Разработка урока по географии "Движение земной коры. Вулканизм"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Исайкина Юлия Николаевна

Разработка урока "Движение земной коры. вулканизм" представлена для обучающихся 5 классов. Урок разработан в соответствии с ФГОС по теме "Литосфера -твердая оболочка Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_vulkany.docx458.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Исайкина Юлия Николаевна

Район

г. Арзамас

Место работы

МБОУ СШ № 12  

Должность

учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

5

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК  под ред. Алексеева А.И., Николиной В.В., Липкиной Е.К.

Тема учебного занятия

Литосфера. Движение земной коры. Вулканизм.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Движения земной коры. Вулканизм

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема «Литосфера» рассчитана на 10 часов. «Движения земной коры. Вулканизм» - урок № 4 темы «Литосфера».

Учебная задача

Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию, способствующую развитию познавательной активности; формированию умения работать с различными источниками географической информации (карты, ЭОР, видеоролики, энциклопедии).

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся:

-определять понятия « вулкан», «гейзер», выделяя их существенные признаки;

-читать физическую карту (находить и объяснять местоположение основных районов распространения вулканов   на Земле).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- научиться приводить примеры использования практических знаний в жизни, правильного безопасного  поведения при  извержениях вулканов.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями:

- работать с разными источниками информации - физической картой мира, интерактивными картами, картами учебника, интернет-ресурсами, видеороликами;

-представлять в различных формах (кластер, синквейн) географическую информацию.

 

Обучающиеся получат возможность развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа различных источников географической информации; творческой деятельности на основе составления синквейна. 

- самостоятельно организовывать свою деятельность (определять её цели и задачи, оценивать достигнутые результаты).

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

- создавать письменные и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о правилах безопасного поведения во время извержения вулканов.

Обучающиеся получат возможность:

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, по-

нятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргу-

ментировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать,

моделировать;

- могут контролировать, оценивать и

Имеют опыт работы с текстом и иллюстрациями параграфа; работы с «Физической картой полушарий»

Имеют представление о вулканах

Могут определять размещение вулканов в разных регионах земного шара по карте «Физическая карта полушарий»

        Могут объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;

Могут работать с физической картой полушарий и анализировать различные иллюстрации, схемы

Могут делать выводы об изменении природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил

Могут планировать последовательность и способ действий при анализе иллюстративно-картографического материала

         

         Могут оценивать свои действия и действия одноклассников, делать вывод

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Кластер «Вулкан»

Таблица «Виды вулканов»

Схемы «Вулканы по форме»,

«Влияние вулканов»

Оформленная контурная карта

Кластер «Вулкан»

Синквейн «Вулкан»

Сообщение о вулканах «Предсказания о вулканах»

Инструкция «Правила поведения людей во время извержения вулкана » или сравнительная таблица «Разрушительная и созидательная сила вулкана»

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Напомнить  правила определения географической широты и долготы, нахождения объектов на карте.

Напомни правила составления  кластера и синквейна, таблиц и схем, контурной карты (обозначение объектов)

Раскрытие правил поведения, норм и ценностей взаимоотношения человека с природой для сохранения своего здоровья и жизни

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1. Учебник. География. 5-6 класс. / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина - М.: «Просвещение» 2015 г.

2. География. 5-6 класс. Мой тренажер./ В.В. Николина –М.: «Просвещение»,

2015г.

Земля. Полная энциклопедия / Е. Г. Ананьева, С. С. Мирнова; ил.

Н. Красновой, И. Парамыгина, О. Левченко. — М.: Эксмо, 2007. —

256 с : ил.

Видеоролик «Извержение вулкана на Камчатке»https://www.youtube.com/watch?v=Acy0EvgH41o

Географическая энциклопедия http://gufo.me/geogenc_a

«Гейзеры» http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochniki-i-geyzery.html

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, видеоролики

Физкультминутка на 20 минуте урока

Стой на месте раз, два, три

Ты на запад посмотри,

На восток ты посмотри,

А теперь взгляни на север,

Не забудь ты и про юг.

А затем зажмурь-ка глазки,

Медленно их открывай,

Часто-часто поморгай.

Над горою дым витает-

Это грозное явленье

То вулкана изверженье

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, готовность к уроку.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Проверка усвоения материала, изученного на прошлом уроке по теме «Движение земной коры. Землетрясение».

