Рабочая программа по географии 5 класс "Сфера", с календарно-тематическим планированием уроков.
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

При составлении учтено  соответсвие программы: Федеральному государственному, учебному плану образовательного учереждения. Соответствует учебнику "География. Планета Земля." под ред. А.А. Лобжанидзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sfery_5_kl.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Составила программу учитель географии ГБОУ СОШ №2001 Михеенко Ольга Васильевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ГЕОГРАФИЯ»   5 класс

Предметная линия учебников «Сферы»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

I. Пояснительная записка

Курс географии в 5 – 6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических   знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве. Курс ориентирован на усвоение учащимися:

  • общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;
  • опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства; опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов);
  • опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.

II. Общая характеристика учебного предмета «География»

   Географические знания (когнитивный компонент) считаются важнейшим элементом содержания географического образования. Они лежат в основе формирования умений, опыта творческого и эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве.

   В курсе представлены следующие виды знаний:

- знания о внешнем облике географического объекта (явления). Данная группа знаний призвана создать у обучающихся образ изучаемого явления с помощью текста и внетекстовых компонентов: гора, равнина, река и т.д.;

- знания о размещении географических объектов в пространстве (тепловых поясах, горах и равнинах, природных зонах); расселении человека на планете;

- знания о свойствах процессов и явлений;

- знания о процессах;

- знания о структуре географических объектов;

- знания о составе географических объектов и процессов;

- знания о связях между географическими объектами и явлениями.

   В эту систему следует включить знания о материальных и духовных ценностях, отражающих опыт познания и существования человека в пространстве, - способах ведения хозяйства, быте населения, объектах природного и культурного наследия.

   В курсе изучаются эмпирические знания, представленные фактами, географической номенклатурой. При отборе номенклатуры авторы руководствовались следующими принципами: географические названия отражают наиболее крупные объекты каждого материка, а также своей страны, своей местности.

   Курс географии в 5 – 6 классах формирует систему географических умений (деятельностный компонент). В курсе уделяется внимание формированию следующих групп умений:

- общеучебных;

-  интеллектуальных;

- практических;

- оценочных.

   В последнее время возрастает роль коммуникативных умений. В процессе изучения курса важно научить учащихся работать в группе, слушать товарищей, высказывать своё мнение, осваивать морально-этические и психологические принципы общения.

   Опыт творческой деятельности формируется в курсе в ситуациях вовлечения обучающихся в решение географических проблем.

   Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающему миру, друг другу включает ценности, эмоции, идеалы, обеспечивающие формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся, активной деятельности по сохранению окружающей среды, воспитание любви к Родине, принятие своей этнической идентичности.

III. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю в 5-м классе составляет 1 ч.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»

   Содержание курса направлено на получение учащимися личностных результатов, способствующих индивидуально-личностному развитию, становлению гражданина, будущего профессионала.

   Достижение метапредметных результатов подразумевает формирование у обучающихся самостоятельности, их взаимодействие с одноклассниками, учителем, развитие у них формально-логического мышления, планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей, умение использовать различные знаково-символические средства и т.д.

   Предметные результаты – итог изучения содержания курса. Основой оценки предметных результатов является способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, приобретение ими опыта использования предметных знаний в своей деятельности.

V. Содержание учебного предмета «География»

Источники географической информации 

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

VI.

Календарно-тематическое планирование

 уроков географии  в 5  классе на 2013-2014 учебный год.

Дата

№ п/п

№п/т

Тема

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Домашнее задание

Предметные

Личностные

Метапред-метные

Введение (1 час)

1

1

Зачем людям география и как мы будем её изучать.

Системати-зация ЗУН

Приводят примеры использования географических знаний в жизни и деятельности человека, формулируют ответ на вопрос «Для чего мы изучаем географию?». Называют  основные источники географических знаний, оценивают их.

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Р: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения

П: передают содержание в сжатом и развернутом виде

К: оформляют мысли в устной и письменной речи

Вводная беседа

§ 1,2

На какой Земле мы живём (3 часа)

2

1

Как люди открывали Землю

Комбиниро-ванный (далее К)

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.

Знать результаты географических путешествий.

Уметь показывать на карте  маршруты путешествий

Осознаёт себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; уважение к истории, культурным и историческим памятникам

Р: принимает и сохраняет учебную задачу;

П: выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Вводная беседа

§ 3 – 5

3

2

Как люди открывали Землю

К

Индивидуальный и фронтальный опрос, работа с картами атласа.

§ 6 – 8

4

3

География сегодня

К

Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

Беседа,  фронтальный опрос

§ 9

Планета Земля (3 часа)

5

1

Мы во Вселенной

К

Приводят доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать  новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.

Вводная беседа

§ 21

6

2

Движения Земли

К

Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Фронтальный опрос

§ 22,23

7

3

Солнечный свет на Земле

К

Определяют причинно-следственные связи осевого и орбитального движения Земли.

Фронтальный и индивидуальный опрос

§ 24

План и карта (11 часов)

8

1

Ориентирование на местности

Системати-зация ЗУН

Определяют направление по компасу, азимут. Выявляют иные ориентиры

Знать/понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по охвату территории, масштабу, содержанию.

Уметь применять приборы и инструменты для определения измерений, представлять результаты измерений в разной форме.

