Открытый урок в 8 классе по теме: «Характеристики реки».
план-конспект урока по географии (8 класс)

Сарыглар Саида Калдар-ооловна

Цель урока: Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать взаимосвязь рек от рельефа и климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristiki_reki_v_8_kl.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

           Открытый урок в 8 классе по теме: «Характеристики реки».

Тип урока : Изучение нового материала.

Цель урока: Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать взаимосвязь рек от рельефа и климата.

Задачи урока:

Образовательные:

Изучить особенности рек России , влияние климата и рельефа на реки России.

Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.

Познакомиться с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.

Сформировать представление о реках России и их особенностях: источниках питания, режиме.

Развивающие:

Создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

Воспитательные:  Воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе. Формировать умение работать в парах. Прививать интерес к предмету.

Оборудование :

1.Физическая карта России, карточки – помощники, учебник, атлас, проектор.

Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: Частично-поисковый,познавательный,практический,исследовательский.

   ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята!

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Мы с вами закончили изучать тему “Моря России”.

Географический  диктант. В оценочном листе в пустом прямоугольнике  ответим на вопросы «да» -  «нет» -

Вопросы читаю два раза:

   1.Моря России относятся к бассейнам 4 океанов?

  2. Россию омывают 12(13) морей?

3.Самыми глубоководными являются моря Тихого океана?

4.Все моря Атлантического океана, внутренние моря?

5.Самое чистое море России - Чукотское?

6.Самое тёплое море – Восточно-Сибирское ?

Ответ:

Поставьте сами себе оценку.

«5»-всё правильно.

«4»- 1-2ошибки.

«3»- 3 ошибки.

«2»- 4 и более.

3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Положили перед собой рабочий лист, записали число и слово «Тема»:

Я буду читать текст стихотворения. Внимательно послушайте его. О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

 Семь тысяч рек, ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль,- сем тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых - до одной,

Что от Валдая до Урала,

Избороздили шар земной. (Твардовский «За далью даль»)

-О чём  пойдёт речь сегодня на уроке? Правильно о реках России.

Запишите тему урока: «Характеристики реки».

4.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Какие характеристики реки вы уже знаете? Вспомним!

Работа в рабочих листах:

Задание №1.

Устно установите соответствие:

Понятие

Определение

1.Река

А) Главная река со всеми её притоками.

2.Исток

Б)Место, откуда река берёт своё начало.

3. Устье

В) Границы между бассейнами двух рек.

4.Речная система

Г) Место впадения реки в другую реку, море, озеро, океан.

5.Бассейн реки

Д) Естественный, постоянный водный поток, текущий в выработанном углублении, называется

6.Водораздел

Е) Углубление ,по которому течёт река.

7.Длина реки

Ё) Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды.

8.Русло

Ж) Расстояние от истока до устья.

9.Падение реки

10. Уклон реки

11.Питание реки

12. Гидрологический режим


-На какие понятия у вас нет определений? Почему? Что мы сегодня будем изучать на уроке? Чему сегодня на уроке мы должны научиться?

Дети сами ставят цель урока.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия основных характеристик реки «падение реки», «уклон реки», «питание реки», «гидрологический режим», показать взаимосвязь речных систем России от рельефа и климата.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-Как вы думаете, от чего зависит распределение рек по территории России?

Ответ: Главными компонентами, влияющими, на реки являются климат и рельеф.

Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос.

-Какие особенности речной сети России связаны с рельефом.

Ответ: Рельеф оказывает влияние на направление течения, характер течения, уклон и падение реки.

-Почему крупнейшие реки Сибири впадают в СЛО? (Общий наклон территории к северу).

-По характеру течения как делятся реки?

Ответ: Горные и равнинные.

-Охарактеризуйте горные реки и равнинные?

А ещё рельеф влияет на падение и уклон реки?

Задание № 2.

Работа в парах. По физической карте России определите исток и устье рек. Заполните таблицу.

Река

Исток

Устье

1.

Волга

2.

Лена

3.

Енисей

4.

Обь

5.

Терек

       Для оценки реки в жизни и деятельности человека очень важно знать следующие характеристики: падение и уклон,  величину стока

Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах.

