Урок географии в 8 классе "Охота и рыбное хозяйство"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок № 65, учебник Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.; под ред. В. П. Дронова– Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2015
Содержание урока раскрывает роль охотничьего и рыбного хозяйства в экономике государства. Раздел "Охота" конкретизирует сведения о заготовке пушнины, географии пушного промысла, выращивании пушного зверя.
В разделе "Рыбное хозяйство" раскрывается доминирующая роль морского промысла, специфика основных рыбопромысловых бассейнов, недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_ohota_i_rybnoe_hozyaystvo.docx | 224.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе
Тема: Охота и рыбное хозяйство.
Цель урока: создать условия для осмысления сведений об особенностях рыбного и охотничьего хозяйств страны.
Задачи: показать роль охотничьего и рыбного хозяйств в экономике государства, воздействие хозяйственной деятельности на экологическое равновесие в природе, рассмотреть проблемы освоения биологических ресурсов, определить пути их решения.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, мотивации, словесные, самостоятельная работа с текстом и объектами изучения, работа в группах.
Образовательные технологии: технология проблемного и личностно-ориентированного обучения
Требования к результатам обучения
Личностные УУД:
- формирование бережного отношения к природным богатствам страны;
- формирование потребности в саморазвитии и самообразовании;
- формирование культуры общения и взаимодействия, умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения.
Метапредметные результаты:
- развивать умение ставить перед собой задачу, находить пути её решения;
- развивать критическое мышление учащихся посредством решения экономических и экологических проблем;
- закреплять навык работы с картой и другими источниками информации.
Предметные результаты:
- сформулировать понятия «охотничье хозяйство», «рыбное хозяйство»;
- закреплять навык преобразования текстовой информации в графическую;
- формировать умение оценить последствия воздействия человека на окружающую среду.
Этап урока, время | Формы, методы организации учебной деятельности, содержание учебного материала | Формы и виды деятельности обучающихся |
I.Орг. момент. | Эмоциональный настрой. | Проверка готовности к уроку. |
II. Изучение нового материала 1) Целеполагание, мотивация. 2) Фиксация темы урока. 3) Определение главных особенностей рыболовства и охотничьего хозяйства | Человек, как существо социальное, в повседневной жизни постоянно ассоциирует себя с той или иной общностью людей: водители или пешеходы, любители собак или кошек, мясоеды или вегетарианцы… Сегодня я приготовила для вас рисунок юмористического содержания, который поможет вам задаться вопросом: кто я, охотник или рыболов? (слайд 2) Корни подобных предпочтений следует искать в глубокой древности, когда охота, рыболовство или собирательство были основными занятиями населения. Психологи на основе подобного выбора могут рассказать о чертах характера: среди рыболовов-любителей высок процент альтруистов, людей мягких и добрых. Даже свой улов они не всегда способны съесть, отпускают на волю. А вот среди тех, кто любит поохотиться и пострелять, – больше людей решительных, агрессивных. Древние желания целиться, жаждать трофеев – часть современной жизни. Даже удачу мы стремимся поймать, и не как-нибудь, а за хвост. На основе выше изложенного, не трудно будет сформулировать, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке и с какой целью. Предлагаю продолжить работу на уроке в сформировавшихся по предпочтениям группах. Вопросы, связанные с рыболовством, осветят любители рыбалки, опираясь на жизненный опыт, имеющиеся знания. Какие ещё источники информации можем использовать на уроке? Вторая группа поделится познаниями в области охоты. Первое задание для обеих групп: сформулируйте определение, что называют рыбным (охотничьим) хозяйством? Сравните ваше определение с тем, что предлагает учебник (с. 237) (слайд 3) К какой отрасли, сфере, сектору экономики страны можем отнести эти виды хозяйственной деятельности? Довольно часто возникает вопрос: Зачем? Каково значение данных способов хозяйствования в жизни человека?