Уметь определять местоположение географических объектов на карте и обозначать их на контурной карте.

Осваивает новые виды деятельности.

Работа в группах, индивидуальный опрос

§ 14

9

2

Земная поверхность на плане и карте

К

Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измеряют расстояния и определяют направления на плане.

Работа с картами атласа

§ 10 – 12

10

3

Земная поверхность на плане и карте

К

Работа с картами атласа, топографический диктант

§ 13

11

4

Съемка местности

К

Составляют и читают простейший план местности.

Фронтальный опрос, творческое задание

§ 15, 16

12

5

Географическая карта

Изучение нового материала

Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Эвристическая беседа

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа

§ 17

13

6

Градусная сетка

К

Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте.

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа

§  18

14

7

Географические координаты

К

Определяют географические координаты объектов

Работа с картами атласа

§ 19

15

8

Географические координаты

К

Осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий.

§ 19

16

9

Географические координаты

Практикум

17

10

Решение практических задач по плану и карте

Практикум  

Определяют направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью разных видов масштаба. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам.

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос,

 работа в группах

§ 20

18

11

Контроль знаний по теме «План и карта»

Обобщение знаний и умений

Тестирование

Литосфера – твёрдая оболочка Земли (9 часов)

19

1

Земная кора – верхняя часть литосферы

К

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Уметь описывать существенные признаки географических объектов, ориентироваться по физической карте мира и России.

Осваивает новые виды деятельности, осознаёт трудности и стремится к их преодолению; осознаёт себя гражданином своего Отечества, испытывает чувство гордости за богатства недр России.

Вводная беседа

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа

§ 25

20

2

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

К

Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения.

Фронтальный опрос

Работа с образцами горных пород.

§ 25,26

21

3

Движения земной коры

К

Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносят на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Работа с картами атласа

§ 28

22

4

Рельеф Земли. Равнины

К

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывают равнину по карте.

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа

§ 27

23

5

Рельеф Земли. Горы

К

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывают горы по карте. Описывают рельеф своей местности.

Номенклатурный диктант

Фронтальный опрос

Работа с картами атласа

§ 27

24

6

Внешние процессы, создающие рельеф

К

Выявляют процессы и явления, наиболее значительно изменяющие рельеф.

Фронтальный опрос, работа в группах

§ 29

25

7

Решение практических задач по карте

Урок-проект

Находят географические объекты на карте в атласе с помощью географических координат и основных ориентиров. Находят положение географических объектов на контурной карте и наносят их на неё. Выполняют проектное задание в сотрудничестве.

Работа в группах

26

8

Человек и мир камня

Изучение нового материала

Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения  литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Беседа

Фронтальный опрос

Эссе

§ 27

27

9

Контроль знаний по теме «Литосфера»

Обобщение знаний и умений

Адекватно оценивают свою учебную деятельность

Тестирование

Итоговое повторение (2 часа)

28

1

План и карта

Коррекция ЗУН

Работа с тестами в формате ГИА

Использовать приобретённые в течение года ЗУН для решения учебных задач.

Осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению

Р: принимает учебную задачу;

П: передают содержание в сжатом и развернутом виде

К: оформляют мысли в устной и письменной речи

Фронтальный опрос

29

2

Планета Земля

30

3

Итоговая контрольная работа за курс географии «Планета Земля. 5 класс».

Обобщение знаний и умений

Тестирование

31

4

Коррекция знаний по курсу.

Системати-зация ЗУН

Резерв – 3 часа

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География»

1. Лобжанидзе А.А.. Планета Земля. 5 – 6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012

2. Николина В.В. География. Мой тренажёр. 5 – 6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012

3. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).

Критерии оценивания достижений учащихся

  • правильность ответа/ правильность и точность выполнения задания;
  • количество правильно названных объектов;
  • грамотность обращения с моделями, картами;
  • точность и полнота использования естественнонаучных понятий;
  • грамотность и связность речи.

Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися по предмету

Отметка

Параметры

5

Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

4

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

3

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но  испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

2

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

1

Учащийся не приступил к выполнению задания.

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету

  1. Сайт географического общества - http://www.geografia.ru/
  2. Географический образовательный портал - http://mygeog.ru/
  3. Единая Коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/

Перечень тем проектов, исследовательских работ по предмету

  1. Река, давшая название городу.                
  2. Русские землепроходцы                                
  3. Уникальная планета Земля
  4. Путешествие в недра Земли
  5. Самоцветный край (Ильменский минералогический заповедник)

    Составитель: Михеенко О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 3 класса

в содержание программы входит: пояснительная записка,контроль уровня обученности, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование,основное содержание программы....

рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 4 класса

в содержание программы входит: пояснительная записка,требования к  уровню обученности,нормы оценки, содержание тем, календарно-тематическое планирование,контроль уровня обученности ....

рабочая программа по биологии 9 класс+ календарно-тематическое планирование

Рабочая программа+ календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. Автор учебника Каменский А.А., и др....

Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование

Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа 8-9 класс и календарно-тематическое планирование 8-9 класс

Данная программа создана на основе программ общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва «Просвещение» 2010 ...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 6 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно- тематическим планированием построена с учётом тредований ФГОС ООО (УМК И.Л. Бим)...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 8 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно - тематическим планированием ФК ГОС (УМК И.Л. Бим)...