Рабочая программа и КТП по географии в 7 классе (УОД)
рабочая программа по географии (7 класс)
Данная рабочая программа по географии разработана на основе программы Лифановой Т.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка география 7 класс УОД | 29.93 КБ |
КТП география 7 класс УОД | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная область, предмет – география, география России.
Данная рабочая программа по географии разработана на основе программы Лифановой Т.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета география отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), в авторской программе - 2 часа в неделю, но 66 часов в год.
По учебному плану школы в 7 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание авторской учебной программы по географии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Ряд тем постепенно расширяется, усложняется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению естественнонаучных представлений, знаний природе, населении, хозяйстве своего края, России в целом, практическому применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.; География России. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Лифанова Т.М., Е.Н.Соломина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2008 + Прил..
Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
Лифанова Т.М. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Лифанова Т.М., Е.В.Подвальная. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, набор географических карт, модель глобуса, компас, географические атласы и контурные карты, наборы для лепки и моделирования (пластилин, воск, глина, речной песок).
Программа адресована обучающимся 7 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по географии России, который доступен учащимся. Изучение географии нашей страны расширяет кругозор школьников, их знаний об окружающем мире. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, географических, исторических и других общеразвивающих знаний. Ученики учатся наблюдать за изменениями в природе, видеть и слышать, сравнивать изучаемые объекты, устанавливать несложные причинно-следственные связи, работать с символическими пособиями. Географический материал обладает значительными возможностями для развития интеллектуальной деятельности учащихся, имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов, способствует развитию абстрактного мышления. Естествоведческие знания помогут детям лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с практической деятельностью на уроках биологии, истории и трудового обучения помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение географии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных практических работ, экскурсий, использование видеопрезентаций, игр и т.п. для введения обучающихся в мир новых теоретических знаний. 7 класс полностью посвящён ознакомлению с природой и хозяйством России. Большое внимание уделено природе, как среде обитания и жизнедеятельности людей, источника ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделено вопросам экологии и проблемам обострения экологической ситуации в нашей стране.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- дать элементарные, научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России;
- познакомить с культурой и бытом разных народов:
- воспитание бережного отношения к природе своего края, России в целом, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, биология, физическая культура профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической работе, тестовые контрольные задания.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок географии активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе;
- названия географических объектов по территории России, указанные в программе.
Обучающиеся должны уметь:
- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
- показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
- .устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- делать несложные макеты изучаемых природных зон;
- принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 0 | 1 |
2 | ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ | 11 | 11 |
3 | ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ. | 2 | 2 |
4 | ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ | 5 | 5 |
5 | ЗОНА ТУНДРЫ | 8 | 8 |
6 | ЛЕСНАЯ ЗОНА | 18 | 16 |
7 | ЗОНА СТЕПЕЙ | 8 | 8 |
8 | ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ | 6 | 6 |
9 | ЗОНА СУБТРОПИКОВ | 2 | 2 |
10 | ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ | 6 | 5 |
11 | СВОЯ ОБЛАСТЬ | 0 | 4 |
Итого: | 66 | 68 |
В связи с тем, что в авторской программе Лифановой Т.М. сетка рабочих часов на изучении тем дана из расчёта 66 часов в год, то количество часов на прохождение отдельных тем определено мною самостоятельно (введение, лесная зона, высотная поясность в горах, своя область), исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «География».
