Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме "Ориентирование"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Смирнова Татьяна Васильевна

Урок географии в 5 классе по теме "Ориентирование" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Применены технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, продуктивного чтения,

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Технологическая карта урока по географии в 5 классе     

         

Ф.И.О                                    

Смирнова Татьяна  Васильевна

Место работы

МКОО «Михайловская ОШ»

Должность

Учитель географии

Предмет

География

Класс

5

Тема и номер урока в КТП

«Ориентирование» № 21

Базовый учебник

География начальный курс. 5 класс. Учебник  (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).

                                                                                                                       

Цель  урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.

 Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Личностные УУД  (Л):   формирование познавательного интереса к исследования.

Метапредметные: 

Коммуникативные (К): добывать недостающую  информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

 Регулятивные (Р): применять методы информационного поиска.

Познавательные (П): формулировать алгоритм работы с компасом.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.

 Тип урока:  урок - практикум

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах

Виды деятельности: работа с текстом учебника,  работа в парах, работа с компасом.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, компасы.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация на урок

- Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. «Сегодня у нас особенный урок, к нам пришли гости, посмотрите на них и начнём занятие. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

- Тема урока  довольно  сложная,  но  очень  интересная. Работы  много.  Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?»

Знакомство с планом.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Повторение пройденного

  1. Устный опрос:

(рисунки на столе учащихся)

Посмотрите на свои листы и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое горизонт?

- Что называется линией горизонта?

- Что такое ориентирование?

  1. Работа по карточкам

Определение сторон горизонта.

               

- Подпишите их

- Взаимопроверка

Учащиеся отвечают устно и письменно и потом проводят взаимопроверку

2

Актуализация   темы

Беседа (определение темы и цели урока)

- Как можно определить стороны горизонта?

  1. Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (помещает тему «Ориентирование»  на магнитной доске)
  2. Загадать загадку.

По стране в поход идем —
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг

- Посмотрите, что у меня в руках (Компас)

- А что Вы знаете по данной  теме?

- А хотите ли вы узнать подробнее? Какие цели вы поставите перед собой?

Решаемая проблема:

Что такое азимут?

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока, цели

3

Изучение нового материала

Практикум

- А знаете ли Вы, что такое компас? (помещает понятие на магнитной доске)

- Приходилось ли вам пользоваться им?

2. Работа с текстом учебника стр. 81.

Целевой вопрос: Где был изобретён первый компас?  

  1. Беседа
  2. Презентация «Ориентирование» Слайды с 1-4 (о компасе)

4. Рассказ учителя об изобретение компасов.

А). О свойстве намагниченного железного штыря (иглы) знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса.

Вы наверняка хоть раз видели компас. Это приборчик, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли – невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия  магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север.

Б).Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы.
Компас Адрианова состоит из пяти частей:
Корпус компаса.
Визирное кольцо
Магнитная стрелка
Лимб (циферблат)
Зажим

2. Практическая работа с компасом. Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим.

– Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.

– Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север.

Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток.

Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С – север, противоположная ей сторона, это – …., слева – …., справа – …...

- Стороны горизонта могут называться и по другому – РУМБЫ  (учитель наклеивает учащимся в тетрадь сведения о румбах и помещает понятие на магнитной доске)

Север – норд (Nord)

 Юг – зюйд (Zuiden)

Восток – ост ( Ost)

Запада- вест (West)

Задания практической работы:

  1. В какую сторону обращены окна класса?...
  2. Направление,  в котором находится дверь класса?....
  3. В каком направлении от вас расположен стол учителя?...
  1. Правила работы с компасом

Работа по учебнику (стр.81)

Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами в учебнике?

Что нужно обязательно помнить, когда вы идёте в лес за грибами?

  1. Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете. 

– А сегодня вы ещё познакомитесь с понятием «Азимут»

Просмотр презентации «Ориентирование слайды 14-17 (об азимуте)

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

   Решаемая проблема: 

  1. Что такое азимут?

Обобщение, обсуждение.

Задания:

(1 группа –Стенд «Приборы по географии», 2 группа – Стенд «Сегодня на уроке»

Устные ответы

Работают с текстом учебника

Просмотр презентации

Работают с текстом учебника

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

-  Записывают в тетрадь понятие Румбы(Р)

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

- Смотрят слайды презентации «Ориентирование»

- Записывают в тетрадь понятие «Азимут»

Определяют «Азимут» (П)

Выполняют практикум по слайдам демонстрируя знания (П)

 

4

Физкультминутка   (здоровье-

сберегающий компонент)

Давайте попробуем сориентироваться в классе:

  1. Где у нас восходит Солнце? (Потянули руки на Восток – поманили его к себе)
  2. Дальше Солнце идёт на Запад – (помахали ему «до свидание»)
  3. У нас наступила зима. Она пришла к нам с Севера (позовём её)
  4. А птичкам холодно осенью и они улетают на Юг (проводим птичек)

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)

5

Работа по учебнику:

- Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта?

- Найдите ответы в учебнике стр. 81-82.

Просмотр презентации «Ориентирование» слайды 11- 26  (об ориентировании по местным признакам)

- А ещё можно ориентироваться по часам в солнечный день. Рассказ учителя:

- С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов после полудня – тот угол, который она прошла после 12 часов.

C:\Users\Администратор\Documents\Часы Ориентир.jpg

6

Закрепление  

Беседа:

  1. Для чего служит компас?
  2. Из каких частей состоит компас?
  3. Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?
  4. Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта?
  5. Решили ли мы поставленную проблему?

Объясняет д/з §17,

Творческое задание (по желанию).  

Пользуясь компасом, определить в каком направлении от вашего дома находиться школа

и азимут

Отвечают, демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной  информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания

7

Итог урока     (рефлексия).

 Д/З

Комментирует и выставляет оценки за урок

Листок настроения.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок

Моё настроение

Материал мне был

Д/з мне кажется

Активно/ пассивно

Доволен/ не доволен

Коротким/ длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/ не понятен

Полезен/ бесполезен

Интересен/ скучен

Лёгким/трудным

Интересным/неинтересным

  1. Сегодня я узнал….
  2. Было трудно……
  3. Я понял, что……
  4. Я научился…….
  5. Я смог…….
  6. Было интересно узнать ……..
  7. Меня удивило…….
  8. Мне захотелось……

Объясняет д/з §17,

Творческое задание (по желанию).  

Пользуясь компасом, определить в каком направлении от вашего дома находиться школа.

Оценивают свою работу на уроке (Л) 

Записывают домашнее задание в дневник (К)

Литература к уроку:

  1. География начальный курс. 5 класс. Учебник  (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/urok-orientirovanie-5-kl.html

  1. https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/plan-i-karta/orientirovanie-na-mestnosti/trainers#

Приложение

 Подпишите стороны горизонта

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Задания практической работы:

  1. В какую сторону обращены окна класса?...
  2. Направление,  в котором находится дверь класса?....
  3. В каком направлении от вас расположен стол учителя?...

РУМБЫ 

Север – норд (Nord)

 Юг – зюйд (Zuiden)

Восток – ост ( Ost)

Запада- вест (West)

Ориентирование по часам

C:\Users\Администратор\Documents\Часы Ориентир.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока географии 5 класс

ТК урока географии в 5 классе по теме "Уникальность планеты Земля"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...