Игра как средство развития интереса к изучению немецкого языка
статья по немецкому языку (5 класс) по теме
Обобщение опыта работы с детьми на начальном этапе обучения. Представлены игры при работе над разными видами речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shishkina_t._g.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство развития интереса к изучению немецкого языка.
Современные уроки иностранного языка характеризуются большой интенсивностью и требуют от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в V-VI классах неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
Чтобы сделать процесс обучения иностранному языку эффективным, увлекательным и интересным, нужно создать благоприятный климат на уроке и использовать такие методы обучения, которые стимулировали бы креативную деятельность учащихся. Среди разнообразных приемов в организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, так как они способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра всегда увлекает детей. Она придает заряд энергии, мобилизует мыслительную активность. Это мощный стимул к овладению языком. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых моментов помогает детям преодолевать трудности, возникающие при изучении иностранного языка. Игры и игровые ситуации используются, прежде всего, на таких этапах работы, как тренировка и применение учебного материала школьниками. Выбор игры зависит от задач конкретного урока, особенностей данной группы, содержания изучаемого материала.
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
- Необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.
- Игра должна поставить ребенка перед усилием мысленного усилия, хотя бы небольшого.
Ненужно забывать, что игра на уроках иностранного языка – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Ниже представлены игры, которые можно проводить на начальном и среднем этапах обучения иностранному языку.
Игры с куклами.
Прекрасными помощниками при организации ролевых игр являются куклы. Они «помогают» организации внимания, повышению интереса учащихся к уроку, активизации их речевой деятельности. Идея игры с куклой, которая позволяет более гибко мотивировать речь учащихся, заложена в учебнике Бим И. Л. В пятом классе учащиеся знакомятся с Щелкунчиком, помогающим изучать грамматику, с любопытным Буратино, который интересуется абсолютно всем, с Тилем Уленшпигелем и другими сказочными героями. Ролевые игры с куклами помогают формировать умения и навыки монологической и диалогической речи.
- Диалогическая речь.
- Диалог «Знакомство».
- Выражение принадлежности (кукла-«капризка»).
Кукла: Das ist mein Buch!
Ученик 1: Nein, das ist nicht dein Buch. Das ist Mischas Buch.
Кукла: Das sind meine Hefte.
Ученик 2: Nein, das sind nicht deine Hefte. Das sind unsere Hefte.
- Употребление модальных глаголов.
Ученик: Willst du lessen?
Кукла: Nein, ich will nicht.
- «Любопытный Буратино».
Буратино (спрашивает) Ученик (отвечает)
-Wer ist das? -Das ist Anna.
- Ist das Anna? - Ja, das ist Anna.
-Nein, das ist nicht Anna. – Doch, das ist Anna.
- Nun gut. Wie ist Anna? - Anna ist gross.
- Ist Anna gross? - Ja, Anna ist gross.
И так далее…..
- Монологическая речь.
Затем ученик, исполняющий роль Буратино, рассказывает информацию, полученную в диалоге, в монологическом высказывании.
При обучении монологическому высказыванию можно также использовать игру «Снежный ком» (при описании картинки, в сообщении о погоде и т.д.). Суть игры: первый ученик говорит одно предложение, второй – повторяет это предложение и добавляет своё, третий - говорит два предыдущих и называет своё, и т.д. Задача последнего ученика – воспроизвести весь рассказ.
Игры для работы с алфавитом.
- Игра «Знаете ли вы алфавит?».
Ученики образуют две команды и выполняют следующие задания:
- Расположите слова, написанные на доске, в алфавитном порядке: Bodo, Ina, Anton, Nina, Lili, Otto, Hans, Rudi, Ute.
- Ответьте, какие буквы в алфавите идут за следующими буквами: H, O, K, T.
- Какие буквы предшествуют буквам: S, X, F, D.
- Прочтите немецкий алфавит от буквы К до конца, от буквы С до конца.
- Игра «Кто лучше знает алфавит?»
