Урок в 9 классе: "Сфера обслуживания. Связь".
план-конспект урока по географии (9 класс)

Булычева Галина Федоровнна

Урок в 9 классе: "Сфера обслуживания. Связь". По учебнику В.П.Дронова, В.Я. Ром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sfera_obsluzhivaniya._svyaz.docx97.93 КБ
Файл sfera_obsluzhivaniya._svyaz_.pptx809.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии, 9 В класс

Тема: «СВЯЗЬ. СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ»

Цель урока:   Формирование знаний о составе связи и сфере обслуживания, о роли и проблемах в современном обществе.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  • Сформировать представление о видах связи.
  • Определить состав сферы обслуживания; познакомиться с жилищно-коммунальным хозяйством, выявить уровень обеспеченности жильем населения в России и в своем регионе.
  • Познакомиться с рекреационным хозяйством России его размещением.
  • Выявить проблемы данных отраслей на федеральном и региональном уровнях.  Акцентировать внимание учащихся на влияние инфраструктурного комплекса на окружающую среду.
  1. Развивающие 
  • Продолжить развивать умение давать характеристику отраслям хозяйства по плану, использовать текст учебника, карты и картосхемы как источники информации, отражать результаты работы в таблице.
  • Развивать умение работать с текстом; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
  • Развивать познавательные способности, наблюдательность и внимание.
  • Формировать ОУУН: самостоятельность, орфографическую зоркость, географическое мышление, речь.
  • Развивать интерес к особенностям своего региона, населенного пункта.
  1. Воспитательные
  • Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей между явлениями природы и развитием общественного производства, познаваемости мира и его закономерностей, обусловленности развития науки потребностями производства.  
  • Воспитывать толерантность, трудолюбие и уважение.
  • Воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю.

Оборудование:               таблица «Отрасли хозяйства».

Административная карта России.

Мультимедийное оборудование для электронной презентации урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель дидактическая: создать условия для усвоения учебного материала средствами технологии учебного сотрудничества.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Содержание программы:

Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем.

Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Требования к подготовке учащихся: Знать состав и значение в хозяйстве инфраструктурного комплекса; основные рекреационные районы страны; уметь проводить  самостоятельный поиск географической информации на местности и из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.

Организационный этап.

Цель: организовать ход урока.

  • Приветствие.

Сегодня урок необычный. У нас присутствуют гости  . Психологический момент  

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

  •  
  • Напоминаю, что нам на уроке нужны, как обычно, г/атласы, учебник, рабочие тетради. Кроме этого, должны быть на столе ручки, карандаши, дневник.

2.

Актуализа-ция знаний.

Цель: вспомнить и повторить изученное ранее для продолжения изучения темы урока

  • В настоящее время мы проходим большой раздел «Хозяйство России», а именно «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география». Давайте вспомним:

Что такое межотраслевой комплекс?

МОК – совокупность групп отраслей, которые выполняют общую народнохозяйственную функцию.

Какой МОК изучаем?

Инфраструктурный

-Что называется инфраструктурным комплексом?

ИСК – это совокупность отраслей

хозяйства, производящих разнообразные услуги.

Что такое услуга?

Услуга – это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

Что такое инфраструктура?

Совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.

 Какие отрасли входят  в состав инфраструктурного комплекса?

Коммуникационная система: транспорт и связь.

Сфера обслуживания.

Рис.59, с.131

Почему связь и сфера обслуживания включили в состав инфраструктурного комплекса?

Они оказывают услуги.

Итак, чем инфраструктурный комплекс отличается от других?

Он производит различные услуги.

3.

Изучение нового материала

Цель:

Формирова-ние знаний о составе связи и сфере обслужива-ния, о роли и проблемах в современном обществе.

1.Постановка целей и задач.

  • Давайте определим дальнейшую работу.
  • Попробуем сформулировать тему урока.
  • Запишите тему урока в тетрадях.
  • Какую цель поставим для себя?
  • Каковы задачи нашей работы?

О: Связь. Сфера обслуживания.

Делают запись в тетрадях.

О: Изучить связь и сферу обслуживания.

О: используем план характеристики отрасли:

- Роль и значение.

- Состав.

- География размещения.

