Урок географии в 6 классе
учебно-методический материал по географии (6 класс)
Урок географии в 6 классе с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 40.91 КБ |
презентация 1 к уроку | 640 КБ |
Презентация 2 к уроку | 193.98 КБ |
презентация 3 к уроку | 530.26 КБ |
презентация №4 | 623.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы-составители:
Королева Т.В. – учитель географии 1 категории,
МКОУ «Лихачёвская ООШ» Варгашинского района
Проект урока географии 6 класс
Учебник Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова
Тема: Движения земной коры и их значение.
Цель: Создать условия для осознанного усвоения темы.
Задачи:
- Помочь обучающимся осознать то, что земная кора совершает вертикальные и горизонтальные движения;
- Обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «землетрясения, цунами, вулканы, гейзеры»
- Организовать деятельность по выявлению строения вулкана, происхождения гейзеров
- Содействовать развитию у школьников умений формулировать определения понятий, выделять главное из прочитанного, формулировать выводы из всего изученного.
Основное содержание темы: литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.
Содержание темы предполагает:
- Усвоения содержания, понятий и терминов: литосферные плиты, их движение: вертикальные и горизонтальные, складки, глубинные разломы, горсты, грабены, землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмографы, шкала землетрясений, цунами, вулканы: лава, магма; типы вулканов: площадные, трещинные, вулканы центрального типа; гейзеры.
- Выявление особенностей территорий, подверженных землетрясениям и вулканизму.
Планируемые результаты:
- Личностные
Проявление:
- эмоционально-целостного отношения к проблеме современного вулканизма и сейсмически опасных территорий;
- личностные представления о движении земной коры и природных явлениях связанных с ним.
- творческого отношения к процессу обучения.
- Метапредметные
- Познавательные
Умение:
- находить сходство и различие между явлениями: землетрясение и цунами, извержение вулкана и гейзеры, обобщать полученную информацию
- Регулятивные
Умение:
- Выполнять учебное задание в соответствии с целью и заданиями;
- Выполнять учебные действия в соответствии с планом: вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации.
- Коммуникативные
Умение:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками: работать индивидуально, в группе и в паре.
- формулировать высказывание
- согласовывать позиции и находить общее решение
- адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
- Предметные
Формирование знаний:
- О целостности и неоднородности Земли в пространстве и во времени.
- О закономерностях развития и взаимосвязи природы и населения
- Об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве.
Усвоение знаний:
- содержания понятий и терминов: движение земной коры: вертикальные и горизонтальные, складки, глубинные разломы, горсты, грабены, землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмографы, шкала землетрясений, цунами, вулканы: лава, магма; типы вулканов: площадные, трещинные, вулканы центрального типа; гейзеры.
- причинно-следственных связей, закономерностей:
- между движением земной коры и явлениями, связанными с этим: землетрясения, цунами;
- между вулканической деятельностью внутри земной коры и извержениями вулканов, появлением гейзеров на поверхности Земли.
Формирование умений:
- самостоятельно находить в разных источниках и анализировать географическую информацию по данной теме;
- использовать географические знания и умения при анализе, оценке и объяснении процессов и явлений;
- решать бытовые задачи с применением знаний;
- пользоваться современными компьютерными технологиями;
- пользоваться географической картой (атласом) для поиска информации;
Организация образовательного пространства
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или пары учеников, выход в Интернет на сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru.
Ресурсы, в том числе электронные: учебник География. Природа Земли и человек. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. – М.: Мнемозина, 2007., Физические карты мира и России, атласы, контурные карты, модель вулкана в разрезе.
Межпредметные связи:
Физика «Движение»
История (знакомство с конкретными событиями),
ИЗО (просмотр картины) «Гибель Помпеи»
ОБЖ Поведение в экстремальных ситуациях.
Ресурсы: персональный компьютер для пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:school-collection.edu.ru
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
В паре
В группе
Технология изучения темы
I этап: Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: Актуализировать имеющиеся знания по теме, мотивировать обучающихся к изучению темы урока.
Ситуативное задание:
Давайте все сядем правильно, выпрямим спинки, затаим дыхание и посидим так несколько секунд, совсем не двигаясь.
- Как вы думаете в настоящий момент, если вы совсем-совсем не двигаетесь, то двигаетесь ли вы?
- Если я скажу, что сейчас каждый из вас двигается, то верно ли будет моё утверждение? Свой ответ поясните.
Форма работы:
Учитель: Оказывается: все мы с вами двигаемся, даже если мы не хотим и не чувствуем это. Как такое возможно? Возможно ли такое вообще? На эти вопросы мы должны найти ответ в конце нашего урока.
Вы теперь знаете вопросы, на которые мы должны ответить, так попробуйте догадаться: о чём пойдёт речь на нашем уроке? Давайте откроем свои тетради и запишем тему урока.
