Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme.docx | 121.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»
Класс: 6-й
Форма урока: путешествие.
Цели урока:
1) Обучающая — расширить представления учащихся о реках края; пробудить интерес к краеведению.
2) Развивающая — совершенствовать навыки работы с географической картой, уметь ее читать, анализировать, определять географические объекты и наносить их на контурную карту.
3) Воспитательная — прививать коммуникативные навыки, воспитание трудолюбия и самодисциплины.
Оборудование: учебник по географии для 6 класса Домогацких Е.М.; учебное пособие «Мой край» для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края, авторы: Паневина Г.Н., Махинов А.Н.; атлас Хабаровского края для общеобразовательных школ; проектор; физическая карта России.
Ход урока.
1. Оргмомент: подготовка рабочих мест (проверка наличия учебников,
тетрадей, атласов, контурных карт). «Без труда, не выловишь рыбку из пруда».
2. Отметить отсутствующих.
3. Помочь учащимся сформулировать тему урока. Проговорить форму занятия и цели путешествия. Определить результат деятельности учащихся: выполнение практической работы на контурной карте.
Бывают ли штормы на Амуре, где живут солнечные зайчики и как можно заблудиться на реке? Об этом и многом другом вы узнаете на уроке.
2. Проверки знаний / повторение п.27/. Для того, чтобы отправиться в путешествие по рекам нашего края, давайте вспомним:
1. Какие виды природных вод относятся к | Реки, озера, подводные воды и пресные | ||
2. Более подробно остановимся на реках. | Река — водный поток, протекающий в | ||
3. Как течет река? | От истока к устью, следуя наклону земной | ||
4. Что такое исток? | Это место, где начинается река. | ||
5. От чего может брать начало река? | От родника, озера, болота, слияния рек, из- | ||
6. А может ли река вытекать из моря? | Нет. Никогда река не вытекает из моря. | ||
7. Что называют устьем? | Это место, где река заканчивается. Это | ||
8. Куда впадают реки? | В море, озеро или другие реки. | ||
9.Покажите на карте исток и устье рек Нил, | Работа с картой у доски и атласами. | ||
10. Что называют притоками? | Реки меньшего размера, впадающие в | ||
11. Дайте определение речной системы. | Река с притоками. | ||
12. Почему площадь бассейна реки, как | П.ч., бассейн реки это вся площадь, с | ||
13. Покажите на карте площадь реки Амазонки. | Работа с картой и атласами. | ||
14. В зависимости от уклона дна и скорости | Горные и равнинные. Примеры: Терек и | ||
течения различают 2 типа рек. Каких? | Волга. | ||
15. Чем отличаются горные реки, от | Равнинные реки отличаются медленным | ||
равнинных? | плавным течением, большой шириной. | ||
Горные реки, как правило, узкие, | |||
неглубокие, но зато быстрые, перейти их в | |||
брод или переплыть почти невозможно. |
Чтобы закрепить знания по теме «Воды суши: реки».выполним небольшой тест.
ТЕСТ «Воды суши: реки»
1 вариант
1. Река не может брать начало из:
А) болота; В) моря;
Б) озера; Г) родника.
2. Устье — это место, где река;
А) начинается;
В) продолжается.
Б) заканчивается;
3. По сравнению с устьем исток всегда расположен:
А) на большей высоте над уровнем моря;
Б) на меньшей высоте над уровнем моря;
В) на такой же высоте над уровнем моря;
Г) нет правильного ответа.
4. Площадь речной системы, как правило:
А) меньше площади речного бассейна;
Б) больше площади речного бассейна;
В) равна площади речного бассейна.
5. Деление рек на горные и равнинные зависит от:
А) скорости течения; В) от рельефа;
Б) от уклона дна; Г) все ответы правильные.
ТЕСТ «Воды суши: реки»
2 вариант
1. Площадь речной системы, как правило:
А) меньше площади речного бассейна;
Б) больше площади речного бассейна;
В) равна площади речного бассейна.
2. Река не может брать начало из:
А) болота; В) моря;
Б) озера; Г) родника
3. Деление рек на горные и равнинные зависит от:
А) скорости течения; В) от рельефа;
Б) от уклона дна; Г) все ответы правильные.
4. Устье — это место, где река:
А) начинается; В) продолжается.
Б) заканчивается;
5. По сравнению с устьем исток всегда расположен:
А) на большей высоте над уровнем моря;
Б) на меньшей высоте над уровнем моря;
В) на такой же высоте над уровнем моря;
Г) нет правильного ответа.
Взаимопроверка теста. Правильные ответы /на доске/.
1 вариант: 1В, 2Б, 3А, 4А, 5Г.
2 вариант: 1А, 2В, 3Г, 4Б, 5А.
3. Новый материал. Работа с картой.
Каждый путешественник должен уметь работать с картой. Откройте атласы Хабаровского края.
Верно ли утверждение, что речная сеть в крае густая? Да. Это подтверждает карта. Какой рельеф края в большей степени? Равнинный
или горный? Горный. Следовательно, в подавляющем большинстве реки в крае горные, с быстрым течением, порожистые, труднопроходимые из-за лесных завалов. Определите к бассейнам, каких океанов и морей относятся реки края? К Тихому и Северному, Ледовитому, к морям Охотскому и Японскому, море Лаптевых и Восточно-Сибирское.
