Разработка урока по теме: "Реки Тувы"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Реки Тувы»
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.
Цели: знакомство с крупными реками Тувы, определить их зависимость от климата и рельефа.
Задачи урока:
1. Образовательные: Изучить крупные реки Тувы, определить их зависимость от климата, направление от рельефа, объяснить особенности питания и режима рек.
2 Воспитательные: формирование чувства любви и красоты к родной природе.
3. Развивающие: развивать и углубить навыки работы с картами, справочным и публицистическим материалами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «География Тувы», физические и контурные карты Тувы, картины и рисунки рек .
I. Организационный момент. Приветствие учителя.
II. Актуализация знаний
Ребята! перед изучением новой темы давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”.
Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.
Сегодня мы посвятим наш урок самому используемому компоненту внутренних вод – это реки. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.
Вопросы для повторения ранее изученного материала:
1) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.
2) Как называется начало реки – исток.
3) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.
4) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.
5) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.
6) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.
7) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.
8) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.
9) Самая длинная река в мире - Нил
10)Самая полноводная река России Енисей
Запишите тему урока: “Реки Тувы”
III. Изучение нового материала
1.Вводное слово учителя.
2.Сообщения, стихи и презентации учащихся о реках Тувы. ( творческие задания даются заранее)
1. Крупные реки Тувы.
А) Изучение физической карты.
Б) Изучение питания и режима рек. ( самостоятельно по учебнику)
Вводное слово учителя.
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Наша республика богата реками, озерами и подземными водами. Реки нашей республики принадлежит к бассейну Северно-Ледовитого океана и к бессточным впадинам Центральной Азии.
Большая часть рек относится к бассейну верхнего Енисея, зарождающегося в горно-таежной восточной части Тувы. Многочисленные ручьи и речки собирают воду в один мощный поток Енисей, который до устья р. Хемчик имеет местное название Улуг-Хем. Енисей из гор в самом центре Азии прорывается, через Саянское ущелье и несет свои бурные воды к Северно-Ледовитому океану прорезая почти строго по меридиану всю северную половину.
А теперь послушаем ваши сообщения, стихи и посмотрим презентации о реках Тувы. ( даются заранее)
Сообщения и стихи учащихся о реках Тувы:
1. Поэт С.Щипачев посвятил могучей реке стихотворение «Улуг-Хем»:
Он, холодный. Бьется у причала,
Катит воды светлые вперед,
В ледниках, снегах свое начало
Ручейками синими берет.
В поднебесных скалах Одугена
Первой струйке капля дорога.
Та земля вовек благословенна,
Где такая родилась река.
Енисей! он в Сибири тот же
Непокорный, яростный как здесь,
Где на каменных порогах Тоджи
Он ревет и скачет, в пене весь.
Уж на что, казалось бы Саяны-
Встали, неприступны впереди
Он и здесь пробился к океану,
Не свернул со своего пути.
В синих грядах, скалах исполинских
Енисей раздвинул берега,-
И его назвали по тувински:
Улуг-Хем – Великая река.
Енисей образуется слиянием 2-х рек - Бий-Хема и Каа-Хема, длина 3354км.
Ниже с. Чаа-Холь р.Улуг-Хем выходит за пределы Тувы прорезая южные отроги Западного Саяна. Улуг-Хем на на своем пути принимает ряд притоков: левые: Элегест, Торгалыг, Чаа-Холь и Хемчик и правые притоки Улуг-Хема менее полноводные-Ээрбек, Баян-Кол и др.
2.Река Бий-Хем начинается на –юго-западном склоне Восточного Саяна двумя быстрыми ручьями, впадающими в небольшое, озеро Кара-Балык.
Из озера Кара-Балык, с высоты 1579м над уровнем моря. Бий-хем вытекает бурным горным потоком, образуя пороги и водопады.
Выйдя в Тоджинскую котловину, Бий-Хем разбивается на рукава. Течение становится спокойным. Ниже впадения р. Сыстых-Хем Бий-Хем разбивается на многочисленные рукава и протоки, между которыми разбросаны десятки поросших лесом живописных островов. Население называет этот участок реки «Сорок Енисеев».
Ниже устья правого притока р.Севи долина Бий-Хема сужается. Берега скалисты и отвесны, скорость течения доходит ло 15 км в час. И, наконец, прорывая осевую часть хребта Таскыл, Бий-Хем образует живописный труднопроходимый Хутинский порог.
