния в другое?

Учащиеся:

При обычных условиях вода находится в жидком состоянии, при понижении температуры ниже 00С вода переходит в твердое состояние-лед, а при повышении температуры до 1000С мы получим водяной пар (газообразное состояние).

Учитель:

        Действительно, вода, без которой жизнь на Земле была бы невозможной, каждый из нас в жизни наблюдал и в виде газа, и как жидкость, и в виде твердого тела.

Я думаю, что вы удивитесь. Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях.  Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».

        При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии,  при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. Ребята обратите внимание на экран: перед вами два вещества: железо и йод. Температуры плавления и испарения этих веществ существенно отличаются. Как вы думаете с чем это связано? Выслушиваются разные ответы. В конце нашего урока я думаю мы получим ответ на этот вопрос. И так у нас появилась еще одна цель урока: установить зависимость физических свойств от кристаллической решетки. Возмите пожалуйста рабочие листы. Я предлагаю выполнить задание №1 составить схему « Агрегатные состояния вещества»    

Учитель:

        Схема простая, я уверен, вы справились. Сравните с записью на доске.

Но я утверждаю ребята что твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.

Практическая работа.

Учитель:

Назовите твердые вещества, находящиеся у вас в лабораторном лотке.

Учащиеся:

Металл, пластилин, поваренная соль (NaCl).

Учитель:

Подумайте, какое вещество из названных можно исключить и почему?

Учащиеся выдвигают предположения.

Учитель:

        Предположения различные. Для того чтобы правильно дать характеристику данному веществу, предлагаю изучить дополнительный материал в карточках №1 и и выполнить задание №2 из рабочего листа

Приложение 1.Текст «Кристаллические и аморфные вещества».

Учащиеся работают с текстом: читают, отбирают информацию для заполнения таблицы. Учащиеся заполняют таблицу и схему.

Работа с рабочим листом.

Свойство

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Расположение частиц в пространстве

Регулярное.

Хаотичное.

Температура плавления

Плавятся при определённой температуре.

Не имеет определённой температуры плавления, а при нагревании размягчается.

Примеры

Поваренная соль, лед, железо.

Сливочное масло, стекло, пластилин.

Учитель:

        Какие группы твердых веществ вы выделили? В чём особенности каждой из них?

Заслушиваются ответы 1-2 учеников. На слайде представлена таблица как ключ для проверки результатов. Проверьте результаты своей работы по ключу.

Учащиеся:

        Различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.

У аморфных веществ нет определенной температуры плавления и расположение частиц в них строго не упорядочено.

Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены.

Учитель:

Итак, мы выяснили, что в кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами. Показываю модель кристаллической решетки.

Модели кристаллических решеток вы видите на экране

Учитель:

Ребята как бы вы назвали точки, в которых размещены частицы кристалла. Правильно узлами. Здесь могут находиться разные частицы. А какие частицы вы знаете?  Правильно атомы, молекулы, ионы  в связи с чем различают: атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки. А теперь чтобы подробно изучить каждый тип кристаллической решетки предлагаю выполнить самостоятельную работу, задание которой находится в конвертах. Достаньте задания, прочитайте инструкцию и можете приступить к работе.

Ученики работают в группе. Каждой группе предложено одно из 4-х типов кристаллической решетки. Изучив текст, ученики заполняют таблицу. Затем каждая группа озвучивает результаты своей работы. Другие группы дополняют свою таблицу

Для проверки: на доске показывается слайд с таблицей

Тип кристаллической решетки

Частицы, находящиеся в узлах

Вид химической связи

Для каких веществ характерна

Свойства кристаллического вещества

1. Ионная

2. Атомная

3. Молекулярная

4.Металлическая

Учитель:

        Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем вывод: на что влияет тип кристаллической решетки?

Учащиеся:

        От типа кристаллической решетки зависят физические свойства веществ.

 И так ребята, давайте попробуем дать ответ на следующий вопрос: почему температура плавления и испарения у железа выше, чем у йода?

5. Первичное закрепление знаний. Применение теоретических знаний на практике.

Учитель:

Мы рассмотрели кристаллические решётки, знаем отличие кристаллических и аморфных тел друг от друга, понимаем, как их свойства зависят от кристаллического строения. Думаю, вы готовы к тренировке практических умений: определения типа кристаллической решетки веществ. Задание 3 в рабочих листах.

Учащимся предлагается зачеркнуть по вертикали (горизонтали, диагонали) вещества, имеющие одинаковую кристаллическую решетку. При выполнении пользуйтесь подсказками своей таблицы. Результаты работы показывают на слайде.

Работа с рабочим листом.

        1группа        2 группа

NaCl

N2O

Mg(OH)2

МgCl2

H2O

Na

CO2

K2S

NH3

NaNO3

SO2

KOH

Cl2

O2

NaOH

K

Cl2

HCl

        3 группа        4 группа

МgCl2

H2O

Na

МgCl2

H2O

Na

NaNO3

Ca

KOH

C

B

Si

K

Cl2

HCl

K

Cl2

HCl

    Рефлексия.

   Домашнее задание.

Домашнее задание § 42, смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала. В качестве творческого задания предлагается вырастить кристаллы. Для выполнения работы дается памятка (приложение 3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку "Времена года" 5 класс, Ильясова Лилия Адиулловна

Презентация к открытому уроку "Времена года" в 5 классе. Можно использовать как на уроке, так и на мероприятии....

Открытый урок 27.10.2015

План открытого урока, проведенного 27.10.2015, в 6а классе по теме "Немецкая национальная кухня"...

Информатика 9 класс Открытый урок «Час Кода» 2015 год

В рамках акции "Час Кода" в России подготовлен открытый урок по информатики в 9 классе на тему: "Час кода - 2015 год"...

открытые уроки-приказы-2014, 2015, 2016 г.

приказы на проведённые мной открытые уроки за 3 года...

Открытый урок "Времена года и размышление о счастье в русской поэзии"

урок обобщения и систематизации знаний по поэзии 19 века...

Открытый урок - педагог года 2020

Материал по теме Собственность 8 класс....