Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование логических умений учащихся
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Щербакова Элина Александровна

Учебная задача направлена на формирование логических умений учащихся, как части универсальных учебных действий для достижения метапредметных результатов в обучении. Задача состоит из текста, составленного на материале разных школьных курсов географии и 8 заданий, направленных на обучение:  выделения признаков понятий и их сравнение; выявления отношений соподчинения; делению с помощью выделения признаков; сравнению; составлению классификации понятия. Задания 1,2,4,6 – для слабых учеников класса. Учебная задача может выступать как самостоятельное задание для учащихся 8-9 классов на уроке или во внеурочное время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование логических умений учащихся:

 Человечество – мозаика рас и народов.

          Населением называется совокупность всех людей, живущих на Земле (человечество) или на определенной территории – материке, стране, области, населенном пункте [1, с.158].

Исторически складывались группы людей с общими наследственными физическими признаками – расовыми признаками: цветом кожи, глаз и волос, разрезом глаз и строением век, формой головы, скелета. В конце концов сформировались три основные человеческие расы – европеоидная, негроидная и монголоидная [1, с.156].

           Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся устойчивую группу – этнос (от греческого ethnos - народ), который может быть представлен племенем, народностью или нацией [2, с.75].

          В России проживает более 100 различных народов. Представители различных народов отличаются друг от друга рядом признаков, особенностей – языком, культурой, нормами поведения, хозяйственной деятельностью, бытом, но самое главное – самосознанием: кем себя ощущает человек (русским, татарином, эвенком и т.д.) [3, с.256]. Северный Кавказ – самый многонациональный район России. В его состав входят семь республик <…>. В двух из них проживают по два титульных народа (давших свои названия республикам) – это Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия; а в Дагестане насчитывается несколько десятков народов (только крупных – численностью более 200 тыс. человек каждый – четыре: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины) [4, с.175].

          <…> главная особенность народа – это язык. Поэтому классификация народов чаще всего основана на языковом принципе. По степени родства (т.е. происхождения) языки объединяют в языковые группы, которые входят в состав языковых семей [5, с.45]. Больше всего языков там, где этническое развитие находится на уровне племен или народностей [5, с.46].

Задания:

Для слабых учеников – задания 1,2,4,6.

  1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор. Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.

население

человечество

раса

  1. Определите, какое понятие шире по объему. Объясните, почему.

Земля

материк

расовые признаки

цвет кожи

этнос

нация

Северный Кавказ

Дагестан

народ

лезгины

  1. Назовите более широкое и более узкое по объему понятие. Объясните свой выбор.

языковая группа

Вариант ответа:

язык

языковая группа

языковая семья

Задания 2 и 3 направлены на выявление отношений соподчинения (субординации).

  1. Назовите обобщающее понятие (обучение обобщению):

европеоидная

монголоидная

негроидная

Ответ: раса.

  1. Сравните республики – Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую.

Возможные варианты ответов:

- Оба региона – республики и имеют общую границу;

- Обе республики – субъекты РФ, входят в состав Северо-Кавказского федерального округа;

- Обе республики – пограничные субъекты РФ;

- Карачаево-Черкесская граничит с двумя зарубежными государствами – Абхазией и Грузией, а Кабардино-Балкарская с одним – Грузией;

- В каждой из республик проживают по два титульных народа, давших свои названия республикам;

- Карачаево-Черкесская республика находится севернее  Кабардино-Балкарской;

- Обе республики расположены в горах Большого Кавказа, не имеют выхода к морю;

- Вершина Эльбрус объединяет республики, т.к. находится на границе между ними.

  1. Сравните определения и объясните, какое из них вы считаете верным и почему:

1.Население – это совокупность людей.

2.Население – это совокупность всех людей живущих на Земле.

3.Население – это совокупность всех людей живущих на Земле или на определенной территории.

Задания 5 и 6 направлены на обучение сравнению.

  1. Назовите народ, не проживающий на территории Дагестана:

 

аварцы

даргинцы

кумыки

лезгины

адыгейцы

Ответ: адыгейцы.

Обучение делению с помощью выделения признаков, в данном случае – территориального.

  1. Сравните два суждения. Объясните, в каком из них нет логической ошибки.

1.Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя Ставропольский край и Республику Дагестан.

2.Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя Ставропольский край и 6 республик, одна из которых - Республика Дагестан.

Обучение составлению классификации понятия.

Использованная литература:

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова  Н.П., «География. Начальный курс. 6 класс». – М.: Дрофа, 2008.
  2. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 класс, М., Дрофа, 2009.
  3. «География России. Природа и население. 8 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2010.
  4. «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2011.
  5. А.П. Кузнецов, Э.В. Ким «География. Базовый уровень. 10-11 классы» - М.: Дрофа, 2012.
  6. «География России 8 класс» под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2011.
  7. В.П. Максаковский «География. 10 класс» - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития  учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования  умений логического ...

Учебная задача на формирование логических умений учащихся по курсу географии 6 класс

Задача направлена на формирование у учащихся  логических умений....

Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.

Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...

Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии

Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии. На примере темы "Строение земной коры"...

Формирование логических умений учащихся 9 класса на уроках географии

Формирование логических умений учащихся 9 класса на уроках географии. На примере темы "Межотраслевые комплексы"...

Формирование логических умений учащихся 6 класса на уроках географии

Формирование логических умений учащихся 6 класса на уроках географии. На примере темы "Реки"....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...