Тема: Движения земной коры и их значение.
А теперь, исходя из темы, сформулируйте для себя цели нашего урока. Что вы должны будете сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы?
- изучить движения земной коры.
- определить значение движений земной коры.
Планируемые результаты:
- Личностные
- проявление интереса к поставленной проблеме.
- осознание себя как части единого целого – планеты Земля
- Метапредметные
Ученик развивает:
- Познавательные
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Регулятивные
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи
- Коммуникативные
- умение отвечать на поставленные вопросы, что необходимо для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем
– умение работать с информацией на опережение.
- Предметные
- актуализация исходных знаний по теме.
II этап: Учебно-познавательная деятельность
Цель: Создать условия для осознанного усвоения темы урока.
Планируемые результаты:
- Личностные
- сопереживания трагедии людей, попавшим в районы стихийных бедствий.
- знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях
- устойчивый познавательный интерес
- Метапредметные
Выпускник научится:
- Познавательные
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета
- давать определения понятиям
- устанавливать причинно-следственные связи
- объяснять явления, процессы выявляемые в ходе исследования
- основам ознакомительного, изучающего, поискового чтения.
- Регулятивные
- умению выполнять учебное действие в соответствии с планом, согласно поставленным целям.
- Коммуникативные
- умению адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата
- работать в группе, в паре.
- Предметные
- формирование знаний:
- о целостности и неоднородности Земли в пространстве и во времени.
- о закономерностях развития и взаимосвязи природы и населения
- об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве.
Усвоение знаний:
- содержания понятий и терминов: движение земной коры: вертикальные и горизонтальные, складки, глубинные разломы, горсты, грабены, землетрясения, эпицентр землетрясения, сейсмографы, шкала землетрясений, цунами, вулканы: лава, магма; типы вулканов: площадные, трещинные, вулканы центрального типа; гейзеры.
- причинно-следственных связей, закономерностей:
- между движением земной коры и явлениями, связанными с этим: землетрясения, цунами;
- между вулканической деятельностью внутри земной коры и извержениями вулканов, появлением гейзеров на поверхности Земли.
Умение:
- формулировать понятия
- работать с картами атласа
- оформлять контурную карту
Учебные задания и методы работы с информацией
Учитель: Итак, ребята, мы предположили, что Земля движется. А как она движется? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос давайте обратимся к тексту параграфа. Открываем учебник на стр.51 читаем текст.
Какие 2 типа движения земной коры выделяют современные учёные?
Задание 1
Давайте составим схему «Движения земной коры» и занесём её в тетрадь и на интерактивную доску. Кто желает работать у доски?
Движения земной коры
Сейчас мы поделим класс на 2 группы для выполнения следующего задания:
1 группа выяснит: что это такое и подберёт примеры горизонтального движения земной коры, следствия этих движений и продолжит заполнять свою часть таблицы у себя в тетради, затем один человек из группы объяснит всё, что выяснила группа второй половине класса, а ещё один из вас заполнит таблицу на интерактивной доске
2 группа выяснит: что это такое, приведёт примеры и следствия вертикального движения земной коры и поделится своими открытиями с одноклассниками аналогично с первой группой.
Форма работы: ****
Обобщение учителем рассмотренного материала
Какой вывод можно сделать после всего вами изученного: прочитанного, сказанного и записанного? Напишите в тетради.
Вывод: земная кора движется в 2 направлениях: вертикальном и горизонтальном.
Что касается вертикального движения земной коры, то тут всё понятно. Они идут сотни и даже тысячи лет, это практически не видимый процесс. Протекает он тихо и спокойно. А вот с горизонтальным движением всё гораздо сложнее. Как же протекает такое движение? Давайте попробуем здесь разобраться.
Задание 2
Прочитайте в учебнике на стр.53 текст
Форма работы *
Задание 3
Найдите на сайте http://scool-collection.edu.ru. информацию о землетрясениях. Изучите её.
Форма работы *
Задание 4
Посмотрите Презентацию № 1 о возникновении цунами в результате землетрясений.
Форма работы **
Задание 5
Изучите текст параграфа стр. 54 и ответьте на вопрос: С помощью чего можно предсказать скорое землетрясение?
Форма работы *
Задание 6
Изучите шкалу землетрясений стр.54-55 ответьте на вопрос 1 стр.58
Форма работы *
Обобщение учителем рассмотренного материала:
Какой вывод можно сделать по изученному вами материалу о горизонтальных движениях земной коры?
Вывод:
- горизонтальные движения земной коры приводят к землетрясениям и возникновению цунами;
- эти движения малопредсказуемы, их можно зарегистрировать сейсмографом
- иногда они ведут к катастрофам и жертвам и т.д.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о вулканах? (…..) Вулкан (от лат. «Вулканус» - у др. римлян бог огня) – конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением, кратером на вершине, через который извергается лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.
