Хозяйство Северного Кавказа 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Машеева Цындема Дондоковна

9 класс

Учебник. И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России. 9 класс».

Тема урока: Хозяйство Северного Кавказа.

 

Цель: Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга.

 

Задачи урока:

Образовательные: изучить главные отрасли специализации Европейского Юга- их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного комплекса; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга;

Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, статистическими материалами.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов Северного Кавказа, толерантность.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: формирование представлений об отраслях Северного Кавказа, самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с отраслевым составом.

 

Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии,

составленный по принципу системно - деятельностного подхода.

9 класс

Учебник. И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России. 9 класс».

Тема урока: Хозяйство Северного Кавказа.

Цель: Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга.

Задачи урока:

Образовательные: изучить главные отрасли специализации Европейского Юга- их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного комплекса; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга;

Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, статистическими материалами.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов Северного Кавказа, толерантность.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: формирование представлений об отраслях Северного Кавказа, самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с отраслевым составом.

Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

                                      Ход занятия:

I.   Организационный момент. Постановка цели и задач урока

II.  Актуализация ранее изученного материала. 

III. Изучение нового материала:

 

-Сегодня мы познакомимся с хозяйством Северного Кавказа. Давайте вспомним, какие предпосылки для развития хозяйства имеются на Северном Кавказе. Назовите какими ресурсами располагает район. (предполагаемые ответы)

 

1.   На Северном Кавказе имеется топливо: уголь, нефть, газ, значит, может развиваться топливно-энергетический комплекс, а еще руды цветных металлов.

2.   Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: плодородные почвы, теплый климат, на севере - равнинный рельеф.

3.   Здесь имеются рекреационные ресурсы - условие для развития курортного (рекреационного) хозяйства.

4.   Здесь высокая плотность населения - это условие для развития трудоемких отраслей.

5.   Район омывается незамерзающими морями (Черное) - это условие для развития морского транспорта.

 

- обратимся к экономической карте Северного Кавказа (атлас)

1. Топливная промышленность представлена добычей угля (восточная часть
Донбасса, добычей нефти и газа - в районах Грозного, Махачкалы, в Ставрополь
ском крае). На реках построены ГЭС, имеются ТЭС. Однако энергии на Северном
Кавказе не хватает. Проблема эта может быть решена с помощью АЭС: Ростовской АЭС.(показать по карте)

2. Главное предприятие цветной металлургии – Тырнаузский вольфрамо-молибденовый комбинат в Кабардино-Балкарии.

3. Основным комплексом Северного Кавказа является агропромышленный.
Учащиеся самостоятельно определяют 3 части АПК и делают краткую запись в

тетрадь.

1) Сельское хозяйство представлено основными культурами:

а) озимая пшеница - Предкавказье;.

б) кукуруза- предгорные и горные районы;

в) рис - в низовьях Кубани, Дона (плавни);
техническими культурами:

а)  подсолнечник - 60% сбора в России;

б) сахарная свекла - 25% сбора в России;

а также виноградарство, садоводство; на Северном Кавказе выращиваются и субтропические культуры: чай (Северный Кавказ - это самый северный в мире район чаеводства), цитрусовые (особенно, мандарины), гранаты.

2)Животноводство. Животноводство - это основное занятие в горах. Оно представлено овцеводством и разведением коз. На равнинах Ростовской области, Ставропольского края, Дагестана разводят тонкорунных овец и крупный рогатый скот.

3)Сельское хозяйство обслуживают:

а)  сельскохозяйственное машиностроение: производство зерновых комбай
нов - г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог;

 б) производство минеральных удобрений - г. Невинномысск.
Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются: сахарные, масло-
жировые, консервные заводы. Производство муки, круп, мяса, вина. Пищевая про
мышленность является главной отраслью промышленности Северного Кавказа.

4. Лицом Северного Кавказа является рекреационное хозяйствокоторое представлено в 3 районах (учащиеся находят на карте):

а) Черноморское побережье - г. Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе (теплое мо
ре, благоприятный климат, красивые ландшафты с субтропической расти
тельность).

б) Кавказские минеральные воды (район Кавказских Минеральных вод) - территория знаменитая
своими минеральными водами и лечебными грязями. Здесь расположены
города- курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.

в) Приэльбрусье - район горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.