Выполните задание 1 в маршрутном листе (Приложение 8)

Тест «Движения земной коры. Землетрясения»

1. Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры  - это:

     А) горст     Б) грабен     В) сброс    Г) разлом

2. Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород  -  это:

     А) кратер    Б) очаг землетрясения      

     В) грабен     Г) эпицентр

3. Приборы, следящие за землетрясениями  - это:

     А) барометр         Б) флюгер    

     В) сейсмограф     Г) гироскоп

4.Участок земной поверхности, где с наибольшей силой появляются землетрясение -  это:

А) разлом Б) очаг  В) Эпицентр

5. Движения земной коры бывают:

   а) горизонтальные и вертикальные      б) только горизонтальные    в) только вертикальные

Вспоминают изученный ранее материал.

Проверка по эталону (слайд 1)

(Приложение 1)

Сравнивают полученные ответы с ответами на экране. Объясняют причины своих ошибок.

1.3. Создание проблемной ситуации

         Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями и процессами. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли.  Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав загадки.

Учитель показывает на слайдах

(слайды 2,3,4,5)

следующие загадки:

1. Носит бабка

Снежную шапку

Каменные бока,

Закутанные в облака.             (гора)

2. В огне горы родился –

От огня убежал

С огнем разлучился

И в небе пропал.                     (дым)

3. Жевать – не жую

А все поедаю, сжигаю.          (огонь)

4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова - отгадки: гора, дым, огонь?                   (вулкан)

Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканизме)

Итак, как вы думаете, какова же тема нашего урока? (слайд 6)

Что вы знаете по этой теме?

Что бы хотели узнать?

Примерные ответы обучающихся: « огненная гора», «дым», «огонь»,  «вулкан»

Примерные ответы обучающихся: «Вулканы и  Вулканизм – это ещё один вид быстрых движений земной коры».

Формулируют и записывают в тетради тему урока: «Движения земной коры. Вулканизм».

Предполагаемые ответы учащихся «Узнать строение вулкана», «Как происходит извержение вулкана», «Все ли вулканы одинаковы, есть ли между ними различия», «Где на поверхности Земли располагается самое большое количество вулканов, с чем это связано», «Как вести себя в ЧС, связанных с извержением вулканов»

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Предлагает сформулировать цели урока, корректирует ответы учащихся

Как мы можем достичь этих целей?

Предложите план своих действий при знакомстве с этой темой

Значит, мы работать будем по такому плану (слайд 7):

1.Что такое вулкан.

2. Изучить строение вулкана

3. Выяснить, как происходит извержение вулканов.

4. Определить основные районы распространения вулканов на Земле.

5. Что такое гейзер и горячий источник

6. Виды вулканов.

7. Правила поведения при извержении вулканов.

Предполагаемые ответы учащихся:

Научиться:

- объяснять, как образуются вулканы, какое строение они имеют, различать их виды;

- узнать районы распространения вулканов на Земле;

- представлять какие последствия приносят действующие вулканы. Как вести себя при встрече с данными явлениями.

Ученики  предлагают план своих действий.

(найти информацию в параграфе, открыть соответствующую карту в атласе, воспользоваться Интернет-ресурсами и др.)

2.2. Поиск способа решения  проблемной ситуации

     Какую тайну скрывает вулкан? (слайд 8)

Придерживаясь вашего плана действий, в своих маршрутных листах заполните кластер «Вулкан » в задании 2. (Приложение 8)

Напишите в схеме (кластере) “главные” слова, которые связаны с понятием «Вулкан» (слайд 9) 

   - Какие затруднения у Вас возникли при заполнении кластера?

Ребята стараются  заполнить кластер

Возможные ответы обучающихся:  «Заполнили только одну  часть кластера»

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

-А какие ассоциации вызывает у вас слово «Вулкан»?

- Давайте сами попробуем ответить на вопрос что такое «Вулкан», используя схему «Формирование понятия» (слайд 10). Выполните задание 3 в маршрутном листе.

       

 

Сверьте свое определение с определением,

которое дано в учебнике  на стр. 77.

Давайте узнаем о строении вулкана, для этого

я вам предлагаю прочитать стихотворение, после которого вам предстоит выполнить задание № 4 на маршрутном листе (слайд 11):

          Магма по жерлу рвется наружу,
            Выход из кратера ей  очень  нужен.
            Если проход на поверхность дан,
            Значит, проснулся наш  грозный вулкан

- Теперь сверьте ваши работы, правильно ли вы выполнили задание (слайд 12).

