технологическая карта по географии
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Перетятько Марина Олеговна

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)

Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс

Цель: формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными

материалами.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка; дать первоначальные сведения о географической оболочке, ее составе; раскрыть особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные:   осознание себя как части целостности природы , осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека

Планируемые результаты:

Личностные: Понимание специфических черт оболочек Земли, осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с различными источниками информации.

Предметные: Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание  целостности мира и себя как неотъемлемой географической оболочки.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

 Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная

Техническое оборудование: схема географической оболочки , фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)

Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс

Цель: формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными

материалами.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка; дать первоначальные сведения о географической оболочке, ее составе; раскрыть особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные:   осознание себя как части целостности природы , осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека

Планируемые результаты:

Личностные: Понимание специфических черт оболочек Земли, осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с различными источниками информации.

Предметные: Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание  целостности мира и себя как неотъемлемой географической оболочки.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

 Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная

Техническое оборудование: схема географической оболочки , фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УДД

Организация на урок

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

Актуализация темы

Обеспечить мотивацию, принятие целей урока

Постановка вопросов, связующих предыдущий урок и новую тему.

Объясните: что такое природа? что такое природный объект? чем отличается живая природа от неживой?

Проверяет усвоение понятий.  Предположите: можно ли эти объекты природы сформировать по группам? Проверяет усвоение понятий

Высказывают предположения на поставленные вопросы . Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока

Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с различными источниками информации.

Изучение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемой темы

Таблица 1

1. Объясните (учебник стр.101-102):

-Что вы сегодня узнаете?

Проблемный вопрос: почему оболочки Земли назвали именно оболочками?

Подводит к выводу: что все оболочки Земли как бы облекают земной шар со всех сторон,  являясь непрерывными.

2.Демонстрирует ЭОР (строение географической оболочки.).

Акцентирует внимание на  то, что выделяется 4 оболочки Земли, корректирует работу по заполнению таблицы

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность  (П)

Предлагают свои варианты, самостоятельно определяют количество оболочек  

  принимают участие в диалоге с учителем

Записывают в тетради названия земных оболочек -  заполняют таблицу

Необходимость изучения окружающего мира, осознание  целостности мира и себя как неотъемлемой географической оболочки.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, географическая оболочка;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Организация первичного закрепления

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, корректировать выявленных пробелов, обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий

Табл.2

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

Организует работу по заполнению таблицы:

-соотнесите тела и явления  природы соответственно оболочкам Земли:

Оболочки - атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера

Тела природы: река, ветер, уголь, растения, насекомые, озеро, море,  гроза, мел, песок,  птицы, осадки, вулкан, кислород, айсберг, бактерии.

 

Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу  

Формулирует вопросы на анализ, синтез и систематизацию  знаний  (учебник с.104)

Организует работу  по определению характера взаимодействия оболочек друг с другом в рамках географической оболочки, подводит к понятию – географическая оболочка

Анализируют текст и знания, полученные на предыдущих уроках выбирают необходимые сведения и группируют их

Озвучивают результаты, отстаивая свою точку зрения приводя доказательства сравнивают полученный результат  с изображением.

 

Высказывают предположения на поставленные вопросы. Раскрывают полученные знания (понятия).

Результаты представляют виде схемы.

Делают вывод о том, что все оболочки взаимосвязаны, записывают определение географическая оболочка

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Физминутка  (здоровье сберегающий компонент)

Сменить вид деятельности

Правила: при названии  - биосфера  -  дети вытягивают руки вверх, встают на носочки (деревья большие), атмосфера - руки движутся из стороны в сторону (ветер дует), гидросфера -  делают плавательные движения,  литосфера - присаживаются на корточки (самая нижняя оболочка),

Играют, демонстрируя свои творческие таланты.

здоровьесбережение

Закрепление

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемой темы.

1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме в рабочей  тетради

Демонстрируют знания , понимание причинно-следственных связей .

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи.

Умение контролировать и корректировать учебную деятельность.

Итог урока   (рефлексия)

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок. Домашнее задание дается дифференцированно.

Оценивают работу на уроке всего класса. Выбирают уровень домашнего задания, записывают в дневник.

Умение структурировать знания, делать выводы.

Умение вступать в диалог.

Самоопределение по выполнению домашнего задания

Приложения

1Таблица

Название оболочки

Определение понятия

Особенности оболочек

Атмосфера

Воздушная оболочка

Условно границу атмосферы проводят на высоте тысячи километров от поверхности Земли

Литосфера

Твердая оболочка

Её толщина от 50 до 200 км.

Гидросфера

Водная оболочка

Воды Мирового океана составляют почти 97% всех вод гидросферы

Биосфера

Оболочка живых организмов

Проникает в литосферу, гидросферу и атмосферу

2 таблица

атмосфера

гидросфера

литосфера

Биосфера

ветер,  гроза, осадки, кислород

река, озеро, море, айсберг

Уголь,  мел, песок,  вулкан

Растения,  насекомые, птицы, бактерии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.

Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...