Интерес к чтению: как его пробудить? (формирование читателя, формирование умения читать с удовольствием)
статья по литературе на тему
Это статья о том как пробудить интерес к чтению у детей разного возраста на основе личного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interes_k_chteniyu.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерес к чтению: как его пробудить?
Главная трудность, с которой сталкивается любой современный учитель литературы – нелюбовь детей к книге. Наше телевизионно-дискотечное воспитание отлучило ребёнка от чтения. Ушло в небытие домашнее чтение, когда под абажуром собиралась вся семья.
Жалобы на то, что «нынешние дети» не хотят читать, слышать приходится постоянно. Центральная причина кроется в том, что современный подросток категорически отказывается делать то, что ему не нравится. Проблема останется до тех пор, пока мы не сумеем показать ребёнку, что чтение – источник радости.
Цели и задачи литературного образования сегодня – это воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся, осмысленное отношение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы, формирование на этой основе высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения.
Очень важно найти такие методы и приёмы обучения, которые бы в наибольшей мере способствовали формированию у учащихся не только знаний, умений и навыков, что тоже очень важно, но и воспитывали устойчивый интерес к чтению, вызывали потребность перечитать произведение заново, «остановиться», «оглянуться».
В своей работе я использую разные методы и приемы обучения, чтобы привить у учащихся любовь к чтению.
Это книжные выставки и чтение вслух: «Громкие чтения» и «Чтения с остановками», встречи с писателями, литературные игры и конкурсы.
Книжные выставки привлекают внимание и пробуждают интерес к чтению у учащихся.
Такую книжную выставку я делала в этом учебном году (2007 – 2008 уч. г.) 9 октября, когда в школе проходил День чтения. На уроке литературы «Приглашение к чтению» я показала и порекомендовала детям прочитать интересные для их возраста книги разных авторов. Сначала на этом уроке я рассказала детям о своей первой книге А. Л. Барто, которую прочитала мне моя мама, о том как книга вошла в мою жизнь, когда я научилась сама читать, о том, что именно книга помогла мне выбрать профессию. Затем и сами ребята рассказали о том, как книги вошли в их жизнь (но перед этим им было дано задание – спросить у родителей, какую книгу и кто впервые им прочитал). Дети принесли свои первые книги, которые им читали мамы, папы, дедушки, бабушки на урок чтения
и с удовольствием рассказали о них.
Мы часто себе задаем вопрос: как же пробудить интерес к чтению у детей? Как их заставить читать? Любовь к чтению, конечно, нужно воспитывать.
Сначала, чтобы пробудить у учеников желание самим читать книги, я читала на уроках любимые страницы изучаемых произведений, читала так, чтобы слова шли от души. Это путь: чтение вслух – знание – понимание – сопереживание.
Я читаю вслух сама наиболее важные эпизоды, чтобы самые равнодушные зажглись интересом: «А что там дальше?» - и прочли сами. Стараясь как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателя, но и захотели бы узнать, что же было дальше, я, тем самым, стремлюсь подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.
В немалой степени способствует активизации читательского интереса учащихся «игровые» приемы обучения, потому что во время игры дети чувствуют себя естественно, не ощущают давления со стороны старших, психологически они более раскрепощены. Многие игры опираются на уже имеющуюся базу знаний, в другом случае должны проявить смекалку. Но игры, к которым нужно готовиться, которые подразумевают предварительное чтение, анализ прочитанного, дополнительную работу – очень полезны. Игра помогает детям делать чтение осмысленным и более внимательным.
Например, при пересказе литературных произведений можно использовать игру «Дружный пересказ». Игра носит соревновательный характер. Класс делится на две команды. Члены одной из них начинают пересказывать прочитанное произведение по цепочке – один говорит не более двух фраз. Если кто-то не смог подхватить рассказ на счет «раз», «два», «три», его продолжает по тем же правилам команда соперников. Выигрывают те, кто меньше нуждался в посторонней помощи. Таким образом, чтобы победить в игре-соревновании, учащимся необходимо внимательно прочитать произведение и хорошо ориентироваться в тексте.
С целью эффективной проверки домашнего задания по прочитанному произведению используется и игра «Части текста». Смысл её заключается в том, что класс делится на группы: «Введение», «Основная мысль», «Заключение», «Дополнение». Играющие трех групп должны пересказать соответствующую часть текста по порядку: введение, основная мысль, заключение. Предварительно им дается несколько минут для того, чтобы посовещаться о границах своей части и выбрать рассказчиков. Группа «Дополнение» имеет право взять слово после выступления каждой группы.
