Открытый урок по теме: "Хозяйство Северного Кавказа"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Аннотация урока географии
по теме: «Северный Кавказ: кузница, житница и здравница России ? ! ...»
(9 класс, программа Е.М. Домогацкого, Н.И. Алексеевского, раздел «Природно-хозяйственная характеристика России», № 47)
Цель: ознакомить учащихся с основными отраслями хозяйства Северного Кавказа.
Задачи:
образовательные
- продолжить формировать навыки работы с атласом и картой;
- изучить основные особенности и специфику отраслей хозяйства Северного Кавказа;
- показать ведущую роль агропромышленного комплекса в становлении и развитии региона;
- охарактеризовать изучаемый регион с точки зрения вклада в экономику Российской Федерации;
развивающие
- продолжить развивать умения анализировать и делать выводы;
- продолжить развивать умение работать с информацией, поступающей различными способами;
воспитательные
- продолжить формировать умение работать в команде, уважительно относиться к мнению других.
Оборудование и материалы: настенная карта Европейского Юга Росси; презентация к уроку, составленная учителем; отрывок из кинофильма «Кавказская пленница»; атлас для 9-го класса.
Ход урока
1.Организационный момент (3 мин.)
На данном этапе происходит объяснение логики работы на уроке.
В дальнейшем работа на уроке строится в соответствии с маршрутным листом, имеющимся у учащихся на партах. Маршрутные листы 1-го, 2-го и 3-го ряда имеют как сходства, так и отличия.
Отличия:
- даны разные задания, связанные с определенным направлением хозяйства региона;
- каждый ряд работает со своим аспектом в направлении хозяйственной деятельности;
- при подведении итогов урока каждый ряд составляет свое пятистишье на заданную тему.
Сходства в маршрутных листах обусловлены основным содержанием учебного материала, который должен быть обязательно рассмотрен и изучен.
2. Создание проблемной ситуации (7 мин.)
На данном этапе урока учащимся демонстрируется отрывок из кинофильма, с помощью которого ставиться проблемный вопрос всего урока: «Северный Кавказ – это кузница, житница и здравница России ?, !, …»
3. Работа по теме урока (28 мин.)
На данном этапе происходит поиск ответа на поставленный проблемный вопрос с помощью атласа и дополнительной информации. Учащиеся ищут материал, который обобщается и систематизируется с помощью учителя. Конечным продуктом на данном этапе урока будет являться заполненная таблица «Хозяйство Северного Кавказа».
В ходе работы учащиеся узнают:
- какие отрасли хозяйства преобладают на данной территории;
- названия крупных хозяйственных центров;
- возможности территории для организации отдыха и туризма.
4. Подведение итогов урока (7 мин.)
На данном этапе учащимся задаются «тонкие» и «толстые» вопросы; отводится время на составление синквейна (пятистишья).
Некоторые из учащихся (1-2 представителя от каждого ряда) их зачитывают.
Кроме того, учащимся предлагается осуществить процесс самооценивания и взаимооценивания по критериям, представленным в маршрутных листах.
Затем подводится общий итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ход работы | 15.86 КБ |
Маршрутный лист для 1 и 2 группы | 22.2 КБ |
Маршрутный лист для 3 группы | 14.65 КБ |
Презентация к уроку по теме: Хозяйство Северного Кавказа | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход работы
- Организационный момент (3 минуты)
Добрый день ребята! Сегодня у нас не много не обычный урок, на нем как вы видите, присутствуют гости. Не нужно, их стеснятся, работаем в обычном режиме.
И так, работа на сегодняшнем уроке будет проходить следующим образом, на столах у вас находятся атлас, маршрутный лист с дополнительным материалом. В атласе вы будете находить информацию по карте. Маршрутный лист – это то, с чем мы будем работать в течение всего урока, в нем вы будете вести записи, ответите на поставленные вопросы, выполняя задания. В конце урока вы его сдаете, а дополнительный материал поможет вам работать на уроке.
- Создание проблемной ситуации (7 минут)
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам известно, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (нет)
- А хотели бы вы узнать? (да)
- А вы можете предположить? Те, кто сказал да, что можете предположить, озвучьте ваше предположение?
- На основании чего вы сделали предположение?
