Урок географии: "Реки России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Иващенко Елена Владимировна

Урок по географии для 8 класса по теме " Реки России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организационный момент

1 мин.

Диалог:

 учитель -  класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

2

Установка познавательной задачи

2 мин.

.

Устное сообщение учителя

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.Человеку нужна чистая, пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы.

Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды. Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали в 6 и 7 классах.

           Бежит, журчит, волнуется

Все на нее любуются

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

Перекаты, повороты,

Мели и водовороты.

Разливая берега,

Мчится быстрая  …

Предлагают варианты ответов.

3

4

 Целеполагание

Изучение нового материала

3  мин

7 мин.

Диалог

Беседа

Рассказ – вступление

Объяснительно – иллюстративный

 Эвристический (частично-поисковый)

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) 
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: 1. Изучить особенности рек России

2. Расширить и углубить знания о реках.

 Сформировать понятия уклон, падение реки.

3.  Показать влияние климата и рельефа на реки.

4.  Формировать умение определения

уклона и падения рк.

Используя  презентацию рассказываем  из каких частей состоит река, определяем исток, устье реки, речной бассейн, правый левый приток. Выясняем на наглядном примере что такое бассейн реки и что может служить водоразделами. Опираясь на схему разбираем строение  речной долины.

Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Запись определения в тетрадь.

Обозначают на рис. части речной системы

5

Первичная проверка понимания

3 мин.

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой  России

Ребята распределяют реки по бассейнам океанов и проводят проверку.

Почему крупнейшие реки текут на север?

 Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?

Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой России, запись в  тетради

6

Изучение нового материала

5 мин.

Объяснительно – иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый

Показываем  презентацию, и определяем реки по характеру течения, выясняем особенности этих рек

Проверяет правильность выполнения работы.

Рассматриваем стадии изменения русла реки, причины образования старицы, место и причины образования меандр.

Выясняем что такое падение и уклон реки, учимся их определять.

Дополняют схему в тетради.

Объясняют как образуются пороги, водопады. В каком направлении движутся водопады?

7

Закрепление знаний

5 мин.

Групповая работа

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум  --  Работа в группах: рассчитать уклон и падение рек.

1 группа: Река Лена

2 группа: Река Дон

3 группа: Река Енисей

4 группа: Река Обь

Выполняют работу в группах, запись в тетради

8

Изучение нового материала

7 мин.

Беседа, наглядно-иллюстративный метод

Климат определяет характер питания и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье,  паводок, межень. Реки России делятся по режиму на 3 группы:

1. Реки с весенним половодьем(имеют смешанное питание с преобладанием снегового).

2. Реки с летним половодьем

3. Реки с паводковым режимом

При помощи учителя учащиеся определяют и записывают в тетрадь причины паводка и половодья.

9

 Закрепление знаний

4  мин

Самостоятельная работа

Определить:

1.    Реки с весенним половодьем

  1. Реки с летним половодьем
  2. Реки с паводковым режимом

  Работа учащихся с физической картой России, запись в тетради.

    10

Домашнее задание

1  мин

1. П. 15

2. Обозначить на контурной карте крупные речные системы

3. Дать описание двум рекам по плану

11

Рефлексия

2 мин

1. Моё настроение в начале урока.

 2. Моё настроение в конце урока.

 3. Выбери из предложенных вариантов тот, который тебе ближе.

       а) Ура! Мне всё понятно.

       б) В общем понятно...

       в) Мало что понял.    

4.    а) После урока поищу что - нибудь интересненькое по этой теме, или

      б) тема понятна и закрыта, мне она более не интересна.

Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии "Реки России"

познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...

Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".

Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....

Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.

Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Вы...

урок географии Реки

Разработка урока по географии для 8 класса...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ "РЕКИ РОССИИ" 8 КЛАСС

Данная разработка может быть использована  на уроках географии в 8 классе по теме "Реки России"....

Презентация к уроку географии "Реки - артерии Земли", 6 класс

Презентация содержит наглядный содержательный материал, позволяющий сформировать основные понятия по теме урока: река, речная система, долина реки, режим и питание реки....

План-конспект урока географии "реки Чувашской Республики"

План-конспект урока географии в 8 класса по рекам Чувашской Республики, с дополнительными заданиями....