Отмечено, что обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Игровой характер изучения литературных произведений способствует активизации читательского интереса учащихся.
Очень нравятся детям и викторины на уроках литературы. Причем викторины можно проводить на заключительном этапе, как момент контроля, и в процессе изучения произведения. Вот несколько примеров из опыта работы.
После того как мы изучили в 5 классе сказки Г. Х. Андерсена, я провела викторину на заключительном уроке.
Урок-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена.
Викторина.
Разделить класс на 3 группы, каждая из которых должна придумать себе название, связанное с творчеством Андерсена. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Задание 1.
Каждой команде выдается таблица, в которой стрелками нужно соотнести сказки с пословицами.
“Дикие лебеди” “Гадкий утенок” “Соловей” “Новое платье короля” “Свинопас” “Стойкий оловянный солдатик” “Ель” “Снежная королева” | Смелым счастье помогает. Выдумка дороже работы. Ручки белые, душа черная. Мал золотник, да дорог. Мать гладит по шерсти, мачеха - супротив. Устами младенца глаголет истина. По одежде не суди, по делам гляди. Что имеем не храним – потерявши плачем. |
Команды должны объяснить свой выбор. В случае затруднения можно обратиться к тексту.
Задание 2.
По описанию, которое я буду зачитывать, нужно догадаться, о ком идет речь.
- “…она только и любила, что цветы ярко красные, как солнце там, наверху, да еще красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня…Больше всего ( она) любила слушать рассказы о мире людей, там наверху.”
( “Русалочка”)
- “…на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику”.
( “Оле-Лукойе”)
- “…(в санях) сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке… Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить”.
( “Снежная королева”)
- “Увидала в воде свое лицо…и совсем перепугалась – такое он было черное и гадкое. Но вот она зачерпнула горстью воды, обмыла лоб и глаза, и опять заблестела ее белая нежная кожа… Краше принцессу поискать было по всему свету!”
(Элиза, “Дикие лебеди”)
- “Он и в самом деле явился с визитом в черной бархатной шубе. Уже он и образован, и богат…и дом у него раз в двадцать просторнее… а уж учен-то как, вот только не терпел он ни солнца, ни красивых цветов и отзывался о них очень дурно, потому что никогда их не видел.”
(Крот, “Дюймовочка”)
- “…место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь… Только не терпелось…самой стать взрослой; не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину”.
(“Елка”)
Задание №3. Кто есть кто? Конкурс знатоков
Для участия в конкурсе ведущий приглашает по 1–2 человека от каждой команды.
Вначале ребята должны ответить на вопросы, причём “знатоки” не имеют права совещаться с командой. За правильный ответ они получают 1 балл. Все вопросы начинаются со слова “кто” (исходя из названия конкурса).
Вопросы:
- Кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не знает”? (Оле-Лукойе, герой одноимённой сказки.)
2. Кто из персонажей “так любил наряжаться”, что “на каждый час дня у него было особое платье”? (Король; «Новое платье короля».)
3. Кто из героев Андерсена носил уникальное воинское звание “обер-ундер-генерал-адмирал-сержант”, не имеющее аналогов в мире? (Козлоног; «Пастушка и трубочист».)
4. Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим между прекрасными”? (Утёнок-лебедь; «Гадкий утёнок».)
5. “– Я не принесу никакого свадебного подарка, кроме сказки!” – заявил один герой своей невесте. А невеста была турецкой принцессой. Кто же сей жених? (Купеческий сын; «Сундук-самолёт».)
6. Кто из персонажей сказок Андерсена был таким богачом, что “мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу”, но не делал этого, так как “знал, куда девать деньги”? (Купец; «Сундук-самолёт».)
Закончив отвечать на вопросы, “знатоки” переходят в следующий этап. Теперь уже ведущий ни о чём их не спрашивает, а последовательно в виде тезисов сообщает некоторые сведения о герое. Ребятам предоставляется возможность угадать этого героя с трёх попыток. Если представители команд смогут назвать персонаж сразу же, едва ведущий выдвинет первый тезис, они принесут своему коллективу максимальное количество очков – 3. В случае же, если “знатоки” дадут правильный ответ со второй или с третьей попытки, на командный счёт поступит, соответственно, либо два, либо только одно очко.
Задание знатоку команды № 1.
Этот герой:
а) имеет родного брата, которого люди зовут Смертью;
б) получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за деньги; детей же посещает каждый вечер;
в) владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя.
(Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)
Эти герои:
а) “были отличной парочкой, оба молоды... и оба одинаково хрупки”;
б) считали звёзды, сидя на краю печной трубы, “очень устали, и было от чего!”
в) “оба из фарфора”, “любили друг друга, пока не разбились”.
(Пастушка и трубочист, главные герои одноимённой сказки.)
Задание знатоку команды № 2.
Этот герой:
а) инвалид с рождения; не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома;
б) совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы;
в) во всех жизненных испытаниях “держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд”.
(Стойкий оловянный солдатик, герой одноимённой сказки.)
Эти герои:
а) затеяли грандиозное мошенничество, сделав ставку на то, что ни один человек на свете не захочет выглядеть глупым перед другими людьми;
б) блефовали перед главой государства и кабинетом министров, едва не одурачили целый город;
в) не учли того, что устами младенца глаголет истина, и были разоблачены.
(Мошенники; «Новое платье короля».)
Задание знатоку команды № 3.
Эта героиня:
а) хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;
б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;
в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.
(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)
Эти герои:
а) вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать дней;
б) колдовскими чарами были лишены человеческого облика;
в) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.
(Братья Элизы; «Дикие лебеди».)
Задание3.
- У меня в руках волшебная корзинка. Почему волшебная? Да потому что в ней поместились предметы, которые мы видим в сказках Андерсена. Я буду показывать вам эти предметы, а вы должны сказать, из какой же они сказки.
Горошина “Пятеро из одного стручка”, “Принцесса на горошине”
Зеркало “Снежная королева”
Ореховая скорлупка “Дюймовочка”
Зонтик “Оле-Лукойе”
Передник “Огниво”
Игла “Штопальная игла”
Крапива “Дикие лебеди”
Задание 4.
Задавая вопросы, ведущий обращается к командам в целом.
1. Как начинаются русские народные сказки? Ну конечно: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...” У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:
“Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку”. («Огниво».)
“Видали вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..” («Пастушка и трубочист».)
“Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь”. («Снежная королева».)
2. В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: “Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!”
– Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от... ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка».)
– Другую интересную историю ему поведало... бутылочное горлышко. Вспомните название “истории”. (Сказка так и называется – «Бутылочное горлышко».)
– Сюжет какой сказки, по уверению автора, “заимствован прямо из газет”? («Дурень Ганс».)
3. В сказках зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.
– Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева». Письмо на треске пишет лапландка, отправляя Герду к северной родственнице.)
– В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует... нет-нет, не ковёр-самолёт, не Сивку-бурку, а... предмет мебели? («Сундук-самолёт».)
– Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25.)
4. Необыкновенное, поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные явления. Вот, например:
– Коротая с детьми зимние вечера, бабушка рассказывает им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и имена детей?
(“На дворе ветер крутил снег.
– Это роятся белые пчёлки! – говорила старая бабушка.
– А у них тоже есть королева? – спрашивал мальчик...
– Есть, – отвечала бабушка. – Она там, где рой всего гуще <...> всегда взлетает на чёрной туче. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, и стёкла тогда покрываются ледяными узорами, словно цветами”.) («Снежная королева»; Кай и Герда.)
– Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Герда услышала от лапландки историю о том, что в Финляндии “Снежная королева живёт на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни”.)
– В одной из сказок Спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам “бриллиантовый чай”. Догадались ли вы, о каком “чае” идёт речь? (Речь идёт о росе, так как Спички “в детстве” были деревцем. А сказка эта называется «Сундук-самолёт».)
5. Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
“А король-то голый!” (Ребёнок; «Новое платье короля».)
“Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)
“Да, позолота-то сотрётся, // Свиная ж кожа остаётся!” (Стены, лоскуток свиной кожи; «Старый дом».)
“Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас”. (Розовый куст; «Улитка и розовый куст».)
“Оглянуться не успеешь, // Как уж песенке конец”. (Колья изгороди; «Лён».)
“Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)
“Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)
“Я слишком тонка, я не создана для этого мира!” (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки.)
“И в щепке порой скрывается счастье”. (Токарь; «И в щепке порой скрывается счастье».)
- Настало время подвести итоги. Наше увлекательное путешествие подошло к концу. За свою долгую жизнь Андерсен создал множество сказок. Ярких, неповторимых, увлекательных. Сказочник утверждал, что самые удивительные произведения вырастают из действительности. Этим-то сильны и долговечны его сказки. Вы, наверно, убедились сами, что, читая сказки Андерсена, получаешь великое удовольствие. Его герои обычно добиваются счастья благодаря мудрости, доброте, мужеству, смекалке, а не с помощью волшебных сил. Читайте сказки и верьте в чудеса! Ведь они иногда происходят на самом деле.