Бий-Хем имеет много притоков. Особенно многочисленны и моногводны его правые притоки, стекающие с южных склонов Восточного и Западного Саяна: Тора-Хем, Хамсара, Сыстыг-Хем, Харал, Тапса и другие берут начало на склонах хр.Академика Обручева.
3. Каа-Хем –вторая река, составляющая Енисей. Она образуется от слияния 2-х рек Правая –Кызыл-Хем берет свое начало на территории Монголии, где называется Шишхид-Хол. Левая –Балыктыг-Хем стекает с северных склонов хр.Сангилен.
Наиболее крупные притоки Каа-Хема: слева-Сизим, Бурен; справа-Ужеп, Дерзиг, Мерген.
Бий-Хем и Каа-Хем сливаясь , сливаясь дают начало р. Улуг-Хем .
4. А.П.Чехов писал о Енисее, предвидя его будущее:
« Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей – могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнью…
На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. В берегах Енисея тесно. Невысокие волны обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным , что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна … Я стоял и думал: какая полная и смела жизнь осветит со временем эти берега!».
5.Река Хемчик занимает всю западную часть Тувы, это типичная горная река. Хемчик самый крупный из притоков Улуг-Хема. Хемчик берет начало на северо-восточном склоне Шапшальского хребта, вытекая на Хемчикскую котловину принимает равнинный характер, образует рукава и острова и отмели часто меняет русло.
6.Река Тес-Хем течет на юге Тувы, берет начало в Монголии общая длина 770 км в пределах , а в пределах Тувы находится 375 км, принимает только правые притоки , стекающие с хр. Сангилен и Тану-Ола. Крупнейший из них –р.Эрзин .
Прошу открыть физические и контурные карты Тувы, познакомимся с крупными реками Тувы. Внимательно изучите карты и информацию о местонахождении рек – отмечайте реки на контурной карте, ознакомьтесь с режимом рек.
После того, как отмечены реки: Енисей, Бий-Хем, Каа-Хем, Хемчик, Тес-хем, Эрзин.
IV Закрепление
Учитель задает вопросы:
- Какое питание характерно для рек нашей республики – смешанное (снеговое, дождевое –осенью, подземное).
- Какой тип климата характерно для Тувы? – резко-континентальный.
- В какое время реки покрываются льдом? С наступлением холодов с октября по апрель месяцы.
-А что такое половодье?
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
-А что такое Паводок ?
Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.
-Какой режим рек преобладает на территории Тувы? – реки с весенним половодьем.
-Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? - во время половодья.
- Каково влияние рельефа на реки? В рельефе в основном преобладает горы, поэтому все большинство рек горные.
-Что такое падение реки?
Падение – превышение истока реки над устьем (м).
-Что такое уклон реки?
Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км).
Со значением рек знакомятся помощью творческой проектной работы “Как человек использует реки” оформленной в виде презентации (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение )
Вывод: Реки горные, питание рек смешанное, с октября по апрель месяцы все реки покрываются льдом, на режим рек большое влияние оказывает климат Тувы.
Крупные реки Улуг-Хем, Каа-Хем, Бий-Хем используются для судоходства и лесосплава, плавание на байдарках, средние и малые реки для рыболовства, орошения и места отдыха населением.
V. Домашнее задание: 1. Обязательно для всех а)заполнение контурной карты, вычисление падения и уклона рек: Енисея и Волги и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше, по выбору 2)составить кроссворды и задания по теме «Реки Тувы»,
3) Сочинить синквейн на тему “Реки и озера Тувы». Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения.
Пример:
1)строка – одно главное слово. Река Енисей
2)строка – два прилагательных горная и холодная
3)строка – три глагола ревет, скачет и бурлит
4)строка – крылатая фраза, песня Улуг-Хем - Великая река
5)строка – существительное, которое выражает суть первого слова - Енисей неугомонный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Реки"
Крупные реки мира Что такое реки? Части рек. Речная система. Речной Бассейн Питание и режим рек. Пороги и водопады. Значение рек....
Урок по теме "Реки" в 6 классе
Урок в 6 классе по теме "Реки в природе и на географических картах"...
Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева».
Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева»....
Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»
Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»...
разработка урока по теме "Реки"
Реки. Питание, режим и хозяйственное использование рек. Цель: сформирование представлений о реке, её частях, характеристика рек по картам, определение левого и правого берега, притоков, определен...
Разработка открытого урока по теме "Реки" 6 класс
Тема: Реки.Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.Задачи:...
Методическая разработка урока по теме "Реки" 6 класс
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Основное внимание на уроке уделяется работе с понятиями.Учащиеся учатся формулировать определение понятий, находить в определениях о...