Конспект урока географии в 5 классе "Мир звезд"
план-конспект урока по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Сценарии уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока географии в 5 классе на тему"Мир звезд" | 28.09 КБ |
Презентация "Мир звезд" | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Мир звезд» в 5 классе
Цель:
дать представление о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца.
Задачи:
- дать представление о многообразии звезд по размерам и цвету, об особенностях Солнца как ближайшей к нам звезде;
- продолжать формировать умения искать и отбирать необходимый материал в учебниках и справочниках
- развитие интереса к предмету, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о многообразии звезд, созвездиях, о размерах и природе Солнца
Метапредметные:
- формирование навыков выделять главное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Личностные:
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности,
- повышение собственной самооценки по результатам работы на уроке,
- расширение кругозора
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока.
3. Изучение нового материала.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5. Рефлексия.
Технологии, применяемые на уроке:
-проблемного обучения
-игрового обучения,
-здоровьесберегающая,
-ИКТ
Используемые ресурсы:
-Учебник И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География .5 класс» М, Дрофа, 2015;
- Рабочая тетрадь и атлас к учебнику И.И. Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География .5 класс» М, Дрофа, 2015;
- Компьютер;
- Дополнительная литература
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок.
- Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока
(8 минут).
Мы изучаем тему «Земля во Вселенной».
С какими небесными телами вы познакомились?
Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы усвоили материал.
Игра «Третий лишний»
- Комета, Венера, Марс.
- Церера, Веста, Венера
- Луна, Деймос, Меркурий.
- Нептун, Уран, Метеорит
Определение темы урока.
Подходит к концу наше виртуальное путешествие по космосу. Но чего-то явно не хватает в нашем багаже знаний о небесных телах.
Давайте попробуем определить небесное тело, которое станет объектом изучения сегодня.
Давайте посмотрим видеофрагмент
-Какие космические странники попадали в орбиту вашего внимания.
- Вы совершенно правильно догадались, о чем пойдет речь на уроке.
Тема урока «Мир звезд»
- Как вы думаете, если я сейчас попросила бы вас составить рассказ о звездах, хватит ли вам имеющихся знаний об этих небесных телах, чтобы ваш рассказ получился грамотным, красивым?
-Что вы хотели бы узнать о звёздах?
- Какие источники информации мы будем использовать?
Какова же цель нашего урока?
3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1) Однажды мне в руки попалось стихотворение маленького мальчика о звездах. Я предлагаю его вашему вниманию.
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело-
Они- замерзший газ.
А еще запомните
Дети навсегда
Маленькая очень
Каждая звезда.
- Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их (в парах).
Во время работы используйте материал учебника с.66.
Попробуем исправить стихотворение вместе .
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело-
Раскаленный газ.
А еще запомните
Дети навсегда
Что большая очень
Каждая звезда.
Звезды- …………..ОГРОМНЫЕ, ……….РАСКАЛЕННЫЕ,…………… ГАЗОВЫЕ шары.
Запишите в тетрадь (стр.34 )
Ребята, в 1 половине 20 века французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал повесть «Маленький принц». Вы читали эту сказку? О чем это произведение?
Эта повесть о мальчике - Маленьком Принце. Он жил на планете, у которой не было названия, а только номер. И этот мальчик всегда задавал один-единственный вопрос: «Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?»
Самостоятельная работа с информацией
Звезды рождаются и умирают. Но только жизненный путь звезды длится несколько миллиардов лет. И, конечно же, человек в течение только своей жизни не в состоянии проследить за звездой - от рождения и до ее конца.
В далеком холодном космическом пространстве, в течение многих миллионов лет частицы пыли и газа, притягиваясь друг к другу и находясь в постоянном движении, образовали пылегазовые облака. Постепенно они уплотнялись, сжимались и начинали вращаться быстрее, и в итоге происходило рождение новой звезды. Звезда «умирает», когда «выгорает» весь водород – топливо. Большие звезды могут взорваться, а мелкие сжаться.
«Аргументы и факты»
Человека издавна притягивало таинственное звездное небо.
