Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
статья по географии на тему
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
В своей педагогической деятельности при обучении географии я ориентируюсь на общие положения и задачи гимназического образования в целом, где само учебное заведение - гимназия рассматривается как «среднее общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуальному труду и имеющее своей главной целью активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей общества, гражданского и духовного возрождения общества».
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.
Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
• Формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности.
• Передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
• Формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии.
• Формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.
Содержание географического образования в целом определяется программами Министерства образования Российской Федерации подготовленными авторскими коллективами географического факультета МГПУ (под редакцией И.В. Душиной), географическим факультетом СПбГПУ им. Герцена (под редакцией М.Я. Черниховой). Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организации учебно-познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятия с особо одаренными детьми, участие школьников в олимпиадах, выступление с докладами на научно-практических конференциях.
Урок - главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используем разные формы работы:
• индивидуальную,
• коллективную,
• фронтальную.
Так как в содержании школьного курса географии много познавательного материала, то это требует организации активных форм обучения. По темам: «Экологические проблемы регионов России», «Вулканы и землетрясения», «Политическая карта мира») мною проводятся семинары, дискуссии, игры, мультимедийные и дистанционные занятия, которые позволяют научить применять полученные знания, отстаивать свою точку зрения, формировать нестандартное мышление.
Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательно деятельности: репродуктивный, репродуктивно-образовательный и продуктивной при ведущей роли. Формирование познавательной самостоятельной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет, турпоходах на спецкурсах.
Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому мне хотелось бы остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.
В своей работе со школьниками дифференцированно использую различные виды самостоятельных работ
Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний. Поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний и определяют виды используемых в обучении географии самостоятельных работ.
Мною задействован следующий арсенал видов самостоятельных работ:
• различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях;
• работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану;
• ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям);
• установление взаимосвязей и причин явлений;
• задание на пути формирования какого-либо понятия (индуктивный или дедуктивный) и т. д.
Тем не менее, несмотря на эрудированный и сравнительно интеллектуальный состав школьников нашей гимназии наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно,
Самостоятельная работа всех учащихся (за редкими единичными исключениями объективного или субъективного характера) с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать:
• образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков),
• воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда)
• развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).
Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний, поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний определяют виды используемых в общении географии самостоятельных работ.
Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Остановимся на нескольких видах самостоятельных работ: наблюдение, работа с географической картой, с учебником.
Наблюдение - один из видов самостоятельных работ. Географические экскурсии являются одним из видов наблюдений. На экскурсии ребята учатся работать с различными приборами.
Предлагаю виды самостоятельной работы на экскурсии по заданиям учителя:
• охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;
• изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;
• охарактеризовать растительность данного участка;
• изобразить участок местности на рисунке;
• выяснить причины изменения рельефа данной местности;
• как используется и охраняется данный участок человеком.
В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:
• фиксируют и обрабатывают наблюдение,
• устанавливают взаимосвязи между явлениями,
• работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и на местности с последующим вычерчиванием.
Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим прием определения географического положения реки при изучении темы "Гидросфера" в курсе 6-го класса.
Первый уровень усвоения знаний.
Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем! дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный; метод).
Второй уровень усвоения знаний.
Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод).
План.
1. Название (назвать и показать реку).
2. Географическое положение:
а. на материке (на каком материке и в какой его части, между какими меридианами и параллелями);
b. относительно других объектов (положение относительно форм рельефа; где начинается, в каком направлении течет, куда впадает; примерная длина, к бассейну какой реки относится).
Третий уровень усвоения знаний.
Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте РФ, и по физической карте полушария (это частично поисковый или исследовательский метод).
Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.
Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения итак далее.
Работа со школьным учебником.
Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.
Некоторые самостоятельные работы по учебнику:
1 .Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы
• задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления)
• задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению)
• задания на установление взаимосвязей и причин явлений.
Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий
2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.
Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.
Организация учебного процесса предполагает формирование познавательной самостоятельной деятельности учащихся, самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет, турпоходах, на спецкурсах. Так как в содержании школьного курса географии много познавательного материала, то это требует организации активных форм обучения: семинары, дискуссии, игры, конференции, которые позволяют научить применять полученные знания, отстаивать свою точку зрения, формировать нестандартное мышление.
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
§ Формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности.
§ Передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
§ Формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии.
§ Формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.
Урок - главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используются разные формы работы:
§ индивидуальная,
§ коллективная (групповая),
§ фронтальная.
Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний.
Мною задействован следующий арсенал видов самостоятельных работ:
Ä различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях; наблюдение - один из видов самостоятельных работ.
Предлагаю виды самостоятельной работы на экскурсии по заданиям учителя:
§ охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;
§ изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;
§ охарактеризовать растительность данного участка;
§ изобразить участок местности на рисунке;
§ выяснить причины изменения рельефа данной местности;
§ как используется и охраняется данный участок человеком.
В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:
§ фиксируют и обрабатывают наблюдение,
§ устанавливают взаимосвязи между явлениями,
§ работают с географическими приборами.
Ä работа со школьным учебником ( ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям, установление взаимосвязей и причин явлений) ;
Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.
Некоторые самостоятельные работы по учебнику:
1 .Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы
§ задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления)
§ задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению)
§ задания на установление взаимосвязей и причин явлений.
Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий
2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.
Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Ä работа с картой;
Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим прием определения географического положения реки при изучении темы "Гидросфера" в курсе 6-го класса.
Первый уровень усвоения знаний.
Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный метод).
Второй уровень усвоения знаний.
Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод).
План характеристики реки
1. на каком материке и в какой его части находится
2. к бассейну какого океана (моря) относится
3. где начинается (исток)
4. направление течения
5. куда впадает (устье)
6. зависимость направления и характера течения от рельефа
7. источники питания
8. режим реки
9. крупные притоки
Третий уровень усвоения знаний.
Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте РФ, и по физической карте полушарий (это частично поисковый или исследовательский метод).
Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.
Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения итак далее.
Наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно.
Самостоятельная работа всех учащихся с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать:
§ образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков),
§ воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда)
§ развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).
Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.
Система практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека. Число практических работ на умение оценивать и прогнозировать возрастает от курса к курсу. В программе особое внимание уделено формированию умений, ведь известно, что качество знаний определяется тем, умеет ли человек использовать их в практической деятельности, а также для получения новых знаний.
Заметно усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
К таким умениям относятся, например,
- свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях;
- пользование географическими и топографическими картами городов и сельской местности;
- составление по памяти схематических планов маршрута или небольшого участка местности;
- определение поясного, московского, среднеевропейского времени прибытия самолета или поезда в пункт назначения;
- правильный выбор вида транспорта, одежды, обуви, других дорожных принадлежностей для поездки в различные страны или в другие районы России.
Особое внимание обращено на формирование общей и повседневной (поведенческой) географической и экологической культуры, на постепенное приобретение знаний о различных профессиях и спросе на них.
В географии происходит "количественная революция", по выражению Виктора Борисовича Сочавы. Это стремление географов заменить прежние эмпирические представления на точные математические понятия. Отсюда
- опыты овладения математическими методами (системный анализ, теория информации, теория моделирования на системной основе);
- поиск путей работы с представителями инженерно-технических дисциплин;
- интерес к изучению взаимодействия социально-экономических факторов с природной средой; сближение с экологией.
Всё это внедряется в географическую науку с целью придать ей прогнозное содержание, повысить точность и достоверность результатов, влиться в сферу практической деятельности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценочные практические работы на 2012-2013 учебный год ПО ГЕОГРАФИИ Классическая линия
Оценочные практические работы на 2012-2013 учебный годПО ГЕОГРАФИИКлассическая линия 6 класс, курс "ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ", оценочных практических работ -7: Введение. География как наук...
Практическая работа №13 "Сравнение стран "Большой семёрки" по географии 10 класс.
Практическая работа №13 "Сравнение стран "Большой семёрки" по экономической и социальной географии мира 10 класс....
Примеры выполнения практических работ учащимися по темам "Литосфера" и "Гидросфера" (география, 6кл.)
Данная работа представляет собой пример выполнения учащимися практических работ по горным породам и минералам по теме «Литосфера» и контурных карт по географии в 6 классе по теме «Гидросфера». Д...
Практические работы и их роль при изучении химии в средней школе.
Статья:" Практические работы и их роль в процессе изучения химии в средней школе" Конспект урока 9 класса. Практическая работа №2. "Экспериментальное решение задач по Теории электролитической диссоци...
Практическая работа на уроке "Роль СМИ в жизни общества"
Материал содержит практическую часть урока: "Роль СМИ в жизни общества"...
практические работы для обучающихся 8-х классов по географии Иркутской области
Задания для формирования функциональной грамоте на уроках географии/краеведение...