Вспомним,что такое водораздел? Это граница между соседними речными бассейнами. Главный водораздел в крае проходит по хребту Джугджур.
Почти все реки южной части края относятся к бассейну Амура. Широкой, голубой лентой перерезает он край с юго-запада на северо-восток.
Давайте отправимся с вами в увлекательное путешествие по Амуру — самой большой и полноводной реке Дальнего Востока России. Показ кинофрагмента об Амуре.
Итак, в путешествие. Я капитан, а вы матросы. Специалисты, каких профессий нам еще понадобятся? Судоводитель, ихтиолог, гидролог, гидрограф.
Открываем пособие «Мой край» на стр. 52, рис.53. Нам понадобятся атласы и контурные карты. /На доске рисунок бассейна Амура/. Наши контурные карты это судовой журнал. Начнем его заполнять.
Найдите на рис.53 цифру 1. Это место слияния двух рек. Каких? / Шилки и Аргуни/.
Отметим их на контурной карте. Здесь река получила название Амур /подпишем на к/к/, Коренные жители северо-востока Китая, маньчжуры, называют реку «Черная река». Китайцы «Река Черного дракона». Длина ее 4444 км. Ширина у Хабаровска 2 км, под Комсомольском - 4-5 км, рядом с Николаевском — 16 км. Глубина средняя -10-15 м, иногда 40-50 м, у Тырского утеса 80 м, В паводки от берега до берега до 40-50 км./Записать в тетради/.
Наше судно стремительно несется по быстрым водам реки. Вода за бортом судна бурлит, пенится, несется с шумом и брызгами. Воды несут наше судно на восток, а далее поворачиваем на юг.
С северной стороны в Амур впадают 2 реки. Какие? Зея /2/ и Бурея /3/. Отмечаем на кконтурной карте. Наше путешествие продолжается далее. Амур принимает правые притоки. Какие? Сунгари /4/ и Уссури /5/. Как определить левый или правый приток?
По верхнему и среднему течению Амура, по правому притоку Уссури проходит госграница России.
Физкультминутка. Мы устали, давайте покинем наше судно и искупаемся в реке. Движения рук как при плавание и упражнения для глаз.
Наше судно продолжает двигаться на северо-восток. А как вы думаете, почему мы не можем идти прямо на восток? Мешают горы Сихотэ-Алинь.
Подплываем к городу Хабаровску. По небу плывут темные тучи, падают тяжелые капли дождя. Надвигается непогода. Открываем пособие на стр. 100. Читаем «На Амуре усиливался шторм... »
В своем нижнем течении Амур принимает еще один крупный левый приток — р. Амгунь /6/.
В начале лета в Амуре бывает мало воды и тогда во многих местах обнаруживаются песчаные косы. Размеры их достигают иногда в ширину сотни метров и нескольких км в длину. В это время можно наблюдать удивительные явления. Открываем пособие на стр. 103. Читаем со слов «Однажды ...». Показать образец слюды.
Нижний Амур это огромное водное царство. Сотни речных рукавов, извиваются и причудливо переплетаясь, тянутся на многие км в разных направлениях. Местами они образуют такую густую сеть, что можно легко заблудиться, если нет под рукой карты или знающего проводника.
Завершаем мы свое путешествие в устье реки. Впадает Амур в Сахалинский залив /7/ Охотского моря.
Кроме Амура, в Охотское море впадают реки Тугур, Уда, Охота, Улья, Иня.
Все они горного типа. Река стекающая с Сихотэ-Алиня в Японское море — Тумнин.
4. Фрагмент интерактивной игры.
«Что вы знаете о реке Амур?»
5. Рефлексия. Что узнали нового, чему научились? Обращение персональное.
6. Домашнее задание. Повторить п. 27. Составить рассказ-путешествие по рекам и морям /по выбору/, используя фото, рисунки и т.п.
Если останется время можно провести практическую работу по определению географического положения реки Амур.
План
1. В какой части материка протекает река?
2. В каком направлении течет?
3. Укажите исток и устье.
4. Определите тип реки по характеру течения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: «Реки – артерии Земли».
Урок 22 в 6 классе «Реки- артерии Земли».По учебнику «Начальный курс географии» под редакцией - Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Цели урока: • сформировать представление о реке, ее частях, речной сис...
Разработка урока по теме население Алтайского края
Дистанционный урок географии. Конспект и презентация....
разработка урока по теме "Реки"
Реки. Питание, режим и хозяйственное использование рек. Цель: сформирование представлений о реке, её частях, характеристика рек по картам, определение левого и правого берега, притоков, определен...
Тема: Река Кубань – главная водная артерия Краснодарского края
Цель. Расширить и углубить знания о водах суши - реках. Сформировать у учащихся представление о Кубани, познакомить с её особенностями и значением для нашего края.Задачи. Обучающая: обобщить знания уч...
конспект урока географии 6 класс тема "Реки Лена и Амур" школа 8 вида
конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционой) школы VIII вида по теме: "Рки :Лена и Амур"...
Разработка урока по теме: "Реки Тувы"
план-конспект...
Методическая разработка урока по теме "Реки" 6 класс
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Основное внимание на уроке уделяется работе с понятиями.Учащиеся учатся формулировать определение понятий, находить в определениях о...