конспект урока географии в 9 классе по теме: "Агропромышленный комплекс России"
методическая разработка по географии (9 класс)
Урок направлен на реализацию следующих задач: изучить особенности сельского хозяйства России, растениеводства, закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, с компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_klass_agropromyshlennyy_kompleks_rossii.docx | 839.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии в 9 классе
Тема: «Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение.»
Цель: познакомить с особенностями агропромышленного комплекса России.
Задачи:
- Изучить особенности сельского хозяйства России.
- Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
- Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
- Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером.
Оборудование: таблицы, схемы, карты атласа, гербарий культурных растений, таблица мелиорации земель.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Изучение новой темы.
Учитель Слайд№1 Поля укрыты белой пеленой.
Зима. Морозы. Снег лежит глубокий
А там под ним, прильнув к груди земной,
Хлеба берут живительные соки.
Не бодрствуют они, но и не спят:
В полудремоте ждут поры весенней,
Снега сойдут и птицы прилетят,
И солнце щедро обогреет Землю.
Разбудит трактор поля тишину,
И жаворонок песнею зальётся,
Труд земледельца славя и весну,
И новая страда в селе начнётся.
Страда в селе, считай что, круглый год:
Ремонтная, за нею посевная…
Но с нетерпеньем земледелец ждёт –
Ту, главную, уборку урожая.
Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий.
Учитель Какая тема нашего урока?
Уч-ся Агропромышленный комплекс
2 слайд Учитель Тема нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение.
Слайд №3 Учитель Что вы знаете об агропромышленном комплексе?
Уч-ся: Что это сельское хозяйство
Слайд№ 4 Учитель : Что вы хотите узнать?
Уч-ся отвечают
Слайд №5 Учитель : Для чего вам нужно это знать? Людям каких профессий необходимы эти знания?
Слайд№6 Учитель: Значит какая цель нашего урока?
Уч-ся Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса его составом и значением . Изучить особенности сельского хозяйства России.
Учитель: А поможет нам в этом план нашего урока , который представлен на Слайде№7
1.АПК и его задача.
2.Состав АПК.
3.Сельское хозяйство и его особенности.
4 .Сельскохозяйственные угодья.
Учитель : - Ребята, давайте разберем это многосложное понятие:
Слайд № 8 Учитель : - Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности
Слайд №9- Учитель : Что означает слово «агро» ? /агрономический — слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.
Слайд №10- Учитель : Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности…
Слайд №11 Учитель : Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?
Используя текст § 28 стр. 117, дайте определение АПК (агропромышленный комплекс).
Уч-ся: Агропромышленный комплекс -это учащиеся дают ответ
Слайд 12 :Учитель Агропромышленный комплекс — это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.
Учитель: Как вы считаете, какова главная задача этого комплекса?
Уч-ся : дают ответ
Слайд №13 Учитель : Обеспечить население страны продовольствием
Слайд №14 Учитель: Развитие комплекса очень сильно влияет на благосостояние нашего народа, поскольку его продукция составляет 80% товаров торговли. Что является основой АПК?
Уч –ся: Сельское хозяйство …
Учитель: Да, ребята, Основой АПК является сельское хозяйство (45% продукции), но оно одно не может справиться со столь важной задачей .С/х необходима техника, удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений, лучшие породы скота, комбикорма и др..
Слайд № 15 Учитель : Используя рис. 53 стр. 118 , расскажите о составе АПК.
Слайд №16 Уч-ся : АПК включает в себя 3 звена: (на слайде схема).
Агропромышленный комплекс
1 звено 2 звено 3 звено
отрасли, сельское отрасли,
обслуживающие хозяйство перерабатывающие
сельское хозяйство продукцию с/х
земледелие животноводство
Слайд №17 Учитель : Задание №1 Дать характеристику каждому звену АПК
(учебник, стр. 118-119).
Слайд №18 Учитель: Задание №2 По карте атласа «Машиностроение» найди и запиши центры сельскохозяйственного машиностроения
Уч-ся: отвечают и показывают на карте
Слайд № 19 Проверка Учитель :Центры производства с/х техники приближены к районам потребления:
¢а)зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону,Красноярске,Рубцовске,
¢б) льноуборочные –в Центральных районах: Рязань, Тула
¢в) картофелеуборочные –Рязань, Челябинск,
¢г)свеклоуборочные –Липецк.