Рыбное хозяйство страны оказывает существенное влияние на состояние экономики, поскольку является поставщиком продуктов питания, кормовой продукции для животноводческих хозяйств, ценных компонентов химической, фармакологической и косметической промышленности. Охота и охотничье хозяйство в экономике страны и в социальной сфере играют большую роль и в наши дни. В целом ряде регионов охота для многих людей служит средством основного или дополнительного заработка, а в некоторых из них (например, на Крайнем Севере) остается главным, жизненно необходимым делом. Все большее значение приобретает охота как разносторонний вид спорта, увлекательное общение с природой, здоровый отдых. Главными продуктами охотничьего промысла является пушнина и дичь; наша страна даёт наибольшее количество пушнины. В российском экспорте пушнина занимает одно из первых мест, причём, в связи с развитием отечественной мехообрабатывающей промышленности, значительное количество шкурок вывозится в выделанном виде. Громадное количество мехов поступает и на внутренний рынок. Ежегодно заготавливаются миллионы штук битых рябчиков, тетеревов, глухарей, белых, тундровых и серых куропаток, фазанов, различных видов уток, лысух и других птиц, часть из которых идёт на экспорт. На внутренний рынок поступают тысячи тонн мяса лося, косули, оленя, медведя, зайца. Десятки тысяч шкур диких копытных зверей идут на кожевенные заводы. Кроме указанной продукции, охотничье хозяйство даёт следующие виды сырья. Панты - молодые, ещё не окостеневшие рога марала и пятнистого оленя. Из пантов приготовляется лечебный препарат - пантокрин, употребляемый для повышения общего тонуса организма и при некоторых заболеваниях. До запрета охоты на сайгака рога этого зверя скупались для вывоза в Китай. Рога всех оленей, антилоп, диких козлов и баранов находят применение в качестве декоративных украшений или как сырьё для выработки черенков ножей и вилок, гребешков, пуговиц, мундштуков и др. вещей. Из копыт диких животных изготовляются различные галантерейные изделия, а из отходов рогов и копыт вываривается столярный клей. Выделяемое мускусными железами кабарги, ондатры, бобра и выхухоли особое вещество - мускус - употребляется в парфюмерной промышленности при изготовлении высших сортов духов, обладающих наиболее стойким запахом. Жёлчь бурого медведя находит спрос (в Японии) для фармацевтических целей. Жир зверей и птиц используется в мыловаренном, кожевенном и мехообрабатывающем производстве, для смазки обуви и др. кожевенных изделий. Жир некоторых животных употребляется как пищевой продукт и в медицине. Особенно много жира накапливают звери, впадающие в спячку: суслики, сурки, хомяки, барсуки, медведи, енотовидные собаки. Из птиц наибольшие жировые отложения имеют водоплавающие - гуси, лебеди, утки, бакланы, пеликаны и др. Остевые волосы барсука идут на изготовление бритвенных кистей, а остевые волосы хвоста колонка и белки - на выработку кисточек для: рисования. Перо и пух диких птиц употребляются для набивки подушек и перин и для утепления одежды. Особую ценность имеет пух гаги. Перья некоторых птиц, (белая и тундровая куропатки, фазан, сойка, белая цапля, сизоворонка, тетерев и др.), благодаря своей красивой окраске или оригинальному строению, используются для украшения дамских и детских головных уборов. Производится сбор яиц диких птиц, гнездящихся колониями, как то: кайр, люриков, чистиков, тупиков, чаек, бакланов и др. Население ряда районов Крайнего Севера основной доход получает от охоты. Занятие охотой учит сотни тысяч людей обращению с ружьём, быстрой и точной стрельбе, развивает наблюдательность, приучает быстро ориентироваться в новой обстановке, а также легко переносить жизненные трудности и лишения. Всё это в значительной мере помогает делу укрепления обороноспособности страны. В Великой Отечественной войне охотники показали себя как отличные разведчики, пластуны и снайперы. Как и в древние времена, охота и рыболовство имеют важное значение в жизни человека. А какое воздействие на окружающую среду оказывает подобная хозяйственная деятельность? И можно ли дать ей однозначную оценку? Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце урока, когда у нас будет достаточно информации для ответа.
