Технологическая карта урока № 3.4 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)
Наша страна на карте часовых поясов. Практическая работа " Решение задач на определение поясного времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 90.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 3, 4
Раздел: Россия в мире
Тема: «Наша страна на карте часовых поясов».
Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени».
Цели урока:
Образовательные цели:
- сформировать представление о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат.
Развивающие цели:
- формировать у учащихся умения определять положение России на карте часовых поясов;
- сформировать умения и навыки решения задач на определение времени в разных населённых пунктах.
Воспитательные цели:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование знаний о системе отчёта времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат, о положении России на карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах России.
Метапредметные:
- формирование умений:
1) определять положение России на карте часовых поясов;
2) решать практические задачи на определение местного солнечного времени;
3) находить информацию о часовых поясах в Интернете.
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности.
Основное содержание:
- часовые пояса, местное солнечное время, поясное время, декретное время, летнее время, линя перемены дат.
Деятельность обучающихся:
- определять положение России н карте часовых поясов;
- определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов;
- определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем;
- объяснить роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.
Ценностный компонент урока:
- значимость умения определять время в разных уголках страны и мира для человека;
- значимость умения определять разницу во времени между различными пунктами, расположенными в разных часовых поясах.
Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); карта «Федеративное устройство России», карта «Часовые зоны», атлас.
Тип урока: урок 3. изучение нового материала; урок 4. Практикум.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный момент. | Учитель приветствует обучающихся. | Приветствие учителя. |
2.Актуализация знаний | Учитель задаёт вопросы:
Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в оном краю весна, в другом – снега и вьюга. | Учащиеся отвечают на вопрос. |
3.Содержатель-ный этап. | Учитель задаёт проблемный вопрос: «Приходилось ли вам когда-нибудь переводить стрелки часов при переезде (перелёте) из города в город или из страны в страну?» Таким образом, на Земле существует разница во времени. Найдите в тексте учебника на с. 10 определения понятий «местное солнечное время» и «поясное время». Почему было введено поясное время? В каком году было введено поясное время? На сколько часовых поясов разделена Земля? Какой пояс считается нулевым? К востоку от любого пояса время увеличивается, а к западу – уменьшается. Где проходит линия перемены дат? Линия перемены дат является началом новых суток. При пересечении линии перемены дат с запада на восток, мы попадём во вчерашний день, а с востока на запад – в завтрашний. Таким образом, на полуострове Чукотка можно встретить Новый год 2 раза. Учитель организует работу с рис. 6 (с. 13). Сколько часовых зон выделяется в России? Каким законом регулируются часовые зоны и их границы на территории России? Учитель организует работу с картой атласа «Часовые зоны России». В какой часовой зоне находится Саратовская область? Существует ли разница между саратовским временем и московским?
| Учащиеся отвечают на вопрос. Местное солнечное время – это истинное астрономическое время на данном меридиане. Оно зависит от географической долготы. Поясное время – это местное солнечное время срединного меридиана, осреднённое для данного часового пояса. Так как Земля оборачивается на 3600 вокруг своей оси за 24 часа, то определили, что за 1 час она поворачивается на 150 (360:24=15). Поэтому разница в солнечном времени на меридианах, отстоящих друг от друга по долготе на 150, тоже составляет 1 час. В 1884 году. На 24 пояса. Пояс, через который посередине проходит Гринвичский меридиан. Линия перемены дат проходит по 1800-меридиану, который находится в 12 часовом поясе. 11. Федеральным Законом «Об исчислении времени». В третьей. Да. Разница составляет 1 час. Сначала нужно найти разницу во времени между часовыми зонами. Она составляет 5 часов. Значит, надо перевести стрелки часов на 5 часов вперёд. Разница во времени между Магаданом и Москвой составляет 8 часов. Так как Магадан расположен восточнее, то к 15 прибавляем 8, получается 23. Значит, в Магадане 23 часа. |
4.Практикум | См. Приложение | Учащиеся выполняют задания практической работы. |
5.Рефлексия | Ответьте на вопросы: 1)Чему я научился на уроке? 2)Что мне дала такая работа? | Учащиеся дают ответы на вопросы. |
6.Домашнее задание. | § 3, вопросы на с. 13. | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение
Практическая работа
«Решение задач на определение поясного времени»
Вариант 1
1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).
Самолёт вылетел из Хабаровска (IX часовая зона) в Новосибирск (VI часовая зона) в 16 часов по местному времени Хабаровска. Расчётное время полёта составляет 5 часов. Сколько времени будет в Новосибирске, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.
2. Рассчитайте поясное время в городе Якутске при условии, что в Москве поясное время равно 14 ч.
3.Определите местное время на меридиане 1700 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 10 часов.
