Разработка урока "Климат России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Разработка урока для 8 класса по теме "Климат России, "  урок - исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс Технология уровневой дифференциации.

Тема: Урок-исследование по теме «Климат России»

Дидактическая цель:  систематизация и обобщение знаний о климате России

Задачи: создать условия для закрепления учащимися общеучебных умений в ходе всего урока: работа с учебником, оформление наблюдения в письменном виде, формулирование мысли во внутренней и внешней речи, закрепление  и систематизация знаний об особенностях климата России, причинах этих  особенностей, об агроклиматических ресурсах, отработать умение характеризовать климат, использовать различные источники географической информации.

Исследовательская цель: обучение исследовательской деятельности

Задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

через знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

Методы обучения: проблемное обучение, эвристическая беседа, картографический, исследовательский метод.

Средства обучения:

Оформление кабинета, использование климатических, физических карт, атласа России, Бурятии, таблиц, схем, карточек заданий, использование информационных технологий (слайдовая презентация «Power Point»),

План урока

Слайд№1-2

1) Актуализация знаний; мотивация; 

2)  Создание проблемной ситуации;

3)  Применение новых знаний в учебной деятельности; исследовательская работа.

А) постановка проблемы исследования;

Б)  определение темы исследования;

В) формулирование цели исследования;

4) вывод по результатам исследовательской работы;

5) подведение итогов урока;

6) домашнее задание.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. 

Анализ и систематизация полученных знаний. Мотивация.

Слайд №3. В какой пункт А или Б поступает больше солнечной радиации на 1 см2 в одинаковое время. Докажите почему?

Слайд №4. Определите, как распределяется радиация, поступающая к верхней границе атмосферы.

Слайд №5. Проанализируйте распределение годового радиационного баланса. Почему он меньше суммарной радиации?

Слайд №6. Расскажите, в какой последовательности сменяют друг друга типы облаков при прохождении теплого фронта? Холодного?

Слайд №7. Определите по карте распределение температур в самый холодный месяц. Какие выводы о ходе изотерм января в европейской и азиатской частях страны вы можете сделать? Найдите на карте холодные районы. Где находится в нашей стране полюс холода?

Почему? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Почему?

Слайд №8. Определите по карте в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

Слайд №9. Проанализируйте карту годового количества осадков как распределяются осадки на территории страны, где выпадают наименьшее количество осадков, где выпадает больше всего осадков?

Слайд №10. Как распространяется дым, выходящий из труб, при циклональных и антициклональных условиях погоды? При какой погоде концентрация загрязняющих веществ в приземных слоях будет выше? На каком из рисунков антициклональная погода? Какие меры надо применять для защиты атмосферного воздуха от загрязнения?

Слайд №11. Правильно ли размещены жилые кварталы на рисунке? Чем нужно руководствоваться при их планировке, чтобы воздух был максимально чистым?

  1. Создание проблемной ситуации. К нам пришло письмо из администрации поселения «Пешковское», Солнечногорского района. Давайте его прочитаем.

Слайд №12 «Здравствуйте, учащиеся Чашниковской школы, к вам обращается администрация поселение «Пешковское». Так как вы изучаете географию России раздел «Климат России», мы просим вас составить характеристику климатических условий Солнечногорского района и указать благоприятные и неблагоприятные явления, связанные с климатом. Ваши данные необходимы для посевных работ. Заранее благодарим! С уважением администрация поселения  «Пешковское»

Применение новых знаний в учебной деятельности; Исследовательская работа. Учащиеся, используя дополнительный материал, текст учебника, хрестоматийный материал, атлас России,

  1. атлас Московской области, таблицы, схемы составляют характеристику климатических условий Солнечногорского района.

