Открытый урок по теме: "Хозяйство Северного Кавказа"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Аннотация урока географии
по теме: «Северный Кавказ: кузница, житница и здравница России ? ! ...»
(9 класс, программа Е.М. Домогацкого, Н.И. Алексеевского, раздел «Природно-хозяйственная характеристика России», № 47)
Цель: ознакомить учащихся с основными отраслями хозяйства Северного Кавказа.
Задачи:
образовательные
- продолжить формировать навыки работы с атласом и картой;
- изучить основные особенности и специфику отраслей хозяйства Северного Кавказа;
- показать ведущую роль агропромышленного комплекса в становлении и развитии региона;
- охарактеризовать изучаемый регион с точки зрения вклада в экономику Российской Федерации;
развивающие
- продолжить развивать умения анализировать и делать выводы;
- продолжить развивать умение работать с информацией, поступающей различными способами;
воспитательные
- продолжить формировать умение работать в команде, уважительно относиться к мнению других.
Оборудование и материалы: настенная карта Европейского Юга Росси; презентация к уроку, составленная учителем; отрывок из кинофильма «Кавказская пленница»; атлас для 9-го класса.
Ход урока
1.Организационный момент (3 мин.)
На данном этапе происходит объяснение логики работы на уроке.
В дальнейшем работа на уроке строится в соответствии с маршрутным листом, имеющимся у учащихся на партах. Маршрутные листы 1-го, 2-го и 3-го ряда имеют как сходства, так и отличия.
Отличия:
- даны разные задания, связанные с определенным направлением хозяйства региона;
- каждый ряд работает со своим аспектом в направлении хозяйственной деятельности;
- при подведении итогов урока каждый ряд составляет свое пятистишье на заданную тему.
Сходства в маршрутных листах обусловлены основным содержанием учебного материала, который должен быть обязательно рассмотрен и изучен.
2. Создание проблемной ситуации (7 мин.)
На данном этапе урока учащимся демонстрируется отрывок из кинофильма, с помощью которого ставиться проблемный вопрос всего урока: «Северный Кавказ – это кузница, житница и здравница России ?, !, …»
3. Работа по теме урока (28 мин.)
На данном этапе происходит поиск ответа на поставленный проблемный вопрос с помощью атласа и дополнительной информации. Учащиеся ищут материал, который обобщается и систематизируется с помощью учителя. Конечным продуктом на данном этапе урока будет являться заполненная таблица «Хозяйство Северного Кавказа».
В ходе работы учащиеся узнают:
- какие отрасли хозяйства преобладают на данной территории;
- названия крупных хозяйственных центров;
- возможности территории для организации отдыха и туризма.
4. Подведение итогов урока (7 мин.)
На данном этапе учащимся задаются «тонкие» и «толстые» вопросы; отводится время на составление синквейна (пятистишья).
Некоторые из учащихся (1-2 представителя от каждого ряда) их зачитывают.
Кроме того, учащимся предлагается осуществить процесс самооценивания и взаимооценивания по критериям, представленным в маршрутных листах.
Затем подводится общий итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.86 КБ |
![]() | 22.2 КБ |
![]() | 14.65 КБ |
![]() | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход работы
- Организационный момент (3 минуты)
Добрый день ребята! Сегодня у нас не много не обычный урок, на нем как вы видите, присутствуют гости. Не нужно, их стеснятся, работаем в обычном режиме.
И так, работа на сегодняшнем уроке будет проходить следующим образом, на столах у вас находятся атлас, маршрутный лист с дополнительным материалом. В атласе вы будете находить информацию по карте. Маршрутный лист – это то, с чем мы будем работать в течение всего урока, в нем вы будете вести записи, ответите на поставленные вопросы, выполняя задания. В конце урока вы его сдаете, а дополнительный материал поможет вам работать на уроке.
- Создание проблемной ситуации (7 минут)
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам известно, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (нет)
- А хотели бы вы узнать? (да)
- А вы можете предположить? Те, кто сказал да, что можете предположить, озвучьте ваше предположение?
- На основании чего вы сделали предположение?
- Действительно, на прошлом уроке мы изучали общие сведения о юге России. То о чем будет идти, речь на сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, просмотрев видеофрагмент. Это всем известный видеофрагмент, вы его многие видели не раз, но теперь ваша задача будет заключаться в том, чтоб в этом фрагменте увидеть информацию, связанную с экономической географией и материалом предыдущего урока. И так внимание на экран.
Просмотр видеофрагмента.