- Проблемы и перспективы.

Учитель вешает на доске листы с темой урока.

План вывесить на доску

2.Вступитель-ное слово.

Жизнь современного общества трудно себе представить без связи и услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

Заполним карточки,лежащие  у вас на столе  «Факторы развития отраслей сфер услуги»

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Как  обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса в России, в нашем городе? И это будет СВЯЗЬ.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим группы по 3-4 человека, которые проведут микроисследование по состоянию соответствующей отрасли и кто-то из группы доложит нам, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.

У вас на столах есть листочки «Инструктивная карточка № 1», в которых написано, какую отрасль вы будете представлять, что исследовать.

 На обсуждение   3 минуты.

3.Работа в группах.

Работа по заданиям инструктивных карточек  № 1.

4.Выступле-ние групп. 

Каковы же результаты ваших исследований?

По ходу ответов все заполняем таблицу, которую вы уже начертили в тетради

Выступление групп.

№1.

  1. Что такое связь? Роль связи в жизни общества. Виды связи.
  2. Почтовая связь. Чем занимается почтовая связь? Уровень развития в России по сравнению с другими странами.
  3. Уровень развития в нашем селе (чем представлена)?

№2.

  1. Электрическая связь. Какие выделяют виды электрической связи? Уровень развития в России по сравнению с другими странами.
  2. Мобильная сотовая связь.
  3. Компьютерная сеть Интернет.
  4. Уровень развития в нашем городе (чем представлена)?

5.Работа в группах.

Теперь нужно исследовать сферу услуг.

На обсуждение даю 2 минуты.

Работа по заданиям инструктивных карточек  № 2.

6.Выступле-ние групп.

Каковы же результаты ваших исследований?

Выступление групп.

№1.

Бытовое обслуживание

  1. Есть ли  в городе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  2. Как решить проблемы?

 Розничная торговля и общественное питание

  1.   Достаточно ли магазинов- продовольственных, промышленных товаров, бытовые , рынков Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  2. Достаточно ли кафе,? Нужны ли они?
  3. Как решить проблему?

№2.

Медицинское обслуживание

  1.   Достаточно ли поликлиник , больниц , аптек  ? Все ли специалисты есть?
  2. Удобно ли они работают?
  3. В чем проблемы?
  4.  Как их решить?

 Образование и культура.

  1.  Достаточно ли  школ , детских садов, библиотек , парков?  
  2. Удобно ли они расположены?
  3. Есть ли проблемы?
  4. Как их решить?

Подведем итог:  какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

Какие же отрасли сферы обслуживания осталось исследовать?

ЖКХ, финансово-кредитная, социальное обеспечение, государственное управление.

Правильно.

Но людей больше всего интересует ЖКХ. Почему?

Потому что эта отрасль обслуживает жилье.

Работа в группах продолжается.

Задания в инструктивных карточках № 3.

7.Работа в группах.

Работа по заданиям инструктивных карточек  № 3.

8.Выступле-ние групп.

Каковы же результаты ваших исследований?

Выступление групп.

№1.

  1. Какова главная задача ЖКХ?
  2. Выявить уровень обеспеченности жильем населения в России.
  3.  Каковы проблемы?
  4. Какие пути решения вы бы предложили?

№2.

  1. Какова главная задача рекреационного хозяйства?
  2. Назовите учреждения отдыха.
  3.  Назовите факторы образования рекреационных районов.
  4. Где размещаются эти районы? Показать на карте.
  5. Каковы проблемы?
  6. Какие пути решения вы бы предложили?

4.Закрепле-ние.

С каким комплексом мы сегодня познакомились?

Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов?

Каково значение инфраструктурного комплекса?

Какие отрасли инфраструктурного комплекса мы исследовали?

А какие представлены у нас?

Предложите учреждения и виды услуг, которые позволили бы нашему селу стать более привлекательным для ваших сверстников.

Продолжите записи отраслей сферы услуг в таблицу в тетради, используя рис.59 на с.131 учебника.

  1. Самостоятельная ра С помощью текста учебника (с.168) укажите, какие регион России выделяются высокими и низкими показателями телефонизации.
  2. С помощью данных из текста учебника (стр 170) сравните обеспеченность жильем жителей России и Великобритании. Заполните пропуски в предложении

Средний размер квартир и среднее _______________в России  __________, чем в Великобритании.

