Рабочая программа для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа по географии для 9 класса на основе авт. В.П. Дронова и В.Я.Ром (М.:Дрофа), 2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rabochaya_programma_chash.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Городского округа Солнечногорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чашниковская средняя общеобразовательная школа
________________________________________________________________________
141592 Московская обл.,
г. о.Солнечногорск ,
д. Чашниково,
м-рн. Новые дома, стр. 11-ш
тел./факс.8-499-736-74-67
e-mail: chashnikovo@list.ru
«Утверждаю» Директор школы Панина А.Б. « » сентября 2019 г. Приказ № |
Рабочая программа
по географии
для 9 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Разработана:
Лукошкиной О.Ю.
учитель первой категории
Чашниково, 2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Содержание курса.
Введение. Место России в мире (4 часа)
Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального деления России»
Географическое положение и границы России. Практическая работа №2 «Сравнение географического положения России с другими государствами»
Экономико и транспортно – географическое, геополитическое положение России.
Государственная территория России.
Население РФ (6 часов)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения региона России».
Национальный состав населения России.
Миграции населения. Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России».
Городское и сельское население. Расселение населения.
Контроль знаний по теме «Население Российской Федерации»
Географические особенности экономики России (3часа)
География основных типов экономики на территории России.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.
Россия в современной мировой экономике.
Перспективы развития России.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (23 час).
Научный комплекс (1 час)
Научный комплекс.
Машиностроительный комплекс (3 часа)
Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
Факторы размещения машиностроения.
География Машиностроения. Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий точного и металлоёмкого машиностроения».
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – 3 часа.
Роль, значение и проблемы ТЭК.
Топливная промышленность. Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России».
Электроэнергетика.
Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества – (7 часов).
Состав и значение комплекса конструкционных материалов.
Металлургический комплекс.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.
Цветная металлургия.
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.
Факторы размещение предприятий химической промышленности.
Лесная промышленность.
Агропромышленный комплекс (АПК) – 3 часа.
Состав и значение АПК Практическая работа № 7 «Определение состава трёх звеньев АПК»
Земледелие и животноводство. Практическая работа № 8 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур».
Пищевая и лёгкая промышленность.
Инфраструктурный комплекс (6часов)
Состав комплекса. Роль транспорта.
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Практическая работа № 9 «Описание железнодорожной магистрали».
Водный и другие виды транспорта.
Связь. Сфера обслуживания.
Обобщение и повторение по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы»
Контроль знаний по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы»
Региональная часть курса (32 часа).
Районирование России. Общественная география крупных регионов (28 часов)
Районирование России (1 час)
Районирование России. Практическая работа № 10 «Определение разных видов районирования России»
Западный макрорегион – Европейская часть России (1 час)
Общая характеристика.
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (7 часов).
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.
Население и главные черты хозяйства.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
Географические особенности областей Центрального Район.
Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район.
Северо-Западный район. Практическая работа № 11 «Сравнение ЭГП и планировка Москвы и Санкт-Петербурга».
Контроль знаний по теме «Центральная Россия и Европейский Север-Запад»
Европейский Север – (3 часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Практическая работа № 12 «Анализ условий для развития хозяйства».
Население.
Хозяйство.
Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым (3часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Население.
Хозяйство.
Поволжье (3 часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Население.
Хозяйство.
Урал (4 часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Население.
Хозяйство. Практическая работа № 13 «Характеристика проблем Уральского экономического района»
Обобщение и повторение по теме «Районы Европейской части России.
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 часов)
Общая характеристика.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.
Западная Сибирь. Практическая работа № 14 «Характеристика промышленного узла (ТПК)».
Восточная Сибирь. Практическая работа № 15 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири»
Дальний Восток
Контроль знаний по теме «Районирование России. Общественная география крупных регионов».
География Солнечногорского Района (4 часа)
Географическое положение.
Население и трудовые ресурсы.
Хозяйство. Проблемы и перспективы развития.
Экскурсия на местное предприятие.
Тематическое планирование.