К следующему уроку попробуйте написать письмо. Да-да, Г.Х.Андерсену. Поделитесь с ним своими впечатлениями о прочитанных сказках, напишите, что вам в них понравилось, какой герой пришелся по душе. А если появились какие-то вопросы после прочтения произведений, то задайте их.
По ходу чтения и изучения (в классе и дома) повести М Пришвина «Кладовая солнца» я предложила ребятам обозначить в каждой главе моменты, которые послужили бы материалом к викторине. Перед углубленным изучением повести вопросы выстраиваются в викторину, которая поможет обратить внимание на важные эпизоды, детали текста, прежде чем учащиеся сделают обобщающие выводы и суждения.
Например:
1 глава.
В какой форме выражено отношение рассказчика (повествователя) к Насте и Митраше?
(Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: курочка, веснушка, носик, чистенький, коротенький, мужичок в мешочке, детишки и т. д.)
2 глава.
1 Что сказано о клюкве? («Очень полезная для здоровья ягода… самая сладкая, когда она полежит зиму под снегом».)
2 Как иногда отец называл Митрашу? («Дмитрий Павлович».)
3 глава.
1 Какое выражение является лейтмотивом 3 главы, встречаясь в тексте 12 раз?
(«Отец говорил…».)
2 Каково происхождение Блудова болота?
(«Дно древнего моря».)
4 глава.
1 Какова тональность последнего абзаца 4 главы и почему?
(Дети пошли в разные стороны; «сплетенные корнями деревья… на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали…».)
2 Какое выражение Митраши, встречавшееся ранее в тексте, в этой главе подчеркивает его строптивость и нежелание принять предложение сестры?
(«Вот еще! – занудил Митраша…»)
5 глава.
1 Кто такой Антипыч? (Лесник, «старый охотник».)
2 Как ответил он геологам на вопрос, где правда? («…вы сами ищите».)
6 глава.
1 Сколько раз волк Серый помещик уходил от волчьей команды? («Пять раз мы пытались зафлажить, и пять раз он махал через флаги…»)
2 Почему Серый помещик превратился в «грозу края»? («Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала раньше их целая стая».)
7 глава.
1 Что определило путь Травки на Слепую елань, куда пошла Настя от Лежачего камня?
(«Хлеб и картошка были в той стороне, откуда ветер летел…»)
2 Какой эпизод из жизни Травки говорит о ее сообразительности?
(«К вечеру перемяла веревку… Травка попала на табачную струю и по табаку мало-помалу… добралась таки до хозяина».)
8 глава.
1 Какое определение Блудова болота дал автор? («Кладовая солнца».)
2 О каких птицах сказано: «очень умные на всякое поганое дело»? (Сороки.)
3 Какая птица названа вещей?
(Ворон, ворон, вещая птица.)
9 глава.
1 Особенности каких ягод описывает автор в начале главы?
(Клюква, черника, брусника, голубика, костяника.)
2 Как лось относится к Насте, собирающей клюкву? («…Лось ее и за человека не считает, у нее все повадки обычных зверей…»)
10 глава.
1 Какая народная примета предвещает беду?
(«…собака воет в лесу»,)
2 Повадки каких зверей описаны в этой главе?
(Лисицы, зайца, волка, собаки.)
11 глава.
1 Почему Травка не сразу бросилась спасать Митрашу?
(«… Все люди для нее Антипыч или враг… остановилась узнать, хозяин это
или враг его…»)
2 Какое слово определило дальнейшее поведение собаки?
(«Затравка… В последний раз, когда приходил к нам Антипыч, собака его называлась еще Затравка…»)
3 В какой главе сказано о правде Антипыча?
(В 11 главе – « правда вековечной борьбы людей за любовь».)
12 глава.
1 Сколько лет Митраше?
(На одиннадцатом году жизни убил хитрого волка».)
2 В какой период происходят описываемые события?
(За следующих два года войны вытянулся Митраша и стать бы ему героем, да вот война закончилась…»)
3 Почему Настя отдала эвакуированным детям всю свою целебную ягоду?
(Больным детям нужна была помощь, а Настя «мучилась про себя за свою жадность».)
Чтобы дети больше читали, им надо создать мотивацию на чтение произведения, т. е. вызвать у ребят интерес к тому, о чем они, по сути, ничего не знают.