Слайд №13

Тема исследования: Климатические условия Солнечногорского района

Цель исследования:

Климатический пояс:______________________

Тип климата:____________________________

Географическое положение района:______________

Удаленность от океанов:_________________________

Рельеф:_________________________________________

Суммарная солнечная радиация:________________

Радиационный баланс равен____________________

Среднегодовое количество осадков равно______________мм

Среднемесячная температура января ______________

Абсолютный минимум _________

Среднемесячная температура июля ___________________

Абсолютный максимум_________

Преобладающие ветра_________

Коэффициент увлажнения_________________

Благоприятные явления, связанные с климатом__________

Неблагоприятные явления____________________________

  1. Презентация полученных результатов. Вывод по результатам исследовательской работы; Обсуждение. Рефлексия. Оценивание.

Вопросы для обсуждения:

- С учетом климатических особенностей какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в районе?

- В каком месяце нужно начинать посевные работы?

- Существует ли необходимость в страховании будущего урожая?

- Возможно ли выращивание  в окрестностях Солнечногорского района арбузов, учитывая опыт наших предков?

- Какие мероприятия необходимо проводить с учетом неблагоприятных явлений, связанных с климатом?

  1.  Домашнее задание.§9-11, стр. 57-72. Выполнить итоговый тест по вариантам по теме «Климат России»

Итоговый тест по теме «Климат» 1 вариант

  1. Понятию «циклон» не соответствует признак:
  1. Область повышенного давления
  2. Движение воздуха от краев к центру
  3. Круговое движение против часовой стрелки
  1. При движении с запада на восток количество солнечной радиации, получаемое территорией нашей страны:
  1. Увеличивается
  2. Не изменяется
  3. Уменьшается
  1. С холодным атмосферным фронтом связана погода:
  1. Тихая и солнечная
  2. Облачная и безветренная
  3. Облачная, ветреная, с осадками
  1. Меньше всего влаги на территории России поступает с океана:
  1. Тихого
  2. Атлантического
  3. Северного Ледовитого
  1. При устойчивой антициклональной погоде могут возникать стихийны бедствия:
  1. Смерчи и засухи
  2. Засухи и суховеи
  3. Суховеи и ураганы
  1. Для хозяйственной деятельности человека климатические условия наименее благоприятны в части России:
  1. Юго-восточной
  2. Юго-западной
  3. Северо-западной
  4. Северо-восточной

2 вариант

  1. Понятию «антициклон» не соответствует признак:
  1. Область пониженного давления
  2. Движение воздуха из центра к краям
  3. Круговое движение по часовой стрелке
  1. С теплым атмосферным фронтом связана погода:
  1. Тихая и солнечная
  2. Облачная и безветренная
  3. Облачная, ветреная, с осадками
  1. При движении с юга на север количество солнечнгой радиации, получаемое территорией:
  1. Увеличивается
  2.  не изменяется
  3.  Уменьшается
  1. При мощных циклонах могут возникать:
  1. Ураганы, засухи, суховеи
  2. Ураганы и засухи
  3. Ураганы
  4. Засухи
  1. Концентрация в воздухе загрязняющих веществ оказывается ниже при:

1) циклональной погоде

2)антициклональной погоде

6. Дополните. Переходная зона между двумя воздушными массами, различающимися по своим    свойствам, называется ……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. «Население России. Демографическая ситуация»

Методическая разработка урока по географии на тему: «Население России. Демографическая ситуация» ...

методическая разработка раздела "Россия в 17 веке"

методическая разработка раздела образовательной программы по истории России "Россия в 17 веке"...

Методическая разработка урока Россия в 18 веке 7 класс

Методическая разработка урока истории в 7 классе , урока обобщения и повторения "Россия в 18 веке"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории  России для 7 класса общеобразовательных учреждений.  Составлена на основе Федерального компонента государственного о...

Разработка урока" Россия в Первой мировой войне"

К началу  1914 г. мы обладали армией вооруженной новейшим вооружением (Винтовка Мосина, пулемет Мадсена и Максима),  униформой защитного цвета и гордостью что мы великая держава. Но сегодня ...

разработка урока "Россия на карте часовых поясов". 8-й класс

разработка урока по географии "Россия на карте часовых поясов"...