Путешествие в страну Смешариков. Знакомство со звуком ш и буквой Ш.
план-конспект на тему
Занятие направлено на знакомство детей подготовительной группы со звуком ш и буквой Ш, развитие фонематического слуха, повторение изученного материала о гласных и согласных звуках и буквах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_gramota_smeshariki.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа № 1368
дошкольное отделение №3
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Путешествие в страну Смешариков.
Звук [ш]. Буква Ш»
Подготовила и провела
учитель-дефектолог
Глебова О. В.
Москва 2018
Цель занятия: Знакомство детей со звуком [ш] и буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Повторить ранее пройденный материал о гласных и согласных звуках.
-Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].
-Учить выделять звук ш из состава слова и называть слова со звуком [ш] в заданной позиции.
-Упражнять в слоговом и звуко-буквенном анализе слов.
-Познакомить с графическим изображением звук [ш] – буквой Ш.
-Учить читать слоги, слова, предложения и тексты с данной буквой.
-Учить писать слова печатными буквами.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.
-Развивать фонематические процессы.
-Развивать слуховое внимание и слуховую память.
-Развивать логическое мышление, воображение.
-Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать положительный эмоциональный настрой, дружелюбие.
Оборудование и материалы:
Игрушки Смешарики, изображения их домиков, предметные картинки ( кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.), фишки для звуковых схем, схема для анализа артикуляции звука, карточка с буквой Ш, макет звука [ш];
учебники О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» на каждого ребенка, тетради в клетку на каждого ребенка.
1.Оргмомент.
-Ребята, поздоровайтесь с гостями! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И с таким хорошим настроением мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в Страну Смешариков. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос.
2.Повторение пройденного материала.
-Чем звуки отличаются от букв?
(-Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)
-На какие две основные группы делятся все звуки?
(-Звуки бывают гласные и согласные.)
-Чем гласные звуки отличаются от согласных?
(-Когда произносятся гласные звуки, воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, а когда произносятся согласные звуки, воздух встречает препятствия: губы, зубы, язык.)
-Назовите шесть гласных звуков.
(-[А], [о],[ у], [и], [ы], [э].)
-Назовите твердый согласный звук в слове киты.
(-[Т].)
-Назовите гласные звуки в слове утка.
(-[У], [а]).
-Назовите мягкие согласные свуки в слове мячик.
(-[М], [ч]).
3.Знакомство со звуком [ш].
-Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы, поэтому вас встречают в своей стране ваши любимые герои.
Живут на свете Шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот Баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик - зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша!
-Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали во всех словах?
(Звук [ш].)
-Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквой Ш.
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
-Давайте пошипим, как змейки. (Ш-ш-ш)
Анализ артикуляции по схеме:
-В каком положении находятся губы?
(Губы округляются.)
-В каком положении зубы?
(Между зубами небольшая щель.)
-Где находится язык?
( Язык поднимается к верхнему небу в форме чашечки.)
-Дадим характеристику звуку [ш]. Он какой?
(Согласный.)
-Почему вы так решили?
(Потому что воздух встречает препятствие в виде поднятого язычка.)
-Он твердый или мягкий?
(Твердый.)
-Каким цветом мы будем его обозначать?
(Синим.) (На доску выставляется макет звука.)
-Звук [ш] звонкий или глухой. Проверьте.
(Глухой, потому что голоса нет.)
5. Произношение звука [ш].
Физкультминутка.
-Ребята, изобразите деревья, качающиеся на ветру. (Руки подняли вверх. Покачали ими.) Листва шумит: Ш-ш-ш.
-Покажите, как мишка идет по опавшей листве. А листья под лапами шуршат: Ш-ш-ш
Дыхательная гимнастика.
-Надуем воздушный шарик. (Глубокий вдох носом, надуть живот, как шар.)
-Шарик лопнул. (Выдох ртом со звуком [ш].) Руками показывают.
6. Развитие фонематических представлений.
-Бараш (показать игрушку) просит вас назвать слова со звуком [ш] в начале слова.
