Критическое мышление на уроках географии
план-конспект урока (география, 8 класс) на тему
Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письма
Тема урока:Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Класс:8
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приёмы:сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.
Оборудование:учебник - Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критическое мышление на уроках географии.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Юлия Владимировна 229-430-652
Критическое мышление на уроках географии.
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность.
Технологии развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как её этапы соответсвуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трём фазам:
Первая фаза-вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая фаза-осмысление. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией.
Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стации информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Считаю использование педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма целесообразным в рамках перехода школ на стандарты второго поколения. Предлагаю урок с использованием данной технологии при изучении природных зон России в 8 классе.
Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.
Оборудование: учебник - Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра».
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
- Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра»;
- Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России;
- Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов;
- Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.
Развивающие:
- Содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общеучебных умений и навыков;
- Продолжить формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры);
- Продолжить формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).
Воспитывающие:
- Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.
Ход урока:
- Вызов.
Тема сегодняшнего урока «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность)
Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.
По карте атласа определите:
- Как расположены природные зоны в России?
- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?
- Какие зоны не простираются до восточных окраин России? Почему?
Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России – арктические пустыни и тундру. Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.
Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, учитель фиксирует план описания природных зон на доске – составляет сводную таблицу:
Арктические пустыни | Линии сравнения | Тундра |
Географическое положение | ||
Внешний облик зоны | ||
Климатические условия | ||
Почвы и их свойства | ||
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны | ||
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны | ||
Возможность использования природной зоны человеком | ||
Проблемы и охрана природной зоны |
- Осмысление (Основной приём - эффективная лекция с использованием презентации – Приложение 1)
Учитель рассказывает об особенностях природных зон арктических пустынь и тундры, ученики по ходу лекции заполняют сводную таблицу.
Зона арктических пустынь. Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.
В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года. Они являются главным элементом ландшафта. Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников и арктических пустынь. Здесь очень долгая и лютая зима, несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается — это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Летом в Арктике — полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло.
Круглый год здесь преобладает арктический воздух, радиационный баланс за год менее 400 мДж/м2, средние температуры июля 4-2°С. Зима продолжается 7-9 месяцев, морозы достигают 50°. Средняя температура самого холодного месяца (января) - 25-30° ниже нуля. Снега выпадает мало, постоянные ветры сдувают и уплотняют его, поэтому земля сильно промерзает. Лето короткое, холодное, пасмурное, с частыми туманами. Относительная влажность воздуха очень велика — 85%. Осадков выпадает 400-200 мм, причем почти все они выпадают в твердом виде, что способствует возникновению ледниковых щитов и ледников.
Почвообразовательный процесс в Арктике протекает в маломощном деятельном слое и находится на начальной стадии развития. Почвы характеризуются малым содержанием гумуса (до 1,5%).
Растительный покров крайне разрежен и пятнист, для него характерны бедность видового состава. Доминируют низкоорганизованные растения: лишайники, мхи, водоросли. Растения исключительно избирательны в своем распространении. Основной фон арктических пустынь образуют накипные лишайники. Обычны гипновые мхи, сфагновые мхи появляются лишь на юге зоны в очень ограниченном количестве. Из высших растений характерны камнеломка, полярный мак, крупка, звездчатка, арктическая щучка, мятлик и некоторые другие. Злаки пышно разрастаются, образуя полушаровидные подушки диаметром до 10 см на удобренном субстрате у гнездовий чаек и нор леммингов
Фауна как и флора, бедна видами; встречаются лемминг, белый медведь, белухи, нарвалы, моржи, и тюлени, а из птиц повсеместно распространены белая куропатка и полярная сова. На скалистых берегах многочисленны птичьи базары — массовые гнездовья морских птиц (кайры, белые чайки, глупыши, гаги и др.). Южные берега Земли Франца-Иосифа, западные берега Новой Земли представляют собой сплошной птичий базар. Их создают чистики, кайры, гагары.
Человек и Арктика
Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы "Мамонтовая курья" (Республика Коми) и в устье р. Яна "Берелех" (Республика Саха (Якутия).
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.
Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.
Арктика - один из немногих уголков Земли, где природа сохранилась почти в первозданном виде. Здесь обитают белые медведи и северные олени, тюлени и киты. Из 238 главных экологических регионов мира семь находятся в Арктике.
И в то же время Арктика относится к самым уязвимым регионам мира. Когда мы говорим о повышении средней глобальной температуры на 2 градуса, то для Арктики это означает 5 градусов, а в некоторых местах - до 10. Быстрое таяние льдов может привести к тому, что к концу столетия белые медведи исчезнут как вид…
Белым медведям угрожает не только глобальное изменение климата.… По оценке специалистов заповедника «Остров Врангеля», браконьеры убивают в российской Арктике 200-300 особей каждый год.
WWF выполняет комплексный проект «Новое будущее для российской Арктики ( “A New Future for the Russian Arctic”), который состоит из пяти направлений.