- Что утверждал товарищ Сахов? (опросить несколько человек)
- Товарищ Сахов утверждал, что Кавказ является кузницей, житницей и здравницей. И наша с вами задача доказать или опровергнуть это утверждение. Поэтому в своих маршрутных листах давайте зафиксируем тему урока: «Кавказ: кузница, житница и здравница России?!...»
- Для доказательства или опровержения поставленного вопроса мы построим работу следующим образом, при помощи атласа на страницы 36, дополнительного материала и вопросов в маршрутном листе. Вам нужно найти факты, доказывающие или опровергающие слова товарища Сахова.
3. Изучение нового материала (28 минут)
- Преступаем к работе. Найдите в ваших маршрутных листах Задание 2 и выполните его. На выполнение задания 5 минут.
- Первая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) И так давайте это выясним.
- Вторая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) Давайте это выясним.
Третья группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с эти задание? (да) давайте это выясним.
- Ребята, каждый ряд успешно справился со своим заданием, но каждый зафиксировал в своем листе только ту информацию, с которой он работал, а нужно получить целостное представление о Северном Кавказе, как кузнице. Чтобы это сделать, давайте обобщим полученную информацию. Для этого вашем маршрутном листе есть сводная таблица, которую вы с моей помощью сейчас заполните.
- Ребята, я внимательно слушала ваши ответы и вот, что у меня получилось.
- Если кто-то хочет еще, что-то дополнить вы это можете отразить на своем листе, но пастой другого цвета.
- И так продолжаем нашу работу. Найдите в ваших маршрутных листах Задание 3 и выполните его. На выполнение задания 5 минут.
- Первая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) И так давайте это выясним.
- Вторая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) Давайте это выясним.
Третья группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с эти задание? (да) давайте это выясним.
- Ребята, каждый ряд успешно справился со своим заданием, но каждый зафиксировал в своем листе только ту информацию, с которой он работал, а нужно получить целостное представление о Северном Кавказе, как житнице. Чтобы это сделать, давайте обобщим полученную информацию. Для этого вашем маршрутном листе, есть сводная таблица, которую вы с моей помощью сейчас заполните.
- Ребята, я внимательно слушала ваши ответы и вот, что у меня получилось.
- Если кто-то хочет еще, что-то дополнить вы это можете отразить на своем листе, но пастой другого цвета.
- Продолжаем дальше. Найдите в ваших маршрутных листах Задание 4 и выполните его. На выполнение задания 5 минут.
- Первая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) И так давайте это выясним.
- Вторая группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с этим заданием? (да) Давайте это выясним.
Третья группа, что вам нужно было сделать? (ответ: ) Вы справились с эти задание? (да) давайте это выясним.
- Ребята, каждый ряд успешно справился со своим заданием, но каждый зафиксировал в своем листе только ту информацию, с которой он работал, а нужно получить целостное представление о Северном Кавказе, как здравнице. Чтобы это сделать, давайте обобщим полученную информацию. Для этого вашем маршрутном листе, есть сводная таблица, которую вы с моей помощью сейчас заполните.
- Ребята, я внимательно слушала ваши ответы и вот, что у меня получилось.
- Если кто-то хочет еще, что-то дополнить вы это можете отразить на своем листе, но пастой другого цвета.
4. Подведение итогов урока (7 минут)
- Ребята, скажите, пожалуйста, глядя на заполненную таблицу, ответили ли мы на вопрос заданный в начале урока?
- Что мы доказали?
- Скажите, пожалуйста, какой из знаков препинания вы бы оставили в теме нашего урока?
- Мы оставим «!» знак, потому что это соответствует действительности, а многоточье мы бы могли оставить? (Ответ: ) Почему?
- В качестве итога урока, чтобы проверить, на сколько хорошо вы осознали найденную информацию мы с вами составим пятистишье. Для этого ваших маршрутных листах вы видите тему для синквейна. На его составление у вас есть 2 минуты. По истечению, которых мы их заслушаем.
- В итоге время нашего урока подходит к концу, что мы выяснили?
- Северный Кавказ является крупным экономическим районом, который вносит большой вклад экономику страны. Сегодня на уроке вы все работали хорошо. Я себе это фиксировала, но для того, чтобы ваш итоговый результат был целостным в конце маршрутного листа вы проставите оценку за работу на уроке самому себе и соседу по парте. По следующим критериям: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию. И я выставляя итоговую отметку буду учитывать ваш маршрутный лист, свою оценку и оценку выставленная вами и вашими одноклассниками.
