Урок «Движение земной коры. Вулканизм»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Комбинированный урок по географии, позволяющий сформировать представления о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_12.docx | 20.74 КБ |
marshrutnyy_list_k_12_uroku.docx | 19.65 КБ |
dvizheniya_zemnoy_kory.vulkanizm.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Движение земной коры. Вулканизм»
Тип урока: комбинированный.
Цели: способствовать формированию представлений о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.
План урока:
- Землетрясения и сейсмические пояса.
- Вулканы.
- Горячие источники. Гейзеры.
Методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальные, фронтальные.
Основные понятия: землетрясение, сейсмические пояса, очаг, эпицентр, горячие источники, гейзеры.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться: называть и приводить примеры характерных природных явлений в земной коре. Получат возможность научиться определять закономерности распространения землетрясения и вулканизма, устанавливать с помощью карт главные сейсмические пояса. | Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока. Коммуникативные: принимать активное участие во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: составляют и корректируют план и последовательность действий, оценивают результат. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты) | Совместная постановка целей и задач урока. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включая в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Формулировка темы и целей урока: Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Слайд 1,2 | Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать. | Фронтальная работа | |
II. Актуализация знаний (3 минут) | Географический диктант. | Организует выполнение заданий географического диктанта. | Выполняют задания. | Индивидуальная работа | Письменный ответ |
III. Изучение нового материала | Работа с текстом учебника, пункт 1 §15, рис. 29, 30 (6 минут) | Организует работу с текстом учебника, выполнение Задание № 1. | Знакомятся с новой информацией, задают уточняющиеся вопросы, обсуждают новую информацию | Фронтальная и индивидуальная работа | Устные ответы и записи в тетрадях |
Работа со статистическими данными (7 минут) | Организует работу по выполнению Задание № 2. Вводит понятие Сейсмические пояса, цунами Слайд 4,5,6 Физминутка | Отвечают на вопросы, используя новые знания. Выполняют задания. | Фронтальная работа | Устный ответ | |
Работа с дополнительной информацией. Работа с рис. 31 (9 минут) | Организует работу с дополнительной информацией Задание № 3. Задание № 4. Слайды 7,8 | Выполняют задания, работают в паре. | Индивидуальная и парная работа | Устный ответ | |
Работа с текстом учебника пункт 3. (5 минуты) | Организует работу по выполнению Задание № 5. Слайд 9 | Выполняют задания | Фронтальная работа | Устный ответ | |
IV. Первичное осмысление и закрепление нового материала | Работа по индивидуальным карточками (5 минут) | Организует работу по самостоятельному выполнению заданий. | Выполняют задания | Индивидуальная работа. | Проверка выполнения задания. |
V. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке знаний. (5 минуты) | Слайд № 10 Выставляет отметки, комментирует их. | Выполняют задания | Индивидуальная работа. | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание. | § 15, до пункта № 4. Устно ответить на вопросы № 1,2 стр. 55 По желанию – вопрос № 4. (3 минуты) | Конкретизирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная работа. |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист к уроку
Задание № 1. Используя текст на стр. 48 – 49, сформулируйте определение понятию «землетрясение», «сейсмология» и «сейсмограф», запиши в тетрадь.
Очаг землетрясения - это область возникновения подземного удара в толще земной коры
Эпицентр – место на земной поверхности, располагающееся непосредственно над очагом.
Задание № 2. Проанализируйте данные таблицы «Крупные землетрясения» и сделайте вывод.
Страна, год | Китай, 1556 | Япония, 1830 | Индия, 1737 | Италия, 1908 | Япония, 1923 | Китай, 1927 | Перу, 1970 | Армения, 1988 | Япония, 2011 |
Число жертв | 830 000 | 137 000 | 300 000 | 77 000 | 143 000 | 200 000 | 67 000 | 555 000 | 15 892 |
Задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания к нему:
«Вулканы образно называют «огнедышащими горами». Само название этих гор происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Извержение вулканов - грозное, опасное для людей природное явление.
При извержении на поверхность выходит не только лава, но и различные газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла. Пыль и пепел разносится ветром на сотни и тысячи километров. Во время грандиозного извержения вулкана Кракатау в Индонезии (1883 г.) частички вулканической пыли два раза облетели вокруг Земли.
Сейчас на суше насчитывается несколько сотен действующих вулканов.
Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если же извержение прекратились совсем, их называют потухшими. Правда, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться, вновь ожить. Однажды в Исландии проснулся вулкан, который, по мнению ученых, не извергался 5 тыс. лет.
Ежегодно происходит 20 – 30 извержений. В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них – Ключевская Сопка – расположен на Камчатке. Его высота 4750 м. Много вулканов на дне Тихого океана. Там происходят подводные извержения, и формируется «Огненное кольцо» - сеть действующих вулканов».
Задания:
1. Назовите и покажите на карте действующие и потухшие вулканы, используя легенду карты (условные знаки).
2. Проанализируйте данные таблицы «Крупнейшие извержения вулканов», какой вывод можно сделать?
3. Найдите на карте географические объекты, которые встречаются в тексте.
Вулкан | Год | Число жертв |
Везувий (Италия) | 79 | Около 2000 |
Тамбора (Индонезия) | 1815 | 82 000 |
Кракатау (Индонезия) | 1883 | 36 000 |
Мон–Пеле (Вест-Индия) | 1902 | 30 000 |
Невадо-дель-Руис (Колумбия) | 1985 | 20 000 |
Задание № 4. Рассмотрите рис. 31 «Строение вулкана», попробуйте запомнить и рассказать соседу строение вулкана.
Задание № 5. Найти информацию о горячих источниках и Гейзерах
Домашнее задание: § 15 до пункта «Медленные вертикальные движения земной коры», ответить на вопросы №1,2 устно. На дополнительную отметку «5» - письменно выполнить задание № 4. Выучить термины в тетради!
Географический диктант
1. Горы с каналами, из которых временами изливается магма……………………………………………;
2. Отверстие на вершине вулкана …………………………………………………………………………..;
3. Канал, идущий из глубины земной коры………………………………………………………………..;
4. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя ………………………………………………………………………..;
5. Излившуюся на земную поверхность магму называют…………………………………………………;
6. Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность, называют…………………………;
7. Периодические фонтанирующие источники – это ……………………………………………………;
8. Резкие, мощные горизонтальные движения земной коры, приводящие к разрушениям различной степени тяжести………………………………………………….;
Географический диктант
1. Горы с каналами, из которых временами изливается магма……………………………………………;
2. Отверстие на вершине вулкана …………………………………………………………………………..;
3. Канал, идущий из глубины земной коры………………………………………………………………..;
4. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя ………………………………………………………………………..;
5. Излившуюся на земную поверхность магму называют…………………………………………………;
6. Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность, называют…………………………;
7. Периодические фонтанирующие источники – это ……………………………………………………;
8. Резкие, мощные горизонтальные движения земной коры, приводящие к разрушениям различной степени тяжести………………………………………………….;
Географический диктант
1. Горы с каналами, из которых временами изливается магма……………………………………………;
2. Отверстие на вершине вулкана …………………………………………………………………………..;
3. Канал, идущий из глубины земной коры………………………………………………………………..;
4. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя ………………………………………………………………………..;
5. Излившуюся на земную поверхность магму называют…………………………………………………;
6. Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность, называют…………………………;
7. Периодические фонтанирующие источники – это ……………………………………………………;
8. Резкие, мощные горизонтальные движения земной коры, приводящие к разрушениям различной степени тяжести………………………………………………….;
Географический диктант
1. Горы с каналами, из которых временами изливается магма……………………………………………;
2. Отверстие на вершине вулкана …………………………………………………………………………..;
3. Канал, идущий из глубины земной коры………………………………………………………………..;
4. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя ………………………………………………………………………..;
5. Излившуюся на земную поверхность магму называют…………………………………………………;
6. Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность, называют…………………………;
7. Периодические фонтанирующие источники – это ……………………………………………………;
8. Резкие, мощные горизонтальные движения земной коры, приводящие к разрушениям различной степени тяжести………………………………………………….;
Географический диктант
ФИ_______________________________________класс______
Сопоставьте информацию, данные внесите в таблицу
1. Внутренние оболочки Земли. А. Земная кора.
2. Самую высокую температуру из них имеет. Б. Мантия.
3. Из магмы состоит. В. Ядро, мантия, земная кора
4. Самая тонкая оболочка – Г. Гранита.
5. Соприкасается с другими оболочками Земли. Д. 5-10 км
6. Толщина земной коры под океанами - км, под равнинами суши – км. Е. 30-75 км.
7. Океаническая земная кора не имеет слоя. Ж. Ядро.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Географический диктант
ФИ_______________________________________класс______
Сопоставьте информацию, данные внесите в таблицу
1. Внутренние оболочки Земли. А. Земная кора.
2. Самую высокую температуру из них имеет. Б. Мантия.
3. Из магмы состоит. В. Ядро, мантия, земная кора
4. Самая тонкая оболочка – Г. Гранита.
5. Соприкасается с другими оболочками Земли. Д. 5-10 км
6. Толщина земной коры под океанами - км, под равнинами суши – км. Е. 30-75 км.
7. Океаническая земная кора не имеет слоя. Ж. Ядро.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Географический диктант
ФИ_______________________________________класс______
Сопоставьте информацию, данные внесите в таблицу
1. Внутренние оболочки Земли. А. Земная кора.
2. Самую высокую температуру из них имеет. Б. Мантия.
3. Из магмы состоит. В. Ядро, мантия, земная кора
4. Самая тонкая оболочка – Г. Гранита.
5. Соприкасается с другими оболочками Земли. Д. 5-10 км
6. Толщина земной коры под океанами - км, под равнинами суши – км. Е. 30-75 км.
7. Океаническая земная кора не имеет слоя. Ж. Ядро.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Географический диктант
ФИ_______________________________________класс______
Сопоставьте информацию, данные внесите в таблицу
1. Внутренние оболочки Земли. А. Земная кора.
2. Самую высокую температуру из них имеет. Б. Мантия.
3. Из магмы состоит. В. Ядро, мантия, земная кора
4. Самая тонкая оболочка – Г. Гранита.
5. Соприкасается с другими оболочками Земли. Д. 5-10 км
6. Толщина земной коры под океанами - км, под равнинами суши – км. Е. 30-75 км.
7. Океаническая земная кора не имеет слоя. Ж. Ядро.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движения земной коры ВЕРТИКАЛЬНЫЕ (Движения, перпендикулярные поверхности земли) ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ (движения, параллельные поверхности земли
Землетрясения – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толками ОЧАГ - это область возникновения подземного удара в толще земной коры ЭПИЦЕНТР – место на земной поверхности, располагающееся непосредственно над очагом.
Сейсмические пояса – это зоны на поверхности Земли, которые характеризуются высокой подвижностью и частыми землетрясениями.
ЦУНАМИ - гигантская океаническая волна, возникающая при извержений подводных вулканов или подводного землетрясения.
ВУЛКАНЫ – конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород. Вулканы, которые извергались хоть раз на памяти человечества, называются действующими. Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений, считаются потухшими.
ВУЛКАНЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ (о извержении которых сохранились какие-либо сведения) ПОТУХШИЕ (о извержении которых не сохранилось никаких сведений) Льюльяльяко , Везувий, К лючевская С опка Аконкагуа , Эльбрус
ГЕЙЗЕРЫ – это источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 15, до пункта № 4. Устно ответить на вопросы № 1,2 стр. 55 По желанию – вопрос № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»
Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....
Движения земной коры. Вулканизм.
Комбинированный урок в 5 классе по теме "Движения земной коры. Вулканизм". Формы работы учащихся: коллективная, групповая. Задачи урока: обучающие - углубить знания о строении земной ...
Презентация Движения земной коры. Вулканизм.
Презентация к уроку географии в 6 классе. Движения земной коры. Вулканизм....
Движение земной коры, Вулканизм
Данная презентация поможет изучить строение вулкана, познакомиться с видами вулканов, выявит закономерности размещения вулканов, познакомит со стихийными явлениями в литосфере....
Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»
Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.; Тип урока: комбинированный.Цели: способствовать формированию представлений о земле...
Разработка урока по географии "Движение земной коры. Вулканизм"
Разработка урока "Движение земной коры. вулканизм" представлена для обучающихся 5 классов. Урок разработан в соответствии с ФГОС по теме "Литосфера -твердая оболочка Земли"...
тест по географии к уроку "Движение земной коры. Вулканизм"
Тест предназначен для закрепления темы по географии в 6 классе "Движение земной коры. Вулканизм". С остоит из 10 вопросов. Составлен на основе учебника Герасимова Т.П. , Неклюкова Н.П. ...