- Эстафета - каждый участник команды пишет на доске по одной букве алфавита. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок написала на доске весь алфавит.
- К доске вызываются представители от каждой команды. На доске написано по 7-8 печатных букв. Вызванные учащиеся должны написать соответствующие прописные буквы. Выигрывает тот, кто правильно, быстро и красиво напишет.
- На доске написан алфавит с пропущенными буквами: a,b,c,…,e,f,g,…,i,j,k,…,m,n,o,…,q,r,…,t,u,v,…,x,…,z. Представители от каждой команды должны вставить пропущенные буквы.
- Игра «Кто быстрее?».
Ученикам раздаются по 3-5 карточек с буквами. Учитель называет определенную букву, а те, у кого есть карточка с этой буквой быстро её поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Учитель собирает отыгранные карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.
- Игра «Пять карточек».
Учитель показывает каждому участнику игры по пять карточек с буквами немецкого алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз назовет все пять букв.
Лексические игры.
Представленные лексические игры проводятся на среднем этапе обучения для повторения пройденного материала по определенной теме.
- Игра на внимание.
Учитель показывает предмет за предметом в быстром темпе, называет: “Das ist ein Buch.” Класс соглашается: “Ja, das stimmt. Das ist ein Buch.” Иногда учитель «ошибается» и называет не тот предмет, что показывает. Учащиеся должны молчать. А тот, кто согласится и произнесет предложение – платит «фант».
- Игра в мяч.
Используется для повторения лексики по теме. Учитель называет слово по-русски и бросает мяч ученику. Ученик возвращает мяч и переводит слово на немецкий язык. И наоборот.
- Игра «Rate mal» («Отгадай!»).
Учитель пря чет предмет, дети пытаются отгадать, задавая вопрос: «Ist das…?».
- Игра «Wer ist das?» («Кто это?»).
Выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики по знаку учителя здороваются с ним, меняя голос. Учащийся должен угадать, кто это, задавая вопрос: «Ist das Wowa?». Класс отвечает: «Ja» или «Nein.»
- Игра «Светофор».
Учащиеся встают в круг, водящий называет цвет, например rot. Участники игры должны быстро найти какой-либо предмет в классе этого цвета и указать на него. Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется.
Наблюдение за процессом обучения немецкому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует речемыслительную деятельность, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Литература:
- Абрамова И. В. Игры на уроке немецкого языка. // Иностранные языки в школе. 2004 г., №1;
- Дворник М. В., Чуйкова С. А. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения.// Иностранные языки в школе. 1990 г., № 6.
- Златогорская Р. Л. В помощь будущему учителю немецкого языка. М., Просвещение,1978 г.;
- Мягкова Е.В., Игры при обучении немецкому языку.// Иностранные языки в школе 1989 г., №1;
- Русина П. И. Обучение немецкому языку младших школьников// Иностранные языки в школе,2004 г., №2;
- Тутринова Л.А., Использование на уроке немецкого языка кукол и эпифильмов.// Иностранные языки в школе, 1989 г., №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная составляющая, как средство развития интереса к изучению математики.
В статье предлогается несколько приемов, которые можно использовать для повышения интереса к изучению математики. В основе лежит идея применения заданий, показывающих значимость математических з...
Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.
Современное общество оценивает иностранный язык как важнейшее средство межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего...
Творческая работа «Игры как средство развития интереса к изучаемому предмету»
Немецкий язык – один из основных языков в Европе и за её пределами. На нём говорят более 100 миллионов человек. Однако детям на уроке иностранного языка часто с...
Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).
В данной работе рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....
Страноведение как средство развития интереса к изучению иностранного языка.
Раскрытие содержания и специфики страноведческого и лингвострановедческого материала в обучении английскому языку, а также их роль в повышении интереса к изучению иностранного языка, на основе а...
Статья «Страноведение и лингвострановедение как средство развития интереса к изучению иностранного языка»
В статье говорится об использовании страноведческого и лингвострановедческого компонента на уроках иностранного языка в школе....