Урок географии: "Реки России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
N п/п | Этап | Время | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | 1 мин. | Диалог: учитель - класс | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место. |
2 | Установка познавательной задачи | 2 мин. . | Устное сообщение учителя | Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.Человеку нужна чистая, пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды. Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали в 6 и 7 классах. Бежит, журчит, волнуется Все на нее любуются Никак не остановится, Назад не поворотится. Перекаты, повороты, Мели и водовороты. Разливая берега, Мчится быстрая … | Предлагают варианты ответов. |
3 4 | Целеполагание Изучение нового материала | 3 мин 7 мин. | Диалог Беседа Рассказ – вступление Объяснительно – иллюстративный Эвристический (частично-поисковый) | Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) 2. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. 3. Показать влияние климата и рельефа на реки. 4. Формировать умение определения уклона и падения рк. Используя презентацию рассказываем из каких частей состоит река, определяем исток, устье реки, речной бассейн, правый левый приток. Выясняем на наглядном примере что такое бассейн реки и что может служить водоразделами. Опираясь на схему разбираем строение речной долины. Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек. | записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку. Высказывают свои ассоциации со словом «река». Запись определения в тетрадь. Обозначают на рис. части речной системы |
5 | Первичная проверка понимания | 3 мин. | Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой России | Ребята распределяют реки по бассейнам океанов и проводят проверку. Почему крупнейшие реки текут на север? Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? | Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой России, запись в тетради |
6 | Изучение нового материала | 5 мин. | Объяснительно – иллюстративный Эвристический (частично-поисковый | Показываем презентацию, и определяем реки по характеру течения, выясняем особенности этих рек Проверяет правильность выполнения работы. Рассматриваем стадии изменения русла реки, причины образования старицы, место и причины образования меандр. Выясняем что такое падение и уклон реки, учимся их определять. | Дополняют схему в тетради. Объясняют как образуются пороги, водопады. В каком направлении движутся водопады? |
7 | Закрепление знаний | 5 мин. | Групповая работа | Организует деятельность по применению новых знаний: практикум -- Работа в группах: рассчитать уклон и падение рек. 1 группа: Река Лена 2 группа: Река Дон 3 группа: Река Енисей 4 группа: Река Обь | Выполняют работу в группах, запись в тетради |
8 | Изучение нового материала | 7 мин. | Беседа, наглядно-иллюстративный метод | Климат определяет характер питания и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень. Реки России делятся по режиму на 3 группы: 1. Реки с весенним половодьем(имеют смешанное питание с преобладанием снегового). 2. Реки с летним половодьем 3. Реки с паводковым режимом | При помощи учителя учащиеся определяют и записывают в тетрадь причины паводка и половодья. |
9 | Закрепление знаний | 4 мин | Самостоятельная работа | Определить: 1. Реки с весенним половодьем
| Работа учащихся с физической картой России, запись в тетради. |
10 | Домашнее задание | 1 мин | 1. П. 15 2. Обозначить на контурной карте крупные речные системы 3. Дать описание двум рекам по плану | ||
11 | Рефлексия | 2 мин | 1. Моё настроение в начале урока. 2. Моё настроение в конце урока. 3. Выбери из предложенных вариантов тот, который тебе ближе. а) Ура! Мне всё понятно. б) В общем понятно... в) Мало что понял. 4. а) После урока поищу что - нибудь интересненькое по этой теме, или б) тема понятна и закрыта, мне она более не интересна. | Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии "Реки России"
познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...
Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".
Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....
Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.
Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Вы...
урок географии Реки
Разработка урока по географии для 8 класса...
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ "РЕКИ РОССИИ" 8 КЛАСС
Данная разработка может быть использована на уроках географии в 8 классе по теме "Реки России"....
Презентация к уроку географии "Реки - артерии Земли", 6 класс
Презентация содержит наглядный содержательный материал, позволяющий сформировать основные понятия по теме урока: река, речная система, долина реки, режим и питание реки....
План-конспект урока географии "реки Чувашской Республики"
План-конспект урока географии в 8 класса по рекам Чувашской Республики, с дополнительными заданиями....