развитие читательской грамотности. география
материал по географии (10, 11 класс)
данное задание направлено на развитие читательской грамотности учащихся. может быть использовано после изучения тем -"отраслевая структура мирового хозяйства" либо - "природные ресурсы мира".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_geografiya.docx | 13.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: …………..
Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Промышленная деятельность человечества очень тесно связана с окружающей средой. Именно промышленность – главный потребитель большинства природных ресурсов. Именно она вызвала к жизни антропогенные ландшафты – горнопромышленные и в значительной мере городские. Наряду с этим рост промышленности обостряет многие проблемы природопользования. В первую очередь это относится к «грязным» производствам.
Тепловая энергетика выбрасывает в окружающую среду огромное количество вредных веществ, изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод. Возникновение атомной энергетики породило сложную проблему захоронения радиоактивных отходов. Ещё большую опасность для окружающей среды представляют аварии на АЭС, особенно такого масштаба, как в Чернобыле (Украина). Они обострили понимание того, что и мирный атом требует осторожного подхода. Гидроэнергетика является значительно более «чистой», но связанные с нею гидротехнические сооружения, особенно большие плотины и водохранилища, часто приводят к другим нарушениям экологического равновесия.
Развитие горнодобывающей промышленности нарушает почвенный покров, «съедает» целые природные ландшафты, вызывая необходимость больших затрат на их рекультивацию. Разработки месторождений полезных ископаемых на шельфе морей таят в себе большую экологическую угрозу для Мирового океана. При лесозаготовках так же разрушается почвенный покров. Развитие металлургии сопровождается загрязнением атмосферы, повышением содержания в окружающей среде железа, свинца, олова, меди, ртути, мышьяка и других металлов, что может создать реальную угрозу здоровью людей. Развитие химической и нефтехимической промышленности нередко приводит к заражению воздуха, почвы, воды; особенно опасны крупные аварии на таких предприятиях. То же относится и к предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности.
Занятие людей сельским хозяйством уже в течение тысячелетий оказывает очень большое воздействие на окружающую среду, приводя к формированию полевых и пастбищных антропогенных ландшафтов.
В период экстенсивного развития сельского хозяйства основным путём его воздействия на окружающую среду были распашка земель и сведение лесов. Для многих стран Азии, Африки и Латинской Америки этот путь и в настоящее время остается главным.
В странах с интенсивным сельским хозяйством с середины XX в. резко возросло загрязнение, связанное с развитием животноводства. Но наиболее мощным средством воздействия на окружающую среду стала химизация сельского хозяйства. Экономическая выгода химизации сельского хозяйства очень велика. Но наряду с этим широкое и бесконтрольное применение химических удобрений приводит к тому, что значительная их часть попадает в реки и озера, отрицательно сказываясь на развитии растительности, почвенном покрове, вызывает «красные» и «зелёные» приливы в морях, связанные с быстрым размножением водорослей.
Вопросы:
1. Почему промышленная деятельность человечества очень тесно связана с окружающей средой?
2. Чем опасно бесконтрольное применение химических удобрений?
3. Какие изменения происходят в природе при активном развитии промышленности?
4. Какие проблемы природопользования обостряет рост промышленности?
5. Дайте определение следующим терминам – «грязное» производство, «чистое» производство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории
В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся. Для систематизации проверяемых элементов предложен кодифика...
«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"
Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Презентация "Развитие читательской грамотности на уроках географии"
В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности: -Умение найти и извлечь информацию из текста.--Возможность интегрирования и интерпр...