Технологическая карта урока № 3.4 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шутова Галина Николаевна

Наша страна на карте часовых поясов. Практическая работа " Решение задач на определение поясного времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока90.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 3, 4

Раздел: Россия в мире

Тема: «Наша страна на карте часовых поясов».

Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени».

Цели урока:

Образовательные цели: 

- сформировать представление о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат.

Развивающие цели: 

- формировать у учащихся умения определять положение России на карте часовых поясов;

- сформировать умения и навыки решения задач на определение времени в разных населённых пунктах.

Воспитательные цели: 

- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний о системе отчёта времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат, о положении России на карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах России.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) определять положение России на карте часовых поясов;

2) решать практические задачи на определение местного солнечного времени;

3) находить информацию о часовых поясах в Интернете.

Личностные: 

- формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности.

Основное содержание: 

- часовые пояса, местное солнечное время, поясное время, декретное время, летнее время, линя перемены дат.

Деятельность обучающихся:

- определять положение России н карте часовых поясов;

- определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов;

- определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем;

- объяснить роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

Ценностный компонент урока: 

- значимость умения определять время в разных уголках страны и мира для человека;

- значимость умения определять разницу во времени между различными пунктами, расположенными в разных часовых поясах.

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); карта «Федеративное устройство России», карта «Часовые зоны», атлас.

Тип урока: урок 3. изучение нового материала; урок 4. Практикум.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Учитель задаёт вопросы:

  1. Как географическое положение и размеры территории России повлияли на её природу и жизнедеятельность населения?
  2. Прокомментируйте следующие строки:

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в оном краю весна,

в другом – снега и вьюга.

Учащиеся отвечают на вопрос.

3.Содержатель-ный этап.

Учитель задаёт проблемный вопрос: «Приходилось ли вам когда-нибудь переводить стрелки часов при переезде (перелёте) из города в город или из страны в страну?»

Таким образом, на Земле существует разница во времени.

Найдите в тексте учебника на с. 10 определения понятий «местное солнечное время» и «поясное время».

Почему было введено поясное время?

В каком году было введено поясное время?

На сколько часовых поясов разделена Земля?

Какой пояс считается нулевым?

К востоку от любого пояса время увеличивается, а к западу – уменьшается.

Где проходит линия перемены дат?

Линия перемены дат является началом новых суток. При пересечении линии перемены дат с запада на восток, мы попадём во вчерашний день, а с востока на запад – в завтрашний. Таким образом, на полуострове Чукотка можно встретить Новый год 2 раза.

Учитель организует работу с рис. 6 (с. 13).

Сколько часовых зон выделяется в России?

Каким законом регулируются часовые зоны и их границы на территории России?

Учитель организует работу с картой атласа «Часовые зоны России».

В какой часовой зоне находится Саратовская область?

Существует ли разница между саратовским временем и московским?

  1. Как вы переведёте стрелки часов при перелёте из Москвы в Иркутск? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

  1. Если в Москве 15 часов, то поясное время в Магадане будет…

Учащиеся отвечают на вопрос.

Местное солнечное время – это истинное астрономическое время на данном меридиане. Оно зависит от географической долготы.

Поясное время – это местное солнечное время срединного меридиана, осреднённое для данного часового пояса.

Так как Земля оборачивается на 3600 вокруг своей оси за 24 часа, то определили, что за 1 час она поворачивается на 150 (360:24=15). Поэтому разница в солнечном времени на меридианах, отстоящих друг от друга по долготе на 150, тоже составляет 1 час.

В 1884 году.

На 24 пояса.

Пояс, через который посередине проходит Гринвичский меридиан.

Линия перемены дат проходит по 1800-меридиану, который находится в 12 часовом поясе.

11.

Федеральным Законом «Об исчислении времени».

В третьей.

Да. Разница составляет 1 час.

Сначала нужно найти разницу во времени между часовыми зонами. Она составляет 5 часов. Значит, надо перевести стрелки часов на 5 часов вперёд.

Разница во времени между Магаданом и Москвой составляет 8 часов. Так как Магадан расположен восточнее, то к 15 прибавляем 8, получается 23. Значит, в Магадане 23 часа.

4.Практикум

См. Приложение

Учащиеся выполняют задания практической работы.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

§ 3, вопросы на с. 13.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Приложение

Практическая работа

«Решение задач на определение поясного времени»

Вариант 1

1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).

https://www.worldtimezone.com/images/russia-time-zones-map-2016-12-04.gif

Самолёт вылетел из Хабаровска (IX часовая зона) в Новосибирск (VI часовая зона) в 16 часов по местному времени Хабаровска. Расчётное время полёта составляет 5 часов. Сколько времени будет в Новосибирске, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.

2. Рассчитайте поясное время в городе Якутске при условии, что в Москве поясное время равно 14 ч.

3.Определите местное время на меридиане 1700 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 10 часов.

