разработка урока Население Южной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: География
Класс: 7
Учитель: Батоболотова И.Г.
Тема: Население Южной Америки
Цель:
- Научить детей называть и показывать крупнейшие по площади и населению страны.
- Выяснить причины передвижения населения в различных районах материка, своеобразия культуры населения отдельных стран.
- Воспитывать интерес к изучению географии.
Оборудование: политическая карта, атласы, учебники, тетради, презентация – Приложение 1.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Тест.
1 вариант.
- Укажите площадь материка:
а) 14 млн. км2; б) 18 млн. км2; в) 24 млн. км2. - Какими океанами омывается материк?
а) Тихим и Атлантическим; б) Тихим и Индийским; в) Атлантическим и Индийским. - Какой пролив отделяет материк Южная Америка от острова Огненная Земля?
а) Гибралтарский; б) Дрейка; в) Магелланов. - Какие острова открыл Х.Колумб?
а) Багамские; б) Большие Антильские; в) Галапагосские. - Кто из учёных – исследователей изучал природу материка в XIX веке?
а) Дж.Кабот, М.Гвоздев; б) В.Беринг, А. Чириков; в) А.Гумбольдт, Г. Лангсдорф. - Определите крайние точки материка (западную и восточную):
а) Париньяс и Кабу-Бранку; б) Гальинас и Горн; в) Марьято и Париньяс. - Определите плоскогорья, расположенные на данном материке:
а) Центральные равнины; б) Бразильское, Гвианское; в) Декан, Бразильское. - Назовите высшую точку материка:
а) Митчелл; б) Мак-Кинли; в) Аконкагуа. - Определите тип климата по описанию: “Здесь выпадают обильные осадки и сохраняется в течение всего года высокая температура (+24…+28°С), годовая сумма осадков колеблется от 1500 до 2500, в горах от 5000-7000 мм/год.“
а) тропический; б) экваториальный; в) субэкваториальный. - В какой части материка выпадает минимальное количество осадков?
а) склоны Анд (район южного тропика); б) Амазонская низменность; в) Бразильское плоскогорье.
2 вариант.
- В каком полушарии полностью расположен материк?
а) восточном; б) западном; в) северном. - Какое место по площади занимает материк Южная Америка среди других материков?
а) второе; б) третье; в) четвертое. - Какой канал отделяет Южную Америку от Северной Америки?
а) Панамский; б) Суэцкий; в) Кильский. - Кто открыл материк Южная Америка?
а) А.Веспуччи; б) Х.Колумб; в) А.Гумбольдт. - Кем предпринимались экспедиции на материк в XV-XVI веках?
а) немцами; б) французами; в) испанцами. - Определите северную и южную крайние точки материка:
а) Гальинас и Горн; б) Париньяс и Кабу-Бранку; в) Горн и Марьято. - Укажите низменности, расположенные на данном материке:
а) Оринокская, Амазонская, Ла-Платская; б) Амазонская, Индо-Гангская, Оринокская; в) Миссисипская, Ла-Платская, Прикаспийская. - Назовите вулкан материка:
а) Орисаба; б) Котопахи; в) Эребус. - Укажите тип климата по описанию: ”Климат засушливый с летним максимумом осадков и резко выраженным сухим зимним периодом“.
а) экваториальный; б) субэкваториальный; в) тропический. - В какой части Южной Америки выпадает самое большое количество осадков?
а) бассейн реки Амазонки; б) бассейн реки Параны; в) бассейн реки Ориноко.
2. Постановка темы и цели урока. Мотивация.
– Чтобы определить тему урока, вы должны помочь мне. Для этого ответить на вопросы. 1. Самые длинные горные цепи на суше Южной Америки. (Анды)
- Самое большое озеро, которое лежит на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря. (Маракайбо)
- Человек, первым высказавший мысль о существовании неизвестных европейцам землях и принявшим участие в двух экспедициях к новым землям. (Веспуччи)
- Самый высокий водопад мира. (Анхель, 1054 м)
- Русский ботаник, который установил происхождение некоторых культурных растений, родиной которых является Южная Америка. (Вавилов)
- Что означает Анды в переводе с языка инков? (Медь)
- Река, которая входит в самый большой речной бассейн мира. (Амазонка)
- Самое большое высокогорное озеро мира. (Титикака)
- Как называются труднопроходимые влажные вечнозеленые экваториальные леса. (Сельва)
- Леса, сменяющие экваториальные леса. (Саванны)
- Зона полупустынь, расположенная на юге материка. (Патагония)
- Хвойные деревья, растущие на востоке Бразильского плоскогорья, почти полностью уничтоженные. (Араукарии)
- Грызун, длина тела которого 60-70 см. (Вискача)
- Самая большая на земле змея. (Анаконда)
- Самые крупные на нашей планете хищные птицы, имеющие размах крыльев до 3 м. (Кондоры)
– Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием и теперь сами назовёте тему нашего урока (“Население и страны“).