А как вы думаете, какая из звезд изучена человеком лучше других? (Солнце). Почему? (Оно ближе всего к Земле).
Как и все звезды Солнце- огромное, массивное, раскаленное небесное тело.
Докажите конкретными фактами, что это действительно так.
Вам поможет учебник с.67.
- Солнце- огромное. Факт- в 400 раз больше Луны и в 109 раз больше Земли.
- Солнце- массивное. Факт- в 750 раз тяжелее всех планет Солнечной системы.
- Солнце- раскаленное. Факт- температура внутри него 15 млн. градусов
Значение Солнца
Недавно мне приснился страшный сон,
О том ,что Солнце навсегда пропало
Затих и ураган устало
И шепот моря превратился в стон.
Исчезло всё -деревья ,звери ,люди,
Нет ветра, не шумят ручьи
Сплошная тьма
Исчезло наше главное светило
Нет ничего лишь море пустоты
Проснулась оттого,
Что яркий свет ворвался в окна,
Открыв глаза, я подошла к окну
И улыбаясь, протянула руки
К нему, что дарит ЖИЗНЬ всему.
О чем это стихотворение? А почему вы так решили?
Какими строчками стихотворения вы можете подтвердить значение Солнца для нашей планеты
Мир звезд необычайно разнообразен. Трудно найти две абсолютно похожие. Я предлагаю вам поработать с макетами звезд.
- Разложите звезды по порядку начиная с самой холодной , используя информацию в атласе на стр.14(в парах)
( Ригель, Сириус, Солнце ,Арктур, Бетельгейзе)
Люди обычно краснеют, когда им жарко, и белеют, когда холодно. А вот у звезд все наоборот: чем горячее звезда, тем она белее, а чем холоднее, тем краснее!
Посмотрите на макеты, чем еще различаются звезды? (размерами)
Разложите их по порядку начиная с самой маленькой .
Солнце, Сириус, Арктур, Ригель, Бетельгейзе
- Что еще нового вы узнали о Солнце? К какой группе по величине оно относится (Солнце- карлик)
ФИЗМИНУТКА
Созвездия
Наблюдая за звездным небом, люди обратили внимание, что звезды образуют на небе какие-то фигуры. Человек объединил некоторые из них в созвездия и дал им названия.
-Как называются такие фигуры? Созвездия.
Какие созвездия вы знаете?
Названия очень многих созвездий пришло к нам из Древней Греции,
связаны они с персонажами различных мифов и легенд.
Греческий миф повествует, что Зевс превратил прекрасную девушку по имени Каллисто в Медведицу, чтобы спасти её от мести богини Геры. Служанку превратил в Малую Медведицу. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.
Наша милая планета
(Ты, конечно, знаешь это!)
Каждый день и каждый год
Совершает оборот.
А с Земли при наблюдении
Создается впечатленье,
Что кружится не она,
А все звезды и Луна.
Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
Не стремится никуда!
Как найти Полярную звезду на небе? Ваши наблюдения.
«Нахождение полярной звезды»
Откройте карту звёздного неба в атласе. Внимательно ее рассмотрите
На небесном своде находим созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок между звездами «донышка ковша» мысленно продолжаем и откладываем его пять раз по прямой. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы.
А кто знает, какое направление указывает Полярная звезда.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Тест или творческое задание (на выбор)
Творческое задание: «Я – звезда»
Вопросы – ориентиры:
- Как меня называют?
- Где я нахожусь?
- Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.)
- Как я себя чувствую в космическом пространстве?
- Что меня ждёт в будущем?
5. РЕФЛЕКСИЯ
-Вспомните, какую цель поставили мы в начале урока, оцените свои результаты.
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать текст параграфа 13, проверить свои знания.
2. Выполнить з.2,6 в тетради
3. Для любознательных –составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
план-конспект урока ЯДЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ ЗВЕЗД
Цель урока: показать, что только термоядерные реакции могут обеспечить наблюдаемую светимость звезд; найти энергию, выделяющуюся в основных ядерных реакциях на звездах....
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...
Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...