Изучая произведение Пушкина «Дубровский», я пришла к выводу, что дети гораздо взрослее, чем мы о них думаем. 11 – 12-летним вполне по силам понятия о чести и подлости, о настоящей любви и ее подделке. Я не боюсь ставить перед школьниками сложные проблемные вопросы, тем более что убедилась, как поднимается у них желание самостоятельно прочитать те страницы, о которых так яростно спорят товарищи по классу. Такие уроки-дискуссии очень интересны. В беседе по прочитанному произведению учащиеся учатся обмениваться мыслями, выслушивать мнения товарищей. Дети читают и спорят, поддерживают и не соглашаются.
Вот несколько вопросов, которые были предложены для урока-дискуссии по роману А. С. Пушкина «Дубровский»:
1 Что вы цените в личности Дубровского-отца?
2 Как вы считаете, хорошее или плохое побеждает в Троекурове?
3 Почему молодой Дубровский стал разбойником? Как вы считаете, правильно ли он поступил?
4 За какие человеческие качества Маша полюбила Владимира Дубровского?
5 Попробуйте объяснить, почему Маша не уходит с Владимиром, а остается со старым князем.
6 Как вы думаете, права ли Маша в своем выборе?
7 Какая судьба, по вашему мнению, ждет в дальнейшем Владимира Дубровского?
Можно предложить учащимся поставить самим вопросы к тексту. При этом можно указать количество вопросов (от 1 до 5) и оговорить, что все вопросы надо начинать с разных вопросительных слов (написать их на доске: «что?», «почему?», «как?», «зачем?») или только с какого-то одного. Можно также посоревноваться, кто придумает наибольшее количество осмысленных вопросов. Такая работа будит интерес к чтению как процессу познания.
Например, вопросы к произведению А. С. Пушкина «Станционный смотритель»:
1 Почему жалко Самсона Вырина?
2 Как меняется главный герой на протяжении действия повести?
3Что же произошло с Выриным? Какова причина таких перемен в главном герое?
4 Почему Вырин сам отпустил Дуню покататься?
5 Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
6 Почему его попытки не увенчались успехом?
7 Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?
8 Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?
9 Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
Способствует развитию интереса к чтению и организация обсуждения какой-то важной для них проблемы. Например, учащиеся отвечают на вопросы о своем отношении к чтению книг; размышляют о том, можно ли книгу заменить радио, телевидением и т. д.
Изучая лирические произведения, я ставлю перед собой одну задачу: заразить детей любовью к поэзии.
На уроках мы сначала слушаем стихи, как песню, учимся наслаждаться ритмикой, т. к. музыка стиха постепенно, пласт за пластом, раскрывает и смысл, и замысел поэта. При изучении лирических произведений можно дать задание – прочитать вслух те строки стихотворения, которые особенно понравились. Чтобы их выбрать, нужно перечитать стихотворение, и не механически, а активно понять, что тебе наиболее близко, - это подлинная работа души, которая обостряет эмоции, делает впечатление сильным и ярким. В классе звучат строки стихотворения, и каждому интересен выбор товарища.
Выразительное чтение – важная ступень в воспитании чувств. Постоянно на уроках звучат вопросы: что понравилось, запомнилось, взволновало, заставило спорить и т. д.
Еще один способ создания установки на чтение – пробуждение интереса учеников к личности писателя. Это не рассказ о биографии, хотя основан он на биографических сведениях. В средних классах это, прежде всего встреча с яркой личностью, человеком, наделенным какими-то необычными качествами, со своей жизненной позицией. Поэтому учитель отбирает материал, подчиняя его цели: вызвать у учеников сильные эмоциональные впечатления от встречи с писателем и желание прочитать его книги. На таких уроках могут звучать фрагменты из произведений и писем писателя и знавших его людей, отзывы современников о его творчестве, причем как положительные, так и отрицательные. Портреты писателя включаются в урок не «для красоты», а для того, чтобы ребята учились всматриваться в лица, по выражению лица открывать внутренний мир другого человека.
Например, изучая лирику А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, я иду от биографии поэта. Стихи не только как самоценное художественное произведение, а как страницы жизни, где и радость побед, и горечь поражений. Я стараюсь представить им поэта, прежде всего как живого человека, который думал, страдал, мечтал, любил – жил. О чем он думал? Почему страдал? Как любил? «Каждый из вас сам способен стать таким исследователем», - это я стараюсь объяснить своим взрослеющим детям. А еще: века могут соединиться, если каждый поймет: вечные вопросы, мучившие великих на протяжении столетий, - это и твои проблемы, твои невысказанные сомнения. Попробуй понять гордого и одинокого Лермонтова, вдруг и он, и ты страдали и радовались одинаково? Ведь все повторяется во времени.
