Игра как средство развития интереса к изучению немецкого языка
статья по немецкому языку (5 класс) по теме

Шишкина Татьяна Геннадьевна

Обобщение опыта работы с детьми на начальном этапе обучения. Представлены игры при работе над разными видами речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shishkina_t._g.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство развития интереса к изучению немецкого языка.

Современные уроки иностранного языка характеризуются большой интенсивностью и требуют от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в V-VI классах неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Чтобы сделать процесс обучения иностранному языку эффективным, увлекательным и интересным, нужно создать благоприятный климат на уроке и использовать такие методы обучения, которые стимулировали бы креативную деятельность учащихся. Среди разнообразных приемов в организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, так как они способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра всегда увлекает детей. Она придает заряд энергии, мобилизует мыслительную активность. Это мощный стимул к овладению языком. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых моментов помогает детям преодолевать трудности, возникающие при изучении иностранного языка. Игры и игровые ситуации используются, прежде всего, на таких этапах работы, как тренировка и применение учебного материала школьниками. Выбор игры зависит от задач конкретного урока, особенностей данной группы, содержания изучаемого материала.

Требования к игре как способу достижения задач обучения:

  1. Необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.
  2. Игра должна поставить ребенка перед усилием мысленного усилия, хотя бы небольшого.

Ненужно забывать, что игра на уроках иностранного языка – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

Ниже представлены игры, которые можно проводить на начальном и среднем этапах обучения иностранному языку.

Игры с куклами.

Прекрасными помощниками при организации ролевых игр являются куклы. Они «помогают» организации внимания, повышению интереса учащихся к уроку, активизации их речевой деятельности. Идея игры с куклой, которая позволяет более гибко мотивировать речь учащихся, заложена в учебнике Бим И. Л. В пятом классе учащиеся знакомятся с Щелкунчиком, помогающим изучать грамматику, с любопытным Буратино, который интересуется абсолютно всем, с Тилем Уленшпигелем и другими сказочными героями. Ролевые игры с куклами помогают формировать умения и навыки монологической и диалогической речи.

  1. Диалогическая речь.
  1. Диалог «Знакомство».
  2. Выражение принадлежности (кукла-«капризка»).

Кукла: Das ist mein Buch!

Ученик 1: Nein, das ist nicht dein Buch. Das ist Mischas Buch.

Кукла: Das sind meine Hefte.

Ученик 2: Nein, das sind nicht deine Hefte. Das sind unsere Hefte.

  1. Употребление модальных глаголов.

Ученик: Willst du lessen?

Кукла: Nein, ich will nicht.

  1. «Любопытный Буратино».

Буратино (спрашивает)                            Ученик (отвечает)

-Wer ist das?                                                -Das ist Anna.

- Ist das Anna?                                             - Ja, das ist Anna.

-Nein, das ist nicht Anna.                            – Doch, das ist Anna.

- Nun gut. Wie ist Anna?                              - Anna ist gross.

- Ist Anna gross?                                           - Ja, Anna ist gross.

И так далее…..

  1. Монологическая речь.

Затем ученик, исполняющий роль Буратино, рассказывает информацию, полученную в диалоге, в монологическом высказывании.

При обучении монологическому высказыванию можно также использовать игру «Снежный ком» (при описании картинки, в сообщении о погоде и т.д.). Суть игры: первый ученик говорит одно предложение, второй – повторяет это предложение и добавляет своё, третий - говорит два предыдущих и называет своё, и т.д. Задача последнего ученика – воспроизвести весь рассказ.  

Игры для работы с алфавитом.

  1. Игра «Знаете ли вы алфавит?».

