урок географии Реки
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Разработка урока по географии для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_urok_geografii_reki.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Внутренние воды России. Реки.
Тип урока: изучение новой темы.
Цели урока:
1. Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек
2. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями
3. Расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы
4. Сформировать представление о реках России и их особенностях – распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах
5. Определить особенности влияния на реки рельефа и климата
6. Познакомить учащихся со стихийными бедствиями, вызываемыми действиями рек.
Оборудование: физическая карта России, раздаточный справочный материал «Реки России», карточки с номенклатурой по теме, компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебник.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Изучение нового материала
Эпиграф к уроку:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаться, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать что ты необходима для
жизни, ты сама жизнь»
Экзюпери
1. Стихотворение зачитывает ученик:
Течет река из далека…
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей.
( Борис Заходер)
2. Вступительное слово учителя:
Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» (СЛАЙД 1) Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек.
Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия. Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
3. Сообщение учащегося: По инициативе международной Ассоциации по воде во многих странах мира 22 марта празднуется как международный день воды. В нашей стране он проводится с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь».
4. Беседа с детьми о внутренних водах. (слайд 2, 3)
1) чем представлены внутренние воды России
2) как они показаны на карте?
3) Какие из них созданы человеком?
В РФ насчитывается 2,5 млн. рек и столько же озер; 10% территории – болота и 60% – многолетняя мерзлота, на долю ледников – малая площадь, но в них содержится большой запас пресной воды.
5. Решение кроссворда: вспомним, что такое река, бассейн реки, т.е. основные понятия, связанные с рекой. (слайд 4)
1.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. 2.Начало реки. З.Горная река. 4.Поток воды, текущий в выработанном им углублений. 5.Граница, разделяющая соседние речные бассейны. 6. Равнинная река. 7.Место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
6. Реки России: основные сведения (работа с физической картой России)
Россия – страна величайших речных систем. Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров.
Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы.
Записать в тетрадь:
1. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км).
2. Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.
3. Обь имеет наибольший бассейн (около 3 млн. км).
4.Самя полноводная река России – Енисей.
7.Речные бассейны. (Работа с атласами)
Реки России относятся к бассейнам трех океанов и области внутреннего стока. Две трети площади страны занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана.
Вопрос: Какие реки относятся к бассейну Северного –Ледовитого океана?
– Почему крупнейшие реки текут север? (Большая территория России имеет уклон к северу
Около 20% территории приходится на бассейн Тихого океана. Крупнейшей рекой этого бассейна является Амур.
– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)
Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока. Кроме Волги, сюда несут свои воды Терек и Урал. Остальная небольшая часть территории (около 3%) относится к бассейну Атлантического океана. Наиболее крупными реками здесь являются Дон и Кубань.
8. В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. (СЛАЙД 8)
– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. (СЛАЙД 9) Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».
9. Падение и уклон реки. Зависят от рельефа
ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. (СЛАЙД 10)
Н = Н1 – Н2, где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья.
– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.
Решение задач на определение падения реки (СЛАЙДЫ 11) , Работа с атласом
№ 1
Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.
№ 2 (слайд 12)
Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.
№ 3 (слайд 13)
Определить падение реки Невы.
Исток – Ладожское озеро – 4 м
Устье – Финский залив – 0 м.
4 – 0 = 4 м
№ 4 (слайд 14)
Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
930 – 0 = 930 м
– Величина падения влияет на другую важную характеристику:
УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) (СЛАЙДЫ 15)
I = Н : L, где
I – уклон;
H – падение;
L – длина.
Решение задач на определение уклона рек. (СЛАЙДЫ16,17,18,19)
№ 1
Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км
№ 2
Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км
№ 3
Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км
№ 4
Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км
– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.
– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.
– А теперь поработаем с атласами и контурными картами.
.
10. Работа по контурной карте. Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны
Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.
Многие поэты посвящали свои стихи рекам. (Ребята в к/к подписывают реку, а учитель зачитывает стихотворение)
Николай Якушев о Волге: (СЛАЙД 20)
Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.
Молчанов-Сибирский об Ангаре: (СЛДАЙД 21)
Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река.
А. Пономаренко про Обь (слайд 22)
Обь родная – как еще теплее
О тебе в стихах сказать смогу?
Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой белея,
В твердом льду и в дымчатом снегу.
Знать, не зря кормилицей назвали
Мы тебя – не раз твоею лишь
Добротой мы, ханты, выживали…
И богатства перечтешь едва ли
Те, что ты за пазухой хранишь.
Лишь с весной освободятся воды,
Ты подъемлешь баржи, теплоходы,
Островами движутся плоты…
Города, поселки и заводы
На себе на север тащишь ты…
А. Софронов о Доне: (СЛАЙД)
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли Московской,
Ивана – озера берет.
Леонид Попов о Лене: (СЛАЙД 23)
У тебя, краса – река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.
М. Ю. Лермонтов о Тереке:
Расступись, о старец – море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора и мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я сынам твоим в забаву
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал.
11. Влияние климата на величину годового стока э
Годовой сток, т.е. количество воды, которое река выносит за год, определяется соотношением атмосферных осадков и испарения на площади бассейна. "Стекает то, что не успело испариться”, – писал А.И.Воейков. Измеряют головой сток в кубических км. Наибольший сток характерен для рек горных областей и северных районов Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и северо-запада Среднесибирского плоскогорья. Минимальный сток наблюдается на реках пустынь Прикаспия. Здесь есть районы, вообще лишенные местной речной сети.