3) С помощью текста учебника (стр 171) укажите, какой регион России выделяется наиболее высокими показателями в обеспечении населения жильем? (м2/чел)

4) С помощью данных картосхемы «Рекреация в России» (с.172, рис 69) заполните пропуски в перечне городов туристического маршрута «Золотое кольцо России»

«МОСКВА -__________-__________- Ярославль – Кострома_________-Суздаль-_______- МОСКВА» бота

Работа в тетради,.проверка по презентации

 Проверка

  1. Высокие – Центральная Россия (28 аппаратов на 100 семей), Низкие – Восточная Россия (18)
  2. Средний размер квартир и среднее количество комнат в России  ниже, чем в Великобритании.
  3. Центрально – Черноземный район (22кв.м)
  4. «Золотое кольцо России»

«МОСКВА – Сергиев Посад - Ростов- Ярославль – Кострома - Иваново _-Суздаль-Владимир - МОСКВА»

Устная работа

В тетради распределите примеры по отраслям:

 Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания.

Проверим.

Проверка (читают записи)

Удаление мусора, ремонт жилья,

ЖКХ

Магазин, рынок

торговля

детский сад, школа

образование

библиотека, театр,

культура

больница, аптека, санаторий

здравоохранение

баня, парикмахерская,

Бытовое обсл

детский дом, дом престарелых

Социальное обесп.

Страховая компания, банк

Финансово-кредит.

Почта, телефон

Услуги связи

5. Подведение итогов урока

Вопросы

Рефлексия.

  • Какой из этапов урока вас учит думать, наблюдать?
  • На каком этапе урока вы пробовали применить свои знания?
  • Чему новому вы сегодня научились?

Домашнее задание

Параграф  ,подготовиться к итоговому уроку «МОК»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Связь. Сфера обслуживания Учитель Булычева Г.Ф.

Слайд 2

Цель урока: Формирование знаний о составе связи и сфере обслуживания,о роли и проблемах в современном обществе

Слайд 3

И прежде чем начать урок Хочу сказать: “Вас видеть рада я, Глядеть в смышленые глаза, Ведь для меня награда!” Обращение к гостям: Гостей приветствовать хочу, В душе надеясь честно, Урок хочу так провести, Чтоб было интересно!

Слайд 4

Вспомним,повторим Что такое межотраслевой комплекс? Какой МОК изучаем? -Что называется инфраструктурным комплексом? Что такое услуга? Что такое инфраструктура? Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса? Почему связь и сфера обслуживания включили в состав инфраструктурного комплекса? Итак, чем инфраструктурный комплекс отличается от других?

Слайд 5

План характеристики отрасли - Роль и значение. - Состав. - География размещения. - Проблемы и перспективы.

Слайд 6

Роль сферы обслуживания Сфера обслуживания (услуг), сопровождает человека всю его жизнь, от рождения, до самой смерти. Это перспективная отрасль хозяйства России. На сегодняшний день в ней занята большая часть трудоспособного населения страны.

Слайд 7

Каков состав сферы услуг? Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Здравоохранение Бытовое обслуживание Общественное питание Розничная торговля Учреждения культуры Образование Рекреационное хозяйство Кредитно-финансовое обслуживание

Слайд 8

«Инструктивная карточка № 1» Что такое связь? Роль связи в жизни общества. Виды связи. Почтовая связь. Чем занимается почтовая связь? Уровень развития в России по сравнению с другими странами. Уровень развития в нашем селе (чем представлена)?

Слайд 9

«Инструктивная карточка № 2» Электрическая связь. Какие выделяют виды электрической связи? Уровень развития в России по сравнению с другими странами. Мобильная сотовая связь. Компьютерная сеть Интернет. Уровень развития в нашем селе (чем представлена)?

