Критическое мышление на уроках географии
статья по географии
техника и примеры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kriticheskoe_myshlenie_na_urokah_geografii.docx | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Критическое мышление на уроках географии.
В этой статье мы рассмотрим не только основы критического мышления, но и пример его использования.
Перед современным учителем географии стоит проблема, как сделать так, чтобы обучение в школе было непринужденным, а диктовалось их внутренними потребностями и желаниями получить знания. Нам стоит задуматься над тем, что ближайший путь к знанию каждого ученика лежит через познавательную и самостоятельную его активность в учебном процессе, а также продуктивную деятельность.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы найти резерв и возможности среди всех методов, приемов, способов и средств обучения, которые разбудили бы у ребенка познавательный интерес к географической науке. Сделать их гибкими, рациональными и оптимальными в повышении эффективности учебного процесса. В открытом и демократическом обществе определяющим является умение критически мыслить.
Критическое мышление - это процесс рассмотрения идей из многих точек зрения (в соответствии с их содержательными связями) и сравнение их с другими идеями. Это сложный процесс. Он состоит из следующих основных этапов, как: восприятие информации (целесообразно использовать различные источники информации); сопоставление ее с противоположными точками зрения; разработка системы доказательств в поддержку соответствующей точки зрения; принятие решения, которое основывается на доказывании. Цель каждого этапа - привлечь ученика к действию.
Основная задача школы на современном этапе заключается в том, чтобы научить ученика учиться. В ходе усвоения географических знаний первый этап процесса развития критического мышления предполагает формирование навыков работы с учебной литературой. Учащиеся работают над составлением плана и конспекта материала, заполнением таблицы, построением или анализом диаграмм, графиков, схем. Они также работают над написанием рефератов, подготовкой устного и письменного рассказа-размышления, решением географических задач.
Приветствуется работа с географическими картами, картосхемами, текстом и позатекстовым материалом учебника, средствами массовой информации, теле- и радиопередач, компьютерных программ. Получив информацию из разных источников, ученик при этом имеет возможность сопоставить ее, найти противоположности и общее мнение, принять или опровергнуть ее. Только таким образом ученики будут способны сделать свой осмысленный вывод.
Критическое мышление требует способности и умения размышлять над тем, что человек знает, о чем думает. Если недостаточно активизировать предварительные знания, ученики могут запутаться в новом материале, что затрудняет дальнейшее обучение. Для того, чтобы научиться думать критически, ученики должны осознать, что именно они знают. Поэтому на следующем этапе урока «Формирование и усвоение новых знаний, умений и навыков», учитель должен применять целую систему методов, приемов и способов деятельности, а также активизировать познавательную деятельность учащихся и создать все необходимые условия для развития мышления каждого из них.
Пример использования критического мышления.
Тема: «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра» (8 класс) На вступительном этапе ученики помогают учителю в определении линий сравнения, по которым будут сравнены арктические пустыни и тундра. Учащиеся создадут таблицу, которая будет состоять из трех колонок: первая — арктические пустыни; третья — тундра; вторая — линии сравнения (географическое положение, внешний облик зоны, климатические условия, почвы и их свойства, растения, животные, возможность использования природной зоны человеком, проблемы и охрана природной зоны). Далее учитель предоставляет учащимся информацию — зачитывает увлекательные факты об этих природных зонах. В ходе ознакомления с темой ученики заполняют эту таблицу. Слушают они внимательно, так как это необходимое условие заполнения таблицы и получения хороших отметок. В конце урока детям предлагается создать два синквейна по теме «Арктические пустыни и тундра».
Правила создания синквейна:
1 строка – тематика (1 существительное);
2 строка – характеристика темы или предмета (2 прилагательных);
3 строка – описание действия при помощи трех глаголов;
4 строка – отношение к предмету в четырех словах;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Пример синквейна:
Тундра
холодная,
ветреная
удивляет, замораживает, пугает
Кто вообще там живет
Богатая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критическое мышление на уроках географии
В данном материале есть полный теоретический материал по данной теме, примерная разработка урока. Показаны как правильно составлять сенквейн, кластер и т.д....
Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"
Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...
Критическое мышление на уроках географии
Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письмаТема урока:Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.Класс:8Тип урока: изуч...
Тихий океан. Критическое мышление на уроках географии
Тема урока:Тихий океан.Класс: 7Используемая технология: развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...
Технология критического мышления на уроках географии
Описана одна из образовательных технологий - технология критического мышления. В теоретической части описываются особенности данной технологии, в практической части предлагаются некоторые возможные ва...