Конспект урока по теме "Население Южной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Конспект урока по теме "Население Южной Америки" 7 класс с использованием технологии системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naselenie_yuzhnoy_ameriki.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием системно-деятельностного подхода.
Население Южной Америки.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1).
А начать сегодняшний урок я хочу легендой о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа .
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги»,- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии». для чего я вам ее рассказала, затем чтобы сегодня вместе с вами подняться на очередную вершину знаний!
II. Повторение пройденного материала. Подготовка к восприятию нового материала.
А начать восхождение с игры " Белая ворона»
Вот сейчас мы с Вами попробуем поискать белых ворон.
Внимательно, читаем логический ряд и называем белую ворону!
Евразия, Австралия, Африка, население (слайд 2).
Колумб, народ, Веспуччи, Вавилов (слайд 3).
Амазонка, Ориноко, мулат, Парана (слайд 4).
Метис, анаконда, ленивец, ягуар (слайд 5).
Орхидея, страна, бамбук, пальма (слайд 6).
Бразилия, Аргентина, самбо, Чили (слайд 7).
Учитель прикрепляет на доску названые слова "белые вороны" (слайд 8).
Молодцы! У нас с Вами появился на доске ряд слов, но не простой, а связанный с темой нашего урока. Давайте подумаем и выскажем свои предположения, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Предложения учащихся.
Да, действительно, Вы правы, тема нашего сегодняшнего урока "Население Южной Америки" (слайд 9). Мне кажется, нам очень повезло с темой, как вы думаете о чем мы будем говорить?
Сегодня мы узнаем не только о том, как заселялся материк, но и какой чудесный народ живет на этом материке. А самое главное, Вам сегодня предстоит самим побыть в роли исследователей (слайд 10). Какими источниками информации мы будем пользоваться?
III. Изучение нового материала.
А теперь, давайте откроем тетрадь и запишем тему урока.
Сегодня для работы на уроке Вы можете пользоваться глоссарием (приложение 1), который находится у Вас на столах.
- Христофор Колумб в 1492 году писал из Америки королю и королеве Испании: «Я присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя».
О каком народе писал Х. Колумб?
Как называют коренное население Южной Америки?
Откуда пошло название «индейцы»?
- Происхождение коренного населения на материке – индейцев - долгое время вызывало споры среди учёных. А, по-вашему, откуда пришли индейцы в Южную Америку? Если доказано, что на территории Южной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы южной Америки?
Слайд 5.
- По наиболее распространённому мнению предки индейцев пришли на материк через Северную Америку из Северо-восточной Азии примерно за 15 тысяч лет до н.э.
- Предками некоторых групп индейцев Южной Америки – карибов, арауканов – по мнению некоторых учёных, могли быть более поздние выходцы из Океании.
- До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития.
Слайд 6.
- Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством.
Слайд 7.
- Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чём свидетельствовала Империя Инков в Андах ( слайд 8) , население которой знало ремёсла и земледелие, а также имело зачатки научных знаний.
Я предлагаю вам закрепить эти действия и сделать вместе со мной физкультминутку (картинки развешены в разных концах кабинета).
Берем в руки духовое ружье и "выстрелим" сначала в ягуара, потом в анаконду и затем в ленивца
А теперь потянемся за бананами на пальме. Срываем их и кладем в большие корзины.
И на последок представили себя рыбаками и закидываем удочки, чтобы поймать пиранью.
Вы уже знаете, что население любого материка состоит из коренных жителей и пришлого населения.
А теперь прослушайте, пожалуйста, притчу. Вы, конечно же, знаете, что притча - это жанр художественной литературы, в которой заложен глубокий философский смысл. Прослушайте, пожалуйста, и скажите, о каких расах идет речь в притчи.
Что такое раса напомнит Вам глоссарий.
Американские индейцы, увидев первых европейцев и завезенных ими из Америки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так:
"Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы.
В следующий раз боги заболтались и забыли во время вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боялись пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы".
Итак, о каких расах идет речь в притчи и как они появились на материке?
Конечно же, Вы правы.
Да правильно, это - захватчики - европейцы и завезенные ими рабы - негры (слайд 18).
- Европейская и, прежде всего испанская колонизация, начавшаяся в 16 веке, быстро привела к большому изменению этнического облика континента. Значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезённых колонизаторами болезней.
В 16 веке начинается ввоз из Африки негров-рабов.