Тема | Количество часов | |
Общая часть курса | 36 | |
Введение. Место России в мире | 4 | |
Население Российской Федерации. | 6 | |
Географические особенности экономики Росси | 3 | |
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 23 | |
Научный комплекс | 1 | |
Машиностроительный комплекс | 3 | |
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) | 3 | |
Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 7 | |
Агропромышленный комплекс (АПК) | 3 | |
Инфраструктурный комплекс | 6 | |
Региональная часть курса | 32 | |
Районирование | 1 | |
Западный макрорегион – Европейская Россия | 1 | |
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад | 7 | |
Европейский Север | 3 | |
Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым | 3 | |
Поволжье | 3 | |
Урал | 4 | |
Восточный макрорегион – Азиатская Россия | 6 | |
География Солнечногорского района | 4 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема |
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Практическая работа № 1 «Анализ административно-территориального устройства Росси» | ||
2 | 1Географическое положение и границы России. Практическая работа № 2 «Сравнение географического положения России с другими государствами» | ||
3 | Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. | ||
4 | Государственная территория России. | ||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | ||
6 | Численность и естественный прирост населения. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России» | ||
7 | Национальный состав населения России. | ||
8 | Миграции населения. Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России» | ||
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | ||
10 | Контроль знаний по теме «Население Российской Федерации» | ||
11 | География основных типов экономики на территории России. | ||
12 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | ||
13 | Россия в современном мире. Перспективы развития России. | ||
14 | Научный комплекс. | ||
15 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | ||
16 | Факторы размещения машиностроения. | ||
17 | География машиностроения. Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий точного и металлоёмкого машиностроения» | ||
18 | Роль, значение и проблемы ТЭК. | ||
19 | Топливная промыщленность Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна» | ||
20 | Электроэнергетика. | ||
21 | Состав и значение комплекса конструкционных материалов. | ||
22 | Металлургический комплекс. | ||
23 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. | ||
24 | Цветная металлургия. | ||
25 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | ||
26 | Факторы размещения предприятий химической промышленности. | ||
27 | Лесная промышленность | ||
28 | Состав и значение АПК. Практическая работа № 7 «Определение состава трёх звеньев АПК» | ||
29 | Земледелие и животноводство. Практическая работа № 8 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» | ||
30 | Пищевая и лёгкая промышленность. | ||
31 | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | ||
32 | Железнодорожный и автомобильный транспорт. Практическая работа № 9 «Описание железнодорожной магистрали» | ||
33 | Водный и другие виды транспорта. | ||
34 | Связь, сфера обслуживания. | ||
35 | Обобщение и повторение по теме Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. | ||
36 | Контроль знаний по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» | ||
37 | Районирование России. Практическая работа № 10 «Определение разных видов районирования» | ||
38 | Общая характеристика Западного макрорегиона. | ||
39 | Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, исторические изменения географического положения. Общие проблемы. | ||
40 | Население и главные черты хозяйства. | ||
41 | Районы центральной России. Москва и Московский столичный регион. | ||
42 | Географические особенности областей Центрального региона. | ||
43 | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район. | ||
44 | Северо-Западный район. Практическая работа № 11 «Сравнение ЭГП и планировка Москвы и Санкт-Петербурга» | ||
45 | Контроль знаний по теме «Центральная Россия и Европейский Север» | ||
46 | Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера. Практическая работа № 12 «Анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» | ||
47 | Население. | ||
48 | Хозяйство. | ||
49 | Географическое положение Северного Кавказа и Крыма. Природные условия и ресурсы. | ||
50 | Население. | ||
51 | Хозяйство. | ||
52 | Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | ||
53 | Население. | ||
54 | Хозяйство. | ||
55 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | ||
56 | Население. | ||
57 | Хозяйство. Практическая работа № 13 «Характеристика проблем Уральского экономического района» | ||
58 | Обобщение и повторение по теме «Районы Европейской части России. | ||
59 | Общая характеристика Восточного макрорегиона. | ||
60 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | ||
61 | Западная Сибирь. Практическая работа № 14 «Характеристика промышленного узла ТПК» | ||
62 | Восточная Сибирь. Практическая работа № 15 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири» | ||
63 | Дальний Восток. | ||
64 | Контроль знаний по теме «Районирование России. Общественная география крупных регионов» | ||
65 | Географическое положение Солнечногорского района. | ||
66 | Население и трудовые ресурсы. | ||
67 | Хозяйство. Проблемы и перспективы развития. | ||
68 | Экскурсия на местное предприятие. |
Контроль уровня достижения планируемых результатов.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Тест по теме «Место России в мире»
Практическая работа № 4 Характеристика особенностей миграционного движения населения России»
Контроль знаний по теме «Население Российской Федерации»
Тест по теме «Машиностроительный комплекс»
Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России»
Тест по теме «Металлургический комплекс»
Практическая работа № 9 «Описание железнодорожной магистрали»
Контроль знаний по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России»
Тест по теме «Центральная Россия и Европейский Север»
Контроль знаний по теме «Центральная Россия и Европейский Север»
Тест по теме «Поволжье»
Тест по теме «Урал»
Контроль знаний по теме «Районирование Росии»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебник: В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.
Атлас по географии для 9 класса, изд. «ДРОФА», 2018. Контурные карты по географии для 9 класса, изд. «ДРОФА», 2018
Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2016
Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 2016. В.Я. Ром, В.П. Дронов.
Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2016.
В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). –
М.: Просвещение, 2015.
В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2015.
Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11
классы. – М.: Дрофа, 2014.
Задачи по географии. Под редакцией А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...