- А теперь посмотрите на доску (слайд  13) (Приложение 4).

Кто знает, что за картина представлена вашему вниманию?

Какое явление послужило причиной гибели этого итальянского города?

Чтобы иметь более полное представление о вулканах, давайте посмотрим (гиперссылка слайд 14)

Видеоролик «Извержение вулкана на Камчатке»https://www.youtube.com/watch?v=Acy0EvgH41o

Продукты извержения вулкана (слайд 15)

- Почему происходит извержение вулкана, с чем это связано?

- Давайте определим правильно вы ответили, для этого посмотрим (гиперссылка слайд 16) видеоролик «Размещение вулканов», рассмотрим слайд 17  с интерактивной картой «Сейсмоопасные районы мира»  и карту  учебника «Землетрясения и вулканизм» на стр. 76

- Как вы думаете, где на земной поверхности расположено больше всего вулканов?

- Это место называют Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо (слайд 17).

- Используя слайд 18, ответьте на вопрос где больше вулканов, на суше или на дне океана?

- На дне, а почему?

- Можно ли предсказать извержение вулкана? (Слайд 19-20)

- Рассмотрите карту в учебнике на стр. 76

-  Как на карте показывают вулканы?

    Как бы вы предложили обозначать действующий вулкан и потухший вулкан?

- Какие еще явления происходят в районах извержений вулканов?

-Чтобы иметь более полное представление о гейзерах, давайте посмотрим видеоролик «Гейзер»  и ЭОР  «Гейзеры» (гиперссылки слайд 21)

http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochniki-i-geyzery.html 

В России этот процесс вулканизма можно наблюдать на пол-ве Камчатка.(Просмотр интерактивной карты, слайд 22)

- Как человек использует подземные горячие воды? (слайд 23)

Отвечают на поставленный вопрос: «извержение», «лава», «кратер», «огненная гора», «огонь», «гора», «дым» и т.д. Заполняют кластер.

Изучают слайд презентации, стараются

выделить существенные признаки вулкана, в маршрутном листе записывают определение  понятию «Вулкан».

Ребята сверяют свое определение с определением учебника.

Прочитывают стихотворение «Вулкан»  и стараются подписать все части вулкана на рисунке в задании № 4.

 Сверяют свои подписи с подписями на слайде «Строение вулкана», подписывают недостающие части вулкана.

Примерные ответы учеников:

«Последний день Помпеи»

Извержение вулкана. Заполняют кластер

Просматривают видеоролик «Извержение вулкана на Камчатке».

Отмечают продукты извержения вулкана: вулканический  пепел, пар, газы, лава, вулканические бомбы. Заполняют кластер.

Примерные ответы обучающихся:

«движение земной коры, ее блоков литосферных плит», «на границах литосферных плит».

Обучающиеся просматривают (слайд 16) видео «размещение вулканов» и  рассматривают слайд 17 «Сейсмоопасные районы мира»

Ребята определяют, что больше всего вулканов сосредоточено на побережье и островах Тихого океана.

Примерные ответы:

«Больше всего вулканов  на дне и берегах океанов на стыке литосферных плит. Например, вдоль Тихоокеанского побережья. Вулканы образуются на границах литосферных плит, в зоне их столкновения, взаимодействия», «Разница толщины материковой и океанической земной коры»

Сообщение ученика (Приложение 3): «Предсказания о вулканах» (Показ слайдов 19-20)

Рассматривают карту и дают примерные ответы: «красные звездочки – действующие вулканы, черные звездочки – потухшие вулканы». Предлагают свои условные знаки.

Примерные ответы обучающихся: «образуются горячие источники», «гейзеры». Просматривают видеоролик и ЭОР.  Заканчивают заполнять кластер (Приложение 5)

Примерные ответы обучающихся: «Горячие источники человек использует для обогрева помещений, теплиц», «Минеральные источники для лечебных целей»

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

1. Мы с вами выяснили, что вулканы бывают «действующие» и «потухшие», но также они бывают и «уснувшие» или «спящие».

Выполните задание 5 в своём маршрутном листе, просмотрите видеоролик «Виды вулканов 1»  (гиперссылка слайд 24) и составьте таблицу «Виды вулканов» (Приложение 6)

-Кроме этого, вулканы различаются не только по своей активности, но и по форме.