Итак, попытка соединить пробуждающий интерес к поэту с интересом к его поэзии – тоже важный шаг на пути к познанию мира через книгу.
Отмечено, что современные дети не хотят читать, особенно классику, потому что во многом не понимают значений слов, связанных с реалиями культуры прежних эпох, значит, не воспринимают и не понимают текста и теряют интерес к книге. Поэтому, подготовить учащихся к чтению, восприятию и анализу произведения – важная задача словесника. Я учу детей пользоваться словарем устаревших слов русского языка или вести свой словарик. Формирую навыки работы со словарями (толковым, синонимов, антонимов и др.), умение обращаться с ними. На уроках придумываем вместе с детьми предложения с незнакомыми словами, объяснив их значение.
Уметь рассматривать слова, учиться их «видеть», «выращивать» в своем творчестве, учиться читать медленно – задача уроков русского языка и литературы.
В 2006 – 2007 учебном году вместе с библиотекарем Светланой Владимировной мы провели библиотечный урок «Мои помощники – словари», целью которого было познакомить учащихся со словарями, показать их значение и область применения, выработать навыки работы со словарями, с помощью занимательного материала, убедить школьников по-новому взглянуть на особенности русского языка.
Учащиеся познакомились и научились работать со словарями. Участвовали в викторине по словарям.
Вот несколько вопросов из этой викторины:
Задание: помогите найти словарь, в котором можно узнать ответ на вопросы. Я буду задавать вопросы, а вы поднимите тот словарь, в котором, по вашему мнению, нужно искать ответ.
1 Как правильно написать слово «олимпиада»? (орфографический словарь, толковый словарь, словарь иностранных слов).
2 Откуда пришло в наш язык слово «трофей»? (словарь иностранных слов, толковый словарь).
Кто из подростков не мечтает сделать открытие и прославиться? Можно пригласить учеников принять участие в проекте «Мое открытие книги». Найти такую книгу, которая будет интересна и полезна не только тебе, но и другим. Напиши о ней, но так, чтобы опять было интересно другим. Другие захотят ее прочитать. Интерес к чтению есть только там, где есть вдохновение, рожденное от успеха. Чтение требует труда от учителя и учеников.
Вот образцы ученических работ.
Отзыв о книге Л. Андреева «Кусака» Русаковой Александры, ученицы 5б класса.
Рассказ Л. Андреева «Кусака» посвящен теме взаимоотношений человека и животных. Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости по отношению к своим меньшим братьям. Писатель осуждает человеческую злобу и жестокость, с глубоким пониманием рассказывая нам о переживаниях живого существа, почувствовавшего человеческую любовь и вновь потерявшего ее.
Мы можем сказать, что автор не отстраненно рассказывает нам историю собаки, а переживает трагедию одиночества вместе с животным.
Главным действующим лицом является бездомная собака, у которой нет имени. Все ее гнали, она привыкла бояться людей. Лишь однажды пьяный мужик захотел приласкать ее, но вместо ласки пнул ногой в бок. «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, - пишет автор, - и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями или палкой не удавалось отогнать ее».
Собака поселилась на пустой даче. Весной на эту дачу приехали люди. Они были добры к бездомной собаке, кормили ее, ласкали, дали ей имя и «отняли ее непримиримую злобу».
Когда наступила осень, люди уехали с дачи и даже не попрощались с Кусакой. Собака осталась одна и горестно выла.
В этом рассказе Л. Н. Андреев ставит перед нами проблему ответственности человека за тех существ, которых он приручил. Иначе получается так, что подаренное, а затем отнятое добро превращается в еще большее зло. Семье, жившей летом на даче, зимой необходимо находиться в городе, но весь смысл жизни Кусаки состоял теперь в том, чтобы служить этой семье. Гимназистка Леля, первой приручившая собаку, не стала уговаривать маму взять Кусаку с собой – в обмен на обещание мамы взять породистого щенка.
Отсутствие любви – это очень большое горе, но обманутая любовь – это трагедия для любого живого существа.
Заочная экскурсия, возможности которой значительно расширились с появлением мультимедиа, является эффективным и эффектным приемом создания установки на чтение произведения.