.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год
География. 7 класс (VIII вид)
Раздел | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | № п/п |
I | ВВЕДЕНИЕ. | 1 | 1 |
II | ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ | 11 | |
Географическое положение России на карте. | 1 | 2 | |
Европейская и Азиатская части России. | 1 | 3 | |
Административное деление России | 1 | 4 | |
Разнообразие рельефа. | 1 | 5 | |
Полезные ископаемые, их основные месторождения | 1 | 6 | |
Климат России. | 1 | 7 | |
Водные ресурсы России, их использование. | 1 | 8 | |
Население России. Народы России. | 1 | 9 | |
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. | 1 | 10 | |
Сельское хозяйство, его отрасли. | 1 | 11 | |
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | 1 | 12 | |
III | ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ. | 2 | |
Размещение природных зон на территории России. | 1 | 13 | |
Карта природных зон России. | 1 | 14 | |
IV | ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ | 5 | |
Положение на карте. | 1 | 15 | |
Климат. | 1 | 16 | |
Растительный и животный мир | 1 | 17 | |
Население и его основные занятия. | 1 | 18 | |
Северный морской путь. | 1 | 19 | |
V | ЗОНА ТУНДРЫ | 8 | |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 20 | |
Климат. Водоёмы тундры. | 1 | 21 | |
Растительный мир. | 1 | 22 | |
Животный мир. | 1 | 23 | |
Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 24 | |
Города тундры: Мурманск, Архангельск. | 1 | 25 | |
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь | 1 | 26 | |
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры. | 1 | 27 | |
VI | ЛЕСНАЯ ЗОНА | 16 | |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 28 | |
Климат. | 1 | 29 | |
Реки, озёра, каналы. | 1 | 30 | |
Растительный мир. Хвойные леса (тайга). | 1 | 31 | |
Смешанные и лиственные леса. | 1 | 32 | |
Животный мир. | 1 | 33 | |
Пушные звери. | 1 | 34 | |
Значение леса. | 1 | 35 | |
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | 1 | 36 | |
Города Центральной России. | 1 | 37 | |
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. | 1 | 38 | |
Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | 1 | 39 | |
Западная Сибирь. | 1 | 40 | |
Восточная Сибирь. | 1 | 41 | |
Дальний Восток. | 1 | 42 | |
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | 1 | 43 | |
VII | ЗОНА СТЕПЕЙ | 8 | |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. | 1 | 44 | |
Растительный мир. | 1 | 45 | |
Животный мир. | 1 | 46 | |
Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 47 | |
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. | 1 | 48 | |
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. | 1 | 49 | |
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. | 1 | 50 | |
Охрана природы зоны степей. | 1 | 51 | |
VIII | ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ | 6 | |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 52 | |
Климат. Реки. | 1 | 53 | |
Растительный мир. | 1 | 54 | |
Животный мир. | 1 | 55 | |
Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | 56 | |
Города зоны полупустынь и пустынь. | 1 | 57 | |
IX | ЗОНА СУБТРОПИКОВ | 2 | |
Положение на карте. | 1 | 58 | |
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты. | 1 | 59 | |
X | ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ | 5 | |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | 1 | 60 | |
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | 1 | 61 | |
Города и экологические проблемы Урала. | 1 | 62 | |
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | 1 | 63 | |
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | 1 | 64 | |
XI | СВОЯ ОБЛАСТЬ | 4 | |
Положение на карте, границы. Поверхность, полезные ископаемые. | 1 | 65 | |
Реки и озёра, их хозяйственное использование. Особенности природных условий для развития сельского хозяйства. | 1 | 66 | |
Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. | 1 | 67 | |
Население. Его состав. Характеристика хозяйства. Промышленность, её ведущие отрасли. Итоги года. | 1 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс
Программа элективного курса “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...
Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география" 10 класс
Данная программа создана для преподавания в профильном социально-экономическом классе....
Рабочая программа по учебному предмету «География» 7 класс 2013-2014
Рабочая программа разработана на основе программы по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 7 класс. — М.: Дрофа, 2009...
Рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс 2013- 2014 уч.год
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 128 с....
Рабочая программа по учебному предмету «География» 9 класс 2013- 2014 уч.год
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост.У.В.Овсянникова.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 128 с....
Рабочая программа по учебному предмету «География» 10 класс 2013- 2014 уч.год
Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных...
Рабочая программа по учебному предмету «География» 11 класс 2013- 2014 уч.год
Рабочая программа разработана на ступени среднего образования составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). - Сборник нормативных...