Известный французский вулканолог Гарун Тазиев сказал о вулканах:
«Вряд ли бывают в природе явления, которые по своему грозному величию могли бы сравниться с разгулом вулканической стихии».
Как вы думаете, почему он так сказал?
Задание 7
Изучите слайды презентации №3
Форма работы **
Задание 8
Изучите пункт параграфа «Вулканы». Заполните таблицу:
«Вулканы»
Способы классификации | Вулканы | ||
По признакам действия | потухшие | ….. | |
По путям проникновения магмы | Вулканы центрального типа | ||
*По продуктам извержения | Каменные бомбы |
Форма работы *
Задание 9
Изучите текст параграфа о гейзерах на стр. 57-58
Форма работы *
Задание 10
Посмотрите на сайте http://scool-collection.edu.ru. видеофрагмент о гейзерах. Предложите способы использования гейзеров.
Форма работы **
Обобщение учителем рассмотренного материала
Ответьте на вопросы: Что такое вулканы? Что такое гейзеры?
III этап: Интеллектуально - преобразовательная деятельность
Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера;
- научить ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- научить планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.
Варианты заданий:
- Задания – репродуктивный уровень (обязательно для всех)
1. Найдите и подпишите на контурной карте вулканы, по данным географическим координатам: 41о с.ш. 15о в.д., 9о ю.ш. 113ов.д., 6о ю.ш. 106о в.д., 15о с.ш. 61о з.д., 5о с.ш. 75о з.д.
2. Изучить материалы презентации № 4, выполнить задание 3 стр. 58 учебника
- Задания – частично-поисковый уровень (по желанию)
1. Выполнить задание 2 стр.58 учебника.
2. Изучить таблицу «Сравнительная характеристика ветровых волн и волн цунами» презентация №2 слайд 1. Сделать вывод: «Чем волны цунами отличаются от ветровых волн»
3. Отметьте на контурной карте мира территории распространения гейзеров
- Задания – эвристический уровень (по желанию)
- Отметьте красным карандашом на контурной карте мира сейсмические зоны.
- Изучите слайд № 2 презентация 2. Объясните принцип действия данной платформы.
Планируемые результаты:
- Личностные
- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
- знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях
- Метапредметные
- Познавательные
- развитие познавательных интересов
- Регулятивные
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом
3. Предметные
Умение:
- выполнять практические задания с использованием карт, атласов, презентаций.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженного учебно-познавательного интереса к получению знаний;
- осознанного понимания и сопереживания чувствам и горю других, выражающего в поступках, направленных на помощь другим людям, попавшим в беду.
IV этап: Диагностика качества освоения темы
Цель: Установить степень усвоения темы
Планируемые результаты:
- Метапредметные
- Регулятивные
- умение выполнять задания и анализировать достигнутые результаты
3. Предметные
- знание понятий и терминов по изученной теме;
- установление причинно-следственных связей
Форма работы - *
Проверочная работа
Задание 1: Вставьте в текст пропущенные слова:
Магма по _______ рвется наружу.
Выход из _______ ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный _____.
Ответ:
Магма по жерлу рвется наружу.
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Задание 2: Ответьте на вопросы:
- Что такое:
Землетрясение – это ___________________________________________________________
Цунами – это _________________________________________________________________
Вулкан – это _________________________________________________________________
Гейзер – это __________________________________________________________________
- Чем опасны горизонтальные движения земной коры?
____________________________________________________________________________
- Что такое эпицентр землетрясения?
____________________________________________________________________________
- Какая опасность может исходить от землетрясения в океане?
____________________________________________________________________________
- Каковы причины возникновения цунами?
____________________________________________________________________________
V этап: Рефлексивная деятельность
Цель деятельности: научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью
- оценивать результат своей деятельности
ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:
- Что на уроке вам показалось наиболее интересным, удивительным?
- Какую информацию вы впервые узнали на уроке?
- Какие новые термины вы изучили сегодня?
Учитель: Урок подходит к концу и нам остаётся ответить на те вопросы, которые были заданы в его начале: помните?
- Оказывается: все мы с вами двигаемся, даже если мы не хотим и не чувствуем это. Как такое возможно? Возможно ли такое вообще?
Кто теперь сможет ответить на эти вопросы?
Самоанализ и самооценка ученика
Задание: (самооценка) Закончите предложения:
- Я доволен (довольна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)…..
- Я не доволен(льна) тем, что сегодня……
VI этап: Домашнее задание.
Запишите домашнее задание:
- Прочитать параграф
- Из пластилина вылепить модель вулкана в разрезе.
Используемая литература и сайты
- ФГОС общего образования. География.
- Рабочая программа по географии 6-9 класс.
- сайт http://scool-collection.edu.ru.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...