Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии
статья по географии

Левун Ольга Михайловна

Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Черниговская ООШ                                                              Левун О.М.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

     

      Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия  чётко проявляются по следующим показателям:

● обучаемости, т. е. умственным способностям (в том числе креативности), а также специальным способностям;

● учебным умениям;

●обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;

● познавательным интересам.

Теоретическое обоснование  технологии разноуровневого обучения базируется на педагогической основе, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, которое необходимо учащемуся для усвоения учебного материала определённого объёма. Если каждый учащийся будет иметь достаточно времени для эффективного овладения изучаемым материалом, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

    Функционирование школ и классов с уровневой дифференциацией возможно при делении ученических потоков на подвижные и относительно одинаковые по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на разных уровнях: первый уровень – минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования), второй – базовый, третий – вариативный (творческий). В процессе обучения состав групп может меняться, но перед учителем постоянно будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал  свои интеллектуальные возможности. При этом должен чётко сохраняться принцип доступности. В качестве других основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:

 всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть те, которые заняты не своим делом;

взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

    Таким образом, учитель географии в первую группу объединяет учащихся, которые различают и запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению. Однако они не владеют простейшими навыками анализа, не умеют строить схему рассуждений. Поставленная перед классом задача для этой группы учащихся оказывается невыполнимой, так как и содержание её, и средства выполнения представляются недоступными. Доступность может рассматриваться учителем как один из основополагающих принципов, но она должна опираться в каждый момент обучения на максимально высокий уровень, заставляющий включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний (пусть небольшой), все интеллектуальные возможности (пусть ограниченные).

   Во вторую группу объединяются учащиеся с репродуктивным характером мышления и действий при решении той же задачи. Они запоминают учебный материал, понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод их работы – опора на прошлый опыт; ясно просматривается желание перенести его в качестве шаблона на новую ситуацию. Эту группу отличают организованность и целенаправленность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить анализ и синтез, но сравнительно слабое владение методами географии.

   В третью группу входят учащиеся, характеризующиеся в определённой мере творческим подходом к решению поставленной задачи. Они понимают учебный материал, умеют его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуации и выполнять самостоятельные работы творческого характера. Их объединяют высокая степень активности и многогранность вариантов усвоения и воспроизведения, поиск наиболее рациональных приёмов решения для задачи данного типа. Особое место у них занимает углубленный анализ содержания задачи, её внутренней логики.

Учащиеся этой группы способны воспринимать материал и шире, и глубже по сравнению с учащимися первой и второй групп.

   Проводя деление класса на три условные динамические группы, учитель исходит из качества работы каждого обучаемого, наблюдений за ним, т. е. выводит определенную зависимость возможностей данного учащегося от конкретного объёма и глубины рассмотрения изучаемого материала.

   Наиболее эффективным при контроле знаний будут задания другого типа, когда дифференцированно само содержание предметного материала, т.е. не задания разделены на группы, а в каждом задании имеются элементы постепенного усложнения. Первые два вопроса задания носят облегчённый характер. Она предполагают воспроизвести имеющихся у учащихся знаний  и умений или выполнение упражнений по установленному образцу. Эта часть задания должна быть посильна каждому ученику. Учащийся, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную оценку. Третий вопрос требует переноса знаний в новые, более сложные условия, установления новых связей, умений привести свой пример. Выполнение третьего задания обеспечивает ученику более высокую оценку – «хорошо». Четвёртый вопрос требует проявления творческой инициативы, достаточно глубокого знания географии в объёме не только контролируемой темы. За правильное его выполнение учащийся получает оценку «отлично». В задание может быть включён и пятый (дополнительный) вопрос, оцениваемый отдельно. В исключительных случаях его выполнение может быть перенесено во внеурочное время. Учащийся, выполняющий такое задание вне урока, а оно расценивается как самостоятельное дополнительное, может получить ещё одну отметку.

