конспект урока географии в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс)
Конспект урока географии в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornye_porody_slagayushchie_zemnuyu_koru.6_klass_2.docx | 100.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель географии Трунова Елена Васильевна
Предмет: География Класс: 6
Тема урока: Горные породы, слагающие земную кору.
Цель урока. Создание условий для формирования у обучающихся общего представления о составе твердой оболочки Земли, о свойствах, происхождении и классификации горных пород.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы».
Развивающие: Развивать общеучебные умения (работать с учебником и дополнительной литературой, составлять таблицы, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);
Развивать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы).
Воспитательные: Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности. Воспитывать толерантность.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Необходимое оборудование:
раздаточный материал для выполнения заданий; конверт «Индикатор урока» с разноцветными яблоками на самоклеящейся бумаге (1 на парту), коллекция «Горные породы».
«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…
не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни»
К.Г.Паустовский
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
Приложение 1.
СКАЗКА О КАМЕННОМ УГЛЕ
В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был Ванюшка-царевич. Знал он о своем царстве ни много, ни мало, а ровнехонько ничего. Разослал однажды Ванюшка-царевич во все концы своего государства гонцов-скороходов объявить всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное, что только есть в его царстве.
Чего только не принесли люди: и чудо-птицу павлина, и камни самоцветные, и самородки золотые. Последним появился неказистый мужичок, лыком подпоясанный, в лапти обутый, и подал царевичу простой черный уголек-замарашку. Рассердился Ванюша.
- Мне, - говорит, - добрые люди самоцветов, драгоценных камней полный сундук понатащили, а ты что принес? Теперь снова руки мыть придется. Забирай, и прочь отсюда!
Обиделся мужичок, а черный уголек и того пуще. Покатился уголек за порог, и след его простыл. И в тот же миг стало во дворце темным-темно.
- Это почему? - рассердился Ванюшка-царевич. - Подать сюда самого главного мудреца, пусть объяснит мне, по какому такому случаю в государстве темень кромешная наступила?
- Все потому, - сказал главный придворный мудрец, - что электричество иссякло.
- Почему?!
- А потому что топки погасли.
- Почему?
- Потому что по Вашей премудрой милости уголек в стране пропал.
- Пропал и ладно, пускай свечи зажгyт.
Свечи зажгли, посветлело. Да вот беда - холодно во дворце. у придворных зуб на зуб не попадает. Опять зовет Ванюшка царевич главного мудреца.
- Это на каком таком основании мы все тут обчихались, и лично у моего высочества пар изо рта валит?
- Так ведь отопление, ваше высочество, не действует.
- Почему?
- Да потому что в котельных огня нет.
- Почему?
- Почему?- Опять потому, что уголек по вашей милости пропал.
- Ладно, - сказал Ванюшка-царевич. - Дровами натопим. А пока шубы наденем и пойдем наш новый портрет смотреть. Приходят к придворному художнику, а у того на холсте одним карандашом черточки нарисованы и больше ничего.
- Это что за безобразие! - рассердился царевич, - почему я у тебя получился такой бледный? Я заказывал картину, чтобы всеми красками сверкала.
- Так ведь многоцветных красок нет, ваше высочество, их же из черного каменного угля добывают, а уголек по вашей милости, сами знаете...
От всех этих проблем разболелась голова у Ванюши. Послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а чемоданчик пуст.
– Как ты смел прийти ко мне без лекарств?
– Простите, ваше величество, но белый порошок аспирин из черного угля делают, и все исчезло, словно никогда и не было.
Тут с криком воевода вбегает: «Беда! Напало на нас войско царевны Аленки из соседней сторонки».
- А где мои верные солдаты - бравые ребята?
- Солдатам-ребятам сражаться нечем: нет булатных мечей, нет железных щитов, хоть картошкой кидайся, блинами защищайся.
- Что ж кузнецы-молодцы мечи не сковали?
- Кузнецы говорят: «Не можем ковать - огонь в кузницах погас, угля нет». И железа нет, как его без каменного угля из руды возьмешь?
И решил Ванюшка-царевич бежать без оглядки из своего царства-государства, пока цел. Слез с пуховой перины, хвать кафтан, а на нем ни одной пуговицы. И новых не пришьешь - пластмассовые пуговицы тоже из угля делают.
Подать шубу мою меховую! – повелел Царевич.
– Нет шубы, она тоже была сделана из угля и она исчезла, – отвечает . Тут царевич взмолился: «Уголек! Родимый, прости. Воротись, не помни зла!»
