РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ
статья по географии (7 класс)
Учитывая особенности одаренных детей, при организации учебного процесса необходимо использовать такие методы обученииспользую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению географии. Провожу дополнительные занятия при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсамя и воспитания, которые приведут к самым положительным результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_interesa_k_geografii.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ
О.В. Костюкова,
учитель географии
МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального район Республики Татарстан»
Создание условий, в которых каждый учащийся может проявить свой талант и реализовать творческий потенциал, выявление и развитие одаренных детей – вот одно из приоритетных направлений работы учителя современной школы. Для одаренного ребенка характерны стремление к творческой деятельности, самостоятельность и инициатива. Учитывая особенности одаренных детей, при организации учебного процесса необходимо использовать такие методы обучения и воспитания, которые приведут к самым положительным результатам. Наша задача в работе с интеллектуально одаренными детьми – сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным; научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Для этого необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, – одним словом, делать все, чтобы развивать познавательную активность этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.
На своих уроках я часто использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению географии. Провожу дополнительные занятия при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам. Для поддержания интереса к дополнительной работе по предмету, я готовлю с такими детьми КВН, привлекаю к разработке и проведению конкурсов, интеллектуальных марафонов. География, как учебный предмет, дает большие возможности для решения учебных задач через использование исследовательского метода. Большую эффективность в этом можно добиться, используя проблемные задания. Деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации и организует учебно-исследовательскую деятельность учащихся. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание и творческое воображение. На уроках географии я использую разнообразные виды проблемных и творческих заданий:
- при выполнении заданий на установление причинно- следственных связей, учащиеся самостоятельно отбирают и применяют широкий круг знаний, в том числе и из других учебных предметов. Задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после вырубки лесов? Назовите не менее 7-8 следствий».
- задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. Например, «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развитию хозяйства?». Такие задания требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно, т.е. нужно попытаться обосновать оба утверждения. А при выполнении заданий, в основе которых лежит научная гипотеза, советую учащимся поискать информацию из Интернета, энциклопедий и т.д.
- задания – парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеет два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»
Например, в 7 классе при изучении темы «Климат Африки», я предлагаю выяснить: Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? Почему в северной части Африки климат суше , чем в южной? Как бы изменились климатические условия, если бы экватор пересекал Африку с севера?
Часто такие задания выполняются и обсуждаются в группе (исследовательской): конструирование ответа в определенной последовательности, поиск ответа из различных источников географической информации, подбор и анализ данных, полученных из карты, Интернета. Таким образом, на таких уроках создается доброжелательная деловая атмосфера, обеспечивающая творческое сотрудничество.
Я согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предмету. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности. Необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Я считаю, что у учителя, работающего с детьми, должно быть: желание работать нестандартно, знание психологии детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, педагогу необходимо признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждать с учащимися цели и задачи совместной деятельности.
Залог успеха – это правильное выявление одарённого и заинтересованного ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития интереса к изучению немецкого языка
Обобщение опыта работы с детьми на начальном этапе обучения. Представлены игры при работе над разными видами речевой деятельности....
Профессиональная составляющая, как средство развития интереса к изучению математики.
В статье предлогается несколько приемов, которые можно использовать для повышения интереса к изучению математики. В основе лежит идея применения заданий, показывающих значимость математических з...
Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.
Современное общество оценивает иностранный язык как важнейшее средство межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего...
Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).
В данной работе рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....
Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...
ФГОС и Инновационная площадка «Роль актуализации жизненного опыта и знаний обучающихся в развитии интереса к изучению русского языка»
К сожалению, русский язык не является любимым школьным предметом. А ведь ученик является носителем этого языка, практически, в совершенстве владеет им. Возникла гипотеза: Результативность ...
Презентация «Проектно- исследовательская деятельность учащихся – как одно из средств повышения интереса к изучению географии»
Проектно-исследовательская деятельность— это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательского творческого характер...