Например, знакомство с А. Грином можно провести в форме заочной экскурсии по Петербургу, Старому Крыму и Феодосии, а также по стране, созданной воображением писателя, – Гринландии. Звучащие в ходе экскурсии голоса героев Грина: Гэрвея, Дэзи и Фрези Грант («Бегущая по волнам»), Друда и Тави («Блистающий мир»), капитана Дюка («Капитан Дюк»), Стиля («Сердце пустыни»), Битт-Боя («Корабли в Лисе»), Галиена Марка («Возвращенный ад») подведут ребят к вопросам о том, чем особенны произведения писателя и что необычного, нового есть в его героях по сравнению с персонажами уже изученных произведений. Отмечая вместе с учениками яркие, порой похожие на сказку ситуации, фантастичность некоторых героев и событий, ритмичность и музыкальность прозы Грина, противопоставление свободной стихии (небо и море) и заземленности, мира романтиков и обывателей, мы настраиваем их на чтение феерии «Алые паруса», ставшей символом «преобразующей силы мечты».
История создания произведения тоже может побудить ребят прочитать его. Поэтому другим вариантом вступительного урока по феерии Грина может стать рассказ учителя о писателе и об истории создания «Алых парусов».
Например, о биографии А. Грина на уроке рассказывают сами дети:
Человек с планеты «Мечта».
1 ученик: Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.
Имя его – Александр Грин.
2 ученик: В 18 лет мечта о дальних странах привела Грина в Одессу. Здесь он впервые увидел море, то море, которое залило потом ослепительным светом страницы его книг. Так уж получилось, что первым словом, которое сумел сложить из букв четырехлетний мальчик Саша Гриневский, тоже было «море». И море, как магнит, манило Сашу к себе.
1 ученик: Саша Гриневский (это настоящая фамилия Александра Грина) родился в маленьком сухопутном городе Вятка. Он был застенчивым и мечтательным, рассеянным и нетерпеливым; учился плохо, но много читал. Саша, забывая про все на свете, читал запоем произведения Майн Рида и Фенимора Купера, Жюля Верна и Луи Жаколио. Первая прочитанная им книга была «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Чтение книг превращалось для мальчика в увлекательное путешествие – он не просто представлял прочитанное, он уходил в придуманный мир, упиваясь героическими приключениями.
Ни побои отца, ни издевательства измученной смертельной болезнью матери – ничего не могло вырвать его из прекрасного, волшебного, придуманного мира.
2 ученик: Говорить о жизни Грина трудно. Она не была счастливой. Она была трудной. К. Г. Паустовский писал: «Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из него преступника или злодея. Единственным спасением от мрачной, нищей жизни было воображение. Где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из цвета морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, - золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины…но прежде всего – моряки».
1 ученик: Именно встреча с этими людьми определила дальнейшую судьбу 16-летнего юноши.
«Саша шел к морю по пыльной дороге в нелепом одеянии – соломенная шляпа, высокие охотничьи сапоги, через плечо – сумка с акварельными красками. Он – в Одессе. В это трудно было поверить. Немыслимое и близкое – вот оно, рядом; мечты и паруса, синий рейд, морская, чуть туманная даль…» (К. Г. Паустовский).
2 ученик: Александр Грин хотел найти настоящее место в жизни, хотел стать моряком. Но только два раза улыбнулось ему моряцкое счастье: его взяли матросом на пароход, совершающий рейс Одесса – Батуми – Одесса, а затем – в Египет. Это был единственный случай «ознакомления» Саши Гриневского с африканской экзотикой. А вернувшись в Одессу, он понял, что карьера моряка не удалась, и в августе 1897 года отправился обратно в Вятку. Так разбилась первая мечта романтически настроенного юноши. Моряком он не стал, тропические страны оказались недоступными, а труд матроса – тяжелым и изнурительным.
1 ученик: Но и жизнь дома, в бедной, еле сводящей концы с концами семье, тоже не удовлетворяла Александра. Его мятущаяся натура не выносила обывательского болота. Жизнь снова и снова манила его на свои просторы.
Уже на следующий год он покидает свой родной город. Впереди – время трудных скитаний, голода, болезней; работа грузчиком, лесорубом, плотником, землекопом, маркировщиком, плотогоном… Это время поиска собственного призвания.
Только после слов товарища по революционной борьбе Я. Быховского: «А знаешь, Гриневский, из тебя мог бы выйти писатель2 – Александр понял, что он наконец-то нашел свое место в жизни.
2 ученик: Александр Гриневский – автор многочисленных рассказов, новелл, романов, стихов, фельетонов и даже басен.