Есть еще один способ дифференциации- по времени выполнения задания. В этом случае на выполнение одного и того же задания учащимся третьей группы дается меньше времени, чем учащимся первой и второй групп. Оставшееся время используется на углубленное изучение материала или его применение в новых условиях.

Если учащиеся во время самостоятельной работы испытывают затруднения, то со стороны учителя правомерно применение наводящих вопросов, ответы на которые толкнут учащегося на выбор верного способа решения. Наводящие вопросы учитель соответствующим образом учитывает при оценке работы ученика. Теряя бал, учащийся выигрывает в другом - он постепенно приобретает умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать и т.п.

Ю. К. Бананский в книге "Оптимизация учебно-воспитательного процесса" пишет: "Основным принципом дифференциации, с нашей точки зрения, должно быть не постоянное упрощение содержания образования ( одним проще, другим сложнее ), а дифференциация помощи ученикам со стороны учителей: одни ученики нуждаются в большей помощи, другие в обычных ее дозах, третьи - в весьма незначительных".

        Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные аспекты учебной деятельности, можно определить следующие цели дифференцированного обучения географии:

        - выявить временные типологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;

        - дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;

        - способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;

        - помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь.

        Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого-физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.

        В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:

        - первый уровень- объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.

        - второй уровень- репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.

- третий уровень- частично-поисковый и исследовательский.

Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний.                При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.

 В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа суши","Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:1)выделить главные мысли изученного;                                                               2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические    объекты на карте;

                                       3)сравнить физическую карту с климатической.        

Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.                                                Домашние задания учащимся можно предложить  также дифференцированные:        1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);                                                2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);                                        3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень);                В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира" предлагаю следующие задания.                                                                                

           1)Найти крайние точки на карте (1 уровень);                                                        2)Найти точки и определить их координаты (2 уровень)                                        3)Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами(например ,с Канадой ,по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласа и рисунком 5 на странице 16 учебника (3 уровень)                        

  Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.        Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:-понимать карту(1 уровень)                                                                                -читать карту(2 уровень)                                                                                -знать карту(3 уровень)                        

На 1-м этапе обучения работе с картой в 5 классе при изучении темы "План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.                                                

К примеру ,при изучении темы "Внутренние воды Африки"в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая  ситуация.                        

Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?                                

Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:                                

1 гр.                                                                                                                

Где Нил берет начало?                                                                                        

От слияния каких двух рек он образуется?                                                        

2 гр.                                                                                                                

В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?                        

В каких из них находятся истоки?                                                                        

3 гр.                                                                                                        

Каковы источники питания притоков Нила?                                                

Когда уровень воды их максимален и почему?                                                        

В заключение сформулируем основные УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.                                1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены.Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.                

2.Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.        3.Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.4.Условия реализации дифференцированного обучения:достаточный набор дидактических материалов(задания, инструкции и т.п) систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся;сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.

5 класс

Тема: «План и карта»

Вариант 1

  1. Нарисуйте условные знаки, обозначающие следующие географические объекты: школа, карьер, шоссе, колодец, деревня, заросли кустарников, дом лесника.
  2. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?
  3. Какое значение имеют план и карта в практической деятельности?

Вариант 2

  1. На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10000? Обоснуйте свою точку зрения исходя из определения понятия «масштаб».
  2. Чем отличаются понятия «абсолютная» и «относительная» высота? Какая из них подписывается на картах?
  3. Сравните понятия «географическая карта» и «план местности».

Вариант 3

  1. Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 17.5 метров. Разность высот соседних горизонталей 5 метров. Западный склон холма крутой, восточный пологий.
  2. Длина экватора составляет 40 000 километров. Определите, чему равняется длина дуги 1°. Если расстояние между объектами, расположенными на экваторе равно 10°, то чему равно расстояние в километрах?
  3. Имеются ли на Земле точки, для определения положения которых, достаточно только одной координаты?