Самой многоводной рекой страны является Енисей. Его годовой сток составляет 624км3. За ним следуют Лена, Обь, Амур и Волга.
12. Расход воды.
Водоносность рек измеряют не только годовым стоком, но и средним многолетним расходом. Расход – количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени. Чаще всего расход воды вычисляют в кубических метрах в секунду (м /с). Расход воды в реке резко колеблется в течение года. Наибольший расход бывает в период половодья или паводка, наименьший – в межень. Его измеряют на гидрологических постах, а потом вычисляют средний за сутки, за месяц, за год. Среднегодовой расход Енисея 19800м3/с, а средний расход Москвы-реки всего 109м7с.
13.Питание и режим рек.
А) В питании рек России принимают участие дождевые, талые снеговые, ледниковые и подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе не существует. В зависимости от преобладающего источника питания находится внутригодовое распределение стока – режим реки.
Б) Реки с весенним половодьем – это реки преимущественно снегового питания. Половодье – ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъем воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы. К рекам этого типа относится подавляющее большинство равнинных рек. Подъем воды в них связан с таянием снега, поэтому от южных границ страны к северным половодье смещается от ранней весны к началу лета. Летом реки этого типа имеют дождевое питание. Зимой питание только грунтовое, поэтому сток резко сокращается. В этот период на реках наблюдается межень – время устойчивого низкого уровня и малого расхода воды. В южных районах с малым количеством осадков реки имеют и летнюю межень или вовсе пересыхают.
В) Паводковый режим характерен для рек преимущественного дождевого питания. Обильные дожди, ливни вызывают резкие кратковременные подъемы воды в реке -паводки. В отличие от половодья паводки могут возникать на реке в любое время года. Следовательно, реки этого типа могут быть лишь там, где зимой выпадают дожди, а реки не покрыты льдом. В России к этому типу относятся реки низкогорий западной части Большого Кавказа.
Г) Реки с летним половодьем, вызванные таянием ледников, выпадением осадков и поздним таянием снега, характерны для гор. К этому типу относятся реки гор Прибайкалья и Забайкалья, Камчатки, высокогорных районов Алтая и Северо-Востока.
Особое положение занимают реки муссонного климата юга Дальнего Востока. Для них характерно увеличение расхода в теплую часть года, связанное с дождями и таянием снега в горах. Летом и в начале осени, в период ливневых дождей, на реках наблюдаются высокие паводки. Продолжительная зимняя межень отличает эти реки от рек паводкового режима.
Роль подземного питания у рек нашей страны обычно невелика. Лишь в районах, сложенных вулканическими туфами и карстующимися известняками, подземные воды дают почти половину стока рек. Примером таких рек являются малые реки Камчатки. Сток их мало изменяется по сезонам года. Достаточно равномерным распределением стока по сезонам года отличаются и реки, вытекающие из озер (Ангара, Нева и др.).
Д) Зимой реки России покрываются льдом. Продолжительность ледостава различна в зависимости от суровости климата. Более восьми месяцев в году скованы льдом реки тундровой зоны Средней и Северо-Восточной Сибири. При движении к югу и юго-западу продолжительность ледостава уменьшается до 2-3 месяцев. Бурные реки, текущие с гор Кавказа, не замерзают.
Е) Задание: Определите продолжительность ледостава на реках юга Западной Сибири, Кольского полуострова, Предкавказья. (Работать с рис.54 на стр. 116)
14. Твёрдый сток
Величина годового стока, внутригодовое его распределение, ледовой режим являются важными характеристиками гидроресурсов рек, определяющими возможность и целесообразность их использования.
Реки используются для судоходства и лесосплава, являются дешевым источником гидроэнергии, основным источником для орошения земель.
15.Охрана речных вод
Учитель зачитывает слова Платона, записанные на доске: "Самое необходимое в жизни – вода, но её легко испортить”. Учитель предлагает прослушать стихотворение. (На фоне музыки)
Я не хочу, чтоб речка высохла,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый ветер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастет тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
А подрасту – и я вам помогу
И рыбок золотых уберегу.
III. Закрепление: 1. А почему Волга разливается весной , а Амур – летом?
2.Дать быстрые ответы:
1. Что называют паводком?
2. Что такое межень?
3. Ежегодно ожидаемый подъем уровня воды в реке?
4. Падение реки?
5. Что определяют, разделив падение реки на ее длину?
6. У каких рек уклон и падение реки больше?
7. Назовите типы питания рек?
8. Какой тип питания у большинства рек России?
9. Когда разливается большая часть рек?
IV. Домашнее задание §19, карта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Презентация к уроку географии "Реки. Речная система".
Презентация сожержит материал по теме "Реки. Речная система"....
Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"
Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...
Урок географии: "Реки России"
Урок по географии для 8 класса по теме " Реки России"...
Презентация к уроку географии "Реки - артерии Земли", 6 класс
Презентация содержит наглядный содержательный материал, позволяющий сформировать основные понятия по теме урока: река, речная система, долина реки, режим и питание реки....
План-конспект урока географии "реки Чувашской Республики"
План-конспект урока географии в 8 класса по рекам Чувашской Республики, с дополнительными заданиями....