– Сегодня на уроке вы узнаете, каково население Южной Америки, когда появились первые поселенцы, какие страны находятся на территории Южной Америки и многое другое ….
А эпиграфом нашего урока будут строки из стихотворения:
Южная Америка – чудесная страна!
Была бы я волшебником,
Поехала туда.
3. Изучение новой темы.
– Как вы думаете, на сколько лет нам нужно перенестись, чтобы узнать о первых переселенцах Южной Америки? (Ответы детей)
Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории матерка появились 15-17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую ещё раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. Древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития. Они вели бродячий образ жизни и занимались в основном охотой, рыболовством и собирательством. Не имея связей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени народы Южной Америки создали своеобразную культуру. 7 тысяч лет назад на материке зародилось земледелие. В I веке н.э. возникли первые древнейшие индейские государства – Мочика и Ткаунака. В XV – XVI вв. до прихода европейцев сложилось крупное индейское государство – империя инков, включавшее в себя территорию современной Боливии, Чили, Аргентины, Перу и Эквадора. (Показ) Большинство населения этого государства составляли индейцы кечуа. В столице государства Куско возводились многоэтажные здания из тщательно подогнанных каменных брусьев. Эти здания отличались необычайной прочностью. Самым крупным сооружением был Храм Солнца с украшением из золотых пластин. В одном из храмов находился “ золотой сад “, получивший своё название из-за изображения искусно выполненных животных, растений и насекомых из золота и серебра. У инков была распространена каменная скульптура, изделия из керамики. В инкской культуре получили развитие литература, музыка, хореография и другие виды искусств, появились зачатки письменности. Инки обладали познаниями в математике, медицине и географии. Высокого уровня в инкской империи достигало земледелие. К полям для орошения подводились каналы. Земли удобрялись гуано. В горах для выращивания маиса, картофеля и других культур устраивались насыпные террасы. Инки, единственные из жителей Южной Америки, разводили домашних животных – лам.
Развитие инкской культуры было прервано вторжением испанцев в 1532 г. Победе испанцев способствовали два обстоятельства. Во-первых, империя была ослаблена трёхлетней междоусобной войной, а во-вторых, испанцам было очень легко передвигаться по хорошим, вымощенным камнем дорогам с мостами через глубокие ущелья. Испанским отрядом конкистадоров (в переводе с испанского – завоевателей) командовал коварный и алчныйПиссаро. Он обманом завлёк Верховного вождя инков Атауальпу в свой лагерь и захватил его. Увидев это, воины, сопровождавшие Атауальпу, разбежались. Когда Верховный инка понял, что испанцам нужно золото, он в комнате, где его заточили, провёл черту так высоко, как только могла дотянуться его рука, и обещал наполнить всю комнату до этой черты. Несколько месяцев со всей империи инки доставляли золото. Когда испанцам показалось, что золота у инков больше нет, они казнили Атауальпу. Инкская империя была разграблена испанскими конкистадорами. Навсегда исчезли многие уникальные памятники инкской культуры. Но ещё много лет до 1572 г. инки продолжали инки продолжали оказывать сопротивление испанцам.
К приходу европейцев в низменных областях Ю. Америки жили племена, находившиеся на уровне первобытнообщинного строя. Они занимались охотой, рыболовством и примитивным земледелием.
Вторжение европейских колонизаторов привело к массовому истреблению индейских народов. Они умирали от непосильного труда на плантациях, неведомых болезней, завезённых из Европы.
Коренных индейцев в современных странах Южной Америки сохранилось очень мало. Значительную часть населения они составляют только в Перу, Боливии и Эквадоре.
Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров – рабов из Африки. Постепенно на материке произошло смешение трёх рас – европеоидной, монголоидной и негроидной. Потомки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами. Метисы составляют большинство современного населения стран Южной Америки.
Потомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами. Мулаты составляют значительную часть населения Бразилии.
Браки от негров и индейцев образовали ещё одну группу – самбо. До середины XIX века из европейцев на материке преобладали испанцы и португальцы. Со второй половины XIX века в Южную Америку стало прибывать всё больше эмигрантов из других стран Европы и Азии – Италии, Германии, Франции, Голландии, Индии, Китая, Японии. Представители некоторых национальностей не смешались с местным населением, и живут обособленными группами. Свою общину образовали немцы в Парагвае и Боливии. В крупных городах, нередко занимая целые кварталы, обосновались китайцы, японцы и индейцы.
На территории Южной Америки до сих пор живут индейские племена, в образе жизни которых мало что изменилось с того времени, как первые европейцы ступили на землю материка; Аравакские племена, живущие на территории Бразилии, Колумбии, Перу; тупи – в Бразилии; чако – в Аргентине до сих пор находятся на уровне родоплеменного строя, ведут полубродячий образ жизни, занимаются охотой, собирательством и примитивным сельским хозяйством.
Другие индейские народы кечуа и аймара в Перу и Боливии составляют примерно половину населения этих стран. Большинство из них – крестьяне, многие занимаются традиционными народными ремёслами.
В настоящее время на территории Южной Америки проживают 280 млн. чел. Страны Южной Америки отличаются по размерам территории, численности населения и природным богатствам. Крупнейшие государства Южной Америки – Бразилия, Аргентина, Перу, Боливия, Колумбия, Венесуэла. Но даже самое “маленькое“ государство Ю. Америки – Суринам в 5 раз превышает по площади Голландию, колонией которой являлся до 1975 г.
Страны Южной Америки входят в состав большой группы государств, называемых Латинской Америкой. Главным образом, это страны Южной и Центральной Америки, Карибского бассейна и Мексика. Название “Латинская Америка“ произошло от того, что в основе романских языков – испанского, португальского, французского, на которых говорит большинство народов этих стран, лежит латинский язык.
Все страны Южной Америки делятся на две большие группы:
- Страны равнинного Востока материка.
Бразилия –
Аргентина –
Венесуэла – - Группа Андских стран.
Колумбия –
Эквадор –
Перу –
Боливия –
Чили –
Задание: По атласам найти эти страны и в тетрадях записать их столицы.
Все страны Южной Америки являются независимыми государствами. Они находятся на разном уровне экономического развития. Наиболее развитыми странами материка являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Уругвай. Экономика таких государств, как Парагвай, Гайана, Суринам, находятся на более низком уровне развития. Сильные позиции в экономике южноамериканских стран занимает иностранный капитал. Большие внешние долги иностранным компаниям и государствам, прежде всего США, сдерживает экономическое развитие стран Ю.Америки. В последние годы страны континента объединяют свои усилия для решения этой важнейшей для них проблемы.
Россия поддерживает политические и экономические отношения с большинством стран Южной Америки. Эти отношения строятся на взаимовыгодной основе. Расширяются культурные обмены между нашей страной и странами Южной Америки. Это способствует лучшему взаимопониманию и укреплению мира на планете.
4. Итог.
- Государство в северной части материка. (Суринам)
- Потомок от брака европейца и негра. (Мулат)
- Столица Венесуэлы. (Каракас)
- Столица одного из государств. (Лима)
- Государство со столицей Кайенна. (Гвиана)
- Одно из крупнейших по площади государств. (Аргентина)
- Столица Эквадора. (Кито)
5. Домашнее задание.
Стр. 185-189 изучить ответить на вопросы после §35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс
Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...
Конспект урока "Население Южной Америки"
Урок географии по теме «Население Южной Америки»Цели урока: «Изучить этнический состав населения; плотность населения и размещение населения на территории материка; познакомиться с древними цивилизаци...
Конспект урока по теме "Население Южной Америки"
Конспект урока по теме "Население Южной Америки" 7 класс с использованием технологии системно-деятельностного подхода....
разработку урока Климат Южной Америки с использованием ЦОР
сформировать представления об особенностях климата Южной Америки. В ходе поисковой работы учащихся выявить факторы, влияющие на формирования климата Южной Америки и опред...
Презентация к уроку географии в 7 классе на тему: "Население Южной Америки"
Презентация: "Население Южной Америки"...
Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.
Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...
Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".
Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...