 

IV.  Практическая работа

- Определите круг проблем, которые необходимо решать на Северном Кавказе. (Водная проблема; Экологическая проблема (эрозия пашни; накопление ядохимикатов и минеральных удобрений в реках и в Азовском море; проблема Азовского моря); Нестабильность обстановки на Кавказе; Развитие портового хозяйства и морского транспорта.)

После определения основных проблем в группах проводится обсуждение путей решения этих проблем и выступление делегатов от группы (2-3 минуты) о проблеме и путях ее решения.

Водная проблема - заключается в дефиците воды на равнинах, необходимости орошения полей, особенно в вододефицитной восточной части Предкавказья. Оросительные каналы не являются оптимальным способом использования воды в сельском хозяйстве, так как много воды теряется на испарение. Лучшим способом орошения -является капельное орошение, при котором вода подается по трубам разного диаметра.

Экологическая проблема.

1)   С эрозией почв необходимо бороться, применяя противоэрозионные мероприятия: посадка ветроломных полезащитных лесных полос, борьба с оврагами.

2)   Для уменьшения загрязнения почвы, воды, растений людей ядохимикатами необходимо уменьшить использование минеральных удобрений и исключить применение ядохимикатов, заменив их более безопасными механическим и биологическим способами защиты растений.

3)   Проблема спасения Азовского моря решается при экономном расходовании вод Дона и Кубани, созданием очистных сооружений на предприятиях

Краснодарского края и Украины. Создание законов, направленных на охрану вод Азовского моря.

Политические проблемы в многонациональном регионе должны решаться при повышении материального благосостояния всех народов (республик) Северного Кавказа. Создание равных условий развития экономики всех субъектов СеверногоКавказа. Борьба с терроризмом.

После распада СССР порты Черного моря явились главными на юге России. Порт Новороссийск (в основном нефтеналивной) не справляется с увеличившимся объемом грузов. Необходимо реконструкция и расширение портового хозяйства, атакже строительство новых портов.

IV.Закрепление

- На контурной карте отметить крупные промышленные центры:

1)  добычи угля, нефти, газа;

2)  производства зерновых комбайнов (Ростов-на-Дону, Таганрог);

3)  производства минеральных удобрений (Невинномысск);

4) курортные районы (Анапа, Сочи, Пятигорск, Кисловодск и др.);

5)  отметить условными знаками районы выращивания озимой пшеницы', кукурузы, сахарной свеклы, риса, чая, цитрусовых;

6)   отметить морские порты Новороссийск, Туапсе.

 

- Определите специализацию Северного Кавказа

- Почему отраслью специализации Северного Кавказа является рекреационное хозяйство? (климат)

- Определите особенности развития АПК в районе.

- Определите специализацию этих промышленных центров:

 

1)   Ростов-на-Дону (сельскохозяйственное машиностроение);

2)   Невинномысск (производство удобрений);

3)   Шахты – (угольная промышленность);

4)   Сочи (город-курорт);

5)   Анапа  (детский курорт);

6)   Новочеркасск (производство электровозов)

7)   Волгодонск (центр атомного машиностроения)

 

 

V. Домашнее задание.

1. Устно: параграф 54.

2. Письменное творческое  задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.

VI. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"

Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья"  Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном КавказеЗадачи:1.Формирование у ...

Задания для проверки знаний учащихся 9 класса по темам «Поволжье», «Северный Кавказ», «Урал».

Данные задания можно использовать на уроке при проверке домашнего задания. Время выполнения работы 10  минут. Каждый ответ оценивается в 1 балл.  Оценка "5" - 10 баллов, "4" - 9 баллов, "3" ...

Разработка обобщающего урока географии в 9 классе на тему "Урал. Северный Кавказ. Поволжье".

Данный урок проводится в 9 классе при закреплении изученных тем "Урал. Северный Кавказ. Поволжье."  Этот урок позволит закрепить знания об экономических районах европейской части России, определи...

Тест по теме "Северный Кавказ". География, 9 класс.

Тест по теме "Северный Кавказ". География, 9 класс....

Открытый урок по теме: "Хозяйство Северного Кавказа"

Аннотация урока географиипо теме: «Северный Кавказ: кузница, житница и здравница России ? ! ...»(9 класс, программа Е.М. Домогацкого, Н.И. Алексеевского, раздел «Природно-хозяйственная характеристика ...

Самостоятельная работа Хозяйство Северного Кавказа 9 класс

Самостоятельная работа Хозяйство Северного Кавказа  9 класс...