Но настоящее признание пришло к нему, когда он уже был создателем целой воображаемой страны. Страны со своими городами, полями, лесами, реками, морями, деревушками, кораблями… населенную удивительными людьми: сильными, мужественными, умеющими любить и мечтать и смело вступающими в борьбу со злом.
Именно в ней, в этой удивительной Гринландии, писатель поселил Ассоль и Грея, Фрези Грант и Биче Сениэль, Друда и Тави, Дези и Томаса Гарвей…
1 ученик: Уже в ранних новеллах появился особый дар романтической фантазии, который стал отличительной чертой творчества Грина и обрел особую выразительность в знаменитой повести-феерии «Алые паруса».
«Алые паруса» - самая светлая и солнечная книга Александра Грина. Она была задумана писателем в 1917 году, когда за окном бурлила революция, а завершена – в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грей», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году. Беловой автограф феерии не сохранился.
Вот как Грин рассказал в своих черновиках о том, как родилась эта история.
Однажды в витрине магазина игрушек писатель увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
2 ученик: Роман «Алые паруса» - воплощение мечты в действительность.
Не случайно и в трудные годы Великой Отечественной войны, когда издавалась только та литература, которая была способна вдохновить на подвиг, была издана прославленная феерия Александра Грина. Писатели, в творчестве которых народ черпает духовную силу, поистине бессмертны. Для читателей Грин – это прежде всего удивительный мир его героев. Ассоль и Грей, например, давно уже стали символом молодости, нежности, любви и взаимопонимания; символом веры в самые необыкновенные чудеса.
1 ученик: Эгль пообещал, и писатель Александр Грин выполнил это обещание, заставив своего героя, капитана Грея, совершить чудо преображения мечты в действительность.
(Зачитывается отрывок из последней главы, где описывается встреча Ассоль и Грея.)
2 ученик: Все произведения Грина так или иначе связаны с темой мечты. Это и «Блистающий мир», и «Золотая цепь», и «Сокровища африканских гор», и «Бегущая по волнам», и «Дорога в никуда», и «Джесси и Моргиана».
В старших классах самым оптимальным способом активизации читательского интереса становится рассказ учителя о писателе и книге, которую предстоит прочесть его ученикам. На помощь учителю приходят те, кто уже познакомился с ее текстом: впечатления одноклассников, их рекомендации оказываются порой более действенными, чем наставления взрослых.
В современной практике в рамках эксперимента школы №3 по ИКТ все чаще я пользуюсь специально разработанными сайтами учителями русского языка и литературы, на которых ученики (а иногда и их родители, близкие, знакомые, случайные посетители сайта) обмениваются своими впечатлениями не только о конкретных произведениях, но и вообще о явлениях культуры. Пользоваться такими сайтами я рекомендую и своим ученикам, т. к. у многих есть дома компьютер с выходом в Интернет. Интересно познакомиться с отзывами учеников и их родителей на отдельные произведения.
Родители, я считаю, тоже должны прививать любовь к чтению у своих детей. Они должны посещать вместе с ребенком библиотеки и книжные магазины, покупать им книги, помогать их выбирать. Родители должны читать детям вслух ежедневно, начиная с раннего возраста ребенка.
Когда же дети научатся читать сами, то родителям надо читать вместе с детьми попеременно, слушать чтение ребенка вслух, обсуждать прочитанное. Причем речь идет не об учебном чтении текста учебника, а чтении внеклассном, самостоятельном, иногда совместно выбранного литературного произведения. Об этом я говорю родителям на классных собраниях. У каждого ребенка, по словам родителей, моего 6 б класса с раннего детства есть своя домашняя библиотека.
Формирование читательских интересов требует индивидуального подхода. Так в работе с учениками, которые не любят читать, главное состоит в том, чтобы заинтересовать их и постепенно приучать к самостоятельному чтению. Добиваясь этого, ставим очередную задачу – перестроить внутреннюю установку и развить интерес к художественной литературе. Есть учащиеся, которых необходимо научить думать в процессе чтения, анализировать, делать выводы и т. д.
Таким образом, использование разнообразных приемов работы с художественным текстом будет способствовать активизации читательского интереса учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?
Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...
Доклад к родительскому собранию «Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению?»
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умение читать. И хотя усилий в этом направление прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так к...
Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы
Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как способ...
Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы
Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как способ...
Фрагмент урока географии, направленный на формирование умения читать климатограмму и преобразовывать ее в текст.
Фрагмент урока географии, направленный на формирование умения читать климатограмму и преобразовывать ее в текст. Разработка учителя географии Васильевой Карины Сергеевны МАОУ СОШ № 9 г. В. Новгор...