Разработка урока "Климат России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Разработка урока для 8 класса по теме "Климат России, " урок - исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс Технология уровневой дифференциации.
Тема: Урок-исследование по теме «Климат России»
Дидактическая цель: систематизация и обобщение знаний о климате России
Задачи: создать условия для закрепления учащимися общеучебных умений в ходе всего урока: работа с учебником, оформление наблюдения в письменном виде, формулирование мысли во внутренней и внешней речи, закрепление и систематизация знаний об особенностях климата России, причинах этих особенностей, об агроклиматических ресурсах, отработать умение характеризовать климат, использовать различные источники географической информации.
Исследовательская цель: обучение исследовательской деятельности
Задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
через знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.
Методы обучения: проблемное обучение, эвристическая беседа, картографический, исследовательский метод.
Средства обучения:
Оформление кабинета, использование климатических, физических карт, атласа России, Бурятии, таблиц, схем, карточек заданий, использование информационных технологий (слайдовая презентация «Power Point»),
План урока
Слайд№1-2
1) Актуализация знаний; мотивация;
2) Создание проблемной ситуации;
3) Применение новых знаний в учебной деятельности; исследовательская работа.
А) постановка проблемы исследования;
Б) определение темы исследования;
В) формулирование цели исследования;
4) вывод по результатам исследовательской работы;
5) подведение итогов урока;
6) домашнее задание.
Ход урока
- Актуализация знаний.
Анализ и систематизация полученных знаний. Мотивация.
Слайд №3. В какой пункт А или Б поступает больше солнечной радиации на 1 см2 в одинаковое время. Докажите почему?
Слайд №4. Определите, как распределяется радиация, поступающая к верхней границе атмосферы.
Слайд №5. Проанализируйте распределение годового радиационного баланса. Почему он меньше суммарной радиации?
Слайд №6. Расскажите, в какой последовательности сменяют друг друга типы облаков при прохождении теплого фронта? Холодного?
Слайд №7. Определите по карте распределение температур в самый холодный месяц. Какие выводы о ходе изотерм января в европейской и азиатской частях страны вы можете сделать? Найдите на карте холодные районы. Где находится в нашей стране полюс холода?
Почему? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Почему?
Слайд №8. Определите по карте в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?
Слайд №9. Проанализируйте карту годового количества осадков как распределяются осадки на территории страны, где выпадают наименьшее количество осадков, где выпадает больше всего осадков?
Слайд №10. Как распространяется дым, выходящий из труб, при циклональных и антициклональных условиях погоды? При какой погоде концентрация загрязняющих веществ в приземных слоях будет выше? На каком из рисунков антициклональная погода? Какие меры надо применять для защиты атмосферного воздуха от загрязнения?
Слайд №11. Правильно ли размещены жилые кварталы на рисунке? Чем нужно руководствоваться при их планировке, чтобы воздух был максимально чистым?
- Создание проблемной ситуации. К нам пришло письмо из администрации поселения «Пешковское», Солнечногорского района. Давайте его прочитаем.
Слайд №12 «Здравствуйте, учащиеся Чашниковской школы, к вам обращается администрация поселение «Пешковское». Так как вы изучаете географию России раздел «Климат России», мы просим вас составить характеристику климатических условий Солнечногорского района и указать благоприятные и неблагоприятные явления, связанные с климатом. Ваши данные необходимы для посевных работ. Заранее благодарим! С уважением администрация поселения «Пешковское»
Применение новых знаний в учебной деятельности; Исследовательская работа. Учащиеся, используя дополнительный материал, текст учебника, хрестоматийный материал, атлас России,
- атлас Московской области, таблицы, схемы составляют характеристику климатических условий Солнечногорского района.
Слайд №13
Тема исследования: Климатические условия Солнечногорского района
Цель исследования:
Климатический пояс:______________________
Тип климата:____________________________
Географическое положение района:______________
Удаленность от океанов:_________________________
Рельеф:_________________________________________
Суммарная солнечная радиация:________________
Радиационный баланс равен____________________
Среднегодовое количество осадков равно______________мм
Среднемесячная температура января ______________
Абсолютный минимум _________
Среднемесячная температура июля ___________________
Абсолютный максимум_________
Преобладающие ветра_________
Коэффициент увлажнения_________________
Благоприятные явления, связанные с климатом__________
Неблагоприятные явления____________________________
- Презентация полученных результатов. Вывод по результатам исследовательской работы; Обсуждение. Рефлексия. Оценивание.
Вопросы для обсуждения:
- С учетом климатических особенностей какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в районе?
- В каком месяце нужно начинать посевные работы?
- Существует ли необходимость в страховании будущего урожая?
- Возможно ли выращивание в окрестностях Солнечногорского района арбузов, учитывая опыт наших предков?
- Какие мероприятия необходимо проводить с учетом неблагоприятных явлений, связанных с климатом?
- Домашнее задание.§9-11, стр. 57-72. Выполнить итоговый тест по вариантам по теме «Климат России»
Итоговый тест по теме «Климат» 1 вариант
- Понятию «циклон» не соответствует признак:
- Область повышенного давления
- Движение воздуха от краев к центру
- Круговое движение против часовой стрелки
- При движении с запада на восток количество солнечной радиации, получаемое территорией нашей страны:
- Увеличивается
- Не изменяется
- Уменьшается
- С холодным атмосферным фронтом связана погода:
- Тихая и солнечная
- Облачная и безветренная
- Облачная, ветреная, с осадками
- Меньше всего влаги на территории России поступает с океана:
- Тихого
- Атлантического
- Северного Ледовитого
- При устойчивой антициклональной погоде могут возникать стихийны бедствия:
- Смерчи и засухи
- Засухи и суховеи
- Суховеи и ураганы
- Для хозяйственной деятельности человека климатические условия наименее благоприятны в части России:
- Юго-восточной
- Юго-западной
- Северо-западной
- Северо-восточной
2 вариант
- Понятию «антициклон» не соответствует признак:
- Область пониженного давления
- Движение воздуха из центра к краям
- Круговое движение по часовой стрелке
- С теплым атмосферным фронтом связана погода:
- Тихая и солнечная
- Облачная и безветренная
- Облачная, ветреная, с осадками
- При движении с юга на север количество солнечнгой радиации, получаемое территорией:
- Увеличивается
- не изменяется
- Уменьшается
- При мощных циклонах могут возникать:
- Ураганы, засухи, суховеи
- Ураганы и засухи
- Ураганы
- Засухи
- Концентрация в воздухе загрязняющих веществ оказывается ниже при:
1) циклональной погоде
2)антициклональной погоде
6. Дополните. Переходная зона между двумя воздушными массами, различающимися по своим свойствам, называется ……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. «Население России. Демографическая ситуация»
Методическая разработка урока по географии на тему: «Население России. Демографическая ситуация» ...
методическая разработка раздела "Россия в 17 веке"
методическая разработка раздела образовательной программы по истории России "Россия в 17 веке"...
Методическая разработка урока Россия в 18 веке 7 класс
Методическая разработка урока истории в 7 классе , урока обобщения и повторения "Россия в 18 веке"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. Составлена на основе Федерального компонента государственного о...
Разработка урока" Россия в Первой мировой войне"
К началу 1914 г. мы обладали армией вооруженной новейшим вооружением (Винтовка Мосина, пулемет Мадсена и Максима), униформой защитного цвета и гордостью что мы великая держава. Но сегодня ...
разработка урока "Россия на карте часовых поясов". 8-й класс
разработка урока по географии "Россия на карте часовых поясов"...