Слайд №20 Учитель Для чего нужны удобрения
Уч-ся для удобрения почвы и получения богатого урожая
Слайд № 21 Учитель Задание№ 3 Пользуясь картой атласа «Химическая промышленность» определи центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных и фосфорных
Уч-ся :отвечают и показывают на карте
Слайд№ 22 Проверка Учитель : Промышленность минеральных удобрений Производство минеральных удобрений размещается у источников сырья и потребления:
а) Центральная база –Тульская, Московская и Ленинградская области;
б) Волго-Уральская база –Солекамск, Березники, Уфа, Салават
Учитель: Ребята, мы должны выявить значение каждого звена в развитии АПК, а затем ответить на главный вопрос: Что же объединяет все звенья в единый комплекс? (проблемный вопрос).
Слайд №23 Учитель Задание№ 4
Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям
1 звено.
2 звено.
3 звено.
Слайд №24 Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:
Уч-ся : Они распределяют отрасли по звеньям.
Уч-ся :Ответы:
Слайд 25 Учитель проверка 1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.
2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.
Учитель :От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.
Уч-ся :Зависит от развития первого звена АПК,отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).
Учитель: да, ведь именно 1 звено обеспечивает с/х техникой, удобрениями, ядохимикатами, комбикормами и т.д. применение машин в с/х сближает с/х труд с индустриальным. Именно это звено способствует механизации с/х и повышение его эффективности. Но, однако, в развитии этого звена существуют проблемы в связи с кризисом в АПК:
- Отрасли этого звена не обеспечивают в полном объёме своей продукцией АПК. В с/х предприятиях не хватает техники, а та, что есть – очень дорогая и низкого качества, т.к. многие предприятия монополизированы и не имеют конкурентов в стране. О низком качестве говорит тот факт, что зерноуборочные комбайны теряют при уборке по 2 ц. с га. В масштабах страны это 12 млн.т.зерна.
- В стране нет спец. Техники для выращивания и уборки овощей и др. культур. И поэтому мы вынуждены пропалывать и убирать вручную.
- При производстве техники не всегда учитываются различия природных условий разных районов страны, и техника быстро приходит в негодность.
- Сельскому хозяйству не хватает удобрений и ядохимикатов, или их цены не всем доступны в условиях самофинансирования.
- И в связи со всеми этими проблемами у нас в стране многие сельхозпредприятия становятся банкротами, разоряются. А во многих хозяйствах поля не обрабатываются , не засеиваются культурными растениями, а зарастают бурьяном
Учитель: Итак, мы убедились, что 1 звено имеет большое значение для развития сельского хозяйства. От 3 звена также зависит развитие АПК. Ведь, чтобы выращенная с/х продукция попала на стол к нам, её нужно вовремя и без потерь убрать, сохранить, переработать и реализовать населению всех районов страны.
Но всё же основу АПК составляет 2 звено: сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства и животноводства. (используя таблицу учебника назовите отрасли сельского хозяйства).
Учитель : Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.
Слайд Учитель Задание№ 5 Что входит в структуру растениеводство:
Уч-ся : пшеница кукуруза овес ячмень и другие
Слайд №26 Учитель проверяем правильно мы ответили на вопрос
Учитель Задание №6 Из каких отраслей состоит животноводство:
Уч-ся : свиньи коровы овца куры верблюды лошади и другие
Слайд №27 Учитель: проверяем правильно мы ответили на вопрос
Учитель: Скажите, чем отличаются отрасли сельского хозяйства от других отраслей народного хозяйства?
Слайд № 28 Работа с учебником
Слайд №29 Уч – ся: 1) зависит от природных условий, которые у нас очень разнообразны.
2) Производство с/х продукции сезонно.
3) Земля в сельском хозяйстве является и средством труда и предметом труда
4) Сельскохозяйственные предприятия занимают большие площади.
Учитель: Ребята, вспомните, какие земли(площади) мы называем сельскохозяйственными угодьями?
Слайд №30 проверка Уч – ся: С/х угодья – это земли, которые используются в сельском хозяйстве.
