Открытый урок в 8 классе по теме: «Характеристики реки».
план-конспект урока по географии (8 класс)
Цель урока: Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать взаимосвязь рек от рельефа и климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristiki_reki_v_8_kl.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе по теме: «Характеристики реки».
Тип урока : Изучение нового материала.
Цель урока: Дать учащимся понятия основных характеристик реки, показать взаимосвязь рек от рельефа и климата.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучить особенности рек России , влияние климата и рельефа на реки России.
Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.
Познакомиться с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.
Сформировать представление о реках России и их особенностях: источниках питания, режиме.
Развивающие:
Создавать условия для развития речи, процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе. Формировать умение работать в парах. Прививать интерес к предмету.
Оборудование :
1.Физическая карта России, карточки – помощники, учебник, атлас, проектор.
Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: Частично-поисковый,познавательный,практический,исследовательский.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята!
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Мы с вами закончили изучать тему “Моря России”.
Географический диктант. В оценочном листе в пустом прямоугольнике ответим на вопросы «да» - «нет» -
Вопросы читаю два раза:
1.Моря России относятся к бассейнам 4 океанов?
2. Россию омывают 12(13) морей?
3.Самыми глубоководными являются моря Тихого океана?
4.Все моря Атлантического океана, внутренние моря?
5.Самое чистое море России - Чукотское?
6.Самое тёплое море – Восточно-Сибирское ?
Ответ:
Поставьте сами себе оценку.
«5»-всё правильно.
«4»- 1-2ошибки.
«3»- 3 ошибки.
«2»- 4 и более.
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Положили перед собой рабочий лист, записали число и слово «Тема»:
Я буду читать текст стихотворения. Внимательно послушайте его. О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль,- сем тысяч рек.
Она со всех концов собрала –
Больших и малых - до одной,
Что от Валдая до Урала,
Избороздили шар земной. (Твардовский «За далью даль»)
-О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Правильно о реках России.
Запишите тему урока: «Характеристики реки».
4.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Какие характеристики реки вы уже знаете? Вспомним!
Работа в рабочих листах:
Задание №1.
Устно установите соответствие:
Понятие | Определение |
1.Река | А) Главная река со всеми её притоками. |
2.Исток | Б)Место, откуда река берёт своё начало. |
3. Устье | В) Границы между бассейнами двух рек. |
4.Речная система | Г) Место впадения реки в другую реку, море, озеро, океан. |
5.Бассейн реки | Д) Естественный, постоянный водный поток, текущий в выработанном углублении, называется |
6.Водораздел | Е) Углубление ,по которому течёт река. |
7.Длина реки | Ё) Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды. |
8.Русло | Ж) Расстояние от истока до устья. |
9.Падение реки | |
10. Уклон реки | |
11.Питание реки | |
12. Гидрологический режим |
-На какие понятия у вас нет определений? Почему? Что мы сегодня будем изучать на уроке? Чему сегодня на уроке мы должны научиться?
Дети сами ставят цель урока.
ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия основных характеристик реки «падение реки», «уклон реки», «питание реки», «гидрологический режим», показать взаимосвязь речных систем России от рельефа и климата.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-Как вы думаете, от чего зависит распределение рек по территории России?
Ответ: Главными компонентами, влияющими, на реки являются климат и рельеф.
Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос.
-Какие особенности речной сети России связаны с рельефом.
Ответ: Рельеф оказывает влияние на направление течения, характер течения, уклон и падение реки.
-Почему крупнейшие реки Сибири впадают в СЛО? (Общий наклон территории к северу).
-По характеру течения как делятся реки?
Ответ: Горные и равнинные.
-Охарактеризуйте горные реки и равнинные?
А ещё рельеф влияет на падение и уклон реки?
Задание № 2.
Работа в парах. По физической карте России определите исток и устье рек. Заполните таблицу.
№ | Река | Исток | Устье |
1. | Волга | ||
2. | Лена | ||
3. | Енисей | ||
4. | Обь | ||
5. | Терек |
Для оценки реки в жизни и деятельности человека очень важно знать следующие характеристики: падение и уклон, величину стока
Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах.
П = Н1 – Н2
Н1 – абсолютная высота истока;
Н2 – абсолютная высота устья.
Задание№1.
Определите падение реки, используя физическую карту атласа и данные таблицы.