Первое направление - это информационная работа, публикация изданий, работа со СМИ и общественностью. Наша цель - показать, что Арктике нужна помощь, для чего нужна как адаптация к новым условиям, так и снижение выбросов парниковых газов. Без резкого снижения выбросов к середине века Арктике придется очень тяжело.
Цель второго направления - минимизация негативного воздействия от судоходства в Арктике. Ожидается, что интенсивность судоходства в морях российской Арктики будет расти в связи с таянием льдов, и необходимо принять правовые меры, предупреждающие и предотвращающие негативное воздействие этих процессов. Основными направлениями деятельности будет содействие разработке и принятию федерального закона о предотвращении нефтяного загрязнения морей Российской Федерации, а также принятию специальных мер по судоходству в Арктике Международной морской организацией. Кроме того, важно, чтобы требования российского законодательства соответствовали этим мерам.
Третье направление – устранение угроз, вызываемых добычей нефти и газа, как сегодняшних, так и будущих, которые могут угрожать Арктике, если ее бездумно «использовать».
Четвертое направление – рыболовство в Арктических морях. Это особо хрупкие экосистемы и к ним должен быть особый подход. Российская Арктика, включая Баренцево и Берингово моря, является важнейшим районом для отечественного и мирового рыболовства. Здесь обитает одно из последних еще сохранившихся крупных стад баренцевоморской трески и самый многочисленный вид тресковых – минтай. Помимо минтая, другие виды тресковых тоже хорошо известны покупателям рыбы: пикша, сайда, навага, путассу и сайка.
И пятое – самое большое направление нашей деятельности – забота об особо охраняемых природных территориях:
создание и поддержка системы особо охраняемых природных территорий;
сохранение редких и исчезающих видов;
экологическое образование и просвещение населения.
Зона тундры. По утверждению М. Фасмера, название заимствовано из фин. tunturi — высокая безлесная гора или из колтта-саамск. tundar, tuoddar — гора, с.-саамск. duoddâr — широкая гора без леса.
Тундра — зона холода, сильных ветров, большой облачности, полярной ночи и полярного дня. Тундра находится севернее зоны тайги. Здесь короткое и холодное лето, продолжительная и суровая зима, малое количество осадков (в среднем 200-500 мм в год), причем большая доля их приходится на июль и август. Морозы в тундре длятся от полугода до восьми-девяти месяцев, температура в азиатской тундре достигает иногда — 52°С. В любой месяц в тундре возможны заморозки и выпадение снега. Сильные ветры сдувают снег, и не защищенная снегом почва сильно промерзает. Это одна из причин образования слоя многолетнемерзлых грунтов. Оттаивание распространяется летом на глубину до 0,5-1 м. Осадков в тундре выпадает мало. Однако испаряемость в тундре столь мала, что количество осадков постоянно доминирует над испаряемостью. Как следствие, тундры заболочены.Многолетнемерзлые грунты охлаждают почву, задерживают влагу, способствуют заболачиванию местности (около 70% ее территории заболочено).
Во второй половине сентября в тундре наступает длительная зима. В декабре солнце уходит за горизонт и наступает полярная ночь. В конце февраля солнце появляется над горизонтом, продолжительность дня увеличивается. С первых чисел апреля начинаются белые ночи, а со второй половины июля солнце вовсе не заходит. Солнце стоит невысоко над горизонтом, солнечным лучам приходится пронизывать значительную толщу атмосферы, поэтому большая часть их поглощается и рассеивается. Несмотря на обилие света летом, тепла в тундре недостаточно, к тому же значительная часть его, получаемая атмосферой, расходуется на таяние снега, а также на прогревание мерзлой почвы и холодных масс арктического воздуха.
Образование почв в тундре определяют низкие температуры, многолетняя мерзлота, избыточное увлажнение и материнские породы. Почвы и содержат большое количество органических веществ, железа и вивианита. Основные почвы тундр — тундрово-глеевые и подбуры. Они имеют небольшую мощность, малое содержание гумуса (2-3%), грубый механический состав.
Тундра — безлесная зона с низким и не всегда сплошным растительным покровом. Основу его образуют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые цветковые растения — травы, кустарнички и кустарники. Растительность тундры составляют в первую очередь лишайники и мхи; встречающиеся покрытосеменные растения — невысокие травы (особенно из семейства Злаки),пушица- характерное для данной зоны растение. По-английски пушица называется cottongrass - "хлопковая трава". Действительно, это трава с кисточкой из тонкого белого волокна. На возвышенных пространствах преобладают травы: злаки, разноцветные камнеломки, фиолетовые остролодочники, жёлтые полярные маки и лютики.Встречаются кустарники и кустарнички (например, некоторые карликовые виды берёзы и ивы). Грибов много, их хорошо видно; благодаря прохладному климату они долго остаются нечервивыми. Для грибника тундра - настоящий рай.
Тундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков. Это "золотая осень" в миниатюре.
У тундровых растений корневая система развивается в пределах небольшого деятельного слоя. Растения невысоко поднимаются над землей, часто имеют подушкообразные и стелющиеся формы. Кустарники — карликовая березка и ивы — нередко возвышаются над снегом, поэтому страдают от механических повреждений от переносимого ветром снега.
В чём-то животный мир тундр схож с лесным, но несравнимо беднее. Можно неожиданно увидеть в насквозь промёрзших арктических почвах дождевых червей. В тундре много самых разнообразных насекомых. Есть здесь и муравьи, которые строят свои жилища из жёстких листьев кустарничков или из земли.
В тундре полностью отсутствуют пресмыкающиеся, зато очень большое количество кровососущих насекомых. Про комаров и мошку нужно сказать особо. В тундре гнус способен превратить жизнь в настоящий ад. Олени забираются на обдуваемые вершины сопок или спускаются на побережья: только там ветер спасает их от кровососущих насекомых. Животных на сопках собирается столько, что они выбивают растительность и утрамбовывают почву до каменной твёрдости, оставляя нетронутыми лишь сочные луга в долинах рек. В самых северных тундрах комаров почти нет, зато есть шмели, которые даже в особо ветреные дни собирают нектар с яркоокрашенных арктических цветов.
Реки и озёра богаты рыбой (нельма, чир, омуль, ряпушка и другие).
И всё-таки тундра кажется наполненной жизнью. Создают такое впечатление прежде всего птицы, которых очень много. И какие пернатые здесь гнездятся! Крупные водоплавающие - лебеди, гуси, казарки, утки. Они выводят в тундре потомство и потом тысячными стаями улетают на юг, в тёплые страны. Невозможно пройти несколько километров по тундре, чтобы не увидеть куропаток, выпархивающих прямо из-под ног. Величественная полярная сова белым столбиком застыла на высоком бугре - высматривает леммингов. За этими грызунами охотятся и висящие в воздухе поморники. Не дают покоя мелким птицам парящие зимняки, стремительно рассекающие воздух соколы. Среди самых мелких пернатых наиболее заметны "полярные воробьи" - пуночки, а также разнообразные кулики, живущие многочисленными стаями.
Главные животные тундры - лемминг, песец и северный олень. Лемминг крупнее мыши, но меньше крысы. Он не только служит основной пищей многим животным, в частности песцу, но и влияет на развитие почв и растительности. Норы лемминга способствуют проветриванию грунтов, а его экскременты благоприятствуют разрастанию трав около колоний. В норах лемминга перезимовывают также земноводные и насекомые.
Песец - маленькая и шустрая полярная лиса. При выведении потомства эти зверьки роют в самых сухих местах целые лабиринты - "песцовые городки", тоже внося свой вклад в облик тундры. Хитрый песец может обходиться и без леммингов. На острове Колгуев он прекрасно приспособился к жизни, таская яйца и птенцов у многочисленных здесь гусей.
ТУНДРА И ЧЕЛОВЕК
Если бы инопланетяне увидели из космоса северную полярную область Земли, они обнаружили бы следы деятельности разумных существ по расплывчатым пятнам в районе городов Никель и Мончегорск на Кольском полуострове, Воркута в Предуралье и Норильск на Таймыре. Там созданы крупные промышленные и транспортные узлы. Но по сравнению с общей площадью освоенные людьми территории составляют малую часть.
Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью. Несмотря на то, что во время строительства новых нефтепроводов делают специальные проходы, чтобы олени могли свободно перемещаться, животные не всегда могут найти и воспользоваться ими.
По тундре перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет.
Всё это приводит к возрастанию загрязненности почвы, воды и растительности, сокращению числа оленей и других обитателей тундры.
Для охраны и изучения типичных и уникальных природных ландшафтов тундры в Северной Америке и Евразии создан ряд заповедников и национальных парков: Лапландский заповедник, Остров Врангеля, Таймырский заповедник (в России).
Традиционные занятия населения — оленеводство, рыболовство и охота на пушного и морского зверя.
В то же время, за исключением окрестностей довольно неуютных заполярных посёлков и районов добычи полезных ископаемых, тундра России ещё мало изменена человеком.
- Рефлексия.
Ученикам предлагается составить два синквейна (Приложение 2) на тему - арктические пустыни и тундра.
Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критическое мышление на уроках географии
В данном материале есть полный теоретический материал по данной теме, примерная разработка урока. Показаны как правильно составлять сенквейн, кластер и т.д....
Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"
Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...
Тихий океан. Критическое мышление на уроках географии
Тема урока:Тихий океан.Класс: 7Используемая технология: развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...
Технология критического мышления на уроках географии
Описана одна из образовательных технологий - технология критического мышления. В теоретической части описываются особенности данной технологии, в практической части предлагаются некоторые возможные ва...
Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...