4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Омска в Москву?

5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?

Вариант 2

1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).

https://www.worldtimezone.com/images/russia-time-zones-map-2016-12-04.gif

Самолёт вылетел из Якутска (VIII часовая зона) в Анадырь (XI часовая зона) в 8 часов по местному времени Якутска. Расчётное время полёта составляет 3 часа. Сколько времени будет в Анадыре, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.

2. Рассчитайте поясное время в городе Сургуте при условии, что в Москве поясное время равно 18 ч.

3.Определите местное время на меридиане 1200 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 13 часов.

4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Москвы в Красноярск?

5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?

Практическая работа

«Решение задач на определение поясного времени»

Вариант 1

1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).

https://www.worldtimezone.com/images/russia-time-zones-map-2016-12-04.gif

Самолёт вылетел из Хабаровска (IX часовая зона) в Новосибирск (VI часовая зона) в 16 часов по местному времени Хабаровска. Расчётное время полёта составляет 5 часов. Сколько времени будет в Новосибирске, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.

2. Рассчитайте поясное время в городе Якутске при условии, что в Москве поясное время равно 14 ч.

3.Определите местное время на меридиане 1700 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 10 часов.

4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Омска в Москву?

5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?

Практическая работа

«Решение задач на определение поясного времени»

Вариант 2

1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).

https://www.worldtimezone.com/images/russia-time-zones-map-2016-12-04.gif

Самолёт вылетел из Якутска (VIII часовая зона) в Анадырь (XI часовая зона) в 8 часов по местному времени Якутска. Расчётное время полёта составляет 3 часа. Сколько времени будет в Анадыре, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.

2. Рассчитайте поясное время в городе Сургуте при условии, что в Москве поясное время равно 18 ч.

3.Определите местное время на меридиане 1200 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 13 часов.

4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Москвы в Красноярск?

5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?

Выполнение практической работы

Вариант 1

  1. 1) 7-4=3 (ч) – разница во времени.      2) (16-3)+5= 18 (ч) – в Новосибирске.
  2. Москва – 14 ч

Якутск - ?

Решение:

1 способ:

  1. Определим географическую долготу городов:

Москва – 370 в. д., Якутск – 1300 в. д.

  1. Определим разницу:

130 – 40=900

  1. 90:15=6 (ч) – разница во времени между городами
  2. Так как Якутск расположен восточнее, то время прибавляем: 14+6=20 (ч) – в Якутске.

2 способ:

  1. Определим часовые зоны, в которых располагаются Москва и Якутск: 8-2=6 (ч) – разница во времени
  2. 14+6=20 (ч) – время в Якутске.
  1. 300 в д. – 10 ч

1700 в. д. - ?

Решение:

  1. 170-30=140
  2. 140:15=9
  3. 10+9=19 (ч)

или 1) 9-0=9  2)10+9=19 (ч).

  1. Разница во времени между Омском и Москвой составляет – 3 часа (3-0=3). Значит, часы надо перевести на 3 часа назад.
  2. Железнодорожный транспорт.

Вариант 2

  1. 1) 9-6=3 (ч) – разница во времени.      2) (8+3)+3= 14 (ч) – в Новосибирске.
  2. Москва – 18 ч

Сургут - ?

Решение:

  1. Определим часовые зоны, в которых располагаются Москва и Сургут: 2-0=2 (ч) – разница во времени
  2. 18+2=20 (ч) – время в Сургуте.
  1. 300 в д. – 13 ч

1200 в. д. - ?

Решение:

  1. 120-30=90
  2. 90:15=6
  3. 13+6=19 (ч) или 1) 6-0=6  2) 13+6=19 (ч)
  1. Разница во времени между Красноярском и Москвой составляет – 4 часа (4-0=4). Значит, часы надо перевести на 4 часа вперёд.
  2. Железнодорожный транспорт.

Вариант 3

  1. 1) 5-2=3   2) 10+3+2=15 (ч) – в Братске
  2. 1) 6-1=5   2) 18-5=13 (ч) – в Саратове
  3. 1) 4-0=4   2) 12+4=16 (ч) – на меридиане 900 в. д
  4. 1) 2-0=2 Значит, часы надо перевести на 2 часа вперёд.
  5. Железнодорожный транспорт.

Практическая работа

«Решение задач на определение поясного времени»

Вариант 3

1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).

https://www.worldtimezone.com/images/russia-time-zones-map-2016-12-04.gif

Самолёт вылетел из Тюмени в Братск в 10 часов по местному времени Тюмени. Расчётное время полёта составляет 2 часа. Сколько времени будет в Братске, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.

2. Рассчитайте поясное время в городе Саратове при условии, что в Якутске поясное время равно 18 ч.

3.Определите местное время на меридиане 900 в. д., если в этот момент на меридиане 400 в. д. – 12 часов.

4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Москвы в Екатеринбург?

5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...