Урок "Земля и ее внутреннее строение"
методическая разработка по географии (6 класс)

Ольга Александровна Казакова

План-конспект урока географии  "Земля и ее внутреннее строение" для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zemlya_i_ee_vnutr_stroenie_6_kl.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии

Тема: Земля и ее внутренне строение.

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Сформировать представление о внутреннем строении Земли.

Задачи:

Образовательные задачи:

- объяснять значение понятий «литосфера», «мантия», «земная кора», «горные породы», «минералы».

- сравнить материковую и океаническую земную кору.

- знать типы горных пород и особенности их формирования.

Развивающие задачи:

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

Воспитательные задачи:

- проявлять интерес к новой информации и применять ее в практической деятельности.

Основные понятия урока: литосфера, горная порода, мантия, земная кора.

Географическая номенклатура:

Оборудование и дидактический материал: учебник, тетрадь, экран, проектор, атласы.

Учебник: География. Начальный курс: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Герасимова Т. П. – М.: Дрофа, 2016.

Ход урока

Этап

Средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент

-

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2.

Формулировка темы урока

Беседа, загадка

- вспомните, как можно изобразить поверхность Земли, что нам для этого нужно?

- Что можно изобразить на картах или глобусах?

- Ребята, а вам интересно, что находится внутри Земли?

- Как вы думаете, как будет называться наша новая тема?

- Мы подошли к изучению новой темы, которая называется «Земля и её строение».

Запишите тему в тетради.

Отвечают

(масштаб, план местности, географические карты.)

(внешнее строение Земли)

Записывают тему в тетрадь

3.

Целеполагание

Предлагает попробовать сформулировать цели урока.

Формулируют цели

4.

Изучение нового

Беседа, схема

- Вам уже известно, что наша Земля – это планета, маленькая частичка в огромной Вселенной. Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек.

- Какие оболочки Земли вы уже изучали в курсе начальной школы? - Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга оболочек, т. е. геосфер (от греч. «гео» - Земля, «сфера» - шар)

- Итак мы с вами узнали, что Земля состоит из нескольких геосфер. Давайте еще раз повторим какие существуют геосферы и попробуем составить схему в тетради.

Отвечают, составляют схему (приложение 1)

Беседа, учебник, дополнительный материал (приложение 2)

- Первая оболочка, которую мы будем изучать – это литосфера.

- Как мы с вами уже рассмотрели, литосферой называется твердая каменистая оболочка Земли. Именно благодаря знаниям об этой геосфере, мы и узнаем о внутреннем строении Земли.

- О том, что находится внутри Земли, мы знаем ещё довольно мало.

- Вспомним, из каких слоев состоит наша планета?

Отвечают,

работа с рис. 24 стр. 44

Беседа, учебник, таблица (приложение 3)

-Рассмотрим более подробно строение земной коры.

Заполним таблицу.

Заполняют таблицу

Физминутка

«Верно-неверно»

Произносит утверждения. Если оно верное, учащиеся поднимают руки вверх, если нет-приседают.

- Вещество мантии называется магма. (+)

- Океаническая кора толще  материковой. (-)

- Литосфера-водная оболочка Земли.(-)

- Внутри Земли находится ядро.(+)

- Материковая земная кора состоит из 2 слоев. (+)

Выполняют задание

Учебник

- Земная кора состоит из горных пород.

Они состоят из минералов и бывают 3 типов.

Построим в тетради таблицу, которую вы заполните дома, используя текст п. 14 на стр. 46-48

Строят таблицу (приложение 4)

5.

Закрепление

Вопросы

стр. 48 вопросы 1,3

Отвечают

6.

Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было сложно или не понятно?

Отвечают

7.

Выставление оценок

Объявляет оценки за урок

Ставят оценки в дневник

8.

Домашнее задание

§ 14, таблица «Типы горных пород» (приложение 4)

Записывают


Приложение 1

Оболочки Земли

        

литосфера        атмосфера

                               гидросфера        биосфера

Приложение 2.

1.Земная кора

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Верхние её горизонты довольно хорошо изучены при помощи бурения скважин. Самая глубокая скважина имеет глубину всего 15 км, которая находиться на Кольском полуострове. По сравнению с размерами Земли, эта величина очень ничтожна. Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое-какие сведения о внутреннем строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Итак, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из толщи песка, известняка, гранита и других пород, встречающихся на Земле.

С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1 000 метров наблюдается закономерность: на каждые 100 м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3° С.

Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную.

2.Мантия

Под корой на глубинах от 30-50 до 2 900 км расположена мантия Земли. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород богатых магнием и железом.

Мантия занимает до 82 % объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю. Первая залегает ниже земной коры до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению её вещества.

На глубине от 400 км под материками и 10-150 км под океанами, то есть в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» - слабый). Здесь доля расплава составляет 1-3 %, более пластичная, чем остальная мантия, астеносфера служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты. По сравнению с породами, слагающими земную кору, породы мантии отличаются большой плотностью и скорость распространения сейсмических волн в них заметно выше.

В самом «подвале» нижней мантии – на глубине 1 000 км и до поверхности ядра – плотность постепенно увеличивается. Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.

3.Ядро

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости.  Граница ядра находится на глубине 2 900 км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5 100 км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн атмосфер. А в центре достигает 3 млн атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С. Каждый кубический см вещества земного ядра весит 12 – 14 г.

Очевидно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро. Но оказалось, что перепады «границы» достигают 260 км. 

Приложение 3. Типы земной коры

Тип земной коры

Толщина

Состав (слои)

океаническая

3 – 7 км

осадочный

базальтовый

материковая

средняя мощность 35 – 40 км, а в области гор достигает 70 – 75 км.

осадочный

гранитный

базальтовый

Приложение 4.                   Типы горных  пород

Типы горных пород

Виды

как образуются

примеры

Магматические

Осадочные

Метаморфические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внутреннее строение птицы

презентация к уроку...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

Для чего нужно знать внутреннее строение вещества.Внутреннее строение вещества.

Впервые с внуренним строением вещества обучающиеся  сталкиваются  чуть ли не на первых уроках физики в 7 классе. И особенно важно заинтересовать  детей  предметом в этот момент.Я х...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...