Слайд №31 Учитель: Задание № 7 Сколько % составляют с/х угодья от всего земельного фонда России?
Уч – ся: (13%): земельный фонд – 1708 млн.га; сельхозугодья – 222 млн.га.
Учитель: Какие земли относятся к сельскохозяйственным угодьям?
Слайд №32 проверка Уч –ся: пашня – 60%; сенокосы – 10%; пастбища – 30%; сады, виноградники 1%
(схема открывается на доске)
Слайд №33 Физминутка
Слайд №34 Учитель: земельные ресурсы России ограничены и не могут постоянно расширяться, а с/х угодья занимают ещё меньшую площадь и качество их ухудшается, т. к. они подвержены влиянию неблагоприятных факторов: каких?
Слайд №35 Задание №8 Используя п28 учебника стр 121 определите какие неблагоприятные факторы влияют на качесво сельскохозяйственных угодий ?
Слайд№ 36 Уч – ся: 1) заболачивание (45 млн.га.); 2) засоление (40 млн.га.); 3) водная и ветровая эрозия (50 млн. га.); 4) засуха (170 млн.га.)
Учитель: Задание№ 9 В связи с этим большое значение для земель имеет мелиорация. А что такое мелиорация?
Слайд №37 Уч – ся: Мелиорация – это совокупность мероприятий по повышению плодородия почвы.
Слайд №38 Учитель: Какие виды мелиорации проводят в стране?
Слайд №39 проверка Уч – ся: 1) террасирование склонов и полезащитные полосы; 2) правильная обработка и вспашка почвы; 3) внесение в почву удобрений и химических веществ; 4) осушение и орошение; 5) севооборот.
Учитель: Выполняя все эти мероприятия, можно сохранить земельные угодья. Однако из – за кризиса и в с/х и в экономике в целом в России проводятся не все виды мелиорации, что неблагоприятно сказывается на развитии АПК в стране.
Учитель На развитие с/х не только влиют виды мелиорации ,но еще и факторы размещенияПо картам атласа определите, как размещены разные отрасли АПК России/ неравномерно по территории страны
Уч-ся неравномерно
Слайд №40 Учитель Задание№10 Какие факторы размещения на это влияют на размещения АПК?
Слайд №41 Учитель Давайте проверим факторы и особенности размещения отраслей АПК
Природные условия
Сырьевой
Сезонность
Потребительский
Уч -ся :Природные условия, Сырьевой ,Сезонность ,Потребительский
Учитель : Давайте сравним показатели развития АПК России и развитых стран. От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства?/ от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения
Слайд№ 42 Задание № 11:
- Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (на душу населения)
От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства?/ от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения
Показатели | Россия | ФРГ | США |
с/х угодья (га) | 1,5 | 0,2 | 2,0 |
Пашня, (га) | 0,8 | 0,2 | 0,7 |
Зерновые и зернобобовые культуры, (кг) | 469 | 516 | 1272 |
Сахарная свёкла, (кг) | 109 | 323 | 90 |
Картофель, (кг) | 262 | 166 | 85 |
Мясо, (кг) | 36 | 75 | 127 |
Учитель Слайд № 43 Исходя из таблицы, сделаем вывод, как зависит уровень развития с/х производства от с/х угодий и пашни, приходящихся на душу населения?
«Россия имеет большую площадь пашни на душу, но меньшую урожайность зерновых; сахарной свёклы меньше, чем в ФРГ. Больше всего в расчёте на душу
населения в России выращивается картофеля – в 3 раза больше, чем в США. Мяса на душу населения в России приходится меньше, чем в США в 3 раза и ФРГ в 2 раза».
Учитель: Как вы думаете почему?
Уч –ся: так как пашня в России используется менее эффективно, чем в США и ФРГ.
Особенности растениеводства в России.
Учитель: Как вы думаете, какая отрасль растениеводства является ведущей в России?
Уч – ся: зерновое хозяйство.
Учитель: Какие культуры мы относим к зерновым?
(уч – ся называют и показывают из гербария).
Учитель: по производству ячменя, овса и ржи Россия занимает 1-е место в мире. А по валовому сбору зерновых культур Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Индии и США. По площади посевов в России 1-е место занимает пшеница, 2-е место – ячмень.