Просмотр видеоролика «Виды вулканов 2» (гиперссылка слайд 24). Выполните задание 6  в своём маршрутном листе

Работа с материалом учебника стр. 78-79, составление схемы  (Приложение 9)

Стимулирует активное участие всех детей к поисковой деятельности

2. С давних времен вулканизм считается наиболее масштабным и разрушительным природным явлением, но в то же время вулканы привлекают и завораживают своей силой и мощью. Ежегодно какой-нибудь из них просыпается и уничтожает все вокруг, неся людям разрушения, гибель и материальные убытки. Тем не менее, несмотря на страх, они привлекают к себе внимание тысяч туристов. Вокруг многих действующих вулканов строятся поселки и даже крупные города (Слайд 27).

-  Имеет ли вулканизм положительное значение? Или только отрицательное? Выполните задание 8  в своём маршрутном листе.

-Сформулируйте и обоснуйте правила поведения во время извержения вулкана.

3. Демонстрация слайдов 29-32 презентации (Приложение 7) с интересной информацией

Обозначьте данные вулканы на контурной карте, используя для нахождения их местоположения географические координаты:

Везувий – 410 с.ш.,15 0в.д.

Этна – 380 с.ш.,150 в.д.

Охос-дель-Саладо – 270 с.ш., 690 з.д.

Килауэа - 19° с. ш. 155° з. д.

Ключевская Сопка -560 с.ш. 1610 в.д.

Просматривают видеоролик «Виды вулканов 1». Выполняют предложенное задание.

Озвучивают свои ответы.

Проверяют по эталону (Слайд 25)

Слушают учителя.

Просматривают видеоролик «Виды вулканов 2». Выполняют предложенное задание. Проверяют по эталону (Слайд 26)

Озвучивают свои ответы

Изучают материал презентации (несколько учеников зачитывают вслух);

Выполняют предложенное задание. Проверяют по эталону (слайд 28).

Озвучивают свои ответы

Выполняют задание в контурной карте на стр. 14-15 (слайд  33)

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Мы с вами уже практиковались в составлении синквейнов. Посмотрите на экран. Перед Вами алгоритм составления синквейна (слайд 34).

 В маршрутных листах задание 8:

Нужно составить  синквейн «Вулкан»;

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, описывающих отношение к теме;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово)

Составляют синквейн, записывают его в маршрутных листах.

Озвучивают свои варианты.

Например (слайд 35):

Вулкан

Раскалённый, огненный

Взрывается, извергает, обжигает 

Природная огненная топка

Стихия

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Формулирует выводы, благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки.

 

Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке, ответив на следующие вопросы в маршрутном листе (Приложение 8):

Было ли вам интересно на уроке?

Что нового вы узнали на уроке?

Сумеете ли вы применить свои знания в повседневной жизни?

Оцените свою работу на уроке по предложенным критериям в маршрутном листе

Информирует учащихся о домашнем задании.

Домашнее задание (слайд 36)

§23, пересказ, упр. 6 на стр. 79 выполнить в тетради; отметьте на контурной карте стр. 14-15  действующие и потухшие вулканы (не менее 10), сейсмические пояса Земли.

На выбор:

1. Составьте инструкцию «Правила поведения людей при извержении вулкана и землетрясении» (форма выполнения – произвольная);

ИЛИ

2. Составьте сравнительную таблицу, придумайте к ней заголовок.

Разрушительная сила вулкана

Созидательная сила вулкана

После таблицы сделайте вывод: «Вулканы — это добро или зло?»

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, осмысливают свои действия, выявляют положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Ученики сдают маршрутные листы для проверки работы на уроке. Контурные карты сдают на проверку на следующем уроке.

Приложение 1

Ответы к тесту «Движения земной коры. Землетрясения»

№ задания

1

2

3

4

5

А

+

Б

+

+

В

+

+

Г

1-Б, 2-Б, 3-В, 4-В, 5-А

Приложение 2

image004_8

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1830-1833 г.г

Приложение 3

Сообщение  «Предсказания о вулканах»

Грозное природное явление — извержение вулкана — вселяет страх и уважение к подземной мощи недр нашей планеты. Однако есть люди, которые готовы лезть в самое жерло огненной горы, изучать ее ядовитые испарения, пепел и брать пробы оранжевой лавы, бурлящих расплавленных камней. Это вулканологи. Вулканолог – опасная профессия. Вулканология – наука, которая изучает вулканы. У подножья  некоторых вулканов построены вулканологические станции, которые изучают в этом  районе сейсмическую активность, если  есть землетрясения, то возможно извержение вулкана. Некоторые растения зацветают только перед извержением вулкана. Например, каждое извержение вулкана на острове Ява забирало очень много человеческих жизней до тех пор, пока жители не обратили  внимание на растения, встречавшиеся только здесь, на склоне огнедышащей горы. Это была королевская примула.  Запах сероводорода, подземные воды могут нагреваться.