Определить падение реки Волги, которая начинается на Валдайской возвышенности. Высота истока =256 м. Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28 м.
Решение:
Н1 = 256 м
Н2 = - 28 м
П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28 м) = 284 м.
Задание№2.
Самостоятельная работа.
Определить падение реки Лены. Высота истока 930 м.
Решение:
Н1 = 930 м
Н2 = 0 м
П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.
Ответ: падение Лены 930м
Уклон реки – это отношение падения реки к ее длине.
Формула: У= П/Д (см/км).
Задание№3
Определить уклон реки Волги. Падение нам уже известно-284м. Длина реки –3530 км.
Н1 = 256 м
Н2 = -28 м
П = Н1 – Н2 = 256 м – (-28) м = 284 м = 28400 см.
8см/км≈У = П / Д = 28400 см / 3530 км
Ответ: уклон Волги = 8 см/км.
Задание№4
Определите самостоятельно уклон реки Лены.
Падение нам уже известно-930м. Длина реки –4400 км.
Высота истока 930 м.
Решение:
Н1 = 930 м
Н2 = 0 м
П = Н1 – Н2 = 930 м – 0 м = 930 м.= 93000см
21,5см/км≈У = П / Д = 93000см / 4400 км
Ответ: уклон Лены= 21,5 см/км.
Учитель: Определите падение и уклон р. Урал самостоятельно .Ответы запишите в таблицу:
№ | Река | Длина реки | Высота истока(Н1) | Высота устья(Н2) | Падение | Уклон |
1. | Волга | 3530км. | 256м. | -28м | ||
2. | Лена | 4400км. | 930м. | 0м. | ||
3. | Урал | 2428км. | 800м. | -28м. |
ВЫВОД:. Горные реки имеют большой уклон. Например, уклон Терека 500 см/км.
По характеру течения большинство рек России относится к равнинным. Они имеют малые уклоны. Наименьший уклон имеет Обь (4 см/км). Самый большой уклон из равнинных рек у Енисея (37 см/км). Уклон Волги 7 см/км.
ФИЗМИНУТКА. Игра «Да. Нет. Не знаю, но хочу узнать»
да - киваем головой
нет - поднимаем плечи
Не знаю, но хочу узнать- топаем носочками
Вопросы
Падение и уклон являются результатом влияния рельефа на реки, а вот влияние климата проявляется через источники питания рек
Питание реки – это поступление воды в реку из различных источников.
Виды питания: подземное, снеговое, дождевое, ледниковое, смешанное
От вида питания реки будет зависеть годовой сток.
Годовой сток – это количество воды, протекающее в русле за год .
Учитель: Объясняет, как при помощи карты определить годовой сток
В результате разнообразного питания образуются различные режимы рек
половодье- максимальный уровень воды в рек
паводок- кратковременный подъем воды в реке
межень- минимальный уровень воды в реке
В результате, какого питания образуются эти явления?
ученики: половодье образуется в результате подземного и снегового питания;
паводок образуется в результате дождевого питания;
межень образуется в результате только подземного питания.
ВЫВОД: В питании рек России принимают участие дождевые, талые снеговые, ледниковые и подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе не существует.
5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Если Вы согласны с утверждением, в графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки «+», если нет - «-».
Утверждения Ответы
1. Уклон реки – это превышение истока
над устьем. _______ нет
2. Внезапный подъем воды в реке – это
половодье. _______нет
3. Самая длинная река России – Обь. ____да___
4. Самая многоводная река России –
Енисей. _______да
5. Ожидаемый подъем воды в реке – это
половодье. ________да
6. Отношение падения реки к её длине
называют уклоном. ________да
7. Падение реки - это превышение истока
над устьем. ________да
8. Низкий уровень воды в реке – это
межень. _________да
9. Большинство рек России имеют
ледниковое питание. _______нет
6.РЕФЛЕКСИЯ
Ответить на вопросы:
-Сегодня я на уроке узнал(а), что…?
-Сегодня на уроке я научился(лась)…?
Поставьте в оценочный лист общую оценку себе за работу на уроке
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Параграф 22.
Сообщение «Реки России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....
Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"
Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....
открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"
Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....
Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.
Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....
Открытый урок 6 класс по теме:"Животные в нашей жизни".
К уроку прилагается самоанализ....
Открытый урок 6 класс по теме: "Ветер. Роза ветров"
Открытый урок...
Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"
Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...