РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ
статья по географии (7 класс)

Костюкова Ольга Васильевна

Учитывая особенности одаренных детей, при организации учебного процесса необходимо использовать такие методы обученииспользую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению географии. Провожу дополнительные занятия при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсамя и воспитания, которые приведут к самым положительным результатам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_interesa_k_geografii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ

                                                                                                                       О.В. Костюкова,

                                                                                                                   учитель географии

                                         МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа

                                         Кайбицкого муниципального район Республики Татарстан»

        Создание условий, в которых  каждый учащийся  может проявить свой талант и реализовать творческий потенциал, выявление и развитие одаренных детей – вот  одно из приоритетных направлений работы учителя современной школы. Для одаренного ребенка характерны стремление к творческой деятельности, самостоятельность и инициатива. Учитывая особенности одаренных детей, при организации учебного процесса необходимо использовать такие методы обучения и воспитания, которые приведут к самым положительным результатам. Наша задача в работе с интеллектуально одаренными детьми – сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным; научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Для этого необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, – одним словом, делать все, чтобы развивать познавательную активность этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.

На своих уроках я часто использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению географии. Провожу дополнительные занятия при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам. Для поддержания интереса к дополнительной работе по предмету, я готовлю с такими детьми КВН, привлекаю к разработке и проведению конкурсов, интеллектуальных  марафонов.                                                                      География, как учебный предмет, дает большие возможности для решения учебных задач через использование исследовательского метода. Большую эффективность в этом можно добиться,  используя проблемные задания. Деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации и организует учебно-исследовательскую деятельность учащихся. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание и творческое воображение. На уроках географии я использую разнообразные виды проблемных и творческих заданий:

- при выполнении заданий на установление причинно- следственных связей, учащиеся самостоятельно отбирают и применяют широкий круг знаний, в том числе и из других учебных предметов. Задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после вырубки лесов? Назовите не менее 7-8 следствий».

- задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. Например, «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развитию хозяйства?». Такие задания требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно, т.е. нужно попытаться обосновать оба утверждения.  А при выполнении заданий, в основе которых лежит научная гипотеза, советую учащимся поискать информацию из Интернета, энциклопедий и т.д.

- задания – парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеет два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»

 Например, в 7 классе при изучении темы «Климат Африки», я предлагаю выяснить: Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? Почему в северной части Африки климат суше , чем в южной? Как бы изменились климатические условия, если бы экватор пересекал Африку с севера?

Часто такие задания выполняются и обсуждаются в группе (исследовательской): конструирование ответа в определенной последовательности, поиск ответа из различных источников географической информации, подбор и анализ данных, полученных из карты, Интернета.  Таким образом, на таких уроках создается доброжелательная деловая атмосфера, обеспечивающая творческое сотрудничество.

      Я  согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с  детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предмету. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.

        Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности.  Необходим не одномоментный отбор,  а постоянный поэтапный  поиск в процессе обучения.  Я считаю, что у учителя, работающего с  детьми, должно быть:  желание работать нестандартно, знание психологии детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, педагогу необходимо признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждать  с учащимися цели и задачи совместной деятельности.

      Залог успеха  – это правильное выявление одарённого и заинтересованного ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития интереса к изучению немецкого языка

Обобщение опыта работы с детьми на начальном этапе обучения. Представлены игры при работе над разными видами речевой деятельности....

Профессиональная составляющая, как средство развития интереса к изучению математики.

В статье предлогается несколько приемов, которые можно использовать для повышения интереса к изучению математики. В основе лежит идея применения заданий, показывающих  значимость математических з...

Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.

Современное общество оценивает иностранный  язык  как важнейшее средство  меж­личностного и межкультурного общения, без которого не­возможно развитие международных связей нашего...

Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).

В данной работе  рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....

Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...

ФГОС и Инновационная площадка «Роль актуализации жизненного опыта и знаний обучающихся в развитии интереса к изучению русского языка»

К сожалению, русский язык  не является любимым школьным предметом. А ведь ученик является носителем этого языка, практически, в  совершенстве владеет им. Возникла гипотеза: Результативность ...

Презентация «Проектно- исследовательская деятельность учащихся – как одно из средств повышения интереса к изучению географии»

Проектно-исследовательская деятельность— это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательского творческого характер...