5. Домашнее задание: параграф 41.
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист для 1 группы. Ф. И. ученика___________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа перечислите крупные месторождения и укажите их на карте.
Дополнительный материал: Северокавказский регион отличается богатством и разнообразием сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Значительны запасы природного газа, нефти и угля. Преобладают антрациты, значительные запасы руд цветных и редких металлов (свинца, цинка, серебра, вольфрама, молибдена).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа выращивают сельскохозяйственные культуры и перечислите их?
Дополнительный материал: Значительный удельный вес в России занимает в производства зерна (озимая и яровая пшеница), сахарной свеклы, семян подсолнечника, овощей, плодов, виноград, кукуруза. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Северный Кавказ - единственный в России район, где выращиваются субтропические культуры - чай, цитрусовые, хурма, инжир.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа имеются условия для развития отдыха и туризма, назовите их?
Дополнительный материал: Район обладает не только минеральными источниками и лечебными грязями, но и прекрасным климатом предгорий, живописной природой. Особенно выделяются две группы курортов - Минеральных вод и Причерноморская. Анапа - самый большой детский курорт России . Число солнечных дней здесь достигает 280 в год. Осадки выпадают реже, чем в других южных районах побережья Черного моря.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы.
Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Промышленность
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Критерии оценивания: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию.
Самооценка Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 | Критерии | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 |
Маршрутный лист для 2 группы. Ф. И. ученика___________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа какие отрасли промышленности развиты и перечислите их.
Дополнительный материал: Северокавказский регион является крупнейшим поставщиком нефти и газа. Ведущими отраслями рыночной специализации являются: газовая, нефтяная, каменноугольная, цветная металлургия, разнообразное машиностроение, цементная и пищевая промышленность.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа развиты отрасли сельского хозяйства и перечислите их?
Дополнительный материал: Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Северный Кавказ - главный производитель кукурузы в Российской Федерации. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Велико значение района в производстве важных технических культур. Общероссийское значение имеет плодоводство, особенно виноградарство.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа развиты разные направления отдыха и туризма, перечислите их?
Дополнительный материал: Северный Кавказ имеет также все предпосылки для развития туризма и альпинизма, организации здесь горнолыжных курортов.
Район богат также разнообразными минеральными водами - соляно-щелочными, железистыми, углекислыми, азотными, метановыми.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы.
Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Сельское хозяйство.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Критерии оценивания: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию.
Самооценка Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 | Критерии | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 |
Маршрутный лист для 3 группы. Ф. И. ученика___________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа находятся крупные промышленные центры и указать их на карте.
Дополнительный материал: К старым районам нефтепереработки Грозный, Туапсе, Краснодар. Газ добывается в Ставропольском и Краснодарском краях. Угольная промышленность сосредоточена в Ростовской области и восточная часть Донбасса, на юге Ставропольского края, в Кабардино-Балкарии и Дагестане. В районе представлена цветная и черная металлургия. В г. Владикавказе работает электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии, в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат. Сосредоточены они в основном в Ростовской области и восточной части Донбасса.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа располагаются сельскохозяйственные районы и укажите их на карте.
Дополнительный материал:
Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Северный Кавказ - главный производитель кукурузы в Российской Федерации. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Просо возделывают в степных районах Северного Кавказа. Рисовые системы созданы в Краснодарском крае, в Ростовской области и Дагестане. Крупнейший производитель риса - Кубань. Конопля, технические культуры: подсолнечника, сахарной свеклы, табака. Северный Кавказ крупный район садоводства и виноградарства. Виноградники размещаются в Кубано-Черноморском районе, в основном вокруг Анапы, Геленджика и Темрюка.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа перечислить крупнейшие города-курорты и указать их на карте.
Дополнительный материал: Выделяются две группы курортов - Минеральных вод и Причерноморская. Анапа - самый большой детский курорт России. Курорт Сочи - Здесь насчитывается свыше 150 санаториев и домов отдыха. Это крупнейший в России климатический и бальнеологический курорт. Основное лечебное средство - мацестинские сероводородно-хлоридно-натриевые воды. В санаториях Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков лечатся ежегодно сотни тысяч человек.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы.
Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Отдых
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Критерии оценивания: 1. Работа с атласом и картой. 2. Умение правильно формулировать ответ. 3. Умение находить информацию.
Самооценка Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 | Критерии | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист для 3 группы. Ф. И. ученика_______________
Тема урока: ________________________________________________________________________
Задание 1: При просмотре видеофрагмента зафиксируйте вопросы или факты требующие доказательства?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа находятся крупные промышленные центры; указать их на карте.