Говорят, простил его уголек - вернулся...
Приложение 2
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ |
магматические |
осадочные |
метаморфические |
глубинные |
излившиеся |
неорганические |
органические |
обломочные |
химические |
Приложение 3 .
Текст 1. Магматические горные породы.
На глубине до 100-200 км в толще мантии, где температура более 1500°С, а давление составляет десятки тысяч атмосфер, находится магма. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при ее остывании и затвердении, называются магматическими. Минералы и горные породы, образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые, твердые. При извержении вулканов магма поднимается на поверхность Земли и изливается в виде лавы. Такие горные породы называют излившимися. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на земную поверхность, застывает быстрее, поэтому излившиеся магматические породы состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом (базальт, андезит). Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются и образуется магматическая порода, которая имеет губчатое, пористое строение, например пемза. Она легкая и не тонет в воде. Вместе с тем пемза достаточно твердая и используется как шлифующий материал.
Однако не всегда магматическому расплаву удается достичь поверхности Земли. Из застывшей на глубине магмы образуются глубинные магматические породы: гранит, габбро, диорит. Их отличает крупнокристаллическое строение.
Текст 2. Осадочные горные породы.
Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. По составу и происхождению осадочного материала различают породы неорганические и органические.
Из неорганических горных пород особенно распространены обломочные. Они состоят из обломков различных пород. Происхождение их связано с процессами разрушения твердых пород (выветривание, размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий, песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше. Иногда в речных наносах находят россыпи драгоценных минералов магматического происхождения (золота, платины, алмазов).
Другие горные породы и минералы неорганического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ. Их называют химическими. Это, например, оседающие на дне водоемов калийные и поваренные соли, гипс.
Органические осадочные породы состоят в основном из остатков растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов. К ним относятся горючие полезные ископаемые (торф, каменный уголь), а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов морских животных.
Для осадочных пород характерна слоистость. В пластах можно найти остатки и отпечатки растений и животных.
Текст 3. Метаморфические горные породы.
На некоторых участках земной коры осадочные и магматические породы могут быть перекрыты сверху толщами других пород и вновь оказаться в зоне высоких температур и высокого давления, соприкасаться с раскаленной магмой. При этом горные породы приобретают новые свойства. Под воздействием давления, высоких температур горные породы приобретают новые свойства: известняк превращается в мрамор, глина – в глинистый сланец, гранит – в гнейс. Такие изменившиеся в глубине горные породы называются метаморфическими (слово «метаморфоз» в переводе с греческого означает «превращение»).
Приложение 4.
Практическая работа «Знакомство с горными породами».
Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.
Оборудование: инструктивные карты, коллекция минералов и горных пород (гранит, известняк, торф), фарфоровая пластина, стекло.
Форма проведения: составление таблицы. «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.
Ход работы:
Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите в таблицу.
Характеристика горных пород | |||
План характеристики | Горные породы | ||
1. Название. | Гранит | Известняк | Торф |
2. Цвет. | серый (розовый) | белый | бурый (коричневый) |
3. Структура: а) зернистая (видны зерна минералов в породе); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (зерна не различимы, порода оставляет след на руках). | зернистая | плотная | землистая |
4. Твердость: а) твердая; б) средней твердости; в) мягкая; г) хрупкая. | твердая | средней твердости | хрупкая |
5. Вес: а) тяжелый; б) средней тяжести; в) легкий. | тяжелый | средней тяжести | легкий |
6. Происхождение (см. учебник) | магматическое (глубинное) | осадочное (органическое) | осадочное (органическое) |
7.Применение | строительный материал | строительный материал | удобрение, топливо |
Гранит – прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры. Известняк – строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв. Торф – горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырье. |
Приложение № 5
Обозначение цветов:
Красный – урок очень интересный. Мне все понравилось, я все понял(а).
Желтый – мне понравился урок, но я не все понял(а).
Синий – я все понял(а), но урок был не очень интересный.
Коричневый – было скучно, я ничего не понял(а)
Литература:
1.Учебник География. Землеведение. под ред. О.А. Климановой – М.: Дрофа, 2010.
2.Учебник География. Начальный курс Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова . 6 класс, – М.: Дрофа, 2008.
3.Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д. Аксенова – М.: Аванта+, 2003.
4.Максимов Н.А. “За страницами учебника географии”. – М.: Просвещение, 1981.
5. chern.org.ru Системно-деятельностный подход на уроке....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"
Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...