Слайд№ 44 Самостоятельная работа.
- Используя текст учебника и карты атласа, заполнить таблицу. Указать знаком «+» высокие требования культуры к данному условию и знаком «-« нетребовательность культуры к данному условию и указать районы выращивания.
культура | Требования к теплу | Требования к почве | Требования к влаге | Районы выращивания |
зерновые | ||||
ячмень | ||||
рожь | ||||
пшеница | ||||
технические | ||||
подсолнечник | ||||
сахарная свёкла | ||||
лён - долгунец |
Слайд№ 45 Проверяют работы по ключу и оцениваю всех уч – ся.
Культура | Требования к теплу | Требования к почве | Требования к влаге | Районы выращивания |
Зерновые | ||||
ячмень | - | - | - | от северных районов тайги до высокогорных районов |
рожь | - | . | + | лесная зона |
пшеница | + | + | + | лесостепи и степи |
Технические | ||||
подсолнечник | + | + | . | сухие степи |
сахарная свекла | + | + | + | лесостепи, степи |
лен-долгунец | - | - | + | Нечерноземье (лесная зона) |
3. Закрепление изученного. (ответить на вопросы плана урока).
Учитель: ребята, а сейчас вернёмся к проблемному вопросу, который звучал в начале урока. Что же объединяет все звенья АПК в единый комплекс?
Уч – ся: 1 звено обеспечивает техникой, удобрениями, ядохимикатами сельское хозяйство(2 звено). 3 звено перерабатывает с/х продукцию 2 звена. И все звенья работают над достижением одной цели: обеспечить население страны продовольствием
Мы с вами живем в сельскохозяйственном районе. На примере нашего района проследим особенности АПК. Основными отраслями является Животноводство и растениеводство. У нас нет заводов по выпуску машин, мы их закупаем в других регионах. Удобрения и ядохимикаты снабжает “Сельхозхимия”, комбикорма завозят в другие хозяйства , в обмен на зерно, а в нашем хозяйстве производим сами. В районе имеются перерабатывающие предприятия, самое крупное хлебокомбинат.
Очень часто в районе крае проходят семинары. Крупный семинар АПК прошел на базе нашего хозяйства. В нем принял участие президент России В. В. Путин . Слайды№ 46-47
Ф Р А Г М Е Н Т о сельском хозяйстве В.В. Владимирова (3 мин )
Посещение президента В.А. Путина Ставропольского края (3 мин.).
Немалый вклад вносит в развитие АПК наши фермеры. На нашей территории имеются фермерских хозяйства. . Все они занимаются выращиванием зерновых, снабжают район и овощами. Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.Думаю, что вас не затруднит:
Слайд №48 1 группе: Задание №12 Проследить путь от зерна до буханки хлеба ( составить цепочку)
Слайд №49 2группе: Задание №13 Откуда берется молоко на нашем столе ( составить цепочку)
Рефлексия
Слайд№ 50 1. Основным звеном АПК является…
2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы, называется …
3. Главные отрасли, обеспечивающие развитие сельского хозяйства:
А - Б -
4. Главная задача АПК –
5. Главные отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства:
А - Б –
6. Основные отрасли сельского хозяйства:
А - Б
Слайд №51 Ответы
- Сельское хозяйство.
- Мелиорация.
- Машиностроение и химическая промышленность.
- Обеспечить население продуктами питания.
- Легкая и пищевая.
Растениеводство и животноводство
Слайд 52 4.Итог урока.
Оценки за урок
Слайд № 53 .Домашнее задание: п 28-29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Г е о г р а ф и я, 9 к л а с с. Интегрированный урок географии и химии по теме: «Металлургический комплекс России: чёрная металлургия».
К сожалению, проведение интегрированных уроков постепенно уходит из практики, особенно интеграция с химией. Но именно рассмотрение географии чёрной металлургии России целесообразнее проводить в ...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением...
Урок географии в 9 классе по теме "Агропромышленный компекс в России"
Урок знакомит учащихся с особенностями агропромышленного комплекса в России. Учащиеся научатся анализировать статистические данные таблицы, карту "Сельское хозяйство", научатся чертить схемы "Состав А...
Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"
На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...
План-конспект урока географии 8 класс "Климаты России"
План-конспект урока...