- Действительно, на прошлом уроке мы изучали общие сведения о юге России. То о чем будет идти, речь на сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, просмотрев видеофрагмент. Это всем известный видеофрагмент, вы его многие видели не раз, но теперь ваша задача будет заключаться в том, чтоб в этом фрагменте увидеть информацию, связанную с экономической географией и материалом предыдущего урока. И так внимание на экран.
Просмотр видеофрагмента.
- Что утверждал товарищ Сахов? (опросить несколько человек)
- Товарищ Сахов утверждал, что Кавказ является кузницей, житницей и здравницей. И наша с вами задача доказать или опровергнуть это утверждение. Поэтому в своих маршрутных листах давайте зафиксируем тему урока: «Кавказ: кузница, житница и здравница России?!...»
- Для доказательства или опровержения поставленного вопроса мы построим работу следующим образом, при помощи атласа на страницы 36, дополнительного материала и вопросов в маршрутном листе. Вам нужно найти факты, доказывающие или опровергающие слова товарища Сахова.
3. Изучение нового материала (28 минут)
- Преступаем к работе. Найдите в ваших маршрутных листах Задание 2 и выполните его. На выполнение задания 5 минут.
- Первая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) И так давайте это выясним.
- Вторая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) Давайте это выясним.
Третья группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с эти задание? (да) давайте это выясним.
- Ребята, каждый ряд успешно справился со своим заданием, но каждый зафиксировал в своем листе только ту информацию, с которой он работал, а нужно получить целостное представление о Северном Кавказе, как кузнице. Чтобы это сделать, давайте обобщим полученную информацию. Для этого вашем маршрутном листе есть сводная таблица, которую вы с моей помощью сейчас заполните.
- Ребята, я внимательно слушала ваши ответы и вот, что у меня получилось.
- Если кто-то хочет еще, что-то дополнить вы это можете отразить на своем листе, но пастой другого цвета.
- И так продолжаем нашу работу. Найдите в ваших маршрутных листах Задание 3 и выполните его. На выполнение задания 5 минут.
- Первая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) И так давайте это выясним.
- Вторая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) Давайте это выясним.
Третья группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с эти задание? (да) давайте это выясним.
- Ребята, каждый ряд успешно справился со своим заданием, но каждый зафиксировал в своем листе только ту информацию, с которой он работал, а нужно получить целостное представление о Северном Кавказе, как житнице. Чтобы это сделать, давайте обобщим полученную информацию. Для этого вашем маршрутном листе, есть сводная таблица, которую вы с моей помощью сейчас заполните.
- Ребята, я внимательно слушала ваши ответы и вот, что у меня получилось.
- Если кто-то хочет еще, что-то дополнить вы это можете отразить на своем листе, но пастой другого цвета.
- Продолжаем дальше. Найдите в ваших маршрутных листах Задание 4 и выполните его. На выполнение задания 5 минут.
- Первая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) И так давайте это выясним.
- Вторая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) Давайте это выясним.
Третья группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с эти задание? (да) давайте это выясним.
- Ребята, каждый ряд успешно справился со своим заданием, но каждый зафиксировал в своем листе только ту информацию, с которой он работал, а нужно получить целостное представление о Северном Кавказе, как здравнице. Чтобы это сделать, давайте обобщим полученную информацию. Для этого вашем маршрутном листе, есть сводная таблица, которую вы с моей помощью сейчас заполните.
- Ребята, я внимательно слушала ваши ответы и вот, что у меня получилось.
- Если кто-то хочет еще, что-то дополнить вы это можете отразить на своем листе, но пастой другого цвета.
4. Подведение итогов урока (7 минут)
- Ребята, скажите, пожалуйста, глядя на заполненную таблицу, ответили ли мы на вопрос заданный в начале урока?
- Что мы доказали?
- Скажите, пожалуйста, какой из знаков препинания вы бы оставили в теме нашего урока?
- Мы оставим «!» знак, потому что это соответствует действительности, а многоточье мы бы могли оставить? (Ответ: ) Почему?
- В качестве итога урока, чтобы проверить, на сколько хорошо вы осознали найденную информацию мы с вами составим пятистишье. Для этого ваших маршрутных листах вы видите тему для синквейна. На его составление у вас есть 2 минуты. По истечению, которых мы их заслушаем.
- В итоге время нашего урока подходит к концу, что мы выяснили?