Приложение 4.

09322028.jpg

Строение вулкана

Облака пепла и газа

Кратер

Лава

Жерло

Боковой кратер

Магма

Очаг магмы

Приложение 5

Приложение 6

Типы

«Действующие»

«Потухшие»

«Уснувшие или спящие»

Определение

Это вулкан, который постоянно извергается в настоящее время или в недалеком прошлом

Это вулкан, который сильно разрушен и не проявляет активности уже много тысячелетий.

Это вулканы, не проявляющие признаков активности, но, по мнению ученых, они могут снова стать действующими

Примеры

Ключевская Сопка, Этна, Фудзияма

Килиманджаро, Эльбрус

вулканы

Исландии

Таблица «Виды вулканов»

        

Приложение 7

Самым опасным вулканом Европы и одним из самых опасных в мире считается Везувий, расположенный на юге Италии.  За всю историю существования Везувий извергался 80 раз, самое мощное из извержений было зафиксировано в 79 году нашей эры, когда практически были уничтожены города Помпеи, Геркуланум и Стабии. А последнее извержение вулкана Везувий произошло в 1944 году, когда он стер с лица земли города Сан-Себастьяно и Масса. Тогда высота лавы достигала 800 метров, а облако вулканической пыли поднялось на высоту 9 км.

http://1.bp.blogspot.com/-qunNtJTZehA/TvOLUUe7-AI/AAAAAAAAAIA/8CcZRt_nhf0/s200/%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B7%25D1%2583%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25B9.jpg

Самым красивым считается один из самых активных действующих вулканов на Земле и самый молодой из гавайских вулканов - Килауэа, расположен он в штате Гавайи, США.  Извержение этого вулкана продолжается уже 28 лет, и он является самым большим (около 4,5 км в диаметре кратера) из действующих на Земле. Здесь можно полюбоваться причудливо застывшей лавой и "лунными" ландшафтами. К вулкану пускают туристов. Килауэ считается местом обитания Пеле — гавайской богини вулканов. По ее имени названы лавовые образования — "слёзы Пеле" (капли лавы, которые охладились на воздухе и приняли форму слезы) и "волосы Пеле" (нити вулканического стекла, образующиеся в результате быстрого охлаждения лавы при стекании в океан).

http://1.bp.blogspot.com/-njaY-wfZiXo/TvOLnsDoKCI/AAAAAAAAAIM/KhkpMx-8GNc/s200/%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2583%25D1%258D.jpg

 Самый высокий вулкан в мире находится в Андах Южной Америки. Словно страж на приграничной полосе Аргентины и Чили, стоит заснеженный гигант Охос-дель-Саладо (его абсолютная высота 6893м).  В число действующих не входит – на памяти местных жителей и всех их предков эта громадина тихо спит. И все же есть мнение, что спокойствие временное и может закончиться внезапным образом. В течение последних двадцати лет над Охос-дель-Саладо стали замечать следы выбросов пепла и газа. Не исключено, что в скором времени статус вулкана изменится. vulkan-4


Самый высокий вулкан в Европе - Этна, находится на итальянском острове Сицилия. Этна почти в 2 раза выше Везувия. Так как это действующий вулкан, то его высота постоянно изменяется. Этот вулкан извергается в среднем 3 раза в месяц, а раз в 150 лет разрушает соседний поселок. Жители острова обожают свой вулкан, так как он считается неопасным. Ведь периодически извергаясь, вулкан не может накопить силу и энергию для более разрушительного извержения. Этот вулкан любят посещать туристы, даже во время извержения.

vulkan-etna

Самый высокий действующий вулкан России и всей Евразии - Ключевская Сопка расположен на Камчатке. Возраст вулкана приблизительно 7000 лет. Высота его меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря. Последнее извержение произошло в сентябре 2016 года!

sopka
Задание. Обозначьте данные вулканы на контурной карте, используя для нахождения их местоположения географические координаты:

Везувий – 410 с.ш.,15 0в.д.

Этна – 380 с.ш.,150 в.д.

Охос-дель-Саладо – 270 с.ш., 690 з.д.