Ученики образуют две команды и выполняют следующие задания:

  1. Расположите слова, написанные на доске, в алфавитном порядке: Bodo, Ina, Anton, Nina, Lili, Otto, Hans, Rudi, Ute.
  2. Ответьте, какие буквы в алфавите идут за следующими буквами: H, O, K, T.
  3. Какие буквы предшествуют буквам: S, X, F, D.
  4. Прочтите немецкий алфавит от буквы К до конца, от буквы С до конца.
  1. Игра «Кто лучше знает алфавит?»
  1. Эстафета  - каждый участник команды пишет на доске по одной букве алфавита. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок написала на доске весь алфавит.
  2. К доске вызываются представители от каждой команды. На доске написано по 7-8 печатных букв. Вызванные учащиеся должны написать соответствующие прописные буквы. Выигрывает тот, кто правильно, быстро и красиво напишет.
  3. На доске написан алфавит с пропущенными буквами: a,b,c,…,e,f,g,…,i,j,k,…,m,n,o,…,q,r,…,t,u,v,…,x,…,z. Представители от каждой команды должны вставить пропущенные буквы.
  1. Игра «Кто быстрее?».

Ученикам раздаются по 3-5 карточек с буквами. Учитель называет определенную букву, а те, у кого есть карточка с этой буквой быстро её поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Учитель собирает отыгранные карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.

  1. Игра «Пять карточек».

Учитель показывает каждому участнику игры по пять карточек с буквами немецкого алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз назовет все пять букв.

Лексические игры.

Представленные лексические игры проводятся на среднем этапе обучения для повторения пройденного материала по определенной теме.

  1. Игра на внимание.

Учитель показывает предмет за предметом в быстром темпе, называет: “Das ist ein Buch.” Класс соглашается: “Ja, das stimmt. Das ist ein Buch.” Иногда учитель «ошибается» и называет не тот предмет, что показывает. Учащиеся должны молчать. А тот, кто согласится и произнесет предложение – платит «фант».

  1. Игра в мяч.

Используется для повторения лексики по теме. Учитель называет слово по-русски и бросает мяч ученику. Ученик возвращает мяч и переводит слово на немецкий язык. И наоборот.

  1. Игра «Rate mal» («Отгадай!»).

Учитель пря чет предмет, дети пытаются отгадать, задавая вопрос: «Ist das…?».

  1. Игра «Wer ist das?» («Кто это?»).

Выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики  по знаку учителя здороваются с ним, меняя голос. Учащийся должен угадать, кто это, задавая вопрос: «Ist das Wowa?». Класс отвечает: «Ja»  или «Nein.»

  1. Игра «Светофор».

Учащиеся встают в круг, водящий называет цвет, например rot. Участники игры должны быстро найти какой-либо предмет в классе этого цвета и указать на него. Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется.

Наблюдение за процессом обучения немецкому языку с использованием игр и игровых ситуаций  показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует речемыслительную деятельность, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Литература:

  1. Абрамова И. В. Игры на уроке немецкого языка. // Иностранные языки в школе. 2004 г., №1;
  2. Дворник М. В., Чуйкова С. А. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения.// Иностранные языки в школе. 1990 г., № 6.
  3. Златогорская Р. Л. В помощь будущему учителю немецкого языка. М., Просвещение,1978 г.;
  4. Мягкова Е.В., Игры при обучении немецкому языку.// Иностранные языки в школе 1989 г., №1;
  5. Русина П. И. Обучение немецкому языку младших школьников// Иностранные языки в школе,2004 г., №2;
  6. Тутринова Л.А., Использование на уроке немецкого языка кукол и эпифильмов.// Иностранные языки в школе, 1989 г., №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная составляющая, как средство развития интереса к изучению математики.

В статье предлогается несколько приемов, которые можно использовать для повышения интереса к изучению математики. В основе лежит идея применения заданий, показывающих  значимость математических з...

Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.

Современное общество оценивает иностранный  язык  как важнейшее средство  меж­личностного и межкультурного общения, без которого не­возможно развитие международных связей нашего...

Творческая работа «Игры как средство развития интереса к изучаемому предмету»

 Немецкий язык – один из основных языков в Европе и за её пределами. На нём говорят более 100 миллионов человек.      Однако детям на уроке иностранного языка часто с...

Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).

В данной работе  рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....

Страноведение как средство развития интереса к изучению иностранного языка.

Раскрытие  содержания и специфики страноведческого и лингвострановедческого материала в обучении английскому языку, а также их роль в повышении интереса к изучению иностранного языка, на основе а...

Статья «Страноведение и лингвострановедение как средство развития интереса к изучению иностранного языка»

В статье говорится об использовании страноведческого и лингвострановедческого компонента на уроках иностранного языка в школе....