П = Н1 – Н2

Н1 – абсолютная высота истока;

Н2 – абсолютная высота устья.

Задание№1.

Определите падение реки, используя физическую карту атласа и данные таблицы.

Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности. Высота истока =256 м. Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28 м.

Решение:

Н1 = 256 м

Н2 = - 28 м

П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28 м) = 284 м.

Задание№2.

Самостоятельная работа.

Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м.

Решение:

Н1 = 930 м

Н2 = 0 м

П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.

Ответ: падение Лены 930м

Уклон реки – это отношение падения реки к ее длине.

Формула: У= П/Д (см/км).

Задание№3

Определить уклон реки Волги. Падение нам уже известно-284м. Длина реки –3530 км.

Н1 = 256 м

Н2 = -28 м

П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28) м = 284 м = 28400 см.

 8см/кмУ = П / Д = 28400 см / 3530 км

Ответ: уклон Волги = 8 см/км.

Задание№4

Определите самостоятельно уклон реки Лены.

Падение нам уже известно-930м. Длина реки –4400 км.

Высота истока 930 м.

Решение:

Н1 = 930 м

Н2 = 0 м

П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.= 93000см

 21,5см/кмУ = П / Д = 93000см / 4400 км

Ответ: уклон Лены= 21,5 см/км.

Учитель: Определите падение и уклон р. Урал самостоятельно .Ответы запишите в таблицу:

Река

Длина реки

Высота истока(Н1)

Высота устья(Н2)

Падение

Уклон

1.

Волга

3530км.

256м.

-28м

2.

Лена

4400км.

930м.

0м.

3.

Урал

2428км.

800м.

-28м.


ВЫВОД:. Горные реки имеют большой уклон. Например, уклон Терека 500 см/км.

По характеру течения большинство рек России относится к равнинным. Они имеют малые уклоны. Наименьший уклон имеет Обь (4 см/км). Самый большой уклон из равнинных рек у Енисея (37 см/км). Уклон Волги 7 см/км.

ФИЗМИНУТКА. Игра «Да. Нет. Не знаю, но хочу узнать»

да - киваем головой

нет - поднимаем плечи

Не знаю, но хочу узнать- топаем носочками

Вопросы

   Падение и уклон являются результатом влияния рельефа на реки, а вот влияние климата проявляется через источники питания рек

Питание реки – это поступление воды в реку из различных источников.

Виды питания: подземное, снеговое, дождевое, ледниковое, смешанное

От вида питания реки будет зависеть годовой сток.

Годовой сток – это количество воды, протекающее в русле за год .

Учитель: Объясняет, как при помощи карты определить годовой сток

В результате разнообразного питания образуются различные режимы рек

половодье- максимальный уровень воды в рек

паводок- кратковременный подъем воды в реке

межень- минимальный уровень воды в реке

В результате, какого питания образуются эти явления?

ученики: половодье образуется в результате подземного и снегового питания;

паводок образуется в результате дождевого питания;

межень образуется в результате только подземного питания.

ВЫВОД: В питании рек России принимают участие дождевые, талые снеговые, ледниковые и подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе не существует.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Если Вы согласны с утверждением, в графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки «+», если нет - «-».

 Утверждения               Ответы

1. Уклон реки – это превышение истока              

    над устьем. _______ нет

2. Внезапный подъем воды в реке – это

половодье. _______нет

3. Самая длинная река России – Обь. ____да___

4. Самая многоводная река России –

Енисей. _______да

5. Ожидаемый подъем воды в реке – это

половодье. ________да

6. Отношение падения реки к её длине

называют уклоном. ________да

7. Падение реки - это превышение истока

над устьем. ________да

8. Низкий уровень воды в реке – это

межень. _________да

9. Большинство рек России имеют

ледниковое питание. _______нет

6.РЕФЛЕКСИЯ

Ответить на вопросы:

-Сегодня я на уроке узнал(а), что…?

-Сегодня на уроке я научился(лась)…?

Поставьте в оценочный лист общую оценку себе за работу на уроке

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Параграф 22.

Сообщение «Реки России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...