По стране и миру шагает звук
методическая разработка по географии (9 класс)

Запорожцева Наталия Викторовна

Методическая разработка бинарного урока ( география и физика) Повторение и обобщение материала .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_strane_i_miru_shagaet_zvuk.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

По стране и миру шагает звук

Учитель географии Запорожцева Н.В.

МАОУ «СОШ № 51»

г.Саратова

Тип урока: повторение и обобщение.

Вид урока: бинарный урок.

Цель: развивающая: уметь осмысленно воспроизводить подобранный материал; образовательная: уметь изложить материал за определенное время; воспитательная: уметь слушать и слышать.

Задачи: научит обучающихся самостоятельн6о работать с дополнительной литературой по заданной теме, развивать интерес к физике, к географии и ОБЖ, систематизировать знания по данной теме.

Оборудование: презентация урока, компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, демонстрационная программа, система сбора данных с датчиком звука (микрофон), учебный фильм «Чрезвычайные ситуации», камертон, молоточек, мензурка с водой, стаканчики с водой,портфолио.

Ход урока

  1. орг.момент
  2. Сегодня у нас итоговое занятие в форме  по теме: «Звук» в форме бинарного урока (физика, география, ОБЖ)
  3. Как вы думаете  - какая цель нашего занятия?
  4. Звуки сопровождают нас повсюду в течение нашей жизни. Это и пение птиц, журчание воды, скрип весла.
  5. Так что же такое звук?
  6. Звуковые волны – упругие волны в среде, вызывающие у человека слуховые ощущения.
  7. Какие виды звука вы знаете?
  8. Инфразвук, звук, который слышит человек, ультразвук.
  9. Что называется инфразвуком и где находит применение?
  10.  Сообщение №1
  11. Определить период и длину волны соответствующей альфа – ритму головного мозга.
  12. Инфразвуковые волны возникают при землетрясениях. Почему с диаметрально противоположной стороны Земли от места землетрясения сейсмические волны не фиксируются.

чтобы представить себе мощь вулканических сил,стоит поразмыслить над таким фактом: когда в 1815 г. на острове СУМБАВА, в ИНДОНЕЗИИ, «заговорил» вулкан ТАМБОРА, его «голос» был слышен по всей ЯВЕ, на КАЛИМАНТАНЕ и в  НОВОЙ ГВИНЕЕ, в АВСТРАЛИИ. На побережье СУМАТРЫ, а это четыреста шестьдесят километров от вулкана, его извержение отдавалось пушечной канонадой.

  1. Сообщение №2
  2. Решение задачи.
  3. в каком диапазоне частот мы слышим звук?
  4. От16-20000 Гц
  5. Как мы слышим?
  6. Сообщение № 3
  7. Что вы знаете об ультразвуке?
  8. Сообщение №4
  9. Проблемный вопрос – давайте выясним, от каких параметров зависит скорость звука?
  10. На доске таблица

Звуковые явления

Характеристика звука

1.Распространение в пространстве

  1.   С  творческой работой выступит …(Я исследовала зависимость слышимости звука от материала. Так будильник помещенный на … перестает быть слышен на расстоянии …м, на …через …м не слышен.) Вывод: разные вещества по – разному проводят звуковые волны.
  2.  Таблица № 1.Проанализируйте таблицу, где скорость наибольше и почему?
  3. V тв>Vж>Vг, так как твердость у твердых тел больше, чем у жидкостей, а у жидкостей  больше, чем у газов.
  4.  Таблица №2.Как зависит скорость звука  в воздухе от температуры?
  5. Чем больше температура, тем больше скорость звука.
  6.  Таблица №3.Как зависит скорость звука в воздухе от высоты подъема над землей?
  7. Чем выше, тем меньше скорость звука, так как атмосфера разряжана.
  8. Как вы думаете в морской или в пресной воде скорость звука больше.
  9. В морской скорость звука больше,  так  как плотность морской воды больше.
  10. Загадка « само слов не знает, а на всех языках разговаривает» (эхо)
  11. Отражение. Угол падения равен углу отражения.
  12. Сообщение№5 «эхо»
  13. Задача. На каком расстоянии корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 секунды. Скорость звука в воде 1500 м/с.
  14. Преломление.
  15. Следующее звуковое явление - поглощение.
  16. Сообщение №6
  17. Резонанс.
  18. Эксперимент №1! Мензурка с водой, камертон, молоточек.
  19. Сообщение №7
  20. Эксперимент №2! Игра на стаканах.
  21.  Действие на человека.

   А) громкость, работа с приборами. Посмотрим амплитуду колебания при разном произношении  слов. Чем громче звучит музыка, тем больше амплитуда. А как влияет громкость на организм человека. Сообщение №8.

   Б) тембр. Одинаковые ноты, взятые на различных музыкальных инструментах звучат по - разному. Тембр отвечает за окраску звука. Для каждого человека его голос индивидуален (произносим «природа»). Просмотр отрывка из учебного фильма (телефонный звонок).

    В) высота тона зависит от частоты. Эксперимент - проведем  расческой по краю стола медленно и быстро. Чем быстрее, тем высота тона больше.

  1. Исследовательская работа «Зависимость интенсивности звука различных источников от расстояния».
  2. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Комар делает 500-600 взмахов в одну секунду, шмель 220 взмахов в одну секунду. Определить частоту, период и длину волны.
  3. Подведение итогов – ЗАПОЛНЕНИЕ портфолио. Выставление оценок.
  4. Домашнее задание: Предложите свои меры борьбы с шумом в городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "В мире английских звуков"

Программа кружка « В мире английских звуков» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а т...

Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира".

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира " ...

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Консультация для родителей «В мире загадочных звуков»

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей дома? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они...

Рекомендации для родителей по слушанию музыки дома "В мире музыкальных звуков"

      Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязател...

Путешествие в страну Смешариков. Знакомство со звуком ш и буквой Ш.

Занятие направлено на знакомство детей подготовительной группы со звуком ш и буквой Ш, развитие фонематического слуха, повторение изученного материала о гласных и согласных звуках и буквах....