Элективный курс "Экология"
элективный курс по географии (11 класс)
Элективный курс предназначен для продолжения формирования экологического мировоззрения, целостной научной картины мира, развития навыков рационального природопользования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11eko.docx | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «Экология»
для 11 А класса
Учитель географии:
Петров К.Г.
2019 - 2020 учебный год
Планирование результатов изучения курса по выбору
Личностные:
- овладение законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные:
- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- выбор условий проведения наблюдения или опыта;
- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- поиск необходимой информации в справочных изданиях;
- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Ученик научится:
- приводить примеры взаимодействия природы и человека;
- называть права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
- определять правила поведения в природе, элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
- понимать главные особенности природы своей местности;
- определять различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека, меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- приводить примеры последствий глобального экологического кризиса, важнейших глобальных проблем и причин их возникновения;
- анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
- оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
- подбирать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
- приводить примеры загрязнения окружающей среды;
- работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
- объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
- озеленять территорию школы;
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности.
- понимать взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
- развитию творческого мышления.
- развитию креативного мышления.
- формированию бережного отношения к природе.
- осуществлять природоохранные работы, деятельность по улучшению состояния окружающей среды.
Содержание программы курса по выбору
Введение (1 ч)
Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.
I. Общая экология (33 ч)
Организм и среда (10ч)
Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 ч)
Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.
Демонстрация схем роста численности видов, таблиц по экологии и охране природы.
Решение экологических задач.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 ч)
Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Основные пути приспособления организмов к среде (1 ч)
Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Основные среды жизни (1 ч)
Характеристика основных сред жизни живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Пути воздействия организмов на среду обитания (1 ч)
Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.
Демонстрация осветления воды фильтрующими животными (дафниями, циклопами и др.), таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.
Приспособительные формы организмов (1 ч)
Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.
Демонстрация коллекций, препаратов, таблиц по экологии и охране природы, слайдов, кинофрагментов.
Жизненные формы животных (на примере насекомых).
Приспособителъные ритмы жизни (1 ч)
Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, диафильмов.
Обобщающее повторение, контроль и коррекция знаний (3 ч)
Сообщества и популяции (13ч)
Типы взаимодействия организмов (1 ч)
Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, схем, слайдов.
Решение экологических задач.
Законы и следствия пищевых отношений (1ч)
Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв.
Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков.
Решение экологических задач.
Законы конкурентных отношений в природе (1ч)
Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Популяции (1ч)
Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Решение экологических задач.
Демографическая структура популяций (1ч)
Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков.
Решение экологических задач.
Рост численности и плотности популяций (1ч)
Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как системы с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Решение экологических задач.
Численность популяций и ее регуляция в природе (1ч)
Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, графиков.
Решение экологических задач.
Повторение, закрепление и промежуточный контроль знаний (2 ч)
Биоценоз и его устойчивость (1 ч)
Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов. Экскурсия. Лесной биоценоз и экологические ниши видов.
Обобщающее повторение, контроль и коррекция знаний (3 ч)
Экосистемы (10 ч)
Законы организации экосистем (1ч)
Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.
Демонстрация аквариума как искусственной экосистемы, таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Законы биологической продуктивности (1ч)
Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов, кинофильма « Экологические системы и их охрана».Решение экологических задач.
Агроценозы и агроэкосистемы (1 ч)
Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Повторение и промежуточный контроль знаний (1 ч)
Саморазвитие экосистем – сукцессии (1 ч)
Стабильные и нестабильные экосистемы. Круговорот веществ и причины, вызывающие его нарушение. Понятие сукцессии.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем. Биологическое разнообразие Смоленской области и проблемы устойчивости экосистем.(1 ч)
Обеднение разнообразия и его причины. Роль биологического разнообразия. Биоразнообразие Смоленской области.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Биосфера как глобальная экосистема (1ч)
В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.
Устойчивость жизни на Земле в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.
Демонстрация карты первичной продукции в биосфере, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Человек и биосфера», диапозитивов, схем круговоротов веществ в биосфере.
Экология как научная основа природопользования. Охраняемые территории Смоленской области и их влияние на здоровье населения и биоразнообразия (1 ч)
Практическая значимость экологии.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.
Обобщение, контроль и коррекция знаний (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема занятия |
1. | 1 нед. сентября | Введение |
2. | 2 нед. сентября | Предмет экологии. Её разделы. Организация жизни на Земле |
3. | 3 нед. сентября | Потенциальные возможности размножения организмов |
4. | 4 нед. сентября | Общие законы зависимости организмов от факторов среды |
5. | 1 нед. октября | Основные пути приспособления организмов к среде |
6. | 2 нед. октября | Основные среды жизни |
7. | 3 нед. октября | Пути воздействия организмов на среду обитания |
8. | 4 нед. октября | Приспособительные формы организмов |
9. | 2 нед. ноября | Экологические группы птиц |
10. | 3 нед. ноября | Приспособительные ритмы жизни |
11. | 4 нед. ноября | Строение плодов и семян, распространяемых ветром |
12. | 1 нед. декабря | Обобщение знаний по теме «Организм и среда» |
13. | 2 нед. декабря | Типы взаимоотношений организмов |
14. | 3 нед. декабря | Законы и следствия пищевых отношений |
15. | 4 нед. декабря | Законы конкурентных отношений в природе |
16. | 2 нед. января | Популяции. |
17. | 3 нед. января | Демографическая структура популяций |
18. | 4 нед. января | Рост численности и плотность популяций |
19. | 1 нед. февраля | Численность популяций и её регуляция в природе |
2 нед. февраля | Повторение и закрепление знаний по теме «Популяции» | |
21. | 3 нед. февраля | Биоценоз и его устойчивость |
22. | 4 нед. февраля | Видовая структура биоценоза |
23. | 1 нед. марта | Повторение и закрепление знаний по теме « Биоценоз и его устойчивость |
24. | 2 нед. марта | Обобщение знаний по теме «Сообщество и популяция |
25. | 3 нед. марта | Законы организации экосистем |
26. | 1 нед. апреля | Законы биологической продуктивности |
27. | 2 нед. апреля | Агроценозы и агроэкосистемы |
28. | 3 нед. апреля | Саморазвитие экосистем – сукцессии |
29. | 4 нед. апреля | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем |
30. | 1 нед. мая | Биоразнообразие Павловского района и проблемы устойчивости экосистем |
31. | 2 нед. мая | Биосфера |
32. | 3 нед. мая | Экология как научная основа природопользования |
33. | 4 нед. мая | Охраняемые территории и их влияние на здоровье населения и биоразнообразия |
34. | Обобщение знаний по теме «Экосистемы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...