Слайд 10

Сфера услуг России

Слайд 11

Факторы развития отраслей сфер услуги Потребительский Электроэнергетический Топливный Трудовые ресурсы Природные условия Транспортный ЖКХ + + + + Торговля + + + + Рекреационное + + +

Слайд 12

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Эксплуатация жилья, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение

Слайд 13

Здравоохранение Поликлиники, больницы, медпункты, станции «скорой помощи», аптеки

Слайд 14

Бытовое обслуживание Ателье, ремонтные мастерские, прачечные, химчистки

Слайд 15

Общественное питание Столовые, кафе, рестораны

Слайд 16

Розничная торговля Магазины, рынки, киоски

Слайд 17

Учреждения культуры Театры, библиотеки, музеи

Слайд 18

Образование Детские сады, школы, колледжи, ВУЗы

Слайд 19

Рекреационное хозяйство Санатории, дома отдыха, турбазы

Слайд 20

Кредитно-финансовое обслуживание Страховые компании, банки

Слайд 21

Как вы думаете, в чём особенности размещения предприятий сферы услуг? Размещение совпадает с географией размещения населения Размещение зависит от частоты спроса и объёма спроса

Слайд 22

Самостоятельная работа Работа с учебником С помощью текста учебника (с.168) укажите, какие регион России выделяются высокими и низкими показателями телефонизации. С помощью данных из текста учебника ( стр 170) сравните обеспеченность жильем жителей России и Великобритании. Заполните пропуски в предложении Средний размер квартир и среднее _______________в России __________, чем в Великобритании. 3) С помощью текста учебника ( стр 171) укажите, какой регион России выделяется наиболее высокими показателями в обеспечении населения жильем? (м 2 /чел) 4) С помощью данных картосхемы «Рекреация в России» (с.172, рис 69) заполните пропуски в перечне городов туристического маршрута «Золотое кольцо России» «МОСКВА -__________-__________- Ярославль – Кострома_________-Суздаль-_______- МОСКВА»

Слайд 23

Проверка самостоятельной работы Высокие – Центральная Россия (28 аппаратов на 100 семей), Низкие – Восточная Россия (18) Средний размер квартир и среднее количество комнат в России ниже, чем в Великобритании. Центрально – Черноземный район (22кв.м) «Золотое кольцо России» «МОСКВА – Сергиев Посад - Ростов- Ярославль – Кострома - Иваново _-Суздаль-Владимир - МОСКВА»

Слайд 24

В тетради распределите примеры по отраслям: Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания.

Слайд 25

Проверим. Удаление мусора, ремонт жилья, ЖКХ Магазин, рынок торговля детский сад, школа образование библиотека, театр, культура больница, аптека, санаторий здравоохранение баня, парикмахерская, Бытовое обсл детский дом, дом престарелых Социальное обесп. Страховая компания, банк Финансово-кредит. Почта, телефон Услуги связи

Слайд 26

Приведите конкретные примеры функций сферы услуг Сфера услуг, сопровождает человека всю его жизнь, от рождения, до самой смерти. Это перспективная отрасль хозяйства России. На сегодняшний день в ней занята большая часть трудоспособного населения страны.

Слайд 27

Внимание, вопрос! У кого из вас родители или другие близкие родственники работают в сфере услуг? В какой отрасли? Хотели бы вы в будущем работать в данной сфере экономики страны?

Слайд 28

Домашнее задание: § - § 34,читать, устно отвечать на вопросы Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей"

Тема урока: " Сущность ремонта деталей автомобиля сваркой и наплавкой"...

Урок по теме: организация обслуживания по типу "шведский стол" и фуршет

Используя,методику  мультимедийных  технологий мы рассмотрим   организацию питания   с применением специальных форм обслуживания по типу «шведский стол». Организаци...

Открытый урок по предмету "Техническое обслуживание автомобилей"

Тема: "Техническое обслуживание генератора и регулятора напряжения"...

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...

Рабочая программа по географии 5 класс "Сфера", с календарно-тематическим планированием уроков.

При составлении учтено  соответсвие программы: Федеральному государственному, учебному плану образовательного учереждения. Соответствует учебнику "География. Планета Земля." под ред. А.А. Лобжани...

Урок по геометрии в 11 классе "Сфера и шар. Уравнение сферы"

Хорошая мотивационная часть, настраивающая обучающихся только на успех; связь с астрономией...

Cфера обслуживания. Связь

Проектная работа ученицы 9 класса...