Тема: «Атмосфера»

Вариант 1

  1. Дайте определение  понятие «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферы?
  2. Отчего возникает ветер?
  3. Как зависит климат от широты местности и угла падения солнечных лучей?

Вариант 2

  1. Расскажите о значении атмосферы. От каких губительных для жизни людей явлений атмосфера предохраняет Землю?
  2. Назовите существенные признаки понятия ветер. Можно ли считать ветром вертикальное движение воздуха, поднимающегося от нагретой земной поверхности?
  3. Какое время года в Рио-де-Жанейро, Кейптауне, Мельбурне, если у нас: весна; зима?

Вариант 3

  1. Каким образом нагревается воздух? Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь, удаляясь от земной поверхности, мы приближаемся к Солнцу – источнику тепла?
  2. Что общего в образовании тумана и облаков?
  3. Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?

7 класс География материков и океанов

Тема: «Мировой океан»

Вариант 1

  1. Какие виды волн вы знаете? Как различаются по своему происхождению и силе ветровые волны и цунами?
  2. С чем связано возникновение течений в океане?
  3. На какие группы по способу передвижения подразделяют органический мир океана? Приведите примеры организмов, относящихся к различным группам?

Вариант 2

  1. Используя знания о распределении солнечного тепла и света по поверхности Земли, объясните, как и почему изменяется температура поверхностных вод Мирового океана.
  2. Что такое теплое и холодное течение? Каким образом они показываются на картах? В каких направлениях движутся?
  3. Какими природными ресурсами располагает Мировой океан? Какие из них используются наиболее интенсивно?

Вариант 3

  1. Почему вода в океане имеет горько-соленый вкус? Откуда появились соли в морской воде?
  2. Каким образом обитатели океана приспособились к условиям жизни? Могут ли глубоководные рыбы жить в поверхностных водах? Почему у большинства рыб брюхо светлое, а спина темная?
  3. Почему Северо-Атлантическое течение, имеющее температуру воды всего +12°С, считается теплым, а Канарское течение с температурой воды +19°С – холодным?

Тема: «Южная Америка»

Вариант 1

  1. Какие основные элементы земной коры, формируют материк? Какими формами рельефа они выражены?
  2. Почему Амазонка самая многоводная река планеты?
  3. Природные зоны Южной Америки имеют специфические названия. Каким зонам соответствуют следующие термины: «сельвас», «льянос», «кампос», «пампа»?

Вариант 2

  1. Южная Америка – самый влажный материк. Подтвердите этот факт, используя необходимую карту атласа. Объясните причины этой особенности.
  2. Определите, в каких климатических поясах расположена Южная Америка. Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, она имеет более широкий набор климатических поясов?
  3. Каким образом климатические особенности влияют на почвы и органический мир материка? Объясните этот факт на примере любой природной зоны материка.

Вариант 3

  1. Горы Анды – одни из самых высоких гор на Земле. Используя нужную вам карту, докажите этот факт с точки зрения строения земной коры и теории движения литосферных плит.
  2. На какой из ранее изученных материков Южная Америка похожа по особенностям своего животного мира? Обоснуйте свою точку зрения.
  3. Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?

8 класс География России. Природа.

Тема: «Географическое положение. Граница»

Вариант 1

  1. Какова площадь России, протяженность ее морских и сухопутных границ? Через какие природные объекты она проходит?
  2. Какие из морей России относятся к окраинным, какие к внутренним?
  3. Какие виды хозяйственной деятельности человека связаны с морями и океанами? Какое значение для России имеет Северный морской путь?

Вариант 2

  1. Охарактеризуйте положение России в пределах материка Евразия.
  2. Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?
  3. Вычислите примерную протяженность России с севера на юг и с запада на восток. Какие следствия имеет большая протяженность России?