4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Омска в Москву?
5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?
Вариант 2
1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).
Самолёт вылетел из Якутска (VIII часовая зона) в Анадырь (XI часовая зона) в 8 часов по местному времени Якутска. Расчётное время полёта составляет 3 часа. Сколько времени будет в Анадыре, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.
2. Рассчитайте поясное время в городе Сургуте при условии, что в Москве поясное время равно 18 ч.
3.Определите местное время на меридиане 1200 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 13 часов.
4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Москвы в Красноярск?
5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?
Практическая работа
«Решение задач на определение поясного времени»
Вариант 1
1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).
Самолёт вылетел из Хабаровска (IX часовая зона) в Новосибирск (VI часовая зона) в 16 часов по местному времени Хабаровска. Расчётное время полёта составляет 5 часов. Сколько времени будет в Новосибирске, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.
2. Рассчитайте поясное время в городе Якутске при условии, что в Москве поясное время равно 14 ч.
3.Определите местное время на меридиане 1700 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 10 часов.
4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Омска в Москву?
5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?
Практическая работа
«Решение задач на определение поясного времени»
Вариант 2
1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).
Самолёт вылетел из Якутска (VIII часовая зона) в Анадырь (XI часовая зона) в 8 часов по местному времени Якутска. Расчётное время полёта составляет 3 часа. Сколько времени будет в Анадыре, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.
2. Рассчитайте поясное время в городе Сургуте при условии, что в Москве поясное время равно 18 ч.
3.Определите местное время на меридиане 1200 в. д., если в этот момент на меридиане 300 в. д. – 13 часов.
4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Москвы в Красноярск?
5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?
Выполнение практической работы
Вариант 1
- 1) 7-4=3 (ч) – разница во времени. 2) (16-3)+5= 18 (ч) – в Новосибирске.
- Москва – 14 ч
Якутск - ?
Решение:
1 способ:
- Определим географическую долготу городов:
Москва – 370 в. д., Якутск – 1300 в. д.
- Определим разницу:
130 – 40=900
- 90:15=6 (ч) – разница во времени между городами
- Так как Якутск расположен восточнее, то время прибавляем: 14+6=20 (ч) – в Якутске.
2 способ:
- Определим часовые зоны, в которых располагаются Москва и Якутск: 8-2=6 (ч) – разница во времени
- 14+6=20 (ч) – время в Якутске.
- 300 в д. – 10 ч
1700 в. д. - ?
Решение:
- 170-30=140
- 140:15=9
- 10+9=19 (ч)
или 1) 9-0=9 2)10+9=19 (ч).
- Разница во времени между Омском и Москвой составляет – 3 часа (3-0=3). Значит, часы надо перевести на 3 часа назад.
- Железнодорожный транспорт.
Вариант 2
- 1) 9-6=3 (ч) – разница во времени. 2) (8+3)+3= 14 (ч) – в Новосибирске.
- Москва – 18 ч
Сургут - ?
Решение:
- Определим часовые зоны, в которых располагаются Москва и Сургут: 2-0=2 (ч) – разница во времени
- 18+2=20 (ч) – время в Сургуте.
- 300 в д. – 13 ч
1200 в. д. - ?
Решение:
- 120-30=90
- 90:15=6
- 13+6=19 (ч) или 1) 6-0=6 2) 13+6=19 (ч)
- Разница во времени между Красноярском и Москвой составляет – 4 часа (4-0=4). Значит, часы надо перевести на 4 часа вперёд.
- Железнодорожный транспорт.
Вариант 3
- 1) 5-2=3 2) 10+3+2=15 (ч) – в Братске
- 1) 6-1=5 2) 18-5=13 (ч) – в Саратове
- 1) 4-0=4 2) 12+4=16 (ч) – на меридиане 900 в. д
- 1) 2-0=2 Значит, часы надо перевести на 2 часа вперёд.
- Железнодорожный транспорт.
Практическая работа
«Решение задач на определение поясного времени»
Вариант 3
1.В соответствии с Законом «Об исчислении времени» и постановлением Правительства РФ с 4 декабря 2016 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту).
Самолёт вылетел из Тюмени в Братск в 10 часов по местному времени Тюмени. Расчётное время полёта составляет 2 часа. Сколько времени будет в Братске, когда самолёт приземлится? Запишите решение задачи.
2. Рассчитайте поясное время в городе Саратове при условии, что в Якутске поясное время равно 18 ч.
3.Определите местное время на меридиане 900 в. д., если в этот момент на меридиане 400 в. д. – 12 часов.
4. На сколько надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Москвы в Екатеринбург?
5. Какая отрасль народного хозяйства России независимо от часового пояса работает по московскому времени?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»
Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»
Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...