Килауэа - 19° с. ш. 155° з. д.

Ключевская Сопка -560 с.ш. 1610 в.д.

Проверьте себя по картам атласа.

Приложение 8

Маршрутный лист

ученика (цы) 5 _ класса

Ф.И.________________________

____________________________

Тема урока __________________________________

Задание 1

Тест «Движения земной коры. Землетрясения»

1. Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры  - это:        

          А) горст     Б) грабен     В) сброс    Г) разлом

2. Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород  -  это:  

          А) кратер    Б) очаг землетрясения       В) грабен     Г) эпицентр

3. Приборы, следящие за землетрясениями  - это:  

          А) барометр         Б) флюгер      В) сейсмограф     Г) гироскоп

4.Участок земной поверхности, где с наибольшей силой появляются землетрясение – это:

          А) разлом Б) очаг  В) эпицентр

5. Движения земной коры бывают:  

       А) горизонтальные и вертикальные      Б) только горизонтальные    В) только вертикальные

Бланк ответов к тесту «Движения земной коры. Землетрясения»

№ задания

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г

Задание 2. Заполните кластер

Задание 3

Дайте  определение вулкану, используя схему «Формирование понятия»

       

 

Вулкан – это _____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.  Прочитайте стихотворение и подпишите все части вулкана:

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей  очень  нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся наш  грозный вулкан.

«Строение вулкана»

09322028.jpg

Задание  5.   Заполните таблицу:

Таблица «Виды вулканов»

Типы

«Действующие»

«Потухшие»

«Уснувшие или спящие»

Определение

Это вулканы, не проявляющие признаков активности, но, по мнению ученых, они могут снова стать действующими

Примеры

вулканы

Исландии

Задание 6.  Заполните схему:

        

                                                                                Пример: 1.                                                                   Пример: 1. Гавайские острова                                        

                                                                                2.                                                                                    2.

                                                                                3.                                            

        

Задание 7.  Заполните схему:                                   

                                                       «Влияние вулканов на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей»

     

   

              « + »  влияние вулканизма                                                                                                                          « - »  влияние вулканизма

_________________________________________                                                                             _________________________________________

_________________________________________                                                                             _________________________________________

_________________________________________                                                                             _________________________________________

_________________________________________                                                                            _________________________________________

Задание  8

Синквейн

1. __________________________

2. _______________, ____________________

3. _________________, __________________,________________

4. __________________ ___________________ ___________________ _________________

5. _____________

Рефлексия

1. Ответьте на вопросы:

Было ли вам интересно на уроке? _____________________________________

Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________

Сумеете ли вы применить свои знания в повседневной жизни? Если да, то как именно? __________________________________________

2 . Лист самооценки

Оцени свои знания на всех этапах урока. Поставь «+» или «–» в каждый раздел, который изучишь  на уроке. Удачи тебе!

Критерии оценивания за каждое задание:  

 без ошибок  +

 допущено 2-3 неточности  +  

 более 3 неточностей  –  

Ф

Ф.И.

Проверка

домашнего задания

тест

Кластер

«Вулкан»

Определение

«Вулкан»

Строение

вулкана

Таблица

«Виды

вулканов»

Схема

«Вулканы по форме»

Влияние вулканов

Контурные карты

Синквейн

Оценка

ИТОГО:  7 – 9 «+» — оценка 5; 6–5 « +» — оценка 4; 4–3 «+» — оценка 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"

Тема урока:  Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание  условия  для усвоения  учащимися знаний терминов: «горные породы»,  о  происхождении магматическ...

Движения земной коры. Вулканизм.

Комбинированный урок в 5 классе по теме "Движения земной коры. Вулканизм".  Формы работы учащихся: коллективная, групповая. Задачи урока: обучающие - углубить знания  о строении земной ...

Презентация Движения земной коры. Вулканизм.

Презентация к уроку географии в 6 классе. Движения земной коры. Вулканизм....

Урок «Движение земной коры. Вулканизм»

Комбинированный урок по географии, позволяющий сформировать представления о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности р...

Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»

Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.; Тип урока: комбинированный.Цели: способствовать формированию представлений о земле...

тест по географии к уроку "Движение земной коры. Вулканизм"

Тест предназначен для закрепления темы по географии в 6 классе "Движение земной коры. Вулканизм". С остоит из 10 вопросов. Составлен на основе учебника Герасимова Т.П. , Неклюкова Н.П. ...