Вариант 3

  1. В каких широтах расположена большая часть государства? Положение, какой крупной страны мира похоже на положение России?
  2. В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России (12 или 13). С какими причинами это связано? Какова ваша точка зрения?
  3. Если вы 14 мая поплывете из Владивостока в Сан-Франциско и пробудете в пути 5 суток, то какого числа ваше судно прибудет в пункт назначения?

Тема: «Климат России»

Вариант 1

  1. Что такое солнечная радиация? Нарисуйте схему и покажите на ней все основные виды.
  2. Используя необходимую вам карту, определите территории,  на которых выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков? С чем это связано?
  3. Территория России омывается водами трех океанов. Какой из них оказывает наибольшее влияние на климат России?

Вариант 2

  1. Докажите на примере России, что климат зависит от географической широты, циркуляции воздушных масс, характера подстилающей поверхности.
  2. Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?
  3. Говорят, что в городе существует «остров тепла». Почему в центре города температура на 3-5 °С выше чем на окраинах?

Вариант 3

  1.   В двадцатых числах марта и сентября, в дни равноденствия, угол наклона солнечных лучей к земной поверхности одинаков для одного и того же пункта.  Например, для Москвы он    составляет 34°. Почему среднемесячные температуры марта и сентября значительно различаются в одном и том же пункте? (В Москве среднемесячная температура марта составляет -5°С, а среднемесячная температура сентября + 9 °С.)  
  2. Суточная сумма радиации 22 июня в Арктике больше, чем в самых южных районах Средней Азии. Объясните, почему летом температура воздуха в Арктике ниже, чем температура воздуха в умеренных широтах.
  3. На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм. В год). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано?

9 класс Население и хозяйство России.

Тема: «Население»

Вариант 1

  1. Какова численность населения России? Какое место среди стран мира занимает Россия по численности населения?
  2. Какие народы населяют Россию? По каким признакам, и на какие группы их можно разделить?
  3. Что такое естественный прирост? От каких факторов он зависит?

Вариант 2

  1. Какие различия существуют в величине естественного прироста на территории России? Объясните этот факт.
  2. Какие зоны расселения выделяют на территории России?
  3. Как различаются города по выполняемым ими функциям?

Вариант 3

  1. Каким регионам России свойственна особая неоднородность национального состава территории? С какими причинами (историческими, природными) это связано?
  2. Какое население (городское или сельское) преобладает в России? Как различаются отдельные части России по соотношению городского и сельского населения?
  3. Что такое «трудовые ресурсы», как соотносятся понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

Тема: «Комплекс конструкционных материалов»

Вариант 1

  1. Какие общие черты имеют межотраслевые комплексы, производящие конструкционные материалы?
  2. Каково значение химической промышленности?
  3. Какие главные виды продукции производятся лесной промышленностью?

Вариант 2

  1. Какие типы предприятий имеются в черной металлургии? Что такое комбинат полного цикла?
  2. Каковы особенности руд тяжелых  и легких цветных металлов, и каким образом это влияет на размещение их производства?
  3. Дайте оценку лесных ресурсов России.

Вариант 3

  1. Около города Череповца (центральная металлургическая база) отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Объясните данный факт.
  2. Какое значение для химико-лесного комплекса имеет комбинирование производства? Какие преимущества при этом достигаются?
  3. Коксующиеся угли Печерского бассейна расположены к металлургическим комбинатам Урала ближе, чем Кузбасс. Однако уральские заводы используют кузнецкий уголь. Почему?

2019 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...

Педагогическая концепция "Использование интегративного подхода в воспитании и обучении учащихся на уроках географии"

Интегративный подход в обучении учащихся на уроках географии: преимущества и недостатки...

Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования

Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"...

Проект «Освоение и внедрение технологии дифференцированного обучения учащихся на уроках биологии».

В проекте представлен теоретический материал о дифференцированном обучении и разработки типовых дифференцированных заданий по биологии....

Статья "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"

В статье "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"приводятся фрагменты уроков, примеры заданий,которые может использовать учитель на уроках.Особое ...

Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка

Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка...

Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка

Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка...