Рабочая программа для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа для 8 класса составлена на основе авт. И.И. Баринова (М.:Дрофа), 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_rab._programma_chash.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

 Городского округа Солнечногорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чашниковская средняя общеобразовательная школа

________________________________________________________________________

141592 Московская обл.,

г. о. Солнечногорск,                                                      

д. Чашниково,

м-рн. Новые дома, стр. 11-ш

тел./факс.8-499-736-74-67

e-mail: chashnikovo@list.ru

«Утверждаю»

Директор школы                            Панина А.Б.

«        »  сентября 2019 г.

Приказ №

Рабочая программа

 По географии

для 8класса

на 2019 - 2020 учебный год

Разработана:

Лукошкиной О.Ю.

 учитель первой категории

Чашниково, 2019

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «География» для 8 класса общеобразовательной школы разработана на основе программы основного общего образования МБОУ Чашниковская СОШ. Программы составлены в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Программы основного общего образования по географии 5- 9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина., В.И. Сиротин М: ДРОФА, 2016 г. Рабочей программы к УМК – География России. Природа 8 класс-И.И. Баринова (М.: ДРОФА, 2016). Состовитель: С.В.Бородина М.: ООО «ВАКО», 2016. Представленная программа предусматривает изучение географии в 8 классе МБОУ Чашниковская СОШ 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы по предмету. Курс «Физическая география России в 8 классе опирается на знания учащихся полученные при изучении курса географии в 5 – 7 классах. Курс география России в 8 – 9 классе завершает изучение географии в основной школе, поэтому ему принадлежит особая роль в формировании у учащихся комплексного мышления и целостного восприятия территории, пониманию проблем взаимодействия человека и природы. Главная цель курса – формирование географического образа страны.

Цели и задачи курса:

- формирование целостной научной картины мира;

-формирование целостного представления об особенностях природы;

- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважение к другим народам и культурам;

- формирование географического образа своей страны;

- формирование представления о природе России:

- развитие исследовательских умений и навыков;

- развитие умения использовать географическую информацию в повседневной жизни;

- формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде.

                                 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- осознание Российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

- ответственное отношение к учению;        

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

- приобретения опыта учащихся в социально значимом труде;

- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- понимание основ экологической культуры.

Метапредметные:

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами и условиями;

- систематизировать и структурировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения;

- искать и собирать необходимые источники информации;

- использовать ИКТ на уроке для выполнения презентаций;

- выступать перед аудиторией.

Регулятивные:        

- ставить учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

- планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя)

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- владеть основами самоконтроля и самооценки;

- осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

- оценивать работу одноклассников;

- проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;

- критично относится к своему мнению;

- в дискуссии высказывать суждения подтверждая их фактами.

Предметные результаты:

Ученик научится:

- объяснять значение ключевых понятий;

- работать с основными источниками географической информации;

- определять географическое положение России и её регионов;

- определять время в различных пунктах страны;

- работать с контурной картой;

- составлять описание отдельных объектов природы;

- давать комплексную физико-географическую характеристику;

- объяснять изменение природы пол влиянием деятельности человека;

- называть меры по охране природы;

- наносить на контурные карты основные географические объекты;

- давать характеристику климата своей области.

Ученик получит возможность научиться:

- решать проблемные задачи;

- создавать тексты разных типов;

- самостоятельно работать с различными источниками информации.

Содержание учебного предмета.

Что изучает физическая география России ( 1 час). Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

Наша Родина на карте мира (6 часов). Географическое положение России. Границы России. Особенности географического положения.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени.

Как осваивалась и изучалась территория России. Открытие и освоение севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия 16-начала 17 века. Открытия нового времени.

Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения, национально-территориальные образования.

Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России.

Особенности природы и природные ресурсы России – 18 часов.

Геологическое строение и минеральные ресурсы – 4 часа.

Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Экологические проблемы.

Практическая работа № 3. 

Климат и климатические ресурсы – 4 часа.

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги. Распределение осадков на территории страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России. Зависимость человека от климата. Климатические ресурсы России.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 4.

Внутренние воды и водные ресурсы – 3 часа.

Разнообразие внутренних вод России. Значение для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления.

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Крупнейшие озёра России. Происхождение озёрных котловин. Роль подземных вод в природе. Верховые и низинные болота. Граница распространения многолетней мерзлоты.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы. И меры по их восстановлению. Стихийные явления.

Почвы, почвенные ресурсы – 3 часа.

Образование почв и их разнообразие. Основные свойства почв. Разнообразие почв. Типы почв. Почвенные ресурсы. Значение почв для жизни человека. Роль мелиорации. Почвы родного края.

Растительный и животный мир – 4 часа. Растительный и животный мир России. Основные типы растительности. Разнообразие животного мира.

Природные комплексы России – 36 часов.

Разнообразие природных комплексов. Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Природная зональность. Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы. Сравнительная характеристика  двух природных зон.

Природа регионов России – 30 часов.

Восточно-Европейская равнина. Особенности географического положения России. Особенности природы. Природные ресурсы. Памятники природы.

Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф. Природные комплексы. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения. Природные ресурсы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы. Природные зоны. Природные ресурсы и проблемы их освоения.

Восточная Сибирь. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы. Природные районы. Природные ресурсы и проблемы их освоения.

Дальний Восток. Особенности географического положения. Особенности природы. Природные комплексы. Природные уникумы. Природные ресурсы.

Человек и природа – 6 часов.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. География стихийных явлений. Меры борьбы. Влияние человека на природу. Антропогенные ландшафты. Рациональное природопользование. Экология и здоровье человека.  Источники экологической опасности. Экология и здоровье человека. История взаимоотношений между человеком географической средой.

        Тематическое планирование.

Раздел.

Кол-во часов

Что изучает физическая география России.

1

Наша Родина на карте мира.

6

Особенности природы   и природные ресурсы России.

18

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

4

Климат и климатические ресурсы.

4

Внутренние воды и водные ресурсы.

3

Почвы и почвенные ресурсы.

3

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4

Природные комплексы России.

36

Природное районирование.

6

Природа регионов России.

30

Человек и природа.

6

Итоговый контроль.

1

Всего:

68

Календарно – тематическое планирование.

урока

Сроки проведения

план

Сроки проведения

факт

Тема урока.

1

05.09

 Почему необходимо изучать географию своей местности. Знакомство со структурой учебника.

2

07. 09

Географическое положение России. Практическая работа № 1.

3

12. 09

Моря, омывающие берега России.

4

14. 09

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2.

5

19. 09

Как осваивали и изучали территорию России.

6

21. 09

Административно-территориальное устройство России.        

7

26. 09

Обобщение и контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира».

8

28. 09

Особенности рельефа России.

9

03. 10

Геологическое строение территории России. Практическая работа № 3.

10

05. 10

Минеральные ресурсы России.

11

10. 10

Развитие форм рельефа.

12

12. 10

От чего зависит климат нашей страны.

13

17. 10

Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата. Практическая работа № 4.

14

19. 10

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

15

24. 10

Климат своей местности. Практическая работа № 5.

16

26. 10

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

17

07. 11

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

18

09. 11

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

19

14. 11

Образование почв и их разнообразие.

20

16. 11

Закономерности распространения почв. Практическая работа № 6.

21

21. 11

Почвенные ресурсы России.

22

23. 11

Растительный и животный мир.

23

28. 11

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории.

24

30. 11

Природно-ресурсный потенциал России. Практическая работа № 7.

25

05. 12

Обобщение и контроль знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы России».

26

07. 12

Разнообразие природных комплексов России. Практическая работа № 8.

27

12. 12

Моря, как крупные природные комплексы России.

28

14. 12

Природные зоны России.  

29

19. 12

Разнообразие лесов России.

30

21. 12

Безлесные зоны на юге России.

31

26. 12

Высотная поясность. Практическая работа № 9.

32

28. 12

Особенности географического положения Восточно-Европейской равнины( Русской). История освоения.

33

10. 01

Природные комплексы Восточно-Восточно-Европейской равнины. Практическая работа № 10.

34

12. 01

Памятники природы Восточно-Европейской равнины.

35

17. 01

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования.

36

19. 01

Природа Крыма.

37

24. 01

Особенности географического положения Кавказа.

38

26. 01

Особенности природы Кавказа.

39

31. 01

Природные комплексы Северного Кавказа.

40

02. 02

Природные ресурсы Северного Кавказа.

41

07. 02

Особенности географического положения Урала. История освоения.

42

09. 02

Природные ресурсы Урала.

43

14. 02

Своеобразие природы Урала.

44

16. 02

Природные уникумы Урала.

45

Экологические проблемы Урала.

46

Повторение и обобщение знаний. Контроль знаний «Кавказ. Урал».

47

Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины.

48

Особенности природы Западно-Сибирской равнины.

49

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

50

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

51

Особенности географического положения Восточной Сибири.

52

История освоения Восточной Сибири.

53

Особенности природы Восточной Сибири.

54

Природные районы Восточной Сибири.

55

Байкал: история освоения, особенности природы, значение.

56

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

57

Особенности географического положения Дальнего Востока. История освоения.

58

Особенности природы Дальнего Востока.

59

Природные комплексы и природные уникумы Дальнего Востока. Практическая работа № 11.

60

Природные ресурсы Дальнего Востока.

61

Обобщение и контроль знаний по теме «Природные комплексы России».

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа № 12.

63

Воздействие человека на природу. Практическая работа № 13.

64

Рациональное природопользование. Охрана природы.

65

Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека. Практическая работа № 14.

66

География для природы и общества.

67

Обобщение и контроль знаний по теме «Человек и природа».

68

Повторение по курсу.

  1. Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России.

Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных регионов России.

  Контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения природных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых от строения земной кары.

Тест по теме «Рельеф, геологическое строение»

Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков на территории страны.

Тест по теме «Климат и внутренние воды»

Тест по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

Практическая работа № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельефа, растительности). Оценка плодородия.

Практическая работа № 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

Практическая работа № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

Контроль знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

Тест по теме «Природное районирование»

Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Контроль знаний по разделу «Природные комплексы России»

Контроль знаний по разделу «Человек и природа»

Итоговый контроль.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

-Учебник по географии Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, М.:ДРОФА. 2016

- Атлас по географии для 8 класса изд. М.:ДРОФА, 2018

- Контурные карты для 8 класса изд. М.: ДРОФА, 2018

- Контрольно-измерительные материалы. География 8 класс. Сост. Жижина М.: ВАКО, 2015

- Никитина Н.А. Задания школьных олимпиад по географии 6 – 10 класс по географии;

- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 8 класс М.: ВАКО 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...