Дополнительный материал: К старым районам нефтепереработки Грозный, Туапсе, Краснодар. Газ добывается в Ставропольском и Краснодарском краях. Угольная промышленность сосредоточена в Ростовской области и восточная часть Донбасса, на юге Ставропольского края, в Кабардино-Балкарии и Дагестане. В районе представлена цветная и черная металлургия. В г. Владикавказе работает электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии, в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат. Сосредоточены они в основном в Ростовской области и восточной части Донбасса.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа располагаются сельскохозяйственные районы; укажите их на карте.
Дополнительный материал:
Ведущая зерновая культура России - озимая и яровая пшеница. Северный Кавказ - главный производитель кукурузы в Российской Федерации. Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Просо возделывают в степных районах Северного Кавказа. Рисовые системы созданы в Краснодарском крае, в Ростовской области и Дагестане. Крупнейший производитель риса - Кубань. Конопля, технические культуры: подсолнечника, сахарной свеклы, табака. Северный Кавказ крупный район садоводства и виноградарства. Виноградники размещаются в Кубано-Черноморском районе, в основном вокруг Анапы, Геленджика и Темрюка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: С помощью карты в атласе и дополнительного материала докажите, что на территории Северного Кавказа находятся крупнейшие города-курорты; указать их на карте.
Дополнительный материал: Выделяются две группы курортов - Минеральных вод и Причерноморская. Анапа - самый большой детский курорт России. Курорт Сочи - Здесь насчитывается свыше 150 санаториев и домов отдыха. Это крупнейший в России климатический и бальнеологический курорт. Основное лечебное средство - мацестинские сероводородно-хлоридно-натриевые воды. В санаториях Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков лечатся ежегодно сотни тысяч человек.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Составление сводной таблицы: «Хозяйство Северного Кавказа».
Северный Кавказ | ||
Кузница | Житница | Здравница |
Задание 6: Составление синквейна по заданной теме: Отдых
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание:
Самооценка
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 |
Работа с атласом и картой | ||||
Умение правильно формулировать ответ | ||||
Умение находить информацию. |
Оценивание другого
Критерии | 2 | 3 | 4 | 5 |
Работа с атласом и картой | ||||
Умение правильно формулировать ответ | ||||
Умение находить информацию. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Кавказ: кузница, житница и здравница России ... ! ?
Сводная таблица: «Хозяйство Северного Кавказа» Северный Кавказ Кузница Житница Здравница
Сводная таблица: «Хозяйство Северного Кавказа Северный Кавказ Кузница Житница Здравница ТЭК: нефть – Грозный, Туапсе, Краснодар; газ – Краснодарский, Ставропольский край; уголь – Ростовская область. В г. Владикавказе - электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии , в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат.
Сводная таблица: «Хозяйство Северного Кавказа» Северный Кавказ Кузница Житница Здравниц ТЭК: нефть – Грозный, Туапсе, Краснодар; газ – Краснодарский, Ставропольский край; уголь – Ростовская область. В г. Владикавказе - электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат в Карачаево-Черкессии , в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат. Зерновые культуры: пшеница, кукуруза, проса, рис, гречиха – Краснодарский край, рес . Адыгея, Ставропольский край. Технические культуры: подсолнечник, конопля, сахарная свекла, табак – Краснодарский край, Ставропольский край, рес . Кабардино-Балкария. Овощеводство и виноградарство – рес . Дагестан, Ростовская область, Краснодарский край.
Благодарю за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47760.jpg)
Открытый урок " Северный Кавказ"
Конспект интегрированного урока географии и литературы по теме «Северный Кавказ» в 9 классе Цели и задачи урока Дать оц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208883-1361442409.jpg)
Урок кубановедения "Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями", 6 класс
Урок кубановедения...
конспект урока по теме Хозяйство Европейского Юга
Урок по теме Хозяйство Европейского Юга.В ходе урока обучающиеся, работая в группах, получают представления о отраслях специализации этого российского региона....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-359610-1387552203.jpg)
Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана
Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/19/picture-85763-1658214392.jpg)
Урок по теме "Население Северного Кавказа"
интерактивный урок по географии в 9 классе по изучению республик Северного Кавказа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1078546-1549353918.jpg)
Технологическая карта урока на тему "Хозяйство Северо-Западного района".
Хозяйство Северо-Западного района...