Практические работы по географии 8 класса
учебно-методический материал по географии (8 класс)
Практические работы с полным описанием последовательности выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_po_geografii_8_klassa.docx | 140.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Кушкинская основная общеобразовательная школа»
Практические работы по географии
Класс: 8
Составитель: Колабкина В.В.
2020
Практическая работа №1
Тема: "Определение поясного времени по карте часовых поясов"
Цели работы: в ходе выполнения практической работы, используя текст учебника - § 4, рис. 5 «Часовые пояса» на с. 17:
1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.
Последовательность выполнения работы
1. Теоретическая часть (время выполнения /5 мин).
Изучив текст § 5 и рис. 59на с. 22 :
1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
- Какое время называется местным?
- Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
- Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
- Какой часовой пояс принято считать нулевым?
- Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
- В каком часовом поясе находится Ставрополь?
- Что называется поясным временем?
- Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
11. Какое время называют декретным, летним, московским?
II. Обсуждение вопросов (10 мин).
III. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).
Пример: определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва – 10 ч.
Якутск -?
Последовательность выполнения задания:
1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:
Москва - во 2-м, Якутск - В 8-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:
8 - 2 = 6;
3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:
10 + 6 = 16.
Ответ: в Якутске 16 ч.
Выполнить самостоятельно
1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске- Камчатском 8 ч вечера.
2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
Дополнительные задания
1. На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в I-й?
2. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно пере водить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
- Чем отличается поясное время от декретного?
Практическая работа №2
Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»
Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы
1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опредеите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.
2. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Формы рельефа | Преобладающие высоты | Тектонические структуры, залегающие в основании территории | Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры |
Восточно-Европейская равнина | |||
Среднерусская возвышенность | |||
Горы Хибины | |||
Западно-Сибирская низменность | |||
Алданское нагорье | |||
Кавказ | |||
Уральские горы | |||
Алтай | |||
Саяны | |||
Сихотэ-Алинь | |||
Срединный хребет | |||
Верхоянский хребет |
Практическая работа № 3
Тема: "Определение и объяснение закономерностей размещения
магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте"
Цели работы:
1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
2. Объяснить выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы
- По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
- Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?
- Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие — к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?
- Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
- Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.
Тектоническая структура | Полезные ископаемые | Вывод об установленной зависимости |
Древние платформы: осадочный чехол; выступы кристаллического фундамента | Осадочные (нефть, газ, уголь...) Магматические (...) | |
Молодые платформы (плиты) | ||
Складчатые области |
Практическая работа № 4
Тема "Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение"
Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.
Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.
Она характеризуется радиационным балансом.
Цели работы:
1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.
2. Учиться работать с различными климатическими картами.
Последовательность выполнения работы
- Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?
- Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?
- Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Пункты | Суммарная радиация, ккал/см2 | Радиационный баланс, ккал/см2 |
Мурманск | ||
С.-Петербург | ||
Якутск | ||
Екатеринбург | ||
Ставрополь |
4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.
Практическая работа № 5
Тема: "Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды"
Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах — синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гумбольдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.
Цели работы:
1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы — погоду.
Последовательность выполнения работы
- Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей состояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).
- Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.
План сравнения | Омск | Чита |
1. Температура воздуха | ||
2. Атмосферное давление (в гектопаскалях) | ||
3. Облачность; если есть осадки, то какие | ||
4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды | ||
5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время |
Практическая работа № 6
Тема: "Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"
Цели работы:
1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.
2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
- Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
- Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких — самые высокие. Чему они равны?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
- Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где — меньше всего?
Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Практическая работа № 7
Тема: "Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов"
Цели работы:
1. Сформировать знание о коэффициенте увлажнения как об одном из важнейших климатических показателей.
2. Научиться определять коэффициент увлажнения.
Последовательность выполнения работы
- Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.
- Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).
- Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы оформите в виде схемы:
- Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в формировании природных процессов.
- Можно ли утверждать, что восточная часть территории Ставропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?
Практическая работа № 8
Тема: "Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования"
Реки - «продукт климата».
А. И. Воейков
Питание и режим реки обусловлены климатом, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.
Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, табл. «Реки России», составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.
Река Лена | |
1. Исток, направление течения, устье | |
2. К бассейну какого океана принадлежит | |
3. Источники питания | |
4. Особенности водного режима: а) продолжительность ледостава б) половодье в) межень г) паводки | |
5. Годовой сток | |
6. Длина реки | |
7. Падение реки | |
8. Уклон реки | |
9. Возможность ее хозяйственного использования |
Справочный материал «Реки России»
Реки | Исток | Устье | Длина реки, км | Высота истока, м | Высота устья | Притоки |
Лена | Байкальский хребет | море Лаптевых | 4400 | = 930 | 0 | Алдан, Вилюй, Олекма, Витим |
Форма фиксации результатов — по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отмечены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана принадлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенности водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны падение, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйственного использования. Знаки легенды карты придумать самостоятельно.
Практическая работа №9
Тема: «Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности)»
Цель работы: 1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.
Последовательность выполнения работы
- На основе анализа текста учебника с. 93 – 95, почвенной карты и почвенных профилей (учебник с. 92) определите условия почвообразования для основных типов почв России.
- Результат работы оформите в виде таблицы.
Типы почв | Географическое положение | Условия почвообразования (соотношение тепла, влаги, характер растительности ) | Особенности почвенного профиля | Содержание гумуса | Плодородие |
Тундровые | |||||
Подзолистые | |||||
Дерново-подзолистые | |||||
Серые лесные | |||||
Черноземные | |||||
Бурые полупустынь | |||||
Серо-бурые пустынь |
Практическая работа № 10
Тема: "Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон"
Каждая природная зона — это закономерное сочетание ландшафтов.
Л. С. Берг
Цели работы:
1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
- Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.
- Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.
Положе- ние | Рельеф | Особенности климата | Почвы | Растения | Животные | Внешний облик зоны | Природные ресурсы | Деятельность человека | Экологи- ческие проблемы |
Практическая работа № 11
Тема: "Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов"
Природные ресурсы — компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.
Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Цели работы:
1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их освоения на примере Кавказа.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
- На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа на с. 16—27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.
- На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны соответствовать знакам легенды атласа.
- На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).
Практическая работа № 12
Тема: "Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)"
Восхождение человечества к вершинам прогресса теснейшим образом связано с использованием им разнообразных даров природы — природных (или естественных) ресурсов.
Цели работы:
1. Составить по картам и статистическим материалам характеристику водных ресурсов.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
- На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, составьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.
- Результаты оформите в виде таблицы.
План характеристики | Характеристика водных ресурсов |
1. Значение | |
2. Категория по степени исчерпаемости (исчерпаемые, неисчерпаемые, если исчерпаемые, то возобновимые или невозобновимые) | |
3. Составные части | |
4. Распространение по территории | |
5. Пути и способы рационального использования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
Практические работы по географии для 9 классов.
Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются таблицы, диаграммы....
Практическая работа по географии 11 класс
практическая работа по георафии для 11 класса дается как образец выполнения подобных работ при описании, или сравнении стран...
Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...
Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"
Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...
Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....