«Проектная деятельность на уроках географии»
материал по географии
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Работая над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Объектом исследования является образовательный процесс.
Предметом – география, как средство личностно ориентированного подхода в образовательном процессе.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
-выявить суть проектного метода обучения, как примера современных педагогических технологий;
-выявить пути формирования учителем, мотивации совместной деятельности учащихся для работы над проектом;
-сравнить особенности «способностной» педагогики со «знаниевой» педагогикой, как одной из современных технологий оптимизации учебного процесса;
-рассмотреть возможные пути реализации метода проектов на уроках географии.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: использование проектной деятельности в обучении географии оптимизирует учебный процесс, гарантированно обеспечивает планируемые результаты.
Для решения поставленных задач мной использовались следующие методы:
-теоретический анализ научно-педагогической литературы;
-изучение и обобщение передового педагогического опыта;
-тестирования и беседы;
-опытно-экспериментальная работа
Исследование предполагает следующие этапы:
1.Диагностический – изучение психологической, педагогической литературы по проблеме, научные труды по методике преподавания географии, методологии и методологического исследования, обобщение передового педагогического опыта учителей географии;
2.Опытно-экспериментальный – продолжение изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования, разработка и использование проектов на уроках географии (увеличивая число вопросов и заданий на создание учебных проектов от 6 к 10 классу, так как задачи проектного обучения сильно отличаются не только по ступеням, но и по уровням);
3.Заключительный – подведение итогов работы, анализ результатов работы на основе диагностики результатов обучения, как существенной составляющей технологии обучения – это сверка показателей качества обучения в начале и в конце учебного года (представлены в виде мониторинга)
Типы проектов, которые я использую в своей учебной деятельности
Критерии | Тип проектов | Проекты |
Содержание |
| «Экологическая обстановка города» 10 класс. Это исследование экологического состояния атмосферы. Наблюдение с помощью дневника погоды за годовым и месячным ходом температур и построение графиков; исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров» и рекомендации по строительству пром. предприятий согласно данным «розе ветров»; исследование волжской воды на загрязнители и предложение путей решения проблемы; исследование почвенного покрова района на наличие тяжелых металлов и рекомендации по улучшению плодородия почвы. |
| «Бразилия»,»Индия», «Япония»(т.е по странам) «Районы туризма Старого и Нового Света» | |
| «Демографическая ситуация в России» «Демографическая ситуация в Московской области» | |
| Большинство проектов 6,8,9 классов основываются на краеведческом материале | |
| «Культурно-исторические достопримечательности мира» | |
Уровень интеграции |
| «Бразилия», «Индия», «Япония»,т.е по странам |
| «Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли» | |
Продолжительность выполнения проекта |
| Это проекты по странам мира |
| Наблюдение с помощью дневника погоды за месячным ходом температур и построение графиков, исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров» | |
| Анализ изменения климата по годам (с 2005 по 2007гг) | |
Количество участников проекта |
| Преобладают коллективные, групповые. |
| На конференцию- индивидуальные | |
Способ преобладающей деятельности |
| Проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. «Проблемы мирового океана» Результат проекта оформляется в виде презентации. |
| Планируемыми результатами могут быть создание географического журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов. | |
| Учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения. «Проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории» | |
| Направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности ит.д. «Проект по очистке леса или парка от мусора». Желательно осветить в прессе. | |
| Ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и субъекта исследования, определение совокупности методов исследований, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. «Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли» Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. | |
Использование средств обучения |
| Таблицы, схемы, аудиозаписи |
| Использование компьютера, мультимедиапроектора. |
Учебные географические проекты
Сфера деятельности человека | Проектная деятельность по географии | Примеры названий проектов по географии |
Научно-познавательная | Изучение географических проблем историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии |
|
Практико-преобразовательная | Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений экспериментально-измерительных работ на местности. |
|
Ценностно-ориентационная | Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации. |
|
Коммуникативные | Включает коммуникативные потребности учащихся направленые на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно – коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации. |
|
Художественно-эстетическая | Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических процессов и явлений, охватывающих географию. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...