Пришло время разобраться: что добывают и где добывают. Какие виды рыб вы знаете? Промысловая статистика выделяет шесть групп массовых видов: сельдевые; тресковые (минтай, пикша, треска); ставридовые, скумбриевые и другие; лососевые и сиговые; пресноводные и прочие рыбы. Российские суда ведут лов рыбы не только в территориальных водах России, но и по всему Мировому океану. 90% вылова приходится на морской промысел. Работа с картой «Улов рыбы и морепродуктов» (слайд 6) Важная промысловая зона – Северный бассейн (20% улова) - полярные моря (Баренцево, Норвежское и Гренландское) и Северная Атлантика (слайд 7, 8) Три четверти всего улова там составляют треска и близкие к ней виды рыбы (пикша, сайда), сельдь, морской окунь. Треску и сельдь ловят в этих водах издавна, а вот морского окуня в больших количествах стали добывать только с середины XX в. В водах Чёрного, Азовского и Каспийского морей (7% улова) (слайд 10) обитают некоторые пресноводные рыбы: судак, лещ, сазан, вобла. Размножаются они в реках, а основную часть жизни проводят в опреснённых морских акваториях. В Каспийском и Азовском морях ловят, кроме того, осетровых (белугу, осетра, севрюгу, стерлядь), в Чёрном - ставриду, скумбрию, пеламиду. Западный бассейн (8% улова) – Калининградская область (слайд 11). В состав ихтиофауны Балтийского моря входит около 70 видов рыб; из них промысловое значение имеют салака, килька, треска, некоторые камбалы, лещ, щука, сиги, угорь, корюшка, лосось, сырть, минога. В России много внутренних пресноводных водоёмов: рек, озёр, водохранилищ, прудов, в которых обитают ценные виды рыб. Например, в Ладожском и Онежском озёрах водятся сиг, лосось, судак, в Чудском, Псковском и озере Ильмень - лещ и судак, в Байкале - омуль. Часто эти водоёмы расположены близко к городам и промышленным центрам, жителей которых рыбаки снабжают свежей рыбой. Много лет Россия занимает первое место в мире по добыче осетровых рыб и производству чёрной икры. Большую роль в хозяйстве играет добыча морских беспозвоночных. Многие из них считаются деликатесами и экспортируются. Особенно богаты ими дальневосточные моря. Здесь водятся крупные крабы; наиболее ценным из них является камчатский, самцы которого могут достигать веса 7-8 кг и иметь размах ног до полутора метров. Там же добывают трепанга и гребешка. В Чёрном, Азовском, Белом, и дальневосточных морях ловят креветок, мидий. Сейнеры - это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Траулеры считаются одними из наиболее распространенных типов рыболовных судов. Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти корабли используют траловые сети - тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Частью вашей домашней работы будет задание обозначить рыбопромысловые бассейны России и их долю в вылове рыбы (учебник с.237) Для этого нужно вспомнить, как преобразовать текстовую информацию в графическую. В стране обитают промысловые звери более 100 видов, являющиеся объектами пушного промысла, различные виды копытных животных. Весьма разнообразным является состав пернатой дичи наших охотничьих угодий - более двухсот видов водоплавающей, боровой, болотной, полевой и горной дичи. К объектам охоты законодательно отнесены 74 вида млекопитающих и 114 видов птиц. Основными объектами охоты в настоящее время можно считать около 40 видов животных, включая диких копытных, медведей, пушных зверей и птиц (слайд 12, 13). Работа с картой «Охотничьи угодья» (слайд 14) Основные представители типично лесной охотничьей фауны: крупные животные - лось, благородный олень, кабан, рысь, бурый медведь; мелкие - соболь, лесная куница, заяц-беляк, белка; птицы - глухарь, тетерев, рябчик, а также водно-болотная птица. Большинство животных - объект как промысловой, так и любительской охоты. Некоторые (соболь, куница, ондатра) - объект промысла, другие (заяц-беляк, утка, дупель, вальдшнеп) - спорта, охоты. Охоту разделяют на два вида. Какие? В чем состоит отличие? Промысловое освоение охотничьей фауны – выполнение охотниками государственного задания по заготовке пушнины, мяса диких животных и другой продукции охоты, которую передают государственным органам для переработки и реализации. Труд охотника оплачивается соразмерно с объёмом сданной им продукцией; предоставляются льготы: помощь в приобретении боеприпасов и снаряжения, завоз к местам промысла и пр. Основная цель охотника-промысловика – в кратчайшее время, с минимальными затратами усилий и средств добыть максимум высококачественной продукции. Спортивная охота – форма отдыха, привлекательная способами охоты, требующими предела охотничьего искусства, обеспечивающие максимальную эстетичность процесса поисков, ожидания и добычи зверя или птицы. Продукцию охоты они используют для собственных нужд. Исключение – пушные виды животных, чьи шкурки, за соответствующую плату сдаются государству. Предлагаю вам короткий отдых и разминку. Физминутка (слайд 15) Улов – встаем, дичь – садимся. Вальдшнеп, рябчик, соболь, норка, рысь, сиг, лось, лосось, фазан, сазан, …
В последние годы наблюдается сокращение численности рыб. Это происходит из-за браконьерства и неограниченного вылова рыбы, загрязнения водоёмов солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, удобрениями и ядохимикатами. С развитием рыболовства во всём мире развивалась система охраны рыбных запасов, по которой рыболовство ведётся только по сезонному графику и в определённых местах. Первые законы об охране рыб были изданы в России ещё при Петре I. Какие способы сохранения численности промысловых рыб вы знаете? Назовите мероприятия, направленные на сохранение промысловых животных.
В последнее время происходит переход от современного рыболовства к выращиванию промысловых рыб, т.е. к их искусственному разведению. Отрасль животноводства, которая занимается разведением ценных видов рыб, на рыбозаводах называется рыбоводством. (видео – слад 16) Вадский рыбхоз https://www.youtube.com/watch?time_continue=177&v=avqKioo9pAE Первый в России завод по разведению рыбы был построен в 1897 г. на реке Луга для выращивания лосося. Очень выгодно разводить рыбу в прудах и озёрах. Это требует меньше кормов и затрат труда, чем, например, животноводство. К тому же отрасль можно развивать вблизи крупных городов, что позволяет доставлять их жителям свежую рыбу. Зверофермы являются промышленным предприятием, на котором в специальных клетках выращивают различных зверьков. (видео – слайд 16) «Русское золото» - норки и соболя. https://www.youtube.com/watch?time_continue=80&v=XFPccIBjA4I Для них готовятся корма, в которые входят все необходимые ингредиенты для роста и отличного опушения. К примеру, основным кормом для норок, песцов и лисиц являются рыбные отходы, субпродукты, обезжиренный творог, молоко, овощи. Помимо этого, на фермах осуществляется ветеринарный контроль и создается искусственный климат, поскольку пушные зверьки зависят от погодных условий. Продукцией звероводческих предприятий является пушнина, которая впоследствии используется для пошива меховых изделий. Зверофермы реализуют полученные шкурки, как правило, на пушных аукционах, как в России, так и за рубежом.
Какие проблемы препятствуют развитию рыбодобычи и охоты? Как и в других сельскохозяйственных секторах экономики России в рыбохозяйственном комплексе на данный момент наблюдаются кризисные моменты. В основном это связано с отсутствием законодательной базы, призванной защищать права рыбопромысловых хозяйств, рыбоперерабатывающих предприятий и биологические ресурсы нашей страны. На сбыте продукции отечественных рыбопромышленных предприятий сказывается снижение потребительского спроса из-за низких доходов населения и высоких цен на рыбу и рыбопродукты. Возросший импорт морепродуктов стал следствием высокого процента экспорта необработанного сырья. Благодаря возможности реализации морепродуктов глубокой заморозки со сроком хранения до одного года на прилавках магазинов появился большой ассортимент качественной рыбопродукции стран-лидеров рыбной отрасли. Основные проблемы охотничьего хозяйства нам видятся следующими: • Отсутствие эффективной системы охраны объектов животного мира, что влечет за собой высокий уровень браконьерства. • Низкая численность охотничьих ресурсов, нарушение баланса в системе «хищник — жертва», что провоцирует низкую доступность ресурса для населения, более того, опасность потери биоразнообразия для будущих поколений. • Отсутствие единой федеральной системы учета и мониторинга охотничьих ресурсов. • Отсутствие комплексного единого подхода к государственному управлению животным миром (разобщенность системы государственных органов). Предложите пути решения этих проблем | Тема: Охота и рыбное хозяйство. Цель: - определить роль охоты и рыболовства в современной жизни людей; - изучить промысловых рыб и животных России; - исследовать промысловые бассейны; - рассмотреть способы охраны промысловых ресурсов, сохранения их численности; - познакомиться со спецификой работы звероводческого хозяйства и рыбозавода; - выявить основные проблемы развития отрасли. Учебник, атласы, презентация Запись определений в тетрадь. Охотничье хозяйство – сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а так же по закупке, производству и продаже продукции охоты. Сельское хозяйство, производственная, первичный Обсуждение на основе жизненного опыта учащихся, дополненное учителем. Конспектирование в тетрадь или заполнение таблицы. (слайд 4,5) . Промысловая и спортивная Охранными законодательствами предписываются количество, место и время лова рыбы. Запрещены способы и орудия лова, приводящие к массовой гибели рыбы. На предприятиях устанавливаются очистные сооружения, которые препятствуют попаданию в водоёмы воды, загрязненной отбросами фабрик и заводов. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают специальные ступенчатые обходные речные пути, в которых вода льется со ступеньки на ступеньку, и рыбы легко поднимаются по ним. С целью сбережения и размножения охотничьих животных и птиц в стране проводят биотехнические мероприятия. К ним относятся: регулирование сроков и способов охоты, создание заказников, мелиорация охотничьих угодий, оказание помощи животным в наиболее трудные периоды их жизни (подкормка, посадка кормовых и защитных растений и т.д.) и при стихийных бедствиях, уничтожение хищников, разведение дичи, реакклиматизацию (расселение животных в тех районах, где они раньше жили, но были истреблены), применение профилактических мер борьбы с болезнями и паразитами, борьбу с браконьерством и т.д. Беседа после просмотра Какую рыбу разводят? Как устроен рыбозавод? В чем заключается экономическая эффективность подобных предприятий? Беседа по результатам просмотра Что нового о зверофермах вы узнали из видео ролика? Прием «Фишбоун» (слайд 18) В ходе беседы заполняется схема Голова – кризис в развитии отрасли; Причины – например, браконьерство; Факты – проблемы, например, сокращение сырьевой базы; Хвост - пути их решения (создание законодательной базы, ужесточение ответственности…) Ответы учащихся. При дефиците времени можно выполнить в качестве домашнего задания. |
III. Текущее закрепление, решение проблемы. | У нас остался один не решенный вопрос: каково значение изученной нами хозяйственной деятельности для окружающей среды? https://obrazovaka.ru/test/rybnoe-hozyaystvo-rybovodstvo.html он-лайн тест на тему «Рыбное хозяйство» (при наличии времени) | Вывод о положительном воздействии и отрицательном влиянии на окружающую среду. |
IV. Подведение итогов. | Итак, подведём итоги. Все ли поставленные в начале урока цели достигнуты? Вы находитесь на пороге профессионального самоопределения. Какие профессии были причастны к теме нашего урока? Появилось ли желание посвятить себя одной из них или ваша принадлежность к охотникам и рыболовам останется только хобби? | Подводят итоги урока. Делают предположения о том, где могут пригодиться полученные знания, аргументируют свою точку зрения. |
V. Рефлексия. | Самоанализ результатов вашей деятельности я предлагаю выполнить, избрав одну из двух техник: «Мишень» для потенциальных охотников или «Рыбья кость» для рыболовов. Техника «Рефлексивная мишень» (слайд 18) Мишень, делится на сектора, в каждом из которых вопросы рефлексии деятельности на уроке. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата. Техника «Рыбья кость» - это рисунок, составленный из линий и слов, которые представляют собой взаимосвязь между причинами и результатами. Факты - Как я усвоил материал? – получил прочные знания; – усвоил новый материал частично; – мало понял, необходимо еще поработать. Причины - Как я работал? – работал хорошо; – допустил ошибки; – не справился со многими заданиями (указать какими). Как работала учебная группа? – дружно все; – не все активны; – работа вялая, много ошибок. Выводы – Что нужно исправить? Как изменить ситуацию к лучшему? | |
VI. Оценка работы на уроке. | Как вы сами оцениваете свои успехи? Критерии оценивания предлагает учитель. | Каждый оценит сам себя и выставит оценку за урок |
VII. Домашнее задание. | & 49, в к/к обозначить рыбопромысловые бассейны России и их долю в вылове рыбы, ареалы обитания промысловых животных. Завершить работу по определению путей решения проблем. | |
Использованная литература. | Учебник В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром География России. Природа. Население. Хозяйство. Москва Дрофа 2014 год Атлас по географии 8 класс издательство Дрофа http://www.aif.ru/health/life/15865 https://geographyofrussia.com/rybnoe-i-oxotniche-xozyajstvo/ http://biofile.ru/geo/7390.html https://studwood.ru/1500168/pravo/znachenie_ohoty_strane https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=4jVwe5uNjCY http://www.mex-kmv.ru/zverohozyaistva/ https://videouroki.net/video/6-znachieniie-ryb-promyslovyie-ryby-okhrana-rybnykh-boghatstv.html http://fb.ru/article/351178/suda-ryibolovnyie-tipyi https://studbooks.net/1295661/estestvoznanie/ohotovedenie https://studbooks.net/1832791/geografiya/obzor_rybnoy_promyshlennosti_rossii_basseynam https://www.youtube.com/watch?time_continue=177&v=avqKioo9pAE https://www.youtube.com/watch?time_continue=80&v=XFPccIBjA4I https://obrazovaka.ru/test/rybnoe-hozyaystvo-rybovodstvo.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии на тему: "Рыбное хозяйство"
Мультимелийная презентация к уроку географии в 8 классе "Рыбное хозяйство"...
Урок географии Казахстана в 9 классе "Хозяйство центрального Казахстана"
Данная работа представляет собой конспект урока и презентацию по теме "Хозяйство центрального кКазахстана". данный урок постороен по технологии критического мышления....
Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.
Тема урока географии в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....
методическая разработка интегрированного урока география и информатика с использованием ИКТ-технологий по теме "География мирового хозяйства"
урок позволяет связать умения пользоваться ИКТ-технологиями при изучении географии...
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...