-Теперь со звуком [ш] в середине слова.
-В каких словах звук [ш] живет в конце? (Схема на доске)
-Молодцы!
7. Письмо слова. Звуко-буквенный анализ слова.
-А тем временем мы подошли к домику одного из наших друзей. Чтобы узнать, кто здесь живет, надо определить, с какой буквы начинается слово и вписать ее в свой листочек. Педагог показывает картинки, дети называют слово, определяют первую букву и пишут ее в клеточку.
(Кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.)
-Какое слово у вас получилось?
(Кролик.)
-Да, здесь живет кролик Крош. (Показ игрушки.) Мы споем про него песенку.
Пальчиковая гимнастика.
Маленький кролик с большими ушами
Розовым носом, смешными усами,
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Чистит он шерстку себе или спит,
Кролик ушами всегда шевелит! (Движения по тексту.)
-Крош просит вас сделать звуковой разбор слова. (Один ребенок выполняет разбор на доске с комментированием, остальные - на столах.)
8.Знакомство с буквой ш.
-Отправляемся дальше в путь и подходим к домику Нюши. (Показ игрушки.)
-Она нас познакомит с буквой, с которой дружат все Смешарики! Это буква Ш. (буква выставляется на доске),которая на письме обозначает звук [ш].
-На что похожа эта буква?
(На забор, на расческу, на окошко и т.д.)
-Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
-Превратимся в маляров, возьмем в руки кисти и напишем большую букву Ш (В воздухе).
А теперь превратимся в Буратино и напишем эту букву длинным носом.
9.Чтение слогов.
-Нюша пока не умеет читать, но очень хочет научиться. Пусть она послушает, как читаете вы и поучится. Откройте учебник на стр. 54, №5 (О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать») Читают слоги по цепочке.
10. Чтение слов. Деление слов на слоги, постановка ударения.
-Стр.55, № 6. Комментируют по одному слову. ( Шоколад. В этом слове три слога. Первый слог-шо, второй-ко, третий-лад. Ударение падает на третий слог.)
11.Развитие логического мышления.
-Наше путешествие продолжается. Около своего домика нас встречает Лосяш. (Показ игрушки.)
Он дает нам трудное задание. Надо прочитать загадки, отгадать их и найти лишнее слово. Стр. 55, №8 .(Кошка, петух, мышка, мишка).
-Какое слово лишнее и почему?
(Петух, т.к. в нем нет звука[ ш].)
12.Чтение текста. (По цепочке.)
Стр.56, №10
-О каком времени года мы читали?
(О зиме.)
-Какую одежду надели дети?
(Дети надели шубы, шарфы и шапки.)
-Кто взял санки?
(Миша и Саша взяли санки.)
-Как веселились ребята?
(Они катались с горки.)
-Назовите имена, которые встретились в тексте.
(Саша и Миша.)
-Вспомните правило правописания имен.
(Имена пишутся с большой буквы.)
13. Подведение итогов.
-Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков.
-С каким звуком познакомили нас Смешарики?
(Они нас познакомили со звуком [ш].)
-Какой это звук?
(Он согласный, твердый, глухой.)
-Какой буквой он обозначается на письме?
(Он обозначается буквой Ш.)
-Что вам особенно понравилось и запомнилось сегодня?
-А Смешарикам очень понравилось, как активно вы работали сегодня и правильно отвечали на все вопросы.
Смешарики прощаются с вами. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну звуков и букв
Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...
Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"
Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...
"Путешествие по стране Звуков и Букв"
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для 5 класса "Путешествие по стране Звуков и Букв" с презентацией.Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся по изученным раздел...
Развлечение "Путешествие в страну звуков и букв"
Для закрепления изученного материала проводятся развлечения....
Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П,п
Урок азбуки в 1 классе. Тип урока: изучение нового материала...
Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П,п
Урок азбуки в 1 классе. Тип урока: изучение нового материала...
Путешествие в страну букв и звуков
Путешествие в страну букв и звуков...