- Северный Кавказ является крупным экономическим районом, который вносит большой вклад экономику страны. Сегодня на уроке вы все работали хорошо. Я себе это фиксировала, но для того, чтобы ваш итоговый результат был целостным в конце маршрутного листа вы проставите оценку за работу на уроке самому себе и соседу по парте. По следующим критериям: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию. И я выставляя итоговую отметку буду учитывать ваш маршрутный лист, свою оценку и оценку выставленная вами и вашими одноклассниками.
5. Домашнее задание: параграф 41.
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист для 1 группы. Ф. И. ученика___________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа перечислите крупные месторождения и укажите их на карте.
Дополнительный материал: Северокавказский регион отличается богатством и разнообразием сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Значительны запасы природного газа, нефти и угля. Преобладают антрациты, значительные запасы руд цветных и редких металлов (свинца, цинка, серебра, вольфрама, молибдена).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа выращивают сельскохозяйственные культуры и перечислите их?
Дополнительный материал: Значительный удельный вес в России занимает в производства зерна (озимая и яровая пшеница), сахарной свеклы, семян подсолнечника, овощей, плодов, виноград, кукуруза. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Северный Кавказ - единственный в России район, где выращиваются субтропические культуры - чай, цитрусовые, хурма, инжир.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа имеются условия для развития отдыха и туризма, назовите их?
Дополнительный материал: Район обладает не только минеральными источниками и лечебными грязями, но и прекрасным климатом предгорий, живописной природой. Особенно выделяются две группы курортов - Минеральных вод и Причерноморская. Анапа - самый большой детский курорт России . Число солнечных дней здесь достигает 280 в год. Осадки выпадают реже, чем в других южных районах побережья Черного моря.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы.
Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Промышленность
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Критерии оценивания: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию.
Самооценка Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 | Критерии | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 |
Маршрутный лист для 2 группы. Ф. И. ученика___________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа какие отрасли промышленности развиты и перечислите их.
Дополнительный материал: Северокавказский регион является крупнейшим поставщиком нефти и газа. Ведущими отраслями рыночной специализации являются: газовая, нефтяная, каменноугольная, цветная металлургия, разнообразное машиностроение, цементная и пищевая промышленность.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа развиты отрасли сельского хозяйства и перечислите их?
Дополнительный материал: Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Северный Кавказ - главный производитель кукурузы в Российской Федерации. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Велико значение района в производстве важных технических культур. Общероссийское значение имеет плодоводство, особенно виноградарство.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа развиты разные направления отдыха и туризма, перечислите их?
Дополнительный материал: Северный Кавказ имеет также все предпосылки для развития туризма и альпинизма, организации здесь горнолыжных курортов.
Район богат также разнообразными минеральными водами - соляно-щелочными, железистыми, углекислыми, азотными, метановыми.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы.
Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Сельское хозяйство.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Критерии оценивания: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию.
Самооценка Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 | Критерии | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 |
Маршрутный лист для 3 группы. Ф. И. ученика___________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа находятся крупные промышленные центры и указать их на карте.
Дополнительный материал: К старым районам нефтепереработки Грозный, Туапсе, Краснодар. Газ добывается в Ставропольском и Краснодарском краях. Угольная промышленность сосредоточена в Ростовской области и восточная часть Донбасса, на юге Ставропольского края, в Кабардино-Балкарии и Дагестане. В районе представлена цветная и черная металлургия. В г. Владикавказе работает электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии, в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат. Сосредоточены они в основном в Ростовской области и восточной части Донбасса.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа располагаются сельскохозяйственные районы и укажите их на карте.
Дополнительный материал:
Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Северный Кавказ - главный производитель кукурузы в Российской Федерации. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Просо возделывают в степных районах Северного Кавказа. Рисовые системы созданы в Краснодарском крае, в Ростовской области и Дагестане. Крупнейший производитель риса - Кубань. Конопля, технические культуры: подсолнечника, сахарной свеклы, табака. Северный Кавказ крупный район садоводства и виноградарства. Виноградники размещаются в Кубано-Черноморском районе, в основном вокруг Анапы, Геленджика и Темрюка.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа перечислить крупнейшие города-курорты и указать их на карте.
Дополнительный материал: Выделяются две группы курортов - Минеральных вод и Причерноморская. Анапа - самый большой детский курорт России. Курорт Сочи - Здесь насчитывается свыше 150 санаториев и домов отдыха. Это крупнейший в России климатический и бальнеологический курорт. Основное лечебное средство - мацестинские сероводородно-хлоридно-натриевые воды. В санаториях Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков лечатся ежегодно сотни тысяч человек.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы.
Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Отдых
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Критерии оценивания: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию.
Самооценка Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 | Критерии | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист для 3 группы. Ф. И. ученика_______________
Тема урока: ________________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа находятся крупные промышленные центры; указать их на карте.
Дополнительный материал: К старым районам нефтепереработки Грозный, Туапсе, Краснодар. Газ добывается в Ставропольском и Краснодарском краях. Угольная промышленность сосредоточена в Ростовской области и восточная часть Донбасса, на юге Ставропольского края, в Кабардино-Балкарии и Дагестане. В районе представлена цветная и черная металлургия. В г. Владикавказе работает электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии, в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат. Сосредоточены они в основном в Ростовской области и восточной части Донбасса.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа располагаются сельскохозяйственные районы; укажите их на карте.
Дополнительный материал:
Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Северный Кавказ - главный производитель кукурузы в Российской Федерации. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Просо возделывают в степных районах Северного Кавказа. Рисовые системы созданы в Краснодарском крае, в Ростовской области и Дагестане. Крупнейший производитель риса - Кубань. Конопля, технические культуры: подсолнечника, сахарной свеклы, табака. Северный Кавказ крупный район садоводства и виноградарства. Виноградники размещаются в Кубано-Черноморском районе, в основном вокруг Анапы, Геленджика и Темрюка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа находятся крупнейшие города-курорты; указать их на карте.
Дополнительный материал: Выделяются две группы курортов - Минеральных вод и Причерноморская. Анапа - самый большой детский курорт России. Курорт Сочи - Здесь насчитывается свыше 150 санаториев и домов отдыха. Это крупнейший в России климатический и бальнеологический курорт. Основное лечебное средство - мацестинские сероводородно-хлоридно-натриевые воды. В санаториях Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков лечатся ежегодно сотни тысяч человек.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы: «Хозяйство Северного Кавказа».
Северный Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Отдых
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Самооценка
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 |
Работа с атласом и картой | ||||
Умение правильно формулировать ответ | ||||
Умение находить информацию. |
Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 |
Работа с атласом и картой | ||||
Умение правильно формулировать ответ | ||||
Умение находить информацию. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Кавказ: кузница, житница и здравница России ... ! ?
Сводная таблица: «Хозяйство Северного Кавказа» Северный Кавказ Кузница Житница Здравница
Сводная таблица: «Хозяйство Северного Кавказа Северный Кавказ Кузница Житница Здравница ТЭК: нефть – Грозный, Туапсе, Краснодар; газ – Краснодарский, Ставропольский край; уголь – Ростовская область. В г. Владикавказе - электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии , в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат.
Сводная таблица: «Хозяйство Северного Кавказа» Северный Кавказ Кузница Житница Здравниц ТЭК: нефть – Грозный, Туапсе, Краснодар; газ – Краснодарский, Ставропольский край; уголь – Ростовская область. В г. Владикавказе - электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии , в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат. Зерновые культуры: пшеница, кукуруза, проса, рис, гречиха – Краснодарский край, рес . Адыгея, Ставропольский край. Технические культуры: подсолнечник, конопля, сахарная свекла, табак – Краснодарский край, Ставропольский край, рес . Кабардино-Балкария. Овощеводство и виноградарство – рес . Дагестан, Ростовская область, Краснодарский край.
Благодарю за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок " Северный Кавказ"
Конспект интегрированного урока географии и литературы по теме «Северный Кавказ» в 9 классе Цели и задачи урока Дать оц...
Урок кубановедения "Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями", 6 класс
Урок кубановедения...
Открытый урок в 8 классе " Северный Кавказ"
Интегрированный урок географии с литературой ....
конспект урока по теме Хозяйство Европейского Юга
Урок по теме Хозяйство Европейского Юга.В ходе урока обучающиеся, работая в группах, получают представления о отраслях специализации этого российского региона....
Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана
Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана...
Урок по теме "Население Северного Кавказа"
интерактивный урок по географии в 9 классе по изучению республик Северного Кавказа...
Технологическая карта урока на тему "Хозяйство Северо-Западного района".
Хозяйство Северо-Западного района...