Слайд 19.
Для какой цели? (работы на плантациях). Негры относятся к ….. расе? Вот эти расовые и этнические компоненты сыграли значительную роль в формировании народов и наций в странах Центральной и Южной Америки.
Слайд 21.
Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, поэтому они быстро ассимилировались друг с другом, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
Кто является потомками смешанных браков?
Слайд 22 - Метисы,
Слайд 23 - Мулаты,
Слайд 24 - Самбо
Ребята, а как Вы думаете, что произошло дальше, если учитывать что представители этих рас не жили обособленно? Предложения ребят.
Ваши предложения верны, действительно, европейцы женились на представительницах индейцев, а индейцы - на представительницах негров.
А что из этого получилось, я надеюсь, Вы нам расскажите после проведенного исследования.
После обсуждения, сверить по слайдам (слайды 21, 22, 23).
У нас появились новые знания для продолжения схемы (слайд 24).
Вывод: В результате смешения населения между собой состав населения приобрел необычную сложность.
Озвучивание схемы учащимися.
Итак, теперь мы с Вами знаем, какие народы заселяют Южную Америку. Теперь нам предстоит выяснить, насколько плотно и равномерно ли заселен материк (слайд25).
Сначала изучим карту и выскажем свои предложения, решая географические задачи
1.по карте «Народы и плотность населения» определите:
А)районы с самой большой плотностью населения и укажите, на территории каких государств они находятся;
Б)районы с самой низкой плотностью населения и укажите на территории каких государств они находятся
2.назовите самые большие по численности населения города Южной Америки.Есть ли общие черты в их географическом положении?
Ответы учащихся.
Насколько правильны Ваши предложения, нам предстоит убедиться, прочитав учебник. Откройте, пожалуйста, учебник страница 182.
Вы должны изучить материал учебника и найти ответ на вопрос: Равномерно ли заселен материк Южная Америка?
Я хочу Вам напомнить, что, в абзаце содержится микротема, которая, заключается в первом предложении, то есть по первому предложению абзаца можно понять, о чем пойдет речь в самом абзаце.
Ответы учащихся.
Конечно же, Вы правы, материк заселен не равномерно. В основном, население проживает на побережье, что связано с природными и историческими факторами (слайд 26), а труднопроходимые леса в центре материка практически не заселены (слайд27).
Из начального курса географии Вы помните, что население проживает в населенных пунктах. Давайте на контурную карту нанесем три самых больших города Южной Америки (слайд 28).
Рио - де - Жанейро, Буэнос-Айрес, Сан-Паула.
Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы, откройте, пожалуйста, страница 32.
Соотнесите города, нанесенные на контурной карте, со странами и назовите, как называются эти государства. Но о государствах, речь пойдет на следующих уроках.
IV. Домашнее задание (слайд29).
Прочитать параграф и с использованием листа опорных сигналов рассказать о населении Южной Америки.
Подготовить сообщение о каком-либо племени.
Сообщение о любой стране Южной Америки.
V. Итоги урока.
Нам необходимо сейчас подвести итоги нашего урока.
Я предлагаю это сделать, поиграв.
Продолжите фразу.
Никто не знает, а я знаю, что население Южной Америки состоит из коренного и пришлого.
Никто не знает, а я знаю, что:.
Никто не знает, а я знаю, что:.
Никто не знает, а я знаю, что сегодня Вы работали очень хорошо.
Никто не знает, а я знаю, что С., Н., Г., я поставила 5.
Урока время истекло,
Я Вам ребята благодарна,
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно (слайд30).
Смайлики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме"Южная Америка" в 7 классе
Полный конспект урока с целями, задачами, рефлексией....
Обобщающий урок по теме: «Южная Америка»
Урок путешествие по Южной Америке...
Конспект открытого урока "Знакомая незнакомка Южная Америка"
Урок географии в 7 классе (коррекционном) на тему "Знакомая незнакомка Южная Америка". ОснОовные задачи:Образовательные:Сформировать представление о характерных особенностях географического...
Технологическая карта урока географии в 7 классе Тема урока:Природные зоны Южной Америки
Урок открытия новых знаний.Дана разработка урока, с указанием образовательных, развивающих и воспитательных целей. В технологической карте указаны УУД; даны приложения к уроку...
Конспект урока «Путешествие по Южной Америке»
«Путешествие по Южной Америке» (раздел «Южная Америка –материк чудес»)...
Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС
Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...