Движения земной коры. Вулканизм.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Васильева Елена Александровна

Комбинированный урок в 5 классе по теме "Движения земной коры. Вулканизм".  Формы работы учащихся: коллективная, групповая. Задачи урока: обучающие - углубить знания  о строении земной коры;

развивающие - развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР;  воспитательные - формирование культуры общения при работе в парах. Показаны структура и ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulkany.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

2.Предмет:география

3. Класс: 5

4. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм», §23

5. Учебник «География»5-6 классы, под редакцией А.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2014.

6. Цели: Сформировать представление о происхождении вулканов. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

7. Задачи:

- обучающие: углубить знания  о строении земной коры;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8.Планируемые результаты:

- предметные: выявлять при сопоставлении географических карт, закономерности распространения зон вулканизма; определять отличия действующих и потухших вулканов;

 -  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования.

- личностные:  оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

-регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

12. Оборудование:мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, физическая карта мира, карта «Строение земной коры» , атласы, учебники.

13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Движения земной коры»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

Вспомните:

  1. Какие виды движения земной коры вы знаете?
  2. Почему происходят землетрясения.
  3. К чему приводят движения земной коры?
  4. Как называются участки, где землетрясения бывают часто и они достаточно сильны?
  5. Показать по карте сейсмический пояс Земли.

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует (показ картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации.

1. Какое страшное событие изображено на картине Брюллова «Последний день Помпеи»

2. Кроме землетрясений, какие еще явления происходят в сейсмоактивных зонах?

3. А что вам известно о вулканах?

4. Объясните, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему,записывают в тетради(П)

Этап 3. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать  информацию о том, как устроен вулкан.

Зарисуйте схему вулкана.

  1. Почему происходит извержение вулкана?
  2. Где возникают вулканы?
  3. Какие еще явления происходят в районах вулканизма?
  4. Какие бывают вулканы?

Стимулирует активное участие всех детей к поисковой деятельности

Работа с картой и составление таблицы

действующие

потухшие

1 группа учеников (работа в тетради)

Работают с учебником: находят и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р)

Зарисовывают (П, Р)

Объясняют, обсуждают(П, К).

Сравнивают,анализируют.(П, К, Р)

Практикум: работа в парах: ищут по карте с помощью условных знаков действующие и потухшие вулканы,   формулируют вывод об их различии.  (П,Р,К.)

Этап 4. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание.

Нанесите на контурную карту вулканы (стр. 79, зад.1)

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

-Что общего у районов распространения землетрясений и вулканов?

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при поиске ответа на вопрос:

- В каких странах находятся крупные вулканы?

Составить синквейн совместно с детьми:

Вулкан

Действующий, потухший

Грохочет, извергает, выбрасывает

Самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка

Огнедышащая гора

Работают с атласом и к/к (П, К, Р)

Обсуждают в парах и индивидуально,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Работают парами, сопоставляя политическую и тектоническую карты:

Объясняют,анализируют, формулируют (П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

Предлагают варианты ответов, записывают в тетрадь (Р, К, П)

Этап 5. Рефлексия

Итог урока.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отмечают успешные ответы участников группы.

Этап 6. Домашнее задание

Д/з: §23, объясняет выполнение задания №5,6,8 (стр. 79)

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

Презентация Движения земной коры. Вулканизм.

Презентация к уроку географии в 6 классе. Движения земной коры. Вулканизм....

Урок «Движение земной коры. Вулканизм»

Комбинированный урок по географии, позволяющий сформировать представления о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности р...

Движение земной коры, Вулканизм

Данная презентация поможет изучить строение вулкана, познакомиться с видами вулканов, выявит закономерности размещения вулканов, познакомит со стихийными явлениями в литосфере....

Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»

Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.; Тип урока: комбинированный.Цели: способствовать формированию представлений о земле...

Разработка урока по географии "Движение земной коры. Вулканизм"

Разработка урока "Движение земной коры. вулканизм" представлена для обучающихся 5 классов. Урок разработан в соответствии с ФГОС по теме "Литосфера -твердая оболочка Земли"...

тест по географии к уроку "Движение земной коры. Вулканизм"

Тест предназначен для закрепления темы по географии в 6 классе "Движение земной коры. Вулканизм". С остоит из 10 вопросов. Составлен на основе